Democracy 3


ФОРМУЛА ИГРЫ
Democracy 3

40% принципа домино

30% политической нестабильности

20% случайных событий

10% «Где деньги, Зин?»
Много форм правления применялось и еще будет применяться в этом грешном мире. Все понимают, что демократия несовершенна. Верно говорится, что демократия — наихудшая из форм правления, если не считать всех прочих, которые устанавливались время от времени.
Уинстон Черчилль
Нынешняя демократия — конечно же, не идеал, и сейчас нас интересуют два ее изъяна.
Первый — нельзя напрямую повлиять на действия своего избранника: дескать, вы голосовали за меня — значит, доверяете, и я буду делать все по-своему. Не нравится — встретимся на выборах!
Второй — обильное запудривание мозгов, как в фильме «Хвост виляет собакой», где фиктивная война спасает пройдоху-президента от провала.
Democracy 3 лишена этих преград между властью и народом. Мы не можем обмануть людей, а люди всегда настороже.
Поле битвы — парламент
Не знакомый с игрой избиратель наверняка ожидает увидеть в Democracy 3 нечто вроде стратегий от Paradox. Всякие фигурки-армии, огромная карта и злые соседи. Черта с два! Democracy 3 — это чистый политический симулятор, поджарый и без лишних деталей.


► Почти все законы можно ослабить или усилить: маленькие пенсии или большие, прослушивать все разговоры или только у преступников-рецидивистов… ► Следует трижды подумать, прежде чем выпускать новый эдикт. Вы неприятно удивитесь, когда после введения налога на роскошь в стране начнется «утечка мозгов»!
Внешней политики нет, вся дипломатия сводится к гуманитарной помощи, законам о зарубежных инвестициях и иже с ними. Войны нет совсем (хотя вооруженные силы есть, и изредка бывает, что крутизна армии влияет на итог). Даже карты нет! Начинай играть хоть за США, хоть за Австралию, Канаду, Британию, Францию или Германию — картина одна и та же.
Невероятная паутина из ниточек влияния. Объяснить трудно, но мы попробуем. Вот условный стол, на котором рассыпаны фишки. Белые — это законы, которые можно менять. Синие — статистика, на которую нужно влиять. Красные и зеленые — особые ситуации, когда нужно либо принять жесткие меры, либо, наоборот, поддержать. Между фишками — ниточки со стрелками, зеленые и красные (положительный и отрицательный эффекты).


► Отличить важный фактор от менее важного просто — по количеству взаимосвязей с другими областями влияния.
Так, от кружочка «Алкогольные акцизы» бежит алая линия к показателю ВВП: то бишь если накрутить налог на спиртное, экономика немного, но ослабеет. Кроме того, величина акцизов скверно сказывается на потреблении алкоголя — и на запоях, само собой. Кроме того, от фишки с акцизами тянется еще несколько ниточек в разных направлениях.

► У каждого министра есть две группы населения, которым он симпатизирует. Если вы разочаруете их, то разочаруется и чиновник.
ЭТО ВАЖНО: реформы даром не даются. Почти каждое действие требует вливаний из бюджета и лишь иногда дает отдачу (ценой чьего-нибудь счастья, конечно). А еще придется потратить политический капитал: абстрактный ресурс, накапливаемый вашими министрами. Лояльные чиновники расширяют ваши возможности, а нелояльные дают совсем маленький прирост политкапитала и порой уходят в отставку.
Итак, многочисленные условные значки на игровом поле — это, по сути, вся политическая жизнь государства. От налогов до организованной преступности, от цен на бензин до здравоохранения, от публичных библиотек до пособия по безработице. Все, что меняется напрямую в реальной жизни, можно изменить и в Democracy 3 — со всеми вытекающими. Словно гигантская марионетка из сотен сочленений, этот механизм подчиняется любому капризу и с радостью помчится навстречу гибели, если вы дернете не ту веревочку.
Раскачивая лодку
Первым делом следует привести систему в состояние хотя бы шаткого равновесия. Чтобы одеяло легло на всех и сразу: ну и пусть ноги торчат, зато у всех, а не только у рабочих и крестьян. Жителей миллионы, а бюджет не резиновый.

► В отдельную категорию выделили членов профсоюзов. Каждое их желание исполняется только ценой горячих слез владык крупного бизнеса.
Среди народных масс выделяются несколько групп — что очень важно, они пересекаются и накладываются друг на друга. Так, социалист и пенсионер будет зачислен в обе страты. Капиталист может быть религиозным и, скажем, родителем; молодежь зачастую либеральна. Понять структуру просто, но так же легко запутаться в их желаниях. Очень трудно найти политику, которая помогла бы бедным и не наступила бы на хвост богачам, а либеральные реформы почти всегда выводят из себя верующих.

