26 февраля 2011
Обновлено 17.05.2023

The Dream Machine

The Dream Machine - изображение обложка

Авторы The Dream Machine , художники-аниматоры Эрик Зеринг и Андерс Густафсон, чем-то напоминают партизан из фильма «Эквилибриум». В нем подпольщики, если кто не знает, безжалостно истребляются Клериками Грамматона за хранение картин, скульптур, грампластинок и другой мерзопакостной нелегальщины. Так вот, сегодня, в реальном мире, в эпоху стереоскопического изображения, мультитач-планшетов и сенсоров движения, шведы Зеринг и Густафсон с невозмутимым видом делают игру из картона, глины и технологии Flash. В условно-стерильном обществе будущего такую беззастенчивую любовь к искусству сразу приравняли бы к ереси, а сами творцы в лучшем случае отправились бы в концлагеря. Какая удача, что мы живем в не претендующем на стерильность мире.

You may say I’m a dreamer

Наряду с глиной и картоном у The Dream Machine все-таки есть другая, куда более практичная особенность — играть нам предлагается прямо на официальном сайте. Преимущества очевидны: игроки могут возобновить прохождение на любом компьютере с выходом в интернет, а шведам не приходится идти с челобитной к издателям. Онлайн открывает и по-настоящему новые возможности для жанра: работники Cockroach Inc. в режиме реального времени отслеживают действия игроков, и, если те часто застревают на какой-либо загадке, в игру оперативно вносятся соответствующие изменения. При этом квест выходит эпизодами (пока что вышли только два), и предугадать, что нас ждет в будущих главах, из-за динамического изменения контента почти невозможно.

Во всем остальном The Dream Machine — традиционное point & click приключение. Глиняные фигурки ходят по картонным декорациям, ищут предметы, складируют их в инвентаре, комбинируют и применяют на активных точках. Помогает им делать все эти дела классическая кукольная анимация: персонажи перемещаются руками аниматоров, фотографируются на фоне картонных интерьеров, а затем оживают на экране. Если вы подумали, что речь идет о чем-то детском и несерьезном в духе «Пластилиновой вороны» или квеста «Пластилиновый сон», спешим уточнить: среди источников вдохновения шведы называют хорроры Silent Hill 2 и The Dark Eye , мистический квест Sanitarium , а также работы Юрия Норштейна и великого чешского сюрреалиста Яна Шванкмайера.

Сюрреализм в целом и уход от реальности в сюрреальные сны в частности — главные темы игры. Эскапизм подается на фоне грустных и ироничных зарисовок из жизни безнадежно взрослых людей, и от этого игра местами напоминает семейные драмы Ингмара Бергамана и Вуди Аллена.

Замечтались

В центре сюжета как раз семейная пара — Виктор Нев (главный герой) и его беременная жена Алисия. Они переезжают в старый, построенный еще в 20-е годы прошлого века дом, но быстро становится ясно, что новоселье получилось какое-то безрадостное. Уже немолодые, потрепанные годами люди приехали за новой семейной жизнью, однако у обоих есть неосуществленные мечты. Безнадежно романтичный Виктор когда-то хотел стать музыкантом: иногда он грустно смотрит на старую гитару в углу комнаты, вспоминая «былые деньки»; его прагматичная жена пытается получить ученую степень в университете.

От жестокой реальности оба бегут в свои сны, и первая же сцена в игре — сон. В нем Виктор оказывается на необитаемом острове, находит карту сокровищ (так проецируется детская мечта о пиратах и пиастрах), но вместо клада находит пробуждение, и ему вновь приходится жить в реальном мире.

В нем, как известно, рутина: герои знакомятся с соседями, всячески обживаются и разыгрывают типичные сцены из супружеской жизни, знакомые всем, кто состоит в браке больше пяти лет. Придется много общаться с самыми разнообразными персонажами. Выбор реплик в многочисленных диалогах, правда, мало на что влияет (правильный вариант обычно один), но зато обстоятельные беседы добавляют важные детали миру игры: так, можно поговорить по душам с соседом или рассказать жене о своих снах, послушав, в свою очередь, и про ее мечты.

«Прозак» жизни

Вялые пререкания с женой, брань с грузчиком, который отказывается тащить заказанную софу дальше дверей подъезда, сломанный лифт, управдом, забывший передать ключ от квартиры, — вся эта суета и уныние создают необходимый контраст с дальнейшими мистическими событиями. Очень скоро герои узнают, что один из их новых знакомых занимается, мягко говоря, не совсем законными делами, и Виктор проникает в логово врага, чтобы обнаружить там титульную «Машину снов». Тут-то и начинается самое интересное, включая прогулки по снам чужого человека, общение с его почившими родственниками и прочий сюрреализм.

Игра превращается в ряд головоломок разной степени сложности. Общаясь с нами еще до релиза первых эпизодов, авторы обещали не переусложнять игру, найдя золотую середину между казуальной и более искушенной аудиторией. Это им почти удалось: здесь есть как простые, почти примитивные манипуляции (использовать лопату на земле или масло на заедающих дверях лифта), так и более заковыристые пазлы, которые, впрочем, заставляют именно думать, а не «ломать голову». Например, чтобы открыть один из секретных проходов, придется провернуть целую операцию: искать записки с датами, штудировать дневники, расставлять в нужном порядке книги на полке. В другом случае Виктор работает участковым терапевтом у трех каменных статуй: одна не слышит, другая не говорит, третья не видит, каждой нужно помочь. И чтобы вылечить ухо каменной головы, придется загрузить туда ряд тяжелых предметов, включая молоток. То есть порой решения у загадок оказываются под стать игре — сюрреалистичные. Но это скорее исключение, нежели правило. Большинство решений укладывается в рамки здоровой человеческой логики, но ответ далеко не всегда лежит на поверхности.

* * *

По двум первым эпизодам трудно судить, как закончится «зрелая и темная история»: с подобным материалом можно с равным успехом свалиться в банальность или подняться до нетривиальной философской мистики. Но что шведам точно удалось — так это создать интересные характеры, сгустить нужную атмосферу и заинтриговать. И для хорошего квеста этого более чем достаточно.

Даже два из пяти эпизодов The Dream Machine производят сильное впечатление. Стильные, сделанные вручную декорации смотрятся еще лучше на фоне отлично подобранной музыки: она разнится от тихих синтезаторных переливов до бесноватой, лающей смеси джаза и блюза.

Последний, пятый эпизод шведы обещают закончить к лету этого года, а третий выходит уже в этом месяце. Мы, если честно, ждем с нетерпением и верим, что The Dream Machine не последняя подобная игра Cockroach Inc., — в неумолимо надвигающемся цифровом будущем такие ручные работы можно будет увидеть разве что в музеях. Ну, или в коллекциях подпольных ретроградов — в ходе рейда Клериков Грамматона.


Реиграбельностьнет

Классный сюжетда

Оригинальностьда

Легко освоитьда

Геймплей: 6

Графика: 7

Звук и музыка: 8

Интерфейс и управление: 7

Дождались? Уникальный авторский квест, слепленный из глины, картона, мистики и мечты. Устаревшие технологии, но вечные темы для размышлений.

Рейтинг «Мании»: 7,5

«Хорошо»

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь