Monaco: What’s Yours Is Mine
ФОРМУЛА ИГРЫ
Monaco
40% фильмов про ограбления
40% кооператива
10% французского языка
10% сбора монеток
Дорогие мама и папа.
Меня снова уволили. Я уже не помню, в скольких местах мне довелось поработать, — проще, наверное, сказать, кем я еще не работал. И каждый раз все заканчивалось тем, что моего работодателя грабили, причем обязательно в мою смену.
Я в курсе, кто грабители, помню их лица и знаю каждого по имени, но за что они так со мной, ума не приложу. Всего их восемь, на дело ходят четверо. Каждый раз, подходя к моему рабочему месту, они подолгу пялятся в мой монитор, читают, что я вам пишу, и давятся со смеху, а потом очкарик с идеальным пробором (у каждого в той компании свой бзик, но этот парень просто напрочь чокнутый) вежливо просит меня понюхать салфеточку. Просыпаюсь я обычно уже уволенным.
Ну вот, они снова тут. Мам, пап, здоровья вам. Пришлите денег.
Семь друзей Взломщика
► « Дорогие мама и папа, это я на первом рабочем месте ». Будете пробегать локации вслепую — рискуете не заметить таких деталей. Вот этот бедолага, например, встречается почти на каждом уровне.
История создания игры вызывает в памяти FEZ. Энди Шатц делал Monaco почти четыре года и почти в одиночку. В 2010 году он получил две важнейшие награды на Independent Game Festival (гран-при и за дизайн), а на последующих IGF уже сидел в жюри. Но Monaco все делалась и делалась.
Сперва она была PvP-симулятором ограблений в духе Castle Doctrine , которую чудак Джейсон Рорер впервые показал лишь в этом году, но в итоге соперничество в Monaco сменил кооператив — как в «Одиннадцати друзьях Оушена». Только друзей не одиннадцать, а восемь, и те действуют максимум вчетвером.
Восьмерка отъявленных мерзавцев, психопатов и махинаторов. У каждого свой коронный навык: например, Взломщик быстрее прочих вскрывает двери и сейфы (и он, похоже, единственный в команде, у кого все дома), Крот говорит о себе в третьем лице и умеет ломать любые стены. Джентльмен некоторое время кажется охране «своим», из-за чего ему удобнее всего пробираться в труднодоступные места, а Чистильщик вышибает дух из любого противника, если сумеет подкрасться незамеченным.
► Сюжет подается через вот такие диалоги между миссиями. ► Четырех из восьми персонажей нужно еще открыть. Хакера героям пришлось умыкнуть из психушки.
И хотя каждую миссию можно осилить самому, выбрав одного из героев, этого лучше не делать. Играть в Monaco без двух-трех друзей или хотя бы случайных прохожих — это примерно как взяться в одиночку за Magicka. То есть вроде бы и интересно, но куда менее весело, чем с командой. В команде Monaco становится авантюрной Commandos : отряд из четырех специалистов четко, почти механически обходит охрану любого объекта… или с грохотом и воплями выносит все на своем пути.
Вор в посудной лавке
► В таких местах совсем легко запутаться. Особенно если играть не одному. ► Видеть мы можем только то, что видит наш персонаж — но не напарники.
Каждый уровень в Monaco — большая головоломка. Головоломка примерно в том же смысле, что в Thief или Hitman : море подходов, проходов и препятствий — как хотите, так проблему и решайте.
Только Monaco еще и выглядит как сияющий паззл-сокобан. Поначалу каждое движение сбивает с толку. Почему вся охрана ни с того ни с сего на ушах? Потому что мы перепутали фигурку своего героя с героем товарища и вслепую забрели на детекторы. А в другой раз мы ничего не перепутали — просто не обратили внимания, что напарника занесло туда, куда мы вообще не планировали лезть.
НА ЗАМЕТКУ: в Monaco почти за все действия отвечают те же кнопки, что и за ходьбу. Чтобы, скажем, спрятаться в кустах или открыть дверь, нужно недолго удерживать стрелку (или стик геймпада) нужного направления, а тому же Чистильщику, чтобы вырубить жертву, достаточно по ней пройтись. Левой кнопкой мыши используется активный предмет — ружье, аптечка, дымовая граната или что-нибудь еще, — а если зажать правую кнопку, персонаж будет красться. Это все. И этого достаточно для любого ограбления.