► Прибыль от подоходного налога столь велика, что изменение ставки хотя бы на 1% оставит ваш режим без штанов.
Еще одна яма — деньги. Сколь бы презрительно вы ни относились к деньгам, вы все равно обязаны следить за благосостоянием родины, от которого прямо или косвенно зависит почти все. Предположим, ВВП стремительно упал — ну перестарались вы с бесплатной медициной! Тысячи предприятий вылетают в трубу или сокращаются — и вот в вашем распоряжении армия безработных. А вы же не позаботились обеспечить их пособием? Что, денег жалко на дармоедов? Ладушки, тогда дармоеды будут жить в коробках (показатель «Бездомных» взлетит в стратосферу), а денюжку добудут грабежом и кражами (вырастут «Преступность» и «Тяжкие преступления»). Из уличных банд немедленно выбьются наверх самые наглые и живучие, чтобы построить иерархию: и вот в нашей маленькой Канаде вовсю орудует «Мафия»! Они начнут «крышевать» честных бизнесменов, у тех дела пойдут еще хуже, и круг замкнется.
ЭТО ВАЖНО: денежные запасы роли не играют. Главные финансовые показатели — доходы и расходы! Первые должны превосходить вторые хоть на сколь-нибудь, иначе будет расти внешний долг.
Скользкая дорожка политики
Каждый игровой ход (эквивалентен кварталу) приближает к следующим выборам, и встречать их нужно подготовленным. Хотя бы несколько слоев населения должны радоваться вашей политике, кредитный рейтинг — А и выше, а радикалов нужно успокоить и не дать им шанс умертвить ваше альтер эго. Если изрядно разозлить либералов или обеспеченных фарисеев, да кого угодно — они и киллера прислать могут (впрочем, богатые как-то оперативнее это делают). Если госбезопасность среагирует вовремя, можно выдохнуть и играть дальше. Не успели — начинаем заново.

► Случайности порой бывают приятными. Например, наш соотечественник стал лауреатом Нобелевской премии — патриоты ликуют!
Почему электорат сделан таким злобным — не понятно. Стоит лишь ненадолго задеть чьи-то интересы, как появляется уведомление: «Заговор, мистер Президент!» И ба-бах — «автомобильная авария, пышные похороны».
ЭТО ИНТЕРЕСНО: в Democracy 3 процветает мододельческое ремесло. Изменить можно почти каждый элемент игры: создавать новые законы, другие переменные, страны, политиков и даже случайные события. Достаточно открыть любой текстовый файл или таблицу — все данные хранятся в них — и творить новый мир.

► Талантливые чекисты помогут уцелеть при покушении и расскажут, какие слои населения скоро захотят угостить президента коктейлем Молотова.
Несмотря на пошаговость, Democracy 3 стремительна и мало предсказуема. За один квартал популярность вашей партии может вырасти на 40%, а потом так же круто упасть. Одно неосторожное решение — и вот на вас смотрит через оптический прицел психопат из книгохранилища. Не так распределили финансы — экономика схлопнулась, как веер. Что интересно, такой же оглушительный успех маловероятен. Недостаточно осыпать здравоохранение дотациями: пройдет немало времени, прежде чем польза станет ощутимой. Сделаем наоборот, урежем бюджеты — и караул наступит быстрее, чем вы скажете «Даллас».
[[VIDEOID_11876]]
* * *
Очень странный дуализм. Democracy 3 вся из себя дружелюбная, все объясняет, показывает, почти ничего не скрывает, кроме совсем незначимых тенденций (если они выходят из-под контроля, то все же всплывают). Как только вы научитесь осторожничать, беречь деньги и узнаете, где можно безболезненно убавить, вы постигнете игру чуть ли не целиком. А потом поскользнетесь на ремонте дорог.
Это вам не комедия, черт побери! Это политика. Если упали, то не в мягкую мусорку, а спиной об асфальт.
Особые рейтинги
9/10
Школа Stardock
Предыдущая игра серии отпугивала с ходу — внешним видом. Нагромождение кривых фонов, пиктограмм, уродливые фигурки представителей электората, и вообще будто пьяный студент на коленке склепал. Democracy 3 завоевывает доверие «по одежке»: приятная белизна, простые, но осязаемые кнопки и индикаторы, скругленные углы и аккуратные диаграммы. Словно здесь приложила руку Stardock, у которых что ни игра, то праздник для глаз. Иногда фишки на столе хочется перетаскивать, просто чтобы увидеть, как они взаимодействуют, — но они неподвижны. А все равно хочется.
5/10
Медведь и ухо
К сожалению, музыка соответствует только видимой неторопливости игры, но не настрою и темпу: заунывные пафосные треки, какие обычно звучат в блокбастерах во время обращения очередного черного президента к побитому и обиженному народу Америки. За минуту экранного времени не надоест, но за несколько часов… лучше включить музыку Андреаса Вальдетофта из Europa Universalis, Victoria, Crusader Kings и Hearts of Iron. Вот тогда будет настрой! Правда, велик риск очнуться посреди разваленной страны, которую вы пытались превратить в Третий рейх или Австрийскую империю.
Вердикт
ОЦЕНКА САЙТА
7,5
ХОРОШО
Democracy 3 — многоэтажная шарада и почти совсем не стратегия в повседневном понимании этого слова. Она мелка и очевидна, но зато позволяет понять истинные принципы управления страной. Несколько часов игры, и вам не будет равных в кухонном споре «Как нам обустроить Россию».
- убедительная симуляция жизни целой страны
- прозрачность процессов, что очень важно для планирования
- выглядит приятно и внушительно.
- избиратели-маньяки
- игра очень быстро себя исчерпывает.
8/10
Геймплей
9/10
Визуальный ряд
9/10
Интерфейс и управление
7/10
Звук и музыка
Я — Фидель!
Пережить 638 покушений и оставить доигрывать партию своего младшего брата.