Rise of Venice


ФОРМУЛА ИГРЫ
Rise of Venice

75% Patrician 4

15% Средиземного моря

5% удивительной легкости

5% ненужных интриг
Торговля — один из двигателей прогресса и одна из сложнейших сфер человеческой жизни, настолько увлекательная, что может служить фундаментом для игры: от детсадовских «магазинчиков» с пробками и листочками и до немецких стратегий ручной работы. Ascaron Entertainment больше пятнадцати лет питала две плодовитые династии экономических RTS — Port Royal и Patrician. Одна про знойные Карибские острова, другая — про студеные города Северной Европы.
Даже закрывшись, студия продолжила растить своих чад под вывеской Gaming Minds. Их новая стратегия про негоциантов переносит нас на побережье Средиземного моря, в пору торгового расцвета Венеции.
Пришел, увидел, закупил
Чудесное, неповторимое море — Средиземное! На его теплых берегах греются великие города: Венеция, Генуя, Рим, Афины. Rise of Venice ограничивает круг двадцатью пятью городами эпохи падения Византии. Настоящий рай для коммерсанта, и нам придется основательно потоптать эти кущи.

► Рим, состоящий из трех с половиной домов, — это норма. Зато аккуратно, симпатично, и горожане толпятся (только не приглядывайтесь к ним, ради всего святого для геймера!).
Несмотря на новые декорации, механизмы игры беззастенчиво позаимствованы из Port Royal и Patrician. Поселения производят всякое добро, не больше пяти видов каждое, а всего сортов товара больше двух десятков. Город недаром желает иметь разносторонний запас, и законы спроса и предложения чутко отзываются этому желанию: в Палермо дефицит хлопка — так привезем его из Туниса, где хлопок идет по бросовой цене!
НА ЗАМЕТКУ: нет ничего надежнее и проще закупок и продаж вручную, но развитая компания требует автоматизации. Создать торговый маршрут и пустить по нему корабельный конвой нетрудно, а вот заставить его извлекать прибыль — та еще задачка. Цены меняются очень быстро: стоит закромам города слегка оскудеть, и товар дорожает. Из-за этого составление условий для покупки нередко превращается в мороку. Только потратив тонну времени на изучение рынка, вы сможете придумать действительно выгодный торговый путь.
В этом и кроется секрет успеха игры в любую стратегию подобного толка: купить подешевле (там, где много) и продать подороже (там, где лапу сосут). На эту основу нанизываются все прочие детали, и их роль тем менее значима, чем меньше они влияют на товары и их производство.
Без руля и ветрил
Rise of Venice — настоящая свалка из геймплейных идей и рычагов влияния. Важнейшая из них — мануфактуры и строения. Если текущее положение дел вас не устраивает, то при наличии хорошего капитала можно создать собственное производство — конечно же, в рамках тех пяти ресурсов, которые рожает город. Винодельни в Афинах, кузницу в Рагусе… Конкуренты не так уж страшны, из-за них темпы производства не упадут (упасть они могут из-за других игроков, но об этом потом). Если вы отличаетесь кровожадностью, ничто не мешает скупить к чертям все сторонние мануфактуры, но только если нечего делать и уйма денег в казне — для процветания и успеха подминать бизнес под себя совсем не обязательно.
ЭТО ИНТЕРЕСНО: захват рынков мог бы стать воистину мощным игровым элементом, но его никак не воплотят. Обрушим цены, устроим блокаду города — а дельцы как продавали свои мануфактуры по заоблачным ценам, так и продают.
Когда казна будет ломиться от талеров, настанет время нанимать завхоза — этот веселый дядька распорядится грузом по вашему усмотрению. Покупать от сих до сих, продавать не ниже такой-то цены, если конвой встанет на якорь — грузить все на борт, тысяча чертей! Правда, настройки управляющего чересчур общие. Нельзя уговорить его покупать только производимые в городе товары — он притащит на склад все, что подходит по ценовой категории. Зачастую — с большим ущербом для бюджета. Вот растяпа!

► Если в городе нет вашего склада или не пришвартовано судно, то цены вы не узнаете. Среднюю стоимость не грех выписать на листочек, как в первобытные времена.
Нажиться не грех и на простых горожанах: построили жилой квартал, сдали — нате! Рента скудная, но стабильная. Правда, строительный бум не озолотит вас, а разорит: кроме каменных коробок людишки хотят рабочие места и надлежащий уровень благосостояния города. Первая проблема решается новыми предприятиями, но их строительство и поддержка — накладное дело, особенно если производится не сырье, а готовый продукт из завозного сырья. Второе желание отбивает охоту заниматься градостроительством окончательно: сооружать школы, церкви и больницы — занятие в высшей степени разорительное.

► Составить маршрут — это даже не полдела, а еле-еле одна десятая. Потом предстоит изучать рынок и рассчитывать объемы закупок, перевозки, продажи…
Ну и пес с ними, со школами. Собранная вместе, система торговли-индустрии-градостроительства работает неплохо, в ней нет недостающих деталей — еще бы, эта схема в строю уже много лет. Однако не все переменные, необходимые для успеха, можно узнать наверняка. Например, нигде не указано, какова себестоимость товара, — а управляющий складом оперирует процентами как раз от себестоимости. И все равно «правильные» стратегии развития лежат на поверхности. Стать толстосумом легко, как в дешевых книжках про создание своего бизнеса. А что же делать потом?
Заговорчики в строю!
Помимо бизнеса наше буржуазное альтер эго способно вести многообразную общественную жизнь. Главнейшая ее часть — венецианский Сенат, который выбирает дожа (главу) и раздает повышения. Он состоит из десяти советников — каждый, разумеется, по-своему относится к нашей персоне. Поначалу сборище фарисеев не шибко и нужно: в выборах нам участвовать рано, а советники запросто дают вам новое звание (от которого, кстати, зависит число конвоев, доступность товаров и другое). Пройдет время, и решение совета будет куда менее предсказуемым. Чтобы стать, например, герцогом, предстоит неслабо так прогнуться под изменчивый мир.
И сделать это попросят те же советники. Их поручения — один из немногих способов повлиять на решение власть имущих. Этот желает построить школу, тот — чтобы мы насолили его недругу, третий вообще выбросил шкатулку с драгоценностями в воду: иди, ищи! А он за нас, так и быть, проголосует.

