Don’t Starve


ФОРМУЛА ИГРЫ
Don’t Starve

45% Dungeons of Dredmor

25% Minecraft

20% мистики

10% кулинарии
Зомби вьется злым ужом… а нам что-то не боязно. Надо бы вздрогнуть ради приличия, да не получается.
Вы садитесь играть во что-нибудь выживательское, трясетесь за свою жизнь, как-то крутитесь, а заканчивается все обычно тем, что миру игры впору спасаться от вас. Но не в Don’t Starve — там смерть следует за вами по пятам вне зависимости от того, сколько вы здесь пробыли.
Бей по глазам, Уилсон!
Необратимость смерти и случайная генерация уровней вынуждают причислить Don’t Starve к древней династии rogue-like. Действительно, очень похоже, только здесь к правилам «рогаликов» прибавляются нормы игр про выживание, вроде Minecraft. Вместо увешанных паутиной кривых ходов, нас выпускают в бескрайний мир. Вместо добровольца, искателя приключений и дешевой славы, — изобретатель Уилсон, который наслушался демона Максвелла с помощью радиоприемника, соорудил шайтан-машину и волею нечистого был заперт в некоем чистилище.


► Древесина и булыжник нужны всегда. Сколько бы вы ни валили лес, все равно бревна потратятся в один миг.
Это чистилище — сверхъестественная пародия на реальный мир. Здесь есть цветущие поляны, каменистые равнины, дремучие леса, кишащая зайцами степь. Просторы «лимба» служат свалкой для всевозможной ерунды, из которой мы вольны собрать нечто полезное: инструменты, ловушки, фермы, оружие и даже головные уборы.
Однако населяет этот край не только привычная глазу фауна (те же зайцы, жабы, буйволы), но и исчадия фантазии Максвелла: свинолюды и рыболюды, пауки трех сортов, высокие птицы, болотные щупальца и даже механические фигуры с шахматной доски.

► Есть смысл надергать травы про запас, чтобы в один прекрасный миг не остаться без костра или хотя бы факела.
Ну вы будете жрать или нет?
Конечно, глобальная цель у героя есть — вернуться в реальный мир. Но ее выполнение неочевидно, ничем не поощряется и не стимулируется. Остается только выживание, которым мы, по задумке, должны увлечься. Железных правил два: Уилсону нужно регулярно питаться и категорически нельзя оставаться без света ночью.
Don’t Starve делает из еды культ, потому что спустя два игровых дня без крошки во рту Уилсон протянет ноги. Впрочем, за эти два дня разжиться снедью сможет кто угодно: в игре наворочена многоуровневая система добычи еды. От простого собирательства ягод и морковок мы переходим к охоте на кроликов, потом обустраиваем огород, ловим рыбу, строим пасеку.
%Это интересно: тактика охоты зависит от вида живности. Зайцев проще всего выкапывать из нор и загонять в ловушки, мамонта — ударить бумерангом, чтобы прекратил удирать, и затыкать копьем, буйвола просто так не убьешь: пока он вместе со стадом, шансы на успех ничтожны, поэтому надо искать одинокого бычка. Лягушки, кстати, тоже предпочитают действовать сообща: пока вы лупите одну, прочие спешат на выручку — и поверьте, эти амфибии могут погонять самонадеянного охотника по болоту.


► Если сундук не набит припасами доверху — значит, что-то идет не по плану. ► Завести свой улей — одна из сложнейших «отраслей». Пчелы не перепутают вас с тучкой, когда вы полезете за их сотами.
Сразу и не вспомнишь, где еще столько внимания уделили утолению голода. Вы можете ни разу не сунуться в паучьи тенета, не прыгнуть в червоточину, чтобы оказаться в далеком краю, не раскопать ни одной могилы (есть и такое). Все свободное время до последней секунды можно посвятить поискам, выращиванию и приготовлению еды. Вопреки ожиданиям разнообразия в этом деле хоть отбавляй. На зависть Макаревичу можно хоть тефтели из жаб слепить. Ставим котел, бросаем туда ингредиенты в нужных пропорциях и вместо скучных стейков лопаем медовый рулет и шашлычок на веточках.

► Догонять испуганного мамонта — безнадежное занятие. Сначала нужно разозлить животное, чтобы само прибежало: например, треснуть бумерангом промеж ушей.
Один в темноте
Вторая заповедь Don’t Starve: «Держись на свету». Не забывайте, что мир Максвелла сверхъестественный по своей сути. Когда солнце исчезает за горизонтом, исчезает и весь мир. Его заполняет тьма — целиком, кроме тех аванпостов, что отвоюет Уилсон с помощью костров, факелов или лесных пожаров. Мрак не служит прикрытием для угрозы, он и есть угроза: стоит провести в темноте четыре секунды, как нас начинает пожирать НЕЧТО. И оно нас доест, если не принять меры.
Ночь превращает Don’t Starve из roguelike-приключения в чертов хоррор без соплей и завитушек. Или мы не отходим от костра и таращимся в потемки («Я что-то видел!»), или бегаем с факелом в руке, провожаемые взглядом горящих глаз.


