Gratuitous Space Battles

Есть игры, которые пробуждают в игроке внутреннего (иногда — генного) инженера. В Earth 2160 или RTS-режиме « Космических рейнджеров 2 » можно было лично собирать юнитов из набора деталей. В Impossible Creatures — скрестить в любых пропорциях жирафа с пираньей. Ну а если вспоминать совсем уж нишевые проекты, то это MindRover и Robot Arena : первая предлагала сконструировать собственный автомобильчик и опробовать его в гонках, вторая — с нуля собрать боевого робота. Gratuitous Space Battles тоже адресована юным конструкторам — здесь позволяют строить собственные космические корабли.
А здесь я держу разные проводки
Особенность GSB в том, что она должна была стать первой игрой в жанре «военная инженерия», в которой ничего, кроме конструирования, нет. Все вышеназванные игры предполагали, что вы лично опробуете свои творения в действии. Тут попросят только расставить свежепридуманные кораблики на игровом поле, а сразятся они уже как-нибудь сами.
Прокол случился там, где ждали меньше всего. Конструирование в GSB примитивно, его можно освоить от и до за две минуты, после чего возня с детальками превращается в малоинтересную рутину. В том же Robot Arena мы начинали конструировать машину для убийства, своими руками чертили корпус, проводили электричество к каждому колесу и размышляли над тем, как же сделать так, чтобы пушка при повороте не царапала корпус. Там все важные инженерные решения принимались не в редакторе, а в блокноте, пока ждешь автобус на остановке.
За подробностями о том, как работает конструктор в GSB, обратитесь к врезке на соседней странице, ну а вкратце процесс выглядит так. Есть несколько готовых типов корпуса, в которых, в свою очередь, предусмотрен десяток слотов. Задача — разместить в них в произвольном порядке все важные для функционирования космического корабля детали. Суммарная стоимость всех деталей определяет итоговую цену корабля. И это — все. Простор для творчества тут заключается в том, что всегда есть выбор — поставить двигатель пониже или повыше. Невероятно увлекательно.
Очевидно, решив, что все веселье будет происходить в редакторе, авторы GSB решили больше ничего в своей игре не делать. А ведь формально это стратегия. На тактической карте вам нужно расставить готовые корабли и задать модель их поведения (атаковать, двигаться, маневрировать — команд предусмотрено много). На деле же от того, каким образом вы расположите своих юнитов, ничего не зависит — как, впрочем, и от команд. Сбрасывайте все в кучу, прикажите всем атаковать — и не ошибетесь. Потом жмете на кнопку Fight, после этого начинаются сами сражения.
Битвы — самое интересное в GSB, но по иронии судьбы влиять на происходящее никак нельзя. Зато выглядят баталии внушительно: талантливая, яркая двухмерная графика. Столкновение любых двух железяк здесь лучше всего характеризуются английским выражением eye-candy: корабли искрятся, взрываются, постоянно грохочут какие-то пушки, экран рассекают огни бластеров.… Из GSB вышел бы отменный скринсейвер!
Занимательная механика
Подробно о редакторе Gratuitous Space Battles
1 — Набор моделей. Они тут бывают четырех типов: оружие (бластеры, пулеметы, какие-то страшные ионные пушки, etc.), защита (энергетические щиты, радары, разного рода приспособления, обманывающие ракеты), двигатели и «прочее» (например, каютные отсеки). Новые детали вы получаете по мере прохождения сюжетных миссий.
2 — Специальные счетчики, определяющие, насколько ваш корабль готов к бою. Например, нельзя, чтобы пушки в сумме выжирали больше энергии, чем генерируют ваши турбины. Кроме того, кораблю нужна команда.
3 — Характеристики ваших модулей. Каждая запчасть тут, как в какой-нибудь RPG, имеет ряд параметров — от массы до прочности.
4 — Корпус корабля. Не имеет особого значения, в какие именно отсеки какие детали вы погрузите, главное тут — их наличие. Пушки, впрочем, мы все равно рекомендуем ставить спереди — увеличится дальность атаки корабля.
* * *
Таким образом, в GSB напрочь отсутствует геймплей. Подгоняем заготовку под основные требования (чтобы была каюта, двигатель и большой пулемет) и выбрасываем на карту — по накалу страстей это все сравнимо с работой с таблицами в Excel. Потом начинается самая интересная часть — битвы, и вдруг оказывается, что они неинтерактивны. Таков, конечно, был особый замысел авторов, но с таким скудным редактором кораблей он совсем не работает.
Впрочем, в онлайне вся эта мышиная возня приобретает определенный смысл. Однопользовательская кампания состоит из десятка миссий, где от вас не требуется ничего — можно пускать в бой те заготовки кораблей, что выдают в обучении, отдав приказ об атаке. Но стоит включить мультиплеер — и все тут же превращается в игру «потрать деньги выгодней». Забавно, конечно, но не отменяет главного: вроде бы Gratuitous Space Battles — игра про то, как весело быть инженером, но притом сама инженерия тут — скука смертная.
Реиграбельность — да
Классный сюжет — нет
Оригинальность — да
Легко освоить — да
Оправданность ожиданий: 60%
Геймплей: —
Графика: 8
Звук и музыка: 8
Интерфейс и управление: 8
Дождались? В Gratuitous Space Battles интересно наблюдать за тем, как корабли жарят друг друга бластерами, но совершенно неинтересно быть инженером.
Рейтинг «Мании»: 5,0
«Средне»