Gravity Crash

В 1986 году на свет появилась игра с незамысловатым названием Thrust. В ней маленький кораблик, составленный из пяти треугольников, отважно прорывался сквозь шквальный огонь, захватывал гравитационным лучом очень, видимо, важный шарик и увозил его куда-то в космос. Главная же особенность игры состояла в том, что в ней была физика: из-за гравитации звездолет тянуло вниз, после ускорения он продолжал двигаться по инерции, а шарик, висящий в зоне действия луча, раскачивался в зависимости от скорости и направления полета.
Привет из прошлого
Конец 2009 года. Компания с прекрасным названием «Просто добавь воды» ( Just Add Water ) сделала практически точную копию игры двадцатилетней давности. Механика Gravity Crash мало отличается от оригинала: тот же кораблик, те же планеты, те же враги, но только на этот раз — в цвете. Ключевые особенности сохранены в полном объеме: наше транспортное средство постоянно норовит грохнуться оземь из-за гравитации, поэтому его траекторию полета приходится регулярно подправлять своевременным включением двигателей. На словах звучит очень просто, но, когда залетаешь в какое-нибудь узкое ущелье или пещеру, становится не до смеха. От напряжения сводит челюсти: любое неосторожное движение — и кораблик превращается в красочный неоновый фейерверк.
Разработчики, правда, сжалились над современными игроками, не привыкшими к таким потрясениям, и сделали два варианта управления. Можно сказать, что это внутриигровой регулятор сложности. В «классической» раскладке левый стик отвечает за вращение корабля вокруг своей оси, а двигатели включаются отдельной кнопкой. Стрелять можно только туда, куда направлен нос звездолета. Современный вариант использует оба стика: левый отвечает за направление движения, а правый — за стрельбу в любую сторону. Второй вариант, разумеется, гораздо проще, но не настолько, чтобы превратить исследования загадочных планет в легкую космическую прогулку.
В Thrust ваш корабль от внешних воздействий защищало энергетическое поле, которое можно было включить только вручную. В Gravity Crash оно тоже есть, но добавлена возможность автоматической активации щита в случае опасности. Игра опять же становится легче, но есть один нюанс: в «ручном» режиме поле со временем восстанавливается само, а в автоматическом для этого нужно разбивать и собирать специальные кристаллы (они также пополняют запас топлива). Казалось бы, мелочь, но одна из главных целей Gravity Crash — набрать максимальное количество очков на уровне. Очки выдаются в том числе за скорость прохождения каждой планеты, и, если поле восстанавливается автоматически, не надо тратить время на сбор кристаллов.
Из других нововведений — мультиплеер и конструктор уровней. С многопользовательским режимом ситуация следующая: есть три режима (стандартная мясорубка, сбор кристаллов на время и гонка по уровню), играть можно вчетвером, но только на одном телевизоре в крохотных окошках.
А вот с редактором уровней получилось интереснее. Во-первых, он очень простой: освоиться и начать ваять собственные локации можно буквально за несколько минут. Во-вторых, созданными уровнями можно делиться с другими игроками, закачав их в PSN. Конечно, шедевров калибра лучших фанатских карт LittleBigPlanet ждать не стоит, но продлить удовольствие от игры пользовательские творения способны: многие из них могут запросто поспорить по качеству исполнения с планетами, которые создали разработчики.
Все познается в сравнении
Три игры, в которых наработки Thrust используются лучше, чем в Gravity Crash
Gravitron 2 (PC)
Игра очень похожа на Gravity Crash, но, в отличие от нее, делает ставку на экшен. В результате получилась очень динамичная аркада с механикой Thrust, огромным количеством врагов и изобретательных ловушек.
PixelJunk Shooter (PS3)
В этой игре нет такой сложной модели полетов, зато есть физика жидкостей и газов. Кораблик летает по вулканическим пещерам и спасает выживших, стараясь не угодить в лаву, которая застывает, если обрушить на нее поток воды.
Insanely Twisted Shadow Planet (PC)
Игра еще не вышла, но уже успела приковать к себе внимание игроков по всему миру. Главная ее особенность — шикарный визуальный стиль, напоминающий театр теней, и великолепная анимация.
Просто добавь
Достаточно ли точного переноса старых идей в новый формат, чтобы приковать современного игрока к экрану хотя бы на несколько часов? Как показывает практика — скорее нет. Тем более что не все идеи, реализованные в Thrust, перекочевали в ремейк. Вместо охоты за шариком Gravity Crash предлагает разрушать вражеские постройки, собирать разноцветные кристаллы и спасать дружественных космонавтов (для этого надо аккуратно посадить корабль рядом с ними).
Первые несколько уровней заниматься этим интересно, но чем дальше проходишь, тем больше понимаешь, что игре катастрофически недостает свежих идей. В 1986 году все это выглядело ново, но с тех пор появилось как минимум несколько удачных игр-подражателей.
А Gravity Crash топчется на месте. Да, в конце каждого мира вас ждет злой босс. Да, врагов стало побольше, и сами они поинтереснее, чем в оригинале. Появились бонусы, четыре вида специального оружия, возможность нырнуть под воду, где действуют уже другие законы: корабль норовит всплыть, а снаряды разрезают океанские глубины с черепашьей скоростью. Есть даже локальные гравитационные поля, влияющие на траекторию полета в зоне их действия. Но свежие идеи у разработчиков быстро заканчиваются, и игра начинает повторяться. Даже Thrust в этом плане была оригинальнее: в середине игры, когда вы только-только привыкли к необычному управлению, гравитация переворачивалась с ног на голову, и вместо того, чтобы падать вниз, корабль начинало тянуть вверх. Приходилось учиться играть заново, а самые находчивые космолетчики даже переворачивали телевизор вверх тормашками. Вот чего-то такого в Gravity Crash очень не хватает.
* * *
Gravity Crash может надолго увлечь только тех, кто совсем недавно открыл для себя видеоигры. Интересная базовая механика, продуманная физика, приятная неоновая картинка и ненавязчивая электронная музыка, сложенные вместе, образуют неплохую ретроигру. В нее не получится играть сутками напролет (надоест), но погонять забавный кораблик по замысловатым уровням в конце дня — милое дело. Игроков же со стажем Gravity Crash удивить, к сожалению, ничем не может: все воплощенные в ней идеи мы много раз видели в других проектах.
Формула игры: 90% Thrust + 10% Geometry Wars: Retro Evolved
Геймплей: 7
Графика: 6
Звук и музыка: 7
Управление: 9
Сюжет: 4
Стабильность: 8
Оригинальность: 2
Оценка: 6,5