Anno 2070
Экологическая ситуация на Земле ухудшилась настолько, что об этом кричат не только вечно недовольные ученые и экологи, но и представители самых прибыльных сфер шоу-бизнеса — голливудские режиссеры и разработчики видеоигр. Причем они уже не ограничиваются простенькими наивными прокламациями. Джеймс Кэмерон ради того, чтобы донести до аудитории простую мысль «Люди, берегите природу, мать вашу!» устроил 3D-революцию в Голливуде, а немцы из Related Designs посвятили той же теме новую часть именитой стратегической серии Anno. Ради этого им пришлось из прошлого (то есть из аккуратного пасторального средневековья), минуя настоящее, сразу перенести действие игры в конец XXI века, когда, по прогнозам реальных ученых, матушке Земле может сильно поплохеть.
Экологи против
Anno всегда была игрой о том, как люди исследуют морские просторы, открывают и колонизируют острова, выкачивают из них ресурсы, застраивают городами, налаживают торговые пути, а потом, когда выкачивать уже нечего, плывут колонизировать что-нибудь новое. Несмотря на смену эпохи, Anno 2070 предлагает в целом ту же механику, вот только повод для появления новых колумбов куда менее радужный: прогресс повлиял на климат, уровень мирового океана повысился настолько, что материки ушли под воду, оставив ошалевшим людям лишь шапки островов. Игрок выступает в роли капитана «ковчега» — уникальной плавучей базы, оснащенной искусственным интеллектом, который может снабжать вас некоторыми товарами и кораблями.
[[BULLET]] Чем больше и лучше мы работаем на ту или иную фракцию, тем выше наш престиж в ее глазах, а это открывает дополнительные бонусы вроде увеличения трюма ковчега.
Соответственно, нам по-прежнему нужно исследовать, открывать и колонизировать острова. Никуда не делась и необходимость прокладывать торговые маршруты, строить города, удовлетворять потребности населения, добывать руду и продовольствие, строить всякие предприятия, шахты и флот.
Разница с предыдущими сериями не в том, что теперь моря исследуют суда на воздушной подушке, ковчеги и эсминцы вместо парусников. И даже не в том, что людям будущего для зрелищ нужны не пиво и табак, а энергетики, «айфоны» и телевидение. Главное, что теперь, добывая ресурсы, приходится учитывать такой важнейший фактор, как экологический баланс. Чем интенсивнее мы застраиваем острова и выкачиваем из них ресурсы, тем хуже экология. Замкнутый круг: чтобы построенное работало на полную катушку, нужна энергия, а электростанции вредны для экологии, особенно если работают на угле или атомном топливе. Тут игра прямо говорит, что нужно использовать экологически чистые источники энергии, и вводит в обиход ветряки, которые не так эффективны, как АЭС, но менее опасны.
Правда, доступны они не всем. Магнаты из «Глобал Траст» и экологи из «Эдемской инициативы» олицетворяют два разных подхода к методам колонизации: первые ставят на экстенсивное развитие, используя как раз угольные и атомные электростанции, а вторые ратуют за более щадящее отношение к природе, пуская в дело ветряки и ГЭС. Соответственно, магнаты быстрее развиваются, но рискуют все потерять в результате техногенных катастроф и недовольства населения, которое готово поднять бунт при очень уж отрицательном экобалансе. Понять людей можно — тяжело жить в противогазе посреди чадящих труб. И это не эффектный образ: вся ваша деятельность в Anno 2070 визуально отражается на внешнем виде островов.
«Эдем», напротив, не сразу и не быстро выжимает из шахт, энергоустановок и предприятий все до последней капли, но зато и проблем с экологией при таком подходе меньше, пейзажи дольше остаются свежими, а озера чистыми.
Экология — общее дело
Понятно, что все игроки поголовно предпочтут экологов, и только маньяки из вредности будут играть за «Глобал Траст». И когда в режиме свободной игры или отдельных сценариев нам дают выбрать фракцию, то именно так и происходит. Поэтому авторы усложнили задачи. В некоторых случаях (особенно в сюжетной кампании) нас либо заставляют играть за магнатов, либо ситуация складывается так, что приходится совмещать оба подхода, заполняя острова служащими и постройками двух фракций. Да и играть за «Эдем» — не всегда панацея. Они тоже загрязняют окружающую среду (пусть и медленнее), добывают нефть, строят шахты и предприятия. А пожары, разливы нефти и стихийные бедствия случаются в городах обеих фракций. В свою очередь, магнаты при желании могут заботиться об экологии, вводя в строй, например, мусоросжигающие заводы. То есть все сложнее, чем кажется, и самый смак — искать разумный баланс между производством и экологией.
