Broken Sword 5: Serpent’s Curse


Близкие по духу
Broken Sword: Shadow of the Templars
Лучшие годы серии Broken Sword давно позади. Эталонные первые две части — классика даже среди прочей классики, однако после них британцев под руководством Чарльза Сесила понесло. Сначала пришили третье измерение — получилось страшненько. Потом дурачились с жанровой структурой — например, со стелсом. Додурачились до того, что Broken Sword 4: Angel of Death чуть не стала печальным финалом.
Что стало после, вы догадываетесь: Чарльз Сесил пошел на Kickstarter. « Эй, ребята, кто хочет старомодного приключения? С длинными диалогами, странной логикой, а вдобавок еще и напрочь двумерного? » Вместо запрошенных четырехсот тысяч долларов поклонники на радостях выложили почти вдвое больше, и, можно сказать, не прогадали: Сесила наконец отпустило, он взялся за ум, а потом — за дело.
Клинок перекован
Джордж Стоббард снова в Париже. Теперь он — страховой агент, и в сферу интересов его конторы попадает картинная галерея «Синяя ящерица», откуда немедленно средь бела дня крадут картину, убив попутно владельца галереи. Картина не из тех, ради которых врываются в Лувр или хладнокровно стреляют в живых людей, поэтому Джордж снова берет на себя роль детектива, хватает в охапку журналистику Николь Коллар и знакомыми методами начинает распутывать клубок не одного преступления, но целого заговора.

► Люди стоят в двух шагах друг от друга, но в разговорах могут громко поносить соседа вроде как «за глаза». Эта игровая условность, кажется, умрет вместе с человечеством.
Если опустить детали, по такой схеме развивались почти все приключения в Broken Sword. Странное происшествие, таинственные злодеи, смерть по пятам. Однако это не значит, что Serpent’s Curse зациклена на остросюжетных виражах, как детектив любого мало-мальски грамотного автора, знакомого с основами логики. Фантазеры из Revolution уделяют поровну внимания сценарным ходам и героям, разыгрывающим тонкую и почти всегда остроумную комедию. А сценарист, соответственно, с помощью уместно вставленных убийств разбавляет ее триллером, умудряясь не потерять линий мотивации и не сделать героев малость двинутыми.
Герои прошедшего времени
Действующих лиц немного, зато каждому уделено немало экранного времени. Герои второго плана несколько комичны, но почти без уклона в фарс и дуракаваляние. Исключение — жандарм Му, честный, неподкупный и верный идеалам, но мучимый недержанием мочи. Как минимум дважды нас коварно вынудят спровоцировать приступ недуга, чтобы жандарм исчез в уборной. Забавно, но есть еще один персонаж с тем же расстройством — к счастью, закадровый. Эти шуточки про «пи-пи» и в первый раз дают осечку, что уж говорить о выходах на бис.


► Грязный промышленный район Лондона в представлении художников Revolution выглядит как солнечный рай. Суини Тодд думал иначе. ► Большой свободы в перемещениях не дадут, но кое-какой выбор между сюжетными локациями таки имеется.
Остальные участники действа создают образы поинтереснее. Следователь Наве — формально эксперт-патологоанатом, а на самом деле помешанное на трупах и крови олицетворение властной придури: возьмите комиссара Жюва или комиссара Жибера, закалите шизофренией и капните навязчивого бреда. Только Наве не унаследовал ни капли обаяния знаменитых французских самодуров от жандармерии.
Другой пример правильной работы с образами — Роман Медовский. Не стоит вопить «Клюква!», русский олигарх Медовский — до дрожи правдоподобный типаж. Служил в органах, в девяностые успел нажиться на ваучерах, вознесся на финансовый Олимп и предпочел жить в благоустроенном районе Лондона. Опасный противник, потому что дальновиден, расчетлив и тесно связан с криминалом, а главное — совершенно не похож на злодея. Не держит в своем доме ни матрешек, ни балалаек.

► Порой судьба вынуждает выбирать: оставаться честным или приврать для своей выгоды.
ЭТО ИНТЕРЕСНО: Revolution все-таки намудрили с русской культурой, хотя и подошли к вопросу со всей аккуратностью. То циферки кириллические на клавиатуру печатной машинки поместят, то обзовут яйцо Фаберже туманным «Russian imperial egg». И еще там есть надпись «Реальный сигарет золото» на бортике портсигара.
Локации в Broken Sword: The Serpent’s Curse нарисованы с тем же тщанием и любовью, что и прежде. Уютные улочки Парижа — даже брусчатка на мостовой кажется теплой, как спящая кошка, душный офис охранного агентства, богемные апартаменты с творческим беспорядком. Пейзажи один приятнее другого. Жаль, прохожих нет, а все люди представлены пошловатыми трехмерными модельками с текстурами, вызывающими в памяти смутный образ Runaway. Немного стыдно, хотя стилистика первых частей не понесла ощутимых потерь — фигуры отрендерены в достаточно «традиционном» облике.
Novus ordo mundi

