20 октября 2010
Обновлено 17.05.2023

Jekyll & Hyde

Jekyll & Hyde - изображение обложка

Фантастическая новелла Роберта Луиса Стивенсона «Странная история Доктора Джекила и мистера Хайда» — самое известное художественное описание шизофрении и раздвоения личности. Лондонский врач Генри Джекил в результате научных экспериментов научился перевоплощаться в свое «второе я» — маленького и бесноватого мистера Хайда. В таком виде он мог безнаказанно творить любые непотребства, какие не мог себе позволить в статусе уважаемого британского врача. Все это, конечно, была развернутая метафора тяжелой, подчас трагической борьбы человека с самим собой: задолго до всяких психоаналитиков Стивенсон говорил о том, что в каждом из нас есть место и пороку, и добродетели.

«Странную историю» десятки раз экранизировали и ставили в театрах (впервые — в 1913 году!), но лишь немногих интересовал психологический подтекст произведения: можно вспомнить бродвейский мюзикл 1997-го или советский фильм 1985 года с Иннокентием Смоктуновским в роли Генри Джекила. Остальные, как правило, брали от Стивенсона лишь завязку (собственно, превращение доктора в другую личность) и начинали бурно фантазировать, делая упор либо на откровенные ужасы, либо на сексуальные перверсии и комедию положений: в кино Джекил в основном перевоплощался в женщин, ведьм и озабоченных приматов.

Нет ничего удивительного в том, что первая игра про Джекила и Хайда, выпущенная в 2001 году французской Cryo Interactive , предлагала в качестве сюжета феерическую ахинею: там Дракула похитил дочь Генри, чтобы тот воскресил слугу Сатаны Хайда и помог ему справиться с тамплиерами. Вторая игра по мотивам новеллы Стивенсона, вышедшая спустя почти 10 лет, недалеко ушла от первой: в Jekyll & Hydeобразца 2010 года доктор и его альтер эго спускаются в лондонские подземелья, чтобы встретиться там с Зевсом и Афиной.

Двое в темноте

Сотрудники молодой немецкой студии Pixelcage (для них Jekyll & Hyde — дебют) поступили ожидаемым образом: взяли за основу сам факт перевоплощения, а дальше нагородили отсебятины. По сюжету доктор Джекил ищет вакцину от ужасной эпидемии, бушующей в Лондоне. Испытывая на себе созданное им зелье, он неожиданно превращается в обезьяноподобного мистера Хайда. Решив спрятать жидкость куда подальше, Генри обнаруживает под своей лабораторией сеть катакомб и античных храмов, а в них — странные механизмы, большие скульптуры античных героев, загадочные древние манускрипты и артефакты, которые, как надеется Джекил, помогут ему найти лекарство от эпидемии.

Такая вот привычная приключенческая жвачка. И, в принципе, в этом нет ничего плохого. Даже такую историю сегодня можно рассказывать интересно, и авторам это отчасти удается. В Jekyll & Hyde отличная озвучка (особенно удался слуга Джекила), стильные рисованные ролики, которые хоть завтра можно нести на выставку в Тейт Модерн. Периодически вскипает интрига: пол-игры за героем следит из тени кто-то неизвестный, а на заднем фоне зловеще ухмыляются мрачные личности. Авторы пытаются даже раскрыть тему внутренней борьбы человека с самим собой: одержимый идеей найти вакцину, доктор постепенно теряет контроль, меняется сам, а Хайд, вырвавшись на свободу, противно хохочет: «Генри, без меня ты ничто!» Ну и, наконец, здесь нет Дракулы, а Джекил не превращается в убогих клоунов — большой прогресс!

Так что получилось в целом неплохо. Другой вопрос, что могло быть лучше. Всю игру нас маринуют в темных катакомбах и безлюдных древних храмах. В этом тоже есть своя романтика, любимая многими, тем более что в пещерах тут действительно темно и неуютно (без факела фактически ничего не видно), а храмы приятно удивляют размахом (в какой-то момент Джекил находит проход в каменной голове огромного Минотавра). И все же периодическая смена обстановки, выход на воздух явно пошли бы сценарию на пользу. В Jekyll & Hyde 2001 года мы исследовали улицы Лондона, посещали какие-то злачные заведения, порт, общались с разными персонажами — и это частично извиняло убогий сюжет. А в новой версии к клаустрофобии примешивается еще и гнетущее чувство одиночества: Джекил общается с кем-то в основном только в роликах.

