Фотосессия из ада. Обзор Project Zero: Maiden of Black Water
Близкие по духу
Работа фотографа
Серия Project Zero , она же Fatal Frame , взяла на Западе продолжительный тайм-аут: с выхода последней переведенной на английский язык части прошло десять лет. Пятый по счету выпуск фотохоррора оказался на поверку в чем-то современным, а в чем-то архаичным.
Экзорцизм через дагерротип
В былые времена Project Zero почти на равных конкурировала с тяжеловесами жанра хоррора — Silent Hill и Forbidden Siren , во многом благодаря своей боевой системе. Во многих ужастиках бои сводились к тому, чтобы забить врагов подвернувшейся под руку палкой или попросту пристрелить. Project Zero же нашла невероятно изящный способ сделать героя и очень уязвимым, и одновременно — способным постоять за себя.
Все враги в Project Zero — призраки, способные проходить сквозь пол и стены и появляющиеся где и когда им вздумается, что само по себе ставит героя в незавидную ситуацию. Справиться с ними можно при помощи особого фотоаппарата под названием «камера обскура»: запечатлевая неупокоенный дух на особой же пленке, мы помогаем ему окончательно проститься с бренным миром.
Битвы, таким образом, проходят исключительно от первого лица, что тоже создает напряженность: угол обзора ограничен объективом камеры, и приходится постоянно крутиться, чтобы избежать атаки сзади. Бездумно щелкать затвором смысла мало: крупные планы более эффективны, а лучше всего выждать, пока враг сам на вас не нападет, и запечатлеть его именно в тот момент. Так вы нанесете больше урона и получите возможность сделать еще несколько снимков подряд «безвозмездно» — это и есть тот самый Fatal Frame.
► Каждый снимок «выбивает» из призрака несколько частиц энергии, которые стоит