Dragon’s Crown
ФОРМУЛА ИГРЫ
Dragon’s Crown
50% Dungeons & Dragons: Chronicles of Mystara
15% Princess Crown
15% Diablo
20% бесконечности
К тому, что игры издательства Atlus до Европы добираются долго (или не добираются вовсе), мы уже привыкли. А вот к новой российской возрастной системе оценок небольшим и обедневшим издателям привыкать сложнее. Не каждый решается вложить деньги еще в одну сертификацию, помимо европейской PEGI. Вот и Dragon’s Crown в России официально так и не вышла — однако пропустить самый значимый beat’em up уходящего поколения было бы кощунством.
В Европе игра легла на прилавки еще в октябре, а в Северной Америке — аж в августе. Так что перед вами, возможно, самый запоздалый обзор, который тем не менее, как и игра, которой он посвящен, просто обязан был появиться на свет.
[[VIDEOID_6863]] В стилистику Dragon’s Crown либо сразу влюбляешься, либо раз и навсегда отвергаешь.[[/VIDEOID_6863]]
Джордж Камитани, художник, сценарист и просто главный человек в студии Vanillaware , успел поработать в Capcom над Dungeons & Dragons: Tower of Doom, а начиная с Princess Crown для Sega Saturn возглавил собственную студию. Он давно уже мечтал выпустить свой Golden Axe.
С 1997 года идеи для Dragon’s Crown , не находя поддержки издателей, складывались «в стол». Как признался в одном из интервью сам Камитани, этот проект стал для него целой вехой в жизни, игрой, в которую он вложил все, что смог.
На счастье, его старания не пропали даром, хотя время на месте не стояло, и многое в индустрии изменилось. « Такого еще не было » превратилось в « совсем как в… ». Публика стала более разношерстной. Одним хочется графических красот и масштабного мультиплеера, другие ждут революций в популярных сериях, а кто-то меланхолично тоскует по ушедшим в небытие концептам и жанрам, пережимая вечерами перебитый шнур от геймпада любимых Dendy и Sega Mega Drive. Камитани, безусловно, из числа последних — тех, кто прикипел к ранним игровым впечатлениям. Его небольшая студия почти двадцать лет выпускает исключительно двумерные игры, и делает это со всей душой.
► Перед большим приключением — большая трапеза.
[
Игровой гиперманьеризм
](http://ru.wikipedia.org/wiki/Гиперманьеризм)
Могучий артефакт, пробудившееся древнее зло, интриги власть имущих и горстка героев-путешественников, которым предстоит восстановить мир, порядок и справедливость в ввергнутом в хаос королевстве, — сюжет Dragon’s Crown очаровательно старомоден. Все пояснения вложены в диалоги и закадровые комментарии, словно принадлежащие игровому мастеру Dungeons & Dragons. Едва вы войдете в замок, как на экране появится изображение советника и прячущейся за его широкой спиной принцессы, а закадровый голос заговорит о том, что происходит перед вами. Диктор словно испытывает ваше воображение, повествуя об очевидных вещах, но делает это без лишнего пафоса, словно старый друг, который указывает на детали, требующие внимания.
► Оседлать саблезубую пантеру? Не вопрос!
Вся эпичность же, вся титаническая мощь и пафос выплеснулись на дизайн персонажей. Каждое существо, способное держать в руках что-то тяжелее лука и посоха, выглядит как [бельгийские голубые коровы](Javascript:view(932,620,‘http://www.yousay.gr/wp-content/uploads/2013/08/Belgian-Blue-932x620.jpg?4db4b8’);). Воины, орки и прочая нечисть напоминают космодесантников из Warhammer 40k , вылезших из бронекостюмов принять душ. А дамы, должно быть, клянут гравитацию даже во сне. Как можно бегать (и тем более драться!) с грудью такого размера… представить боимся.
Впрочем, гипертрофированная анатомия умудряется гармонично сочетаться с классическими, отрисованными от руки панорамами. За красочность и детальность Dragon’s Crown хочется простить даже треугольные ягодицы амазонки.
Проблема одна: зачастую в гуще боя теряешь из виду своего персонажа. В том же Golden Axe или Dungeons & Dragons: Tower of Doom во время использования магии игра замирала, и игрок не утопал в буйстве красок, да и визуальных эффектов было мало. Dragon’s Crown же пестрит взрывами, метелями, водопадами, пожарами, а тут еще и толпы врагов… Играя вчетвером, немудрено потерять своего персонажа и контроль над ситуацией. Особенно на небольшом экране PS Vita.
► Давайте сыграем в игру «Найдите гнома за пять секунд». Ручаемся, вы проиграли.
Слияние миров — слияние жанров
Все проблемы королевства в Dragon’s Crown ложатся на плечи шести путешественников: воина, гнома, амазонки, колдуна, эльфийки и волшебницы. У каждого из них уникальные характеристики и стиль игры. Казалось бы, те же воин и гном — не более чем бойцы ближнего боя. Но воин специализируется на защите себя и компаньонов, в то время как гном способен хватать врагов за шкирку и раскидывать толпы врагов их же соратниками или забросать бомбами из наплечной сумки.