► Посиделки у костра здорово успокаивают, но Уилсону отчего-то не легче. Его психическое здоровье ночью страдает, несмотря на жалкое пламя. ► Пауки бросаются на тех, кто потревожит паутину вокруг кокона. Чем выше кокон, тем больший карательный отряд выскочит оттуда.
Но, само собой, убийственный мрак — не единственное, что способно прикончить героя; всякая нечисть вроде пауков, привидений или громадных мясных мух выпотрошит Уилсона за спасибо или поделится нужными ингредиентами, если выпотрошить их самих.
Каждые несколько дней за Уилсоном прибегают гончие, такие кусачие псины. Их нетрудно победить, но ожидание собак щекочет нервы. За некоторое время до визита хищников издалека доносится лай, всё доносится и доносится… А мы ждем. Ждем. Это тот самый случай, когда ожидание страшнее опасности. Но это еще ничего, вот в конце зимы явится такой гость, что ни в сказке сказать, ни… черт, да кто вообще выдумал эту тварь?!

► Старайтесь не приводить за собой «хвост» из монстров, когда идете на ночлег. Иначе до утра придется бегать кругами, избегая темноты и уворачиваясь от ударов одновременно.
ЭТО ВАЖНО: в Don’t Starve есть какая-никакая экосистема. Если рядом со свинолюдами поселились пауки, каждые сумерки они будут сражаться до последнего всхрюка. Рыболюды живут рядом с подземным щупальцем — и квакающие твари штабелями уложатся, пока не вырвут его. Уилсон может этим пользоваться — стравливать своих врагов и потом на славу мародерствовать.
И еще один враг, который бывает опаснее прочих, — собственное здравомыслие. Уилсон теряет самообладание ночью и в сумерки, в компании монстров, когда копает могилы в поисках ценностей и в других малоприятных условиях. За это отвечает особая шкала: двести пунктов — полет нормальный, сто пятьдесят — в темноте сверкают чьи-то глаза, на сотне единиц к костру среди ночи тянутся руки-тени. На пятидесяти пунктах рябь на периферии экрана собирается в грозные фигуры, а ниже тридцати эти силуэты обретают силу и пробуют Уилсона на зуб. При этом экран дрожит все сильнее, музыка становится глуше, никак не умолкнут голоса в голове, а по краям интерфейса ползут кровавые прожилки. Разработчики отлично передали тихое и незаметное схождение с ума.
Товарищи по несчастью

Уилсон поначалу был единственным из доступных для игры персонажей, но в ходе бета-теста разработчики добавили еще несколько героев с уникальными способностями. Каждый из них — образ, за которым наверняка скрыта некая история. Никто вам ее не расскажет, но вполне можно додумать самому.
Читать далее
Уилсон

Эксцентричный ученый с безумной прической. Единственный, чье присутствие в этом мире обосновано авторами игры. Только Уилсон способен отращивать бороду — сбритые волосы помогут создать «крестраж», воскрешающий персонажа один раз.
Уиллоу

Похоже, Уиллоу когда-то сожгла свой дом. Видимо, страсть к огню у нее не утихла: стоит тьме сгуститься, как девочка поджигает землю под ногами и этим спасается от ночного чудища.
Вэнди

Не знаем, что случилось с сестрой Вэнди — Абигейл, но ее призрак по ночам является к девочке и оберегает ее по мере сил.
Вольфганг

Цирковой силач с интеллектом пятиклассника. Толстокожий и наносит вдвое больше урона, за что считается дисбалансным.
WX-78

Бессердечный робот. Вопреки логике, физике, биологии и эзотерике имеет и голод, и рассудок, и здоровье — только питаться может любой тухлятиной без вреда для себя.
Уикерботтом

Строгая учительница не нуждается в научной машине — все рецепты уже у нее в голове.
Вэс

Печальный мим грустит неспроста: любое его действие может закончиться смертью, а все параметры занижены. Герой для тех, кому по душе трудности.
Максвелл

Демон собственной персоной! Как ни странно, уязвим для созданий собственной вселенной, зато душевное здоровье Максвелла крайне сложно пошатнуть.
Здесь был девиз дома Старков
Только вы обустроились, окопались и подумали, что Don’t Starve на самом деле легкая и однообразная, как вдруг температура падает ниже нуля, день укорачивается до трети суток, а окрестности прячутся под снеговым покровом. Приходит зима.

