Рыцарь на распутье. Обзор «Легенд Эйзенвальда»
Близкие по духу
Анджей Сапковский, «Башня шутов»
Игра « Легенды Эйзенвальда » провела в раннем доступе столько времени, что многие отчаялись дождаться релиза. Но, несмотря на долгий (мы брали у разработчиков интервью еще два года назад) и сложный путь, белорусская команда Aterdux все-таки довела дело до конца.
Получилось хорошо.
Рыцарь дорог
Авторы называют игру «симулятором странствующего рыцаря»: своего рода помесь King’s Bounty с Mount & Blade. От последней — мир, в котором фракции и династии ведут дела, ссорятся и делят земли, а политическая карта изменяется чуть ли не ежедневно. От King’s Bounty — главный герой (или героиня), странствующий во главе небольшого отряда, влезающий в неприятности и разбирающийся с ними в тактических боях.
► Штурмовать замок, дождавшись отъезда владельца, — военная хитрость, даже вынесенная в обучающую миссию.
► Возле харчевни «Три пескаря» ошивается торговец пиявками Дуремар. Пиявки он и правда может вам продать, и они в самом деле лечебные. ► Живой мир в действии: пока нужного персонажа найдешь и догонишь, от старости поседеть можно.
Сражения — самая знаковая фишка игры. И вроде бы знакомо до боли: наш отряд, отряд противника, поле из шестиугольников, пошаговый режим, бойцы ходят согласно значению инициативы… Но все меняет одна деталь: солдат нельзя просто перемещать. В свой ход боец должен или атаковать, или (если он уже влез в бой) отступить, или применить навык.
Нельзя поставить копейщика прикрывать стрелков. Нельзя поместить конницу подальше от врага, чтобы она взяла разгон. Нельзя заранее заметить, что враг прорубается в тылы, и отвести арбалетчиков на другую сторону поля. Нельзя целую кучу всего, что раньше казалось очевидным.
► Вражеские порядки спутаны, пехота уже хозяйничает возле чужих стрелков. Бой почти выигран.
► Ночью солдаты пугаются собственной тени, а стрелки еще и мажут почем зря. Но у противника те же проблемы.
Это переворачивает привычные схемы с ног на голову. «Копейщика отправить вон туда… Хотя нет, а то два вражеских мечника его обойдут и подберутся к стрелкам с тыла. Пусть лучше окопается на месте, тогда мечники пойдут на него первыми и напорются на мощный контрудар, а мои арбалетчики потом их перестреляют».
Боевка мотивирует ломиться вперед, и редкая стычка занимает больше, чем пять-шесть ходов. В любой момент все может покатиться в тартарары из-за одной глупой ошибки… но и одно верное движение тоже может переломить ход сражения. Восхитительное чувство.
Ведьмино зелье
Солдат нужно развивать и воспитывать. В этом « Эйзенвальд » напоминает Disciples: у каждого класса, за редким исключением, по две-три ветки развития. Новобранцев можно сделать стражниками-копейщиками, обученными бою в городе, а можно отправить в пехоту, тогда позже они превратятся либо в тяжелых пехотинцев, либо в пикинеров, тычущих длинными пиками над головами союзников. Молодые дворяне либо станут заправскими дуэлянтами и будут сражаться двумя клинками, либо оденутся в доспехи и вырастут в рыцарей или бесстрашных паладинов.
Не раз и не два вам покажется, что вы наконец-то собрали непобедимую армию, но игра наверняка подсунет вам сюрприз. Скажем, ваша элитная кавалерия будет вынуждена спешиться и лезть на стены замка, под копья и арбалетные болты. А лучшая в мире пехота столкнется с чернокнижником, призывающим бесплотных духов: их руби не руби — все едино, а защищают от привидений лишь вера и сила воли.
► Юный кандидат в рыцари не только владеет целой кучей видов оружия, но и умеет сражаться верхом.
► Конники бьют от души, но лошадь может сражаться только на равнине. К тому же всадника несложно спешить парой-тройкой ударов копьем или рогатиной.
► Игра не стесняется проверять эрудицию — ну, или отправлять игрока в Google. Здесь нам предлагают спеть с хором пьяных привидений на развалинах корчмы.
► В здешних библиотеках можно найти любопытную литературу. Скажем, о моряке Мартине, который улучшает свое положение в обществе, но счастья не находит, или о теории прибавочной стоимости.
Случаи вроде последнего нечасты, но чем дальше по сюжету, тем их больше. С точки зрения атмосферы игра напоминает сагу о Рейневане Анджея Сапковского, в которой историческая правда органично соединена с вымыслом — но вымыслом строго в духе средневековых европейских суеверий.
Здесь ведьмы заговаривают целебную воду и наводят порчу, и нет ничего необычного в священнике, который молитвой укрепляет руку воина и калечит еретиков силой святого слова. Здесь неупокоенные мертвецы бродят по дорогам и поют псалмы на латыни. Здесь лучше не заходить в лес после заката — там действительно много всякой чертовщины…
Но здесь нет типовых магов, швыряющихся огненными шарами и молниями. Здесь вполне обычные люди творят чудовищные вещи без помощи потусторонних чудовищ. В средневековье « Эйзенвальда » мистика вплетена очень органично.
Сами выбирали
Сюжет ведет от одной огромной локации к другой и сам выбирает нам друзей и врагов. Вернее, предоставляет список — а уж из него мы выбираем, кто друзья, а кто враги. И этот выбор очень часто потом аукается. До последнего пытались уберечь товарища от измены? Он сохранит о вас теплые воспоминания и придет на помощь. Помирили семью капиталистов, рыцарский орден и церковников, заставив двух первых пожать друг другу руки на руинах церковных замков? Не надейтесь, что епископ погладит вас по головке парой миссией позже.
► Простое задание — стоять весь день на границе, отличать бандитов от честных людей. Даже список признаков прилагается!
► Маркер на карте вам после этого диалога не поставят, но заметку в дневник добавят. Можете сами поискать мельницу и проверить ее на предмет проклятий и сокровищ. ► Теми, кто желал ограбить или унизить главного героя, полнятся кладбища.
Впрочем, сюжет все равно деспотичен: ваше альтер эго, как и Корво из Dishonored, с навешанной на уши лапшой будет бегать по поручениям очевиднейших предателей и злодеев. Однако позже сюжет сделает несколько поворотов, немного развяжет игроку руки, и станет понятно, почему делать то, что давно хотелось, — не такая уж и хорошая мысль.
► Игра чудесно обращается со своими легендами. Поначалу они кажутся пустословием, но через несколько часов вы начнете лихорадочно перелистывать раздел заметок в журнале. «Так-так, где же я это имя слышал…»
* * *
Глобальная претензия к «Эйзенвальду» только одна — техническое исполнение. Не из рук вон скверное, но чрезвычайно неаккуратное. Многие персонажи двигаются как манекены. Стрелки палят из пустых луков и арбалетов — стрелы не отображаются вовсе. Интерфейс — на уровне «играть можно, и ладно». Порой игра вылетает: у меня «Легенды» обвалились три раза, и каждый раз в конце затяжного и сложного сражения.
Но это можно пережить. Крохотная белорусская команда сделала замечательную игру, и то, что превращает ее в замечательную, выполнено отлично. А все остальное — просто не мешает. Разок скривились и перестали обращать внимание.
Отличная пошаговая стратегия и лучший «симулятор рыцаря» со времен ремейка King's Bounty — несмотря на техническую неряшливость.
- мрачные европейские легенды вместо типового фэнтези
- жизненные проблемы средневекового дворянина вместо поисков древнего зла
- текстовые описания дорог к тайникам вместо маркеров на картах.
- интерфейс и анимация сделаны тяп-ляп
- трудно угнаться за сюжетными персонажами в живом мире.
Во что: сначала в версию из раннего доступа, потом — в предоставленную пресс-версию.
На чем: PC
Сколько: восемь часов в раннем доступе, двадцать два — в пресс-версии.
Хронист
Внимательно прочитать все игровые легенды прежде, чем они начнут всплывать в сюжете.