В каждой Broken Sword обязательно фигурирует тайное общество с дурными намерениями и огромной властью. Но на сей раз Revolution побоялись покушаться на самые зловещие тайные общества, и злодеи-заговорщики в BS5 — это гностики, одни из первых христианских еретиков. Но мы-то знаем, кого нужно опасаться на самом деле! ( Осторожно! Содержание паранойи в нижеследующем тексте приближается к критическому! )
Читать далее
Тамплиеры
О, про этих парней вы наверняка слышали. Под благовидным предлогом защиты паломников в Святую Землю они сколотили себе невероятное состояние! Крестовые походы миновали, а тамплиеры стали столь богаты, что в должниках у себя держали Французское королевство. В один прекрасный миг хитрецы поняли, что обогащаться у всех на виду опасно и некрасиво, и симулировали уничтожение своего ордена в начале XIV века. Ловко, да?
Иллюминаты
Оккультисты и мистики — вот они кто! Мир свято уверен, что главный орден иллюминатов расформирован в конце XVIII века, но это опасная ошибка. И не зря их общество было основано в один год с созданием США, не зря на долларах красуется усеченная пирамида с Всевидящим Оком — нет, не зря! Их щупальца коснулись всех революций Нового времени — что они разрушат дальше?
Масоны
Когда-то это были простые каменщики, сбившиеся в артели вокруг многолетних строек. Теперь масоны — одна из тайных сил, что правят миром! Сети их ордена раскинулись по всему миру, принимая в себя лучшие умы человечества, чтобы строить долговременные — и, конечно же, в высшей степени зловещие — планы. Ткните в любого миллиардера, президента, финансиста — и вы почти наверняка попадете в масона!
Бильдербергский клуб
Каждый год, а порой и чаще целая плеяда важнейших персон этого мира собирается в одном месте на пару дней. Зачем? Для чего? Простым смертным знать нельзя, журналистов не пускают, а среди участников сохраняется строжайшая секретность. Потому что нельзя разглашать стратегию устройства мира, эдикты по вмешательству в международные дела и отчеты по судьбам целых народов.
Вдоль часовой стрелки
Однажды необходимость двигаться по сюжету все-таки заставит нас оторваться от любования. Занятий тут, как в большинстве классических квестов, два — болтовня и поиск выхода из безвыходных ситуаций.

► Одно маленькое вторжение в женское царство косметики — и Джордж уверен, что его не узнать.
Диалоги оформлены простовато: два ряда из плашечек-значков, символизирующих темы для разговора. В верхнем ряду — условные «теги», темы для обсуждения, а в нижнем лежат предметы из вашего инвентаря. Всё. Предлагаем вдове Бижу спичечный коробок с тараканом — слушаем занимательную реплику-отказ. Далеко не все бредовые варианты озвучены, поэтому истязать всех подряд NPC предметными расспросами не очень целесообразно, но иногда — забавно.
ЭТО СКВЕРНО: голоса актеров озвучки порой то проваливаются в тишину, то взвывают, как сирена. Но куда хуже то, что некоторые говоруны недоиграли, а кое-кто переборщил с французским акцентом.
[[VIDEOID_12167]]
Сфера применения инвентарного хлама вне диалогов кажется даже менее широкой. Как правило, требуется что-то кому-то принести, а баловство с механизмами и попрание законов логики — дело десятое. Хотя нас не просят ни делать откровенные глупости, ни выдумывать многоэтажные комбинации наподобие машин Голдберга. Проблемы решаются так, как они решались бы в реальности. Чтобы помочь очухаться старине Лэйну, сунем ему под нос духи с агрессивным ароматом: нашатыря-то под рукой нет. Нужно соскоблить жвачку — соскоблите удостоверением прессы. Правильно, зачем оно еще нужно?
Но попутно Revolution успевает упражняться в нерациональности: если из шредера торчит наполовину изрезанный документ, то зачем его добивать и собирать мозаику из обрезков, когда проще расколупать саму машинку и достать бумагу? Или, скажем, открывать окно с помощью химической реакции, знакомой по видео из интернета. Как-то вульгарно, не находите?

► Предметы в закромах нередко можно объединять друг с другом. С удачным результатом — всего несколько раз за игру.
Некоторые головоломки стары, как почтенные галапагосские черепахи, — вышеупомянутый сбор документа из лоскутьев, например. В ту же копилку идут переключение тумблеров и перестановка букв вывески. Но в целом действия Стоббарда не вызывают недоумения, он достаточно редко прибегает к альтернативной квестовой логике, столь не любимой новичками жанра, и в основном руководствуется невыдуманными законами и человеческими привычками. Баланс между апатичной простотой и запредельной сложностью соблюден повсюду.
* * *
Покамест из всей Broken Sword 5: Serpent’s Curse доступна лишь половина. В сериал по заветам Telltale игра не превратилась — просто Revolution оказались не очень готовы к релизу. Но даже половина готовой игры производит впечатление удачного произведения, даже при том, что обрывается на самом интересном месте. Наконец-то серия вернулась именно в ту форму, которой от нее ждали.
Особые рейтинги
9/10
Титры
Выше уже упоминалось, что Serpent’s Curse обеспечена пожертвованиями поклонников. Конечно, тех, кто внес лепту в бюджет, наградили сполна — например, упоминанием в титрах. Если вы из той породы людей, кто не может пропустить надоедливую простыню из имен и смотрит ее до конца, приносим соболезнования — титры такие длиннющие, что даже секундомер устал их измерять.
Вердикт
ОЦЕНКА САЙТА
8,0
ОТЛИЧНО
Старомодное приключение европейского склада — для тех, кто не забыл, очень давно скучал и готов прощать издержки независимого производства: кривоватые фигурки и не всегда адекватную логику.
- дух старого Broken Sword: стиль, тонкий юмор и таинственные заговоры
- хорошо прописанные герои
- баланс сложности и очевидности.
- корявенькие модели персонажей
- несуразностей в логике мало, но они есть
- всего лишь половина обещанного!
7/10
Геймплей
9/10
Визуальный ряд
7/10
Интерфейс и управление
8/10
Звук и музыка
Внутренний стержень
Пройти игру, не пользуясь подсказками. Даже при том, что они прямо под рукой… надо нажать всего одну кнопку… и никто ничего не скажет…