Axel & Pixel

Творчество чешского художника Якуба Дворски сформировало целое направление в приключенческом жанре. Делать трогательные, похожие на легкий дивертисмент квесты в духе Samorost стало модно. Axel & Pixel, вышедшая год назад на Xbox 360, а сейчас вот добравшаяся и до PC, как раз родилась на такой волне. Но это уже не интерактивный артхаус, запускающийся прямо на сайте и работающий на флэше (как тот же «Саморост» или схожая по концепции Alchemia ), а от и до коммерческий продукт, изданный 2K Play и разработанный подразделением Illusion Softworks (авторы, на секундочку, дилогии Mafia ).
По следам «Самороста»
Впрочем, по духу и стилю перед нами тот же «Саморост». Да авторы этого и не скрывают. Открывающая игру сцена, где коварная большая птица хватает кролика, — прямая отсылка к источникам вдохновения. Первая игра Якуба Дворски, напомним, стартовала похищением инопланетянами собаки, а в увертюре Alchemia летающий робот умыкнул овечку.
Герои тоже похожи. «Саморостовский» маленький гномик и его собачка, живущие на собственной уютной планете, здесь превратились в маленького художника Акселя и его собачку Пикселя, которые живут душа в душу в своем уютном доме. Там же обитает крыса, и однажды она подложила героям свинью: поставила в патефон странную пластинку и усыпила их. Аксель и Пиксель попали в волшебный и опасный мир собственных снов, и теперь, чтобы не уснуть навечно, они должны выбраться отсюда.
Уютный, теплый мир
Те, кто прошел «Саморост», Alchemia и Machinarium , почувствуют себя в этом мире как дома. Все эти странные механизмы и животные невиданной красы живут по своим странным законам. Здесь ледяной гигант закрывает собой солнце, ежик курит трубку, мешая пройти, обезьяна пьет бочками нефть, озеро спускается, как вода в унитазе, с помощью рычага-ветки, а разбросанные по полу кости могут вдруг соединиться в лошадку или причудливое насекомое, чтобы, смешно цокая, скрыться в тени.
Все это было бы похоже на абсурдный мир Бориса Виана, но в Axel & Pixel нет места виановскому отчаянию: здесь трудно представить мышку, кончающую жизнь самоубийством. Игра источает детский оптимизм: паук, собравшийся полакомиться свежепойманной мухой, испугается собственного отражения в зеркале и сбежит, маленькая птичка будет спокойно чистить зубы огромной черепахи, страхолюдный монстр ретируется под натиском брошенных в него снежков. А как смешно и трогательно герои общаются друг с другом и с окружающим миром?! Пиксель может прикорнуть у дерева, а потом броситься хозяину на руки и истерично погавкать, Аксель же всю дорогу что-то смешно тараторит.
Пиксельхантинг
Игровая механика — это опять же чистый «Саморост»: в основном мы взаимодействуем с активными точками на экране, независимо от того, способны дотянуться до них герои или нет (главное, чтобы дотянулся курсор). Логика при этом, несмотря на окружающий абсурд, в большинстве случаев вполне человеческая. Так, чтобы отвлечь, вы можете кликнуть на кустике — там распустятся красивые цветы. А чтобы сдвинуть с места кота, нужно разбудить его именно в тот момент, когда пингвин поймает здоровенную рыбу. В некоторых ситуациях на помощь придет Пиксель: его можно отправить принести веревку или, например, заставить крутиться белкой в колесе, чтобы привести в движение нужный механизм.
Есть и более сложные пазлы, предлагающие выстукивать на кристаллах заданную мелодию или заставлять кости огромного скелета вибрировать таким образом, чтобы разрушилась вся конструкция. Не обошлось и без традиционных для жанра головоломок, где нужно собирать пазл из разных частей и прокладывать водопровод из точки А в точку Б. Слава богу, авторы по-новому обыграли эти ситуации…
Эх, прокачу!
Но главное, что добавили разработчики в привычную саморост-механику, — это многочисленные мини-игры. Тут есть аркадные поездки на различных транспортных средствах (трогательная деталь — все они нарисованы Акселем!) и даже пресловутые quick-time events: скажем, чтобы победить ледяного гиганта и увернуться от его ударов, нужно быстро нажимать на указанные клавиши.
Все это здорово оживляет действие, хотя у некоторых закоренелых квестоманов может вызвать и раздражение. Для них стоило сделать возможность пропустить хотя бы поездки на технике — тем более что они получились не только интересными, но еще и очень сложными.
* * *
В любом случае Axel & Pixel — замечательное приключение. Саморостовский артхаус, чудаковатый мир и трогательных героев авторы ловко сочетают с полноценной коммерческой игрой, которая знает, чем развлечь современную публику.
Реиграбельность — нет
Классный сюжет — да
Оригинальность — нет
Легко освоить — да
Оправданность ожиданий: 90%
Геймплей: 8
Графика: 7
Звук и музыка: 8
Интерфейс и управление: 7
Дождались? Еще один чешский «Саморост», который поставили на коммерческие рельсы, но не лишили очарования и художественной выразительности.
Рейтинг «Мании»: 7,5
«Хорошо»