Journey of a Roach
ФОРМУЛА ИГРЫ
Journey of a Roach
30% Machinarium
40% мудрости Daedalic
20% вредителей
10% дезориентации в пространстве
Мне же простор ослепительный нужен.
Я из трубы выбираюсь наружу
И пробегаю по крышке стола
Словно Колумб: от угла до угла!
Кир Булычев, «Таракан — блохе»
Насекомые в играх — музейная редкость. Хотя пузатые жучки-паучки и служат сырьем для производства опыта во многих ролевых играх, ключевые роли хитиновым не доверяют. Только раритетный квест Bad Mojo безо всяких прикрас показывает жизнь простого таракана — надо ли говорить, насколько своеобразен этот подпольный быт? А уж какая тяжкая житуха должна быть у таракашек, которые смогут пережить глобальный катаклизм! Впрочем, в Journey of a Roach представления о постъядерной жизни относительно оптимистичные.
[[VIDEOID_11930]]
Вкушая изотопы
Все началось с людей. Несносные потомки обезьян устроили ядерный апокалипсис (опять!) и стерли с лица Земли весь свой вид и массу прочих заодно. Но природа всегда находит выход. В руинах копошатся усатые, крылатые, шести- и восьмилапые — тараканы, муравьи, пауки, мухи, даже мокрицы. И они не просто здесь живут, а строят свою цивилизацию.
► Вот здесь маленький мушонок учился летать. Нонсенс, говорите? Маленькая муха — это опарыш? Да ну, бросьте. В этом мире такие мелочи остаются за кадром.
Среди этой жужжащей братии — два брата-таракана, Джим и Бад. Первый занят тем, что вытаскивает из передряг второго, от старта и до финальных титров. Сценарист недолго терзался муками творчества, но то и немудрено — игра-то почти любительская. Мелюзга общается на тарабарском наречии, а нам вкратце объясняют суть дела с помощью зарисовок — этим приемом, помнится, в совершенстве овладела чешская Amanita Design.
Персонажей из двух тараканов так и не получилось: нет ни намека на их характеры и предысторию — события обтекают Джима (и Бада, который постоянно где-то пропадает), не оставляя ни следа и не проявляя ни единой черты. Зато компактный игровой мир вмещает уйму второстепенных героев, броско описанных буквально парой штрихов.
Мадам Паучиха содержит детский сад для мух, настоящий рассадник умиления. Муравьи — не трудолюбивые коммунисты, а тоталитарная секта с замашками штурмовиков СС. Их диктатуру пытался одолеть старый капитан Шершень, но потерпел фиаско и ушел в запой. По-детски простой стиль соседствует здесь с недетскими проблемами, пусть даже показанными в очень упрощенной форме. Жаль, что проблемы эти раскрываются совсем не глубоко.
► Важные события иллюстрируются вот такими рисунками. Будь вся игра выдержана в том же стиле — цены б ей не было.
Следы на обоях
По природе своей Journey of a Roach — классический квест. Джим собирает коллекцию бесполезного хлама, который оказывается необходимым для решения проблем в самых неожиданных местах. Задачи и действия порой труднообъяснимы, но по-своему логичны: блоха лает на паука-пирата и норовит цапнуть его деревянную ногу — значит, потом будем ловить питомца на эту самую ногу.
Хотя есть и обратные примеры: например, чтобы вскрыть сейф, потребуется несколько разных, никак не связанных предметов. Увы, загадки традиционного толка здесь обычно не представляют особого интереса. Интерес прячется в другом.
► И наплевать, что форма и объем вещей ну никак не позволят им улечься в одну ячейку: главное же, что совпадает силуэт!
Джим, как и всякий уважающий себя таракан, умеет ползать по стенам и потолку. Нередко путь из одной части комнаты в другую сопряжен с затейливой беготней по штукатурке и белилам, а иногда герой попадает в вентиляцию. В такие моменты к горлу подступает комок и кружится голова — вестибулярный аппарат бунтует! Ему трудно следить за уровнем, который поворачивается вслед за Джимом. Побежал по стене — и мир «упал» набок. По потолку — мир перевернулся вверх тормашками.
► К счастью, кое-какие внешние признаки помогают догадаться, где здесь все-таки пол.
Из стен торчат трубы и острые арматуры, на них висят полки или останки мебели — придется поскрипеть мозгами, чтобы добраться до цели. Многие вещи получится раздобыть лишь как следует погуляв по стенам и забравшись в такие пыльные закоулки, куда только таракан и полезет. А кое-где условия потребуют разработать точный маршрут, чтобы не разорвать цепь беспроводной передачи энергии, — это же самая настоящая пространственная головоломка!
Однако здравый замысел попросту не раскрывается до конца. В пару-тройку часов игры невозможно уместить все идеи, которые вытекают из одной-единственной возможности ходить по стенам. Куда там! Valve из порталов выдоили две полноценные игры и тонну испытаний, а Koboldgames потянули только коротенькую демонстрацию собственной фантазии.
А еще грустно, что этой фантазией, по всей видимости, обусловлен выбор утлого трехмерного движка класса «у-нас-нет-денег-на-3D-но-мы-все-равно-попробуем». Благословенное рисованное 2D со свободным ползанием по стенам едва ли совместимо.
Особые рейтинги
8/10
Неэвклидов геймплей
Случайно или нет, но в этом ноябре на наши головы свалилось сразу несколько игр, где основные пространственные постулаты геймдизайна подвергнуты… скажем, переосмыслению. Сперва Contrast, затем A Link Between Worlds, а теперь еще А Journey of a Roach. Но если первые две стремились ужать три измерения в два, то тараканий квест гоняет игрока по всем трем измерениям, однако заставляет его десять раз перепутать, где тут абсциссы, где ординаты, а где, черт их дери, аппликаты!
Вердикт
ОЦЕНКА САЙТА
7,0
ХОРОШО
Journey of a Roach обрывиста и неказиста. В таких случаях обычно говорят наставительным тоном, дескать, есть куда расти. А потом хвалят, поскольку есть за что: несмотря на промахи, свойственные начинающим, Koboldgames нарисовали убедительный и приятный мирок, рискнув при этом пощеголять новаторством. Хотя недолго и как будто стесняясь.
- симпатичное окружение, неожиданные образы
- многомерные уровни, где верх и низ постоянно меняются местами
- исправная, хотя и специфическая логика загадок.
- страшненькая трехмерная графика
- скомканное повествование
- игра проходится всего за два часа.
8/10
Геймплей
6/10
Визуальный ряд
7/10
Интерфейс и управление
7/10
Звук и музыка
Центрифуга
Кружить по тесной вентиляции до потери сознания.