ЭТО ИНТЕРЕСНО: новичкам игра советует выбирать простых в освоении героев — воина, например. А вот колдун и волшебница считаются подходящими только для опытных игроков — за них играть гораздо сложнее, хотя если вы грубому насилию предпочитаете элегантное колдовство, со сложностями придется мириться.
Ролевая система во многом привычна. Базовые характеристики героев повышаются с новым уровнем независимо от предпочтений игрока, и дополнительно повлиять на них могут только вещи. Одежда и оружие здесь разных классов: чем выше класс, тем лучше характеристики. Хотите вырастить боевого мага? Надевайте вещи с шансом дополнительной атаки и прибавками к интеллекту. Кто играл в Diablo — тот не потеряется.
Главным образом стиль игры определяют навыки, оформленные в виде двух колод карт, — уникальные для класса и общие. Возьмет ли ваш гном огненные топоры, будет ли забрасывать врагов взрывчаткой, а может, голыми руками обойдется — зависит от вас. Во второй колоде собраны общие для всех персонажей навыки, вроде увеличения количества жизней или вместимости рюкзака.
► Воин неоправданно далеко отбежал от группы, ему с его щитом — самое место в гуще боя.
Королевство Хайдленд напоминает о давнишнем Shining in the Darkness, где был безопасный город (своеобразный перевалочный пункт) и мрачные, опасные земли вокруг. В городе можно закупиться зельями, починить вещи, собрать отряд в таверне, попросить благословения в церкви, пройтись по магазинам или взять побочные задания в гильдии. Кроме того, город — единственное место, где можно что-то поменять в инвентаре.
Со временем игроку станут доступны дополнительные рюкзаки, и выходить на поиски приключений можно будет уже с несколькими заранее подготовленными комплектами. Это очень полезно, ведь у каждого предмета в игре есть запас прочности, и в долгих странствиях может статься так, что желания в город возвращаться нет, а кольчужка на вашем герое поизносилась.
► Орки, гоблины… Вроде бы типичный фэнтезийный набор, но шинковать все равно приятно.
Путешествовать предстоит по девяти локациям, и в каждой со временем открывается альтернативный, сложный, путь прохождения с высокоуровневым боссом в конце. Рисованный стиль создает ощущение всамделишного сказочного приключения, а секретные проходы за полками с книгами в башне магов, потайная пещера в пиратском гроте, спрятанные сундуки и сокровища лишь добавляют очарования.
В Dragon’s Crown, как в стародавних «пиксельхантинговых» квестах, можно вызвать на экран курсор-указатель и с его помощью обследовать стены, сундуки и прочую обстановку. Если где-то что-то блестит — щелкните там мышкой, и драгоценности посыплются, как из рога изобилия. А «простучав» подозрительные стены, можно обнаружить скрытые проходы.
Зачастую на стенах заметны странные руны — овладев древней магией, игрок научится составлять из них простенькие заклинания. Выстроив комбинацию из трех рун (порядок активации не важен, главное — само сочетание символов), герои получают временные усиления. С помощью рунной магии можно усилить атаку и броню, получить дополнительную жизнь, открыть потайную дверь или обнаружить скрытый сундук.
► Обратите внимание на руны на стене. Ну хотя бы попытайтесь…
Все новые предметы заперты в сундуках, и уже по одному их виду можно примерно прикинуть ценность добычи. Плутоватый воришка, разделяющий с вами приключения, всегда готов открыть нужную дверь или замок. Отдайте ему приказ, и он прибежит, сгибаясь под тяжестью мешка с трофеями. Но оценить добычу вы сможете, только пройдя уровень до конца. Как и в Diablo, характеристики найденных предметов остаются загадкой, и, чтобы «распознать» вещи, придется позолотить ручку местной волшебнице.
► Четыре героя и их спутник-вор спешат на поиски справедливости и золота.
Помимо ценностей героям будут попадаться останки неудачливых путников. Их можно подобрать и либо воскресить покойного, либо похоронить в городской церкви. В первом случае вы получите наемника, а во втором — ценный предмет (с ничтожно малой вероятностью) вроде эликсира или простенькой вещицы. А если играть в онлайне, вместо обычных останков можно найти кости другого игрока. Воскрешенные из них наемники намного полезней стандартных: и экипировка получше, и уровень больше, и дорожных наборов с вещами бывает несколько, что для неиграбельных сотоварищей очень важно. Снаряжение наемников чинить нельзя, поэтому, когда у спутника ломается оружие или броня, с ним приходится расставаться и искать нового.
► А вот и золото. Теперь главное — выжить.
И еще больше…
Dragon’s Crown сочетает в себе элементы самых разных жанров: классическую аркадную боевку, пиксельхантинг, ролевую систему старых RPG. Но есть в ней и спорные моменты. Если вам не с кем поиграть за одной консолью, а развитие персонажа и сбор предметов не так важны, как атмосфера и сюжетная линия, то к моменту, когда вы сможете поиграть по сети, добрая половина сюжета уже будет пройдена. Да, тут, чтобы разблокировать онлайновый режим, придется провести в игре не один час в компании NPC, так что по возможности сразу позовите в гости друга (а лучше троих).
► Большинство боссов в игре недостаточно просто бить, пока не лягут. Чтобы победить каменного голема, придется оживить своего.
Открыв вам онлайн, игра неожиданно меняет приоритеты, и неторопливое повествование сменяется натуральной фермой по получению опыта и вещичек. Магические ворота, через которые вы раньше могли попасть в любую из локаций, начинают работать случайным образом, а после убийства босса вам предложат продолжить путешествие, а не возвращаться в город, как обычно. Герои научатся разбивать лагерь и готовить еду, чтобы встретить новый день и новый вызов со свежими силами. И чем дольше ваше путешествие, тем больше рейтинговых очков, хороших вещей и опыта будет на вашем пути.
Собрав несколько комплектов экипировки, можно устроить настоящий марафон живучести и по возращении в таверну утонуть в золоте и элитных вещах. Чтобы добраться до финального босса, придется прогуляться по тем же локациям несколько раз, победить новых боссов и неизбежно заняться гриндом.
► Священник смотрит укоризненно, словно говорит: «Опять костей в храм натаскал?»
Но главный недостаток (а гринд для многих — это даже только плюс) все же в другом. Созданного Vanillaware наполнения… мало. Ваш герой едва набрался сил, едва обзавелся приличным снаряжением — а локации уже закончились. И даже второстепенные задания не способны добавить разнообразия. Остается вновь и вновь проходить те же уровни, копить опыт и вещи, чтобы выдержать схватку с усиленными версиями врагов. И здесь игра перестает работать для тех, кто не привык затирать одну пластинку до дыр. Но если в свое время вы, охотясь за трофеями, в сотый раз убивали Мефисто в Diablo 2, то Dragon’s Crown сможет удержать вас еще надолго.
После первого прохождения игра переключается в сложный режим. Возрастает максимальный уровень персонажа, в церкви появляются новые благословления, в пригороде — колизей для PvP, а на заброшенных землях становится доступен лабиринт Хаоса. Каждый из девяти этажей лабиринта гарантированно принесет вам одну легендарную вещь, а пройти их все без разом смогут только хорошо развитые персонажи.
Случайность здесь проявляется во всем. Дверь из трюма пиратского корабля запросто приведет вас в величественные залы библиотеки магов, а оттуда проще простого попасть в лесную чащу или подземный склеп. Все локации смешиваются, а каждая дверь — как наугад вытянутая карта в «Манчкине». Добавьте к этому случайных врагов и случайным образом расставленные ловушки и сундуки — и вы получите напрочь непредсказуемые уровни.
Словом, хоть в игре есть и финал, и титры, но сама она фактически не ставит точку.
* * *
Dragon’s Crown невелика, в ней по-хорошему старая боевка, сюжет с древним артефактом в центре повествования и, конечно, красочная, ручной работы 2D-графика. Все составляющие былого величия жанра сделаны на высоте и вдобавок разбавлены новыми, интересными, работающими механиками из других жанров.
Чем больше времени проводишь в игре, тем сильнее кажется, что перед тобой что-то хорошо знакомое, но давно забытое. Все равно что спустя много лет найти в чулане давно потерянные вкладыши от жвачек. Мелочь, а сердце радует.
Особые рейтинги
10/10
Сделай громче
Музыка и звуковые эффекты в Dragon’s Crown на редкость сказочные и живые. Любители исходных озвучек могут даже включить японские голоса героев. А оркестровые мелодии со временем становятся почти родными, как фоновая музыка Firelink Shrine в Dark Souls.
Вердикт
ОЦЕНКА САЙТА
9,0
ОТЛИЧНО
На фоне заваливших рынок однотипных проектов Dragon’s Crown — весьма неординарная штука. Студия Vanillaware не просто реанимировала аркадный жанр приключенческих боевиков, но внесла в геймплей свежие идеи. Dragon’s Crown — как раз тот случай, когда хорошо забытое старое легко уложит на лопатки едва запоминающееся новое.
- красочная стилизация
- смешение жанров
- неувядающая атмосфера классики
- гармоничный саундтрек.
- опаздывающий онлайновый мультиплеер
- короткая сюжетная линия
- в вихре красок можно потерять своего персонажа.
9/10
Геймплей
10/10
Визуальный ряд
8/10
Интерфейс и управление
10/10
Звук и музыка
Это моя добыча!
Пройти подземелье за компанию с товарищем двумя гномами и разругаться из-за сокровищ.