Умение быть банальным

А вот геймплей получился куда разнообразнее. Да, ключевые задачи, как правило, повторяются и укладываются в простую схему «найди где-нибудь разбросанные части чего-нибудь (крылья от фигурки Пегаса, змейки с каменной головы Медузы Горгоны и т.п.), вставь их на место, и тогда откроется проход дальше» и все в таком духе. Но по пути приходится заниматься массой других дел: решать абстрактные пазлы и задачи на бытовую логику, участвовать в мини-играх, собирать и комбинировать предметы.

Квест временами уступает место платформеру: периодически нужно прыгать по каменным уступам и преодолевать различные ловушки. Наконец, у мистера Хайда есть уникальные способности. Когда Джекил превращается в эту гориллу (сделать это можно в определенных местах, предварительно выпив зелья), он может дальше и выше прыгать, а также использовать свою увеличенную силу и живучесть, чтобы преодолевать наиболее опасные ловушки. Кроме того, Хайд умеет двигать тяжелые предметы, обрушивать каменные столбы и использовать эффект замедления времени, чтобы, опять же, лавировать между смертоносных ловушек.

Вроде бы все хорошо. Но одного разнообразия мало. Нужна еще фантазия и качество. А с этим у игры есть проблемы. Интересных, необычных пазлов мало: в основном мы смешиваем зелья, проводим линию из точки А в точку Б, собираем картинку из разрозненных частей и т.д. Акробатика примитивна (криво прыгаем и карабкаемся), а ловушки редко поражают чем-то особенным: как правило, это всевозможные колюще-режущие предметы да струи огня, вырывающиеся из стен.

Что же касается спецспособностей, то их авторы реализовали как-то поверхностно. Если вы вообразили себе, что игра следует лучшим традициям серии TheLost Vikings , заставляя нас творчески подходить к решению игровых задач, то спешим разочаровать: творчества тут меньше, чем хотелось бы. У Джекила никаких способностей (кроме повышенной хилости) нет, а у Хайда их мало, да и те банальные — нам просто нужно в строго определенном месте переключиться на «гадкого я» и выполнить, как правило, весьма очевидную последовательность действий: сломать что-нибудь тяжелое, оттащить камень, перепрыгнуть через пропасть.

Порадовали разве что схватки с боссами, в качестве которых тут выступают механизированные чудища из античных мифов. Драться, как в игре 2001 года, Хайд не может, и это к лучшему. Вместо этого он должен использовать свои умения и нащупать слабое звено монстра: например, отразить щитом Афины пущенный Медузой луч, потом оттолкнуть ее под огромную механическую руку с мечом и там успеть нажать рычаг, чтобы опустить клинок прямо на голову Горгоне. Неплохо удались и бытовые задачки: в перерывах между прыжками, ловушками и абстрактными пазлами мы успеваем собственноручно изготовить железнодорожный рельс, отлить в древней кузнеце копию важного артефакта и даже с помощью одной огромной скульптуры разбить каменную голову Зевса.

* * *

Эта игра похожа на собственных героев: в ней явно борются два начала — неплохая постановка, интересные ситуации (редкие, но все же!), уникальные способности Хайда, разнообразие задач и умение поддерживать интригу соседствуют с банальностями, штампами, постоянными забегами по катакомбам и общей неспособностью довести задуманное до ума. В итоге временами игра откровенно отталкивает, а временами затягивает и бросает вызов. Какое из начал победило в итоге, трудно сказать — скорее боевая ничья. Но от этого мы, игроки, точно ничего не выиграли: получилось неплохое, но и не выдающееся приключение. Джекил и Хайд явно заслуживают большего.


Реиграбельностьнет

Классный сюжетнет

Оригинальностьнет

Легко освоитьда

Оправданность ожиданий: 70%

Геймплей: 5

Графика: 5

Звук и музыка: 8

Интерфейс и управление: 7

Дождались? Старательно сделанная, но не слишком изобретательная история о том, как доктор Джекил и мистер Хайд встретили под Лондоном героев античной мифологии.

Рейтинг «Мании»: 5,5

«Средне»

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь