29 января 2015
Обновлено 17.05.2023

Правильный Command & Conquer. Рецензия на Grey Goo

Правильный Command & Conquer. Рецензия на Grey Goo - изображение обложка
Правильный Command & Conquer. Рецензия на Grey Goo - фото 1

Близкие по духу

Правильный Command & Conquer. Рецензия на Grey Goo - фото 2
Правильный Command & Conquer. Рецензия на Grey Goo - фото 3
Правильный Command & Conquer. Рецензия на Grey Goo - фото 4
Правильный Command & Conquer. Рецензия на Grey Goo - фото 5
Правильный Command & Conquer. Рецензия на Grey Goo - фото 6

)

«День, когда земля остановилась» (2008)

Казалось, долгий и тернистый путь, начатый в Dune, завершился в скорбной тишине. Локомотив тяжеловесных RTS, созданный Westwood, оказался в руках EA. Те выпустили третью Command & Conquer (не удержались и добавили гламурных пришельцев). Потом возродили Red Alert (не удержались и добавили гламурных японцев). Потом запутались в собственных экспериментах, и Command & Conquer 4 потеряла всякую связь с предками — за все про все отдувался один лысый миляга Кейн. Ну а после этого они выкатили ремейк Generals, разочаровавшись, видимо, в столь старой игрушке.

И вот — тишина. По эту сторону классических стратегий в реальном времени уцелела разве что StarСraft 2, которую Blizzard заранее поделили на три куска, предчувствуя скорую монополию. А родовая ветвь C&C прервалась.

Однако тут из вселенской пустоты явились Petroglyph, в чьем экипаже числится немало ветеранов Westwood. Явились не с пустыми руками — они выковали C&C заново из подручных средств.

Мы пришли с миром

Получилась Grey Goo, о которой до релиза мало кто слышал. Grey Goo не стояла с протянутой рукой на Kickstarter, прикрываясь ностальгическими лозунгами, не мучила игроков «ранним доступом», предлагая им ловить баги за их же деньги, даже не заикалась о DLC (потому что дополнения следует делать тогда, когда истощится оригинал, — была вот такая варварская практика в дореволюционные времена).

Правильный Command & Conquer. Рецензия на Grey Goo - фото 7

► Да какая разница, кто в строю. Главное, что их много!

Наработки Westwood и ее преемников в EA, касающиеся сюжетного обоснования, отправились в архив: действие Grey Goo происходит в научно-фантастической вселенной, где вот-вот случится локальный Ренессанс (а там, глядишь, и капитан Прайс Четвертый полетит выбивать створки шлюзов). Игра брезгливо избегает темы «землян атакуют злые пришельцы», здесь, напротив, атакуют земляне. Человечество шагнуло так далеко вперед, что стало неотличимо от каких-нибудь протоссов. Даже пехоту упразднили, царицу полей!

А обороняются от них мордатые бугаи расы бета (напоминают протеан из слова о полку Шепардове). И вот они — вылитые терраны: громоздкая техника, мощные залпы, толстые пули и длинные орудия. Только с колесом не задалось: «бетанцы» предпочитаю шагающие машины.

Правильный Command & Conquer. Рецензия на Grey Goo - фото 8

► Со временем бетанцы и люди объединятся против общего врага. К этому моменту нам дадут за этого самого врага поиграть.

Третьими в этом боевом застолье стали существа, в честь которых и назвали игру. «Серая слизь» (в официальном переводе — просто гу), армия нанороботов, умеющих самовоспроизводиться, развиваться и приспосабливаться. По инерции их хочется сравнить с зергами, чтобы пасьянс аналогии наконец сложился, но не выходит. Потому что «слизь» — это действительно новое слово в стратегиях, да и на хищных мутантов гу не похожи (скорее — на уродливые скульптуры Делии Дитц из «Битлджуса»). Что еще важнее, играется за «слизь» принципиально иначе, хотя и этим товарищам не чуждо правило «собери прорву танков и получи победу в подарок».

Spice must flow!

Grey Goo вообще симпатизирует реликтовому RTS-геймплею. Танковый раш живее всех живых и остается эффективным решением. Даже более эффективным, чем хорошая засада и атака легендарным юнитом (летающий сервиз с гаубицей у расы бета, андроидопотам у людей и буйная бактерия размером с дом у «слизи»). Еще лучше — все сразу.

Но войне Grey Goo уделяет не так много внимания, как развитию базы, и здесь раскрываются принципиально разные у всех трех сторон подходы.

Люди играют от обороны, ведь их здания должны объединяться в сеть с помощью силовых перемычек. Им же выдали стены из непроницаемых полей и четыре вида орудийных башен. Волей-неволей это вынуждает запираться на базе, используя не больше трех-четырех месторождений ресурсов, — далеко и не дотянешься, а башни строятся преступно долго. Хотя люди владеют технологией телепортации, баланс она не рушит: здания перемещаются только в пределах сети, а боевые единицы — только пачкой в семь штук. Много для диверсии, мало для вторжения.

Правильный Command & Conquer. Рецензия на Grey Goo - фото 9

► Основные здания легко отличить друг от друга, в отличие от служебных пристроек. Войска распознаются по-разному: почти сразу у «слизи» и прищурив глаз — у людей.

Бетанцы обучены, кажется, всякой стратегии. Их строения кучкуются вокруг особых узлов, от двух до шести зданий на узел. Мало! С другой стороны, они ловко десантируют как узлы, так и пристройки в любой закоулок карты, лишь бы разведка не подвела. Притом эти товарищи не лишены осторожности и тоже строят стены, но не силовые, а классические, с воротами и башенками. Пустые башенки легко превращаются в орудийные — достаточно поселить туда одного из бойцов. Весь урон башня примет на себя, а солдат в любой момент будет готов спрыгнуть на землю и ринуться в бой. Это располагает к агрессивному, стремительному захвату земель — и такой же агрессивной обороне.

Правильный Command & Conquer. Рецензия на Grey Goo - фото 10

► Матери гу не умеют сражаться, но могут «наползать» на врага, пожирая его. Стены и здания тоже съедобны.

Что касается гу… нет у них никакой базы. Нанороботы в принципе не обязаны сидеть на месте, и все производственные функции у них выполняют «матери слизи». Фактически — здоровые такие амебы, поглощающие ресурсы из месторождений. От плотной трапезы мать растет и делится по нашему указанию — например, на сгустки слизи помельче, которые, в свою очередь, делятся на боевые единицы. Разумеется, мать слизи способна «родить» и другую мать — чтобы та нашла новое пастбище.

Про нанитов нельзя даже сказать, что они гибкие, — потому что они жидкие. В наилучшем из смыслов. Если вы засекли на подходах к одной из матерей марширующий полк — уводите мать и готовьтесь ударить в спину. Инкубаторы ползают весьма резво, а горные гряды для них — как бордюр для таксы: напрягутся и перелезут. Центральной базы слизь не имеет — среди матерей главной нет. Протеи, которых выпускают матери, могут мутировать в отряды под носом у вражьих полчищ, и до самого рокового момента противник не будет знать, что вы ему уготовили.

Однако охота за матерями в кампании — это ад, какого не знает ни одна RTS. ИИ умеет так ловко уводить их от возмездия, а делятся они так быстро, что спустя много часов после разгрома врага вы будете бегать по карте за мерзкими амебами. Чтоб фотографии отдать.

Правильный Command & Conquer. Рецензия на Grey Goo - фото 11

► Полумесяцы у слизи — аналог артиллерии, но с отвратительной оговоркой: их снаряды продолжают наносить урон после попадания и могут растворить целую армию!

Что печально — комбинированные армии в Grey Goo скорее дань времени. То есть парочку зениток держать под рукой надо, парочку детекторов для поиска невидимок — тоже. Но основной состав может быть каким угодно. Желательно, конечно, побольше танков и артиллерии. Мощный кулак техники почти любого рода — железная гарантия победы. Вопрос лишь в том, кто первый осилит подобную трату.

Поэтому вопросы развития базы, захвата ресурсов и грамотного контроля куда важнее того, сколько щелчков мышью в минуту вы делаете в StarСraft. Но современная практика почти отучила среднестатистического игрока от менеджмента базы: Company of Heroes, Wargame и иже с ними заставили познавать тактику и бросить экономику. Что ж, пора сдуть пыль с калькулятора.

* * *

Как бы то ни было, GreyGoo появилась внезапно и столь же внезапно оказалась отличной. Теперь Petroglyph обязаны починить систему поиска соперников в мультиплеере, подтянуть оптимизацию (большая свалка роняет почти любую систему) и выправить баланс, чтобы слизь не творила бесчинства. Такие мелочи не должны омрачать реанимированный жанр.

Особые рейтинги

10/10

Горячее некуда

В Grey Goo собрали, пожалуй, лучшую из существующих систем горячих клавиш в стратегиях. Она опирается на первые буквы раскладки (QWER), разбивает все постройки и боевые единицы по малым категориям и подкатегориям. Запомнив, в каком порядке пиктограммы расположены в списках, вы сможете просто выстукивать комбинации: QQE, WEW, ERW и так далее. Важно запомнить порядок, а не сами клавиши, и это значительно облегчает работу со множеством заводов.

7/10

История в лицах

Grey Goo , вопреки всяким предчувствиям, использует для подачи сюжета качественную CG-анимацию, а не какие-нибудь рисованные слайды. Впрочем, подают они настолько безвкусную историю, что и рассказывать о ней нечего. И главное ее достоинство — в действующих лицах и необычной роли землян.

Вердикт

Grey Goo не посрамила чести славной серии C&C, но и в ностальгический маразм не ударилась. Играется по-старому, а выглядит на редкость живой.

Достоинства
👍
  • почти безупречная RTS про базу и танковый раш
  • стратегическое разнообразие между сторонами конфликта
  • качество выделки — будто вбухали десятки миллионов.
Недостатки
👎
  • бездарная оптимизация
  • баланс не идеален
  • запредельная сложность одиночной кампании.
Как мы играли

9/10

Геймплей

9/10

Визуальная часть

9/10

Интерфейс и управление

7/10

Звук и музыка

Ачивка редакции
Живьем брать демонов!

Выманить бойцов расы бета со стен, увести за холм и тихо замочить.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь