Tribes: Ascend
Вышедшая четырнадцать лет назад Starsiege: Tribes обладала всеми признаками Великой Многопользовательской Игры: красивая фантастическая вселенная, просторные и запоминающиеся карты, отличный баланс и, самое главное, сверхоригинальная игровая концепция, в рамках которой тактические перестрелки часто проходили аж в пяти метрах над землей (все бойцы на поле боя были оснащены модными реактивными ранцами). Стать мультиплеерной иконой, какой сегодня является, например, Team Fortress, проекту помешало, пожалуй, только одно — чрезвычайная крутость соперников по жанру. Так, к 1998 году во всех компьютерных клубах поклонялись обеим частям Quake, а ровно через год появился Unreal Tournament. Боевик про джетпаки многие в таких условиях просто не заметили. К слову, от подобных проблем страдала и Tribes 2 (в 2001-м к Unreal-эпидемии добавилось еще и помешательство на Counter-Strike), и даже Tribes: Venegance, «сингловое» ответвление серии, в год своего выхода больно столкнувшееся лбом с Half-Life 2 и Doom 3.
В общем, с конкурентами Tribes всю жизнь не везло. И когда в позапрошлом году студия Hi-Rez объявила о возрождении бренда, то многие справедливо посчитали, что новая игра в серии обязательно повторит судьбу своих предшественниц. В самом деле — кому сегодня нужен еще один онлайн-шутер, да к тому же условно-бесплатный, пусть даже с джетпаками? Как оказалось, еще как нужен.
Плати и лети
Заговорив вот так вот с порога об условно-бесплатном характере новой игры, мы сделали это не просто так. Дело в том, что экономическая модель тут хоть и кажется с виду вполне обычной, но внутри устроена все же чуточку хитрее, чем в каком-нибудь Blacklight: Tango Down.
[[BULLET]] Дальнобойные пушки в Tribes по-настоящему дальнобойные. Бьют на километр.
В отличие от большинства free-to-play игр, контент здесь не подразделяется на категории «платный» и «бесплатный»: практически все, что в Ascend продается за деньги, можно получить в распоряжение и за накопленные очки виртуального опыта, честно заработанного вами в битвах. За XP приобретаются классы персонажей (всего их девять, а изначально открыто только три), оружие (два стандартных образца безоговорочно скучны по сравнению с какой-нибудь автоматической пушкой-арбалетом) плюс всякие полезные перки вроде «активации стелс-режима рядом с радарами вражеской базы» или «увеличения урона от лазерной винтовки на двадцать процентов». Не желающим платить реальные деньги, конечно, придется потратить довольно много времени для получения желаемого: пока вы по крупицам собираете ценный опыт, кто-то уже будет ехидно крутить у вас перед носом тем самым арбалетом, купленным им за пару долларов еще на стартовом этапе игры. Иными словами, разработчики ни к чему вас нарочно не подталкивают, в один прекрасный момент вы и сами захотите отдать копеечку в виртуальную кассу. Просто чтобы не чувствовать себя человеком третьего сорта. А распробовав чудесный ассортимент (гравимотоцикл! сверкающие доспехи! VIP-аккаунт, удваивающий количество получаемого опыта!), вообще едва ли захотите вылезать из магазина. Шопинг тут, по сути, чуть ли не целая игра в игре, которая устраивает и платежеспособную аудиторию, и тех людей, у которых есть много свободного времени.
К счастью, виртуальный рынок солдатского барахла — еще далеко не самый увлекательный элемент Tribes: Ascend. Ведь разработчики, как они сами часто утверждали в многочисленных интервью, не только знают толк в развлекательных услугах, но и искренне обожают механику оригинальной игры. Ключевые достопримечательности шутера 1998 года были ими бережно воссозданы в 2012-м. Широкие мрачные карты — на месте. Формат битв «шестнадцать на шестнадцать» — присутствует. Джетпаки — а куда же без них? Левой кнопкой мыши мы стреляем, а правой активируем тот самый реактивный рюкзак у себя за спиной, позволяющий прыгать (читай: перелетать) на огромные расстояния, почти как робот Гекко из Metal Gear Solid.