[[BULLET]] Чем больше очков дипломатии - тем больше возможностей в переговорах. Кто-то может дать кредит, кто-то позволит ремонтировать ваши суда в своих доках, а кто-то, если хорошо попросить, выставит на продажу контрабанду.
Особую интригу вносит третья фракция — ученые, которые ставят на высокие технологии и активно осваивают подводные шельфы и рифы, где можно добывать ресурсы и собирать полезные водоросли. Играть за них можно только в сюжетной кампании, а в прочих режимах придется сначала наладить с учеными отношения, чтобы получить доступ к их лабораториям и служащим. Зато и там, и там можно опускаться под воду, чтобы исследовать глубины в поисках затерянных технологий и нефтяных месторождений.
Технологии — это второй важнейший после экобаланса фактор, который заметно оживил несколько однообразный геймплей предыдущей серии Anno. Они творят чудеса: позволяют открыть новое месторождение или сделать остров пригодным для выращивания ранее не приживавшихся видов овощей и фруктов, увеличивают эффективность тех или иных построек или даже всего флота. Иные технологии улучшают характеристики корабля или ковчега, на борту которых находятся, — их можно перевозить с собой из миссии в миссию.
И если в сюжетной кампании доступ к таким бонусам облегчен, то в свободной игре и отдельных сценариях приходится активнее задействовать дипломатию. Помимо трех основных фракций, есть пираты, вольные торговцы, наемники, нефтяной барон по фамилии Сухов, японский ученый-океанограф и прочие, не менее колоритные товарищи. Со всеми можно взаимодействовать — торговать, вести переговоры, просить о помощи, выполнять их задания, получая в награду дефицитные лицензии на покупку технологий. Правда, некоторые задания могут поссорить вас с другими фракциями. Есть и те, кто изначально жаждет пустить игрока на дно морское, но лучше не доводить дело до войны (выглядят сражения, даром что с участием подлодок, все так же куце), а договориться о перемирии, накопив достаточно денег и очков дипломатии.
[[BULLET]] Если магнаты пытаются улучшать экологию мусоросжигающими заводами, то сотрудники «Эдема» используют станции контроля погоды и пытаются восстанавливать озоновый слой.
Тех, кому даже после этого новая Anno кажется скучной и однообразной, должен взбодрить новый мультиплеер. Как и Might and Magic Heroes 6 , Anno 2070 явно держит нос по ветру и создает свой аналог социальной сети. Здесь можно не только играть с друзьями, добавляя их в союзники, но и голосовать в местном сенате, выбирая, кто из лидеров трех фракций будет возглавлять его и какие законы следует принимать. Игра собирает голоса всех игроков, выдает результат, а тот, в свою очередь, определяет, какие бонусы будут доступны в игре. Если, например, сенат возглавляет лидер ученых, то вы на своем ковчеге сможете обратиться к нему и всего за 50 лицензий получите дешевый кредит. Есть и элементы ММО: периодически в игре случаются события разной степени важности (например, после вечеринки пропали сотрудники «Глобал Траст»), в которых можно принять участие, не выходя из текущей игры.
Anno 2070 — эффектное доказательство того факта, что если не бояться резких движений и грамотно совмещать новое и старое, то совершенно необязательно превращать игру в очередную браузерку или ММО, чтобы оставаться на плаву. Экобаланс, противостояние двух фракций, гонка за технологиями и подводные исследования сделали интереснее даже обычно проходную сюжетную кампанию Anno. А уж добавление друзей в союзники и общее голосование в Сенате сумело добавить новых красок и впечатлений даже в самодостаточную свободную игру, где обычно люди пропадают сутками, ни на что постороннее не отвлекаясь. Главное, чтобы экобаланс в вашей квартире трагически не нарушился.
Реиграбельность:
Классный сюжет:
Оригинальность:
Легко освоить:
Геймплей:
8
Графика:
7
Звук и музыка:
8
Интерфейс и управление:
8
Дождались?
Медитативная стратегия про исследование и колонизацию островов резко меняет время действия, обрастает социальными элементами и заставляет думать об экологии.
Рейтинг «Мании»: 8,5
«Отлично»