► Члены семьи — крайне полезные существа. Тетя-миссионер умеет повышать ваш авторитет в каком-либо городе, брат лечит от чумы, а тесть будет советником.
Так и хочется послать сенаторов на три латинских буквы. Уже со званием виконта ничто не мешает развернуть мощную торговую сеть, благо карта маленькая и потенциальных торговых путей немного. Ублажение советников и борьба за титул дожа — занятие не из тех, что сулит верную прибыль.
Дармоеды на попечении
Помимо целесообразных капиталовложений в Rise of Venice много нецелесообразных. Одно из них — борьба с соперниками. Что в одиночной, что в сетевой игре торгаши под чужим флагом будут стараться испортить вам жизнь. Вы, в свою очередь, можете подгадить врагам.
Только практической пользы от диверсий вы вряд ли дождетесь. Один акт безобразия обойдется тысяч в тридцать (если звание высокое — новичкам большие скидки), что совсем не дешево, а подлянка высокого качества — вдвое дороже.
Что же можно устроить? Саботировать работу порта и несколько дней не пускать суда врага в город, утащить половину товаров со склада, сфабриковать обвинение в адрес конкурента. Пользу это если и приносит, то настолько незаметную, что затраченные финансы кажутся выброшенными на ветер.

► Краденые товары потом можно купить на черном рынке по впечатляюще низкой цене, но большим оптом и без разбору.
Забавно, что когда соперник сам проворачивает такие дела, игра не удосужится сообщить, что за злодеяние совершилось. Просто прозвучит довольная реплика нашего «благодетеля» — и все, ищи, откуда крысы побежали.
А если совсем уж некуда девать золото, попробуйте заняться благотворительностью. Пастор любой церкви с радостью обчистит ваш склад в обмен на ничтожные прибавки к популярности среди горожан, которая легко и прибыльно покупается завозом дефицитных товаров.
Кривое орудие, квадратное ядро
Разумеется, в открытом море невозможно обойтись без сражения. Такого, чтобы смердел пороховой дым, палубы содрогались, а корабли кружились в смертельном вальсе, ежеминутно рискуя пойти ко дну. В Rise of Venice есть и такое, но безбожно искаженное и извращенное.

► По карте разбросаны местечки, где можно без риска профукать состояние, почитать аутентичные истории и даже поучаствовать в них.
Прошлые игры Gaming Minds не славились морскими битвами, и теперь им тоже похвалиться нечем. Утлые суденышки (целых шесть кораблей — вот так битва!) вяло постреливают друг в друга, игнорируют окружающую среду, а еще управляются зажатой ПКМ — чтобы не расслабляться. При этом только одним кораблем из конвоя можно рулить, а остальные подчинятся искусственному, прости господи, интеллекту. Потому и сгинут в пучине морской.


► Мало того что пушечные перестрелки криво играются, они еще и выглядят мелко, будто здесь лавируют не многотонные суда, а игрушечные паровозики.
Из-за этого пираты, в изобилии кишащие среди островов, — чудовищная проблема. Вооружить каждый конвой, снабдить экипажем — не такая уж большая проблема, а вот участие в сражении… нет, спасибо, нам бы лучше « Корсаров » или Sid Meier’s Pirates!. Проще сдаться на милость буканьерам и поделиться частью груза, чем пытаться привести к победе три слабоумных деревянных идола.
* * *
Rise of Venice выдыхается быстрее, чем пиво в кружке жарким летним днем. Лежащий в основе игровой процесс отточен годами, к нему претензий нет и не должно быть, а вот сопутствующие его компоненты не всегда справляются с ролью. Кроме того, здесь не хватает мелочей, без которых экономика немыслима, — коррупция, растраты, порча товара. Играть в Rise of Venice увлекательно, но это ненадолго, если только вы не разделяете древнего удовольствия от набивания кошелька.
Особые рейтинги
9/10
Средь шуршащих мантий
Rise of Venice ну очень щедра на звуки. Любое учреждение, куда бы вы ни заглянули, утопит вас в своем «саундтреке»: в ратуше — гомон, хлопанье дверей и шарканье ботинок, в таверне — хохот, звяканье посуды и глухие удары по чему-то мягкому. Стоит закрыть глаза — и на миг переносишься в покои венецианских вилл или ощущаешь солоноватый воздух порта.
Вердикт
ОЦЕНКА САЙТА
7,0
ХОРОШО
Классическая экономическая стратегия немецкого толка — многоплановая и вылизанная. Но, как ни парадоксально, ей не хватает разнообразия: многие игровые механики неэффективны.
- привычный и любимый «Порт-Рояль», но в Старом Свете
- крайне чувствительная рыночная система
- свежий средиземноморский бриз.
- некоторые идеи не работают как надо
- утомительное однообразие
- боевую систему лучше было ампутировать.
7/10
Геймплей
8/10
Визуальный ряд
7/10
Интерфейс и управление
8/10
Звук и музыка
Правильная Венеция
Сколотить состояние на песке и соли.