На привыкание отводятся первые уровней пять. Стрелки на полу ведут игроков по оптимальному маршруту, охранники с гаечными ключами и, даже если попасться им на глаза, серьезного вреда причинить не могут, а трофеи всегда лежат на самых видных местах. Эти миссии проходятся спустя рукава, но дальше такого не будет. Цель всегда одна: пробраться в глубь уровня, похитить один или несколько трофеев, а потом убраться восвояси. Но преграды на пути встают все более и более сложные — уже первая встреча с собаками заставит грабителей в корне пересмотреть взгляды на жизнь.
Планируйте, выжидайте, ловите охранников врасплох. Если поторопитесь, попадетесь кому-то на глаза — враги будут моргать совсем недолго, а потом поднимут тревогу. Не сказать, что Monaco совсем не прощает ошибок: почти всегда поблизости есть куст или комнатка, в которую нарочно никто не заходит. Реагируйте быстро и всегда смотрите по сторонам, тогда все пройдет по плану.
Отличный план!
► Плюнули на все и решили проскочить уровень в лоб. Обыватели в шоке.
На многих уровнях можно взять автомат или дробовик и попытаться взять трофей с наскока. В таком случае игра напоминает Hotline Miami : грабители очень уязвимы, а патроны всегда в дефиците.
Для разового использования любого предмета (даже гаечного ключа) нужны монетки, разбросанные по уровню, благодаря чему открытое ограбление из простой резни превращается в кооперативного Pac- Man. Мы — пэкмены, охранники — привидения. Выстрелили (умяли вишенку), и снова наутек. В таком ключе Monaco тоже хороша: не слишком легкая, как Dishonored , не убийственно сложная, как Thief, но все равно динамичная и жутко напряженная.
Еще вариант: взять Крота, взять Взломщика и проторить путь в обход всех охранников — они глупые и дыр в стенах не замечают. За такой стиль игра наказывает косвенно. Если не собирать все монетки на уровнях (а гуляя в обход, ничего собрать и не получится), второй сюжетной кампании вам не видать. С одной стороны, решение не самое изящное, а с другой — первая кампания и так достаточно длинная. Вторая рассчитана на ушлых грабителей, и потому сбор монеток можно считать скрытым тестом на профпригодность.
► Если одного из грабителей подстрелят, дальше пройти не дадут — приходится возвращаться и поднимать его на ноги. Особенно гадко, если напарник свалился в людном месте. ► Самый идиотский план ограбления в исполнении. Роем ход, который в итоге никуда не приведет.
* * *
Повторяем, старайтесь не играть в Monaco без команды. Конечно, если у вас за спиной школа Thief , Metal Gear и Splinter Cell , вам ничего не стоит обобрать в одиночку Пентагон, а то и Кремль. Но вы лучше того… бросьте это. В Monaco самый веселый кооператив на свете, и возможность отвесить напарнику пендель за случайно пущенную сигнализацию сама по себе бесценна.
НА ЗАМЕТКУ: в PC-версию Monaco можно играть не только через Steam, но и за одним компьютером, и даже через локальную сеть. В последнее время очень немногие решаются на локальный режим — как могут противостоят пиратству.
Купить Monaco можно в Steam или на сайте разработчика. Оставайтесь на связи, Энди с компанией уже намекают на дополнение с PvP-сценариями.
Особые рейтинги
9/10
В Монако говорят по-французски
У Monaco чертовски интересный стиль. Кричащие, но странно приятные сочетания цветов, схематичность во всем, фортепианная музыка от Остина Винтори и прохожие, мурлыкающие на французском, с непривычки напоминающем симлиш.
8/10
Работа в команде
« Вы двое идете налево, мы направо, сгребаем все монетки и встречаемся в большом зале. После этого не расходимся и работаем прикладами ». В итоге один задел датчик сигнализации, другой потревожил охранника в туалетной кабинке, третьего покусали собаки, а четвертый кое-как спрятался в вентиляционной шахте, а потом попался на попытке поднять одного из товарищей. В общем, все умерли.
Вердикт
ОЦЕНКА САЙТА
8,0
ОТЛИЧНО
Monaco кажется идеальной, и потому становится вдвойне грустно, когда всплывают мелкие просчеты. Но даже с ними в этой игре один из ярчайших кооперативов на свете.
- выверенный кооператив
- фееричный звуко- и видеоряд
- простой, но сбалансированный стелс.
- легко потеряться в происходящем
- глупость охраны иногда бросается в глаза
- непреодолимая квота по монеткам для открытия второй кампании.
9/10
Визуальный ряд
8/10
Геймплей
7/10
Удобство
8/10
Звук и музыка
ШАХТЕРСКОЕ РЕМЕСЛО
Играя за Крота, отыскать на карте алмазы.