Quantum Theory

Quantum Theory — маленький героический крестовый поход против неумолимого течения индустрии. Это бюджетная версия Gears of Wa r без кооперативного режима (что само по себе почти что смертный приговор для современного шутера от третьего лица) и с меланхоличным сюжетом прямиком из японской ролевой игры. Копию c GoW снимает начинающая японская компания Team Tachyon (фирма основана в 2007-м и ранее успела сделать только карманный слэшер Undead Knights для PSP) — в год, когда японские разработчики поголовно переключились на натурализацию западных жанров.
И бюджета, и опыта у Tachyon куда меньше, чем у Синдзи Миками с его Vanquish. Поэтому Quantum Theory местами выглядит как игра для PlayStation 2 (даром что использует современную версию Unreal Engine), а уровни полны невидимых стен и прочих элементов из джентльменского набора начинающего разработчика шутеров.
Но если даже вы не списали игру со счетов как неумелый японский клон исконно западного продукта и не стали обращать внимания на графические недочеты и ученические ляпы… даже тогда вместо героического TPS про войну наших с пришельцами (или хотя бы с русскими роботами) перед вами окажется депрессивная закольцованная притча о тщетности попыток изменить ход истории.
Башня Шредингера
Посреди постапокалиптического разрушенного города (совсем как в GoW, только без внешнего лоска) высится гигантская органическая Башня (она же Ковчег). В прологе игры главный герой Сид (мрачный тип в доспехах из GoW, но со шрамами крест-накрест через лицо и нелепой органической пушкой в правой руке) разрушает люминосинтетический реактор на верхнем этаже Башни и лихо покидает осыпающуюся конструкцию верхом на гигантском летающем черве.
Самое время отправиться на поиски новых приключений. Но в заставке первого уровня Сид приходит в себя во все том же постапокалиптическом городе, посреди которого стоит все та же гигантская органическая Башня. И он должен снова идти на приступ.
Бесконечная история
Девять сцен основной игры — вполне самодостаточная и необычная (вспомните еще хотя бы одну игру, начинающуюся с конца и заканчивающуюся началом) Бесконечная История. После открываются секретные «нулевые уровни» повышенной сложности (и более близкие к survival horror Resident Evil 4 , нежели к GoW), они служат своеобразным постскриптумом и рассказывают о происхождении Сида и Башни. Хотя тут все понятно и без постскриптумов…
Сюжет игры заставляет вспомнить умственный эксперимент Эрвина Шредингера — можно даже сказать, что финалом (началом) Quantum Theory авторы поддерживают многомировую интерпретацию квантовой механики и отвергают устаревшую копенгагенскую (см. нашу врезку) концепцию. Но в целом у QT с физикой не больше общего, чем у любой другой игры без слов «квантовая» и «теория» в названии.
Мы начинаем штурм в составе группы NPC (где-то мы уже видели точно таких же солдафонов с точно таким же чувством юмора), их всех милосердно быстро убивают в роликах между миссиями, и Сид остается наедине с защитными системами Башни. Потом ему на подмогу приходит кибернетическая самурайша Филена — ее можно хватать, швырять во врага и завершать комбо хладнокровным выстрелом в голову.
Не квантовать!
Эксперимент Шредингера
В закрытом ящике находятся кошка, радиоактивное ядро и емкость с ядовитым газом. Вероятность того, что ядро распадется за 1 час, составляет 50%. Если ядро распадается, то емкость с газом открывается, а кошка умирает. Если над ядром не производится наблюдения, то его состояние описывается суперпозицией распавшегося и нераспавшегося ядра. Следовательно, кошка, сидящая в ящике, жива и мертва одновременно.
Э. Шредингер, «Текущая ситуация в квантовой механике», ноябрь 1935 г.
Копенгагенская интерпретация
В копенгагенской интерпретации квантовой механики система перестает быть смешением состояний и становится одним из них в момент, когда происходит наблюдение. Согласно копенгагенской интерпретации, система находится в обоих состояниях одновременно, а при открытии ящика происходит коллапс волновой функции до одного из вариантов «мертвая кошка» или «живая кошка».
«Стэнфордская философская энциклопедия», 2002 г.
Многомировая интерпретация
Многомировая интерпретация отказывается от коллапса волновой функции. В этой интерпретации каждое событие приводит к разветвлению «параллельных вселенных»: кошка одновременно жива и мертва еще до открытия ящика, но и «живая», и «мертвая» кошки находятся на разных ветках вселенной. Обе ветки вселенной являются одинаково реальными, но не могут взаимодействовать друг с другом.
Брайс Селигман Девитт, «Многомировая интерпретация квантовой механики», 1973 г.
Копипаста
Не узнать Gears of War тут невозможно: герои точно так же палят вслепую из укрытий и перебегают с места на место перед шатающейся камерой. Серьезное отличие в механике лишь одно — вместо подствольных бензопил в QT используется… Филена.
Но несмотря ни на что Quantum Theory — очень неплохая игра, пусть и изготовленная начинающим разработчиком с серьезными бюджетными ограничениями. Большую часть времени мы говорим себе «а вот тут все сделано как в GoW, только хуже», но встречаются уровни, где вопреки всякой логике все сделано лучше.
Часть перестрелок происходит на подвижных мостиках, часть — верхом на гигантских летающих червяках. Мы стреляем по врагам, вися вниз головой, и отбиваемся от бегущего по туннелям огненного паука. Выгодные огневые точки безжалостно разрушаются гигантскими лазерами (в такие моменты QT очень походит на аркаду типа Mega Man ), а платформа под ногами Сида может в любую секунду провалиться, или ее разрушит летающий монстр. Нужно все время стрелять, прятаться и перемещаться — в отличие от GoW 1-2, где в любой ситуации можно было обойтись двумя компонентами из трех.
В QT есть сложность — причем не западная, а настоящая японская аркадная, какую редко встретишь на консолях текущего поколения. Сначала вы гневно бросаете геймпадом в экран, а потом подбираете его и снова пытаетесь выиграть бой против сборной команды гиллскинов (основная разновидность местных противников) и носферату на обваливающейся платформе и успеть запрыгнуть на спину стремительно уплывающего червяка. Все это — без чекпойнтов, на одном дыхании. И так раз за разом. Ведь уже почти получается!
* * *
Quantum Theory поднимает вопросы иллюзии свободы выбора (мы идем всю игру только для того, чтобы вернуться к ее началу) не хуже, чем это делает BioShock. И даже если вы играете в TPS совсем не ради сюжета, в геймплей GoW добавлено достаточное количество неизвестных, чтобы оправдать затраченное на игру время — и, может быть, даже 60 долларов на покупку…
Все пребывает в состоянии квантовой неопределенности: кошка Шредингера одновременно жива и мертва, QT одновременно диск в вашем Xbox 360 или PS3 и коробка на полке магазина, где ее никто не собирается покупать.
Реиграбельность — нет
Классный сюжет — да
Оригинальность — нет
Легко освоить — да
Оправданность ожиданий: 70%
Геймплей: 7
Графика: 6
Звук и музыка: 6
Интерфейс и управление: 6
Дождались? Неплохой клон Gears of War для терпеливого, нетребовательного, философски настроенного и не имеющего друзей для игры в кооперативе игрока… но даже этот жалкий в общем-то индивидуум только что потратил последние деньги на Vanquish.
Рейтинг «Мании»: 6,0
«Выше среднего»