► Соломенная шляпа ускоряет рост овощей и фруктов — не снимайте ее до самых морозов.
К зиме нужно быть готовым, потому что привычные способы добычи пропитания теряют смысл до весны: ягоды, морковка, овощи на грядках не растут, пруды замерзают, кролики скрываются в норах (впрочем, лопата поможет добыть еду из логова). Придется опустошать запасы — или собираться на охоту.
Идти на зверя зимой не так легко, как кажется. «Генерал Мороз» охлаждает охотничий пыл, потихоньку убивая Уилсона своим ледяным дыханием. Абсолютной защиты от холода нет, есть лишь способы временно сохранить тепло: шубы и шапки, горячий камушек, предварительно нагретый у огня. Можно просто не уходить далеко от очага или — экстремальный вариант! — поджечь лес и носиться между пылающими деревьями, стараясь не обжечься. Тепло, светло, опустошает все.

► Обморожение выглядит как наледи по краям экрана. Чем они больше, тем скорее тает здоровье Уилсона.
Роль зимних бурь переоценить трудно: и без того непростая игра загоняет нас в невыносимые условия — со временем, конечно, бураны перестанут быть для вас проблемой, но сперва это будет настоящий вызов. Благодаря смене времен года и дневному циклу Don’t Starve регулярно меняет правила, и мы должны подстраиваться под них.
В том, правда, есть немалый минус. На выживание приходится тратить столько времени, что его не хватает для других занятий, будь то поиск редких ингредиентов, социальные «опыты» со свинолюдами или путешествия по далеким землям.
НА ЗАМЕТКУ: коли вас не проняла ни зимняя стужа, ни изнуряющий голод, смело ищите портал Максвелла. По сути, это дверь в «сюжетную кампанию». Пять небольших глав, в каждой — по одному миру со все более жестокими правилами. Требуется переходить от портала к порталу, добраться до самого демона Максвелла — и накостылять извергу, разумеется.
* * *
Соседство двух жанров вышло двойственным: вроде бы и выгодно всем, но первый не дает развернуться второму, а потом вредит и себе. Очень быстро обнаруживаются выигрышные схемы: удобное время и место для сбора тех или других ресурсов, боевые уловки, хитрости с приготовлением пищи. Когда эти схемы усваиваются, Don’t Starve вдруг наскучивает — на самом-то деле дальше будет интереснее, но до тех пор нужно еще дожить.
Но первые партии в Don’t Starve невероятно радуют. Мир ни на что не похож (каждый объект словно нарисован карандашами, а музыка напоминает о немых фильмах ужасов), жизнь вечно висит на волоске, а впереди постоянно маячит что-то новенькое. Главное — не дать выживательному азарту себя отпустить.
Особые рейтинги
3/10
Бутылочное горлышко
Почти вся механика сходится клином на научной машине и алхимическом аппарате. Они устанавливаются единожды и не подлежат переноске, а создать заново — дело затратное, ведь для этих устройств необходимо золото! И вот незадача: нередки случаи, когда золота попросту нет на карте. Однажды наш Уилсон дотянул до зимы, истоптал все доступные земли, но не нашел ни одной скалы, ни одного самородка. На этом развитие застопорилось — золото стало «бутылочным горлышком», в котором застрял прогресс. Не отыскали ценный металл — приходится начинать заново либо жить дальше в каменном веке, смакуя внезапный «хардкор».
4/10
Простор для творчества
Именно этот момент проводит жирную черту между Minecraft и Don’t Starve: одна создавалась именно для творчества, а другая позволяет лишь переставлять стены и выкапывать дерн. Никаких заигрываний с терраформированием, никакого простора для самовыражения, только суровый быт.
Вердикт
ОЦЕНКА САЙТА
8,0
ОТЛИЧНО
Циничная и обаятельная игра про выживание в фантасмагорическом лесу, глупые смерти и прямоходящих свиней. Да еще и в свежей стилистике с привкусом викторианской эпохи. Порой Don’t Starve утомляет, но не настолько, чтобы бросить ее насовсем.
- суровая робинзонада
- опасные условия — смертельная ночь и убийца-зима
- замечательная система душевного здоровья
- незабываемый стиль.
- надоедает быстрее, чем хотелось бы
- кооператив мог бы продлить удовольствие
- рутина иногда утомляет.
8/10
Геймплей
10/10
Визуальный ряд
8/10
Интерфейс и управление
9/10
Звук и музыка
Пальчики оближешь!
Узнать все рецепты самому, не заглядывая в энциклопедию игры.