Lara Croft and the Guardian of Light

Вот ведь ирония судьбы: игра, главным достоинством которой всю сознательную жизнь были, простите, сиськи главной героини (когда-то на них уходило больше полигонов, чем на создание половины уровня), превратилась в действительно интересное занятием только тогда, когда эти сиськи стало почти невозможно разглядеть.
Как, впрочем, и заветные « Tomb Raider » в названии. Более того, впервые игра в Лару Крофт из абсолютно интимного, личного опыта превратилась в лучшее на свете развлечение для двоих (из тех, которыми можно заниматься с геймпадами в руках). А ведь делов-то — взять обычный Tomb Raider, в десять раз увеличить ему темп и количество врагов, добавить второго персонажа-компаньона, сделать так, чтобы герои крепко зависели друг от друга, и подвесить камеру сверху, «как в Diablo».
Девочки сверху
Заодно Lara Croft and the Guardian of Light своим примером объясняет, почему все нынешние сюжетные кооперативные экшены — страшная муть и ересь. Мы тут частенько пишем, что ту или иную игру гораздо лучше проходить в компании с живыми людьми, потому что так задумали сами разработчики. Но на практике попытка поиграть вот так оборачивается долгой и муторной подготовкой, поиском и настройкой хедсета, а самое главное — толкового напарника.
У далекого друга ко времени начала игры обязательно пропадет интернет или заболеет кошка, а проходить сюжетную игру со случайно подобранными китайскими подростками — сомнительное удовольствие. Все это — если играть на консолях, на PC еще обычно добавляются лаги и обрывы связи.
По сути, единственным настоящим и не омраченным ничем подобным мультиплеерным опытом всегда был сплит-скрин (как вариант — файтинги или Guitar Hero на двоих-четверых игроков). Но он давно уже вышел из моды, поэтому Crystal Dynamics сделали проще — они поместили обоих игроков на один нераздельный экран, как в старых изометрических RPG или аркадах типа Crimsonland.
Чувство прекрасного
Чувствуя, что после более-менее удачного перезапуска в 2006 году серия снова зашла в тупик и бесстыдно проигрывает нынешнему лидеру Uncharted 2: Among Thieves , а ни ресурсов, ни таланта, чтобы превзойти его, у Crystal Dynamics нет, Square Enix (новые владельцы Eidos ) отложили решение судьбы Лары на долгий срок. Поэтому Guardian of Light — это не полноценное продолжение, а скорее спин-офф, который продается в Steam, XBLA и PSN за $10 и выглядит ровно на столько же. Но, как уже говорилось, такой вот эрзац-подход и оказался той самой струей свежего воздуха, которого серии так не хватало.
Внутренне игра тоже стала больше походить на изометрические аркады, чем на классический Tomb Raider: здесь почти нет сложных головоломок, физики, враги прут огромными толпами, а любая ловушка и комната устроена так, что пройти ее можно только совместными действиями обоих игроков. Напарник у Лары уже однажды был — вспомните Tomb Raider: Angel of Darkness , — но там для игры за него отводились отдельные, заточенные под экшен уровни (мало кто вообще увидел их — обычно игру бросали раньше). Сейчас напарником выступает двухметровый (и вроде бы восставший из мертвых) индеец с кольцом в носу и большим копьем, которое поначалу намного сильнее Лариных пистолетов. Лара носит с собой привычный по прошлым играм магнитный крюк, может цепляться за выступы, бегать по стенам и запрыгивать на воткнутые куда угодно копья. На вид — классический дуэт «сила против ловкости», но все оказывается не так просто, когда понимаешь, что огнестрельного оружия — вагон и маленькая тележка (есть даже огнеметы и ракетницы), а стреляет оно… магической энергией, которую нужно подпитывать по ходу игры.
После глупых, но серьезных Tomb Raider: Legend и Tomb Raider: Underworld в этот раз Crystal Dynamics, кажется, достигли апогея бессвязности: кроме мертвых и говорящих по-английски индейцев, здесь также встречаются ожившие огнедышащие динозавры. Зато разработчики наконец-то перестали заблуждаться, что всему этому хоть кто-то внимает всерьез: Лара разгуливает в классическом зеленом топике (увязки с предыдущими частями тут тоже особой нет) и подрывает очередную ловушку со словами «а вот это — моя любимая магия», произнесенными с милым аристократическим британским акцентом.
Если парень в горах не ах
Тот факт, что к большинству ловушек с летающим стрелами (любимое блюдо Tomb Raider) можно просто подойти и взорвать их, обескураживает поначалу больше, чем смена вида камеры. Но взрывать и стрелять тут действительно нужно чаще, чем прыгать, — Лара и ее напарник таскают безлимитный запас мин с дистанционным управлением, а также сколько угодно оружия и апгрейдов к нему.
Случайный человек, посмотревший на экран во время прохождения любого из уровней, скорей всего, увидит сверкающие пятки персонажей, за которыми гонится толпа зомби, и решит, что перед ним как минимум Diablo 3. Это, как вы понимаете, комплимент. Экшен, который совершенно не работал в классических Tomb Raider (вспомните последние уровни Underworld), здесь необычайно веселит. Перерывы на головоломки бывают, но головоломками в привычном смысле это назвать нельзя — обычно попадаются интуитивно понятные задачки на взаимодействие персонажей: нажать удаленные кнопки, подсадить напарника и так далее.
И хотя способ прохождения каждой комнаты, по сути, лишь один, таскать Лару Крофт на индейским щите и натягивать над пропастью веревку, на которой в это время осторожно балансирует напарник, интересно вплоть до самого финала. Проходить Guardian of Light можно, в принципе, и одному (тогда у Лары в дополнение к крюку и пистолетам появится еще копье), но некоторые бонусные локации и головоломки изначально рассчитаны строго на двух игроков.
В этом и заключается одна из прелестей новой Лары Крофт — если раньше с выбранного дизайнерами коридора было просто-напросто не свернуть, то сейчас — ради бога! На уровнях (а это обычные для серии гробницы, леса и катакомбы) полно развилок, скрытых мест и необязательных бонусов. Перепрыгнули реку по камушкам, не коснувшись воды, — получите ачивмент; то же самое — если не пожалеете патронов и убьете огромную королеву пауков (выглядит так же мерзко, как и звучит).
* * *
Самое главное, что количество гормонов счастья, которое вырабатывается при игре в новую Лару Крофт, намного выше, чем у многих более дорогих и ожидаемых игр сезона. Crystal Dynamics впервые пошли на риск, выпустив простую и короткую изометрическую аркаду, но почему-то нам кажется, что этот риск окупится десятикратно. Уже сейчас в разработке находятся пять DLC, а к моменту выхода этого номера игру можно будет проходить и в онлайне — заранее выбирайте себе пару.
Реиграбельность — да
Классный сюжет — нет
Оригинальность — да
Легко освоить — да
Оправданность ожиданий: 100%
Геймплей: 8
Графика: 7
Звук и музыка: 7
Интерфейс и управление: 8
Дождались? В простой изометрический аркаде Лара Крофт чувствует себя так хорошо, словно всею жизнь обитала именно в таких играх.
Рейтинг «Мании»: 8,5
«Отлично»