Облачно, возможны осадки
Летают в Tribes все, и со стороны любой здешний матч гарантированно напоминает какой-то сумасшедший балет августовской саранчи. Однако за внешним весельем скрывается крайне высокий порог вхождения: сама механика онлайновых перестрелок в воздухе настолько необычна, что весь свой прошлый мультиплеерный опыт (если он, конечно, не связан с предыдущими частями Tribes) можно сразу повесить на гвоздик у входа. Навыки грамотного стрейфа вам не помогут. Умение делать двадцать хедшотов подряд — тем более. Первое правило, которое придется крепко вызубрить: целиться в Tribes вообще не нужно (учитывая дикие скорости, это достаточно трудно), гораздо полезнее стрелять на упреждение. То есть бить сразу туда, где противник, по вашему мнению, окажется примерно секунды через три.
[[BULLET]] На этот раз солдаты в металлических комбинезонах крошат друг друга безо всякой мотивации. Hi-Rez не стала размениваться даже на предысторию, хотя в прошлых играх серии был, если помните, милый фантастический бэкграунд.
При этом экшен за один класс не похож на игру за другой, у каждого типа бойцов свое оружие и свой набор недокументированных хитростей. Например, коренастый джаггернаут оснащен дальнобойной винтовкой, палящей разрывными плазменными сгустками. Выпустив снаряд из этой пушки в сторону парящих неподалеку противников, всегда есть шанс, что самый неаккуратный из них приземлится рядышком с бомбой и принесет вам заветные очки опыта. Но если вы воюете в роли, скажем, солдата, который ничем таким сверхъестественным не вооружен, то поступить в этой ситуации придется уже по-другому. В идеале — заманить врагов к стенам собственной базы (для этого достаточно раздразнить их обычными пулями из автомата), где незваных гостей моментально изрешетят турели. Тех, кто выживет, достаточно забить плотным огнем в ближайший коридор и закидать плазменными гранатами — из-за низких потолков враг точно от вас не скроется.
[[BULLET]] Техники в Tribes: Ascend немного, и значение она имеет не слишком большое. Но та, что есть, выглядит внушительно.
Любителям четкой и слаженной командной игры в новой Tribes тоже настоящее раздолье. Солдаты здесь оснащены не только джетпаками, но и реактивными ботинками — специальной обувью будущего, позволяющей скользить по любым твердым поверхностям как на глайдере. В совокупности эти два гаджета представляют собой мощный тактический инструмент. Примером может служить банальная схема, справедливая для режима «Захват флага»: один несется со знаменем к точке назначения, а другой прикрывает его сверху. Главное в подобной ситуации — постоянно рассчитывать запас энергии ранца (держится в среднем секунд пять), чтобы двигаться размеренными и ровными прыжками, а не падать постоянно под ноги своему партнеру. Плюс к этому тактический элемент предполагает и каждый из существующих в игре режимов. В том же «Захвате флага» приходится осуществлять многоступенчатые штурмы вражьих баз (с отключением генераторов питания и использованием техники), а, скажем, в Rabbit — координировать силы всех членов команды ради поимки одного игрока-противника, обозначенного постыдным погонялом Кролик.
Tribes: Ascend — игра слишком сложная и слишком необычная, чтобы вот так вот с ходу отыскать в ней серьезные недостатки и прорехи в балансе. Пожалуй, с первых минут в глаза бросается разве что довольно схематичная графика, которая по сравнению, скажем, с условно-бесплатным Warface смотрится, честно сказать, просто позорно. В остальном же это один из самых оригинальных и увлекательных онлайновых боевиков современности — выглядит вполне стандартно (прокачка, классические режимы, понятные условия победы), а внутри удивляет собой каждую минуту.
Реиграбельность:
Классный сюжет:
Оригинальность:
Легко освоить:
Геймплей:
8
Графика:
6
Звук и музыка:
8
Интерфейс и управление:
8
Дождались?
Условно-бесплатное счастье для тех, кто засыпает в мультиплеере Modern Warfare и всех прочих современных шутеров. С отличным геймплеем и чудесным виртуальным рынком.
Рейтинг «Мании»: 8,0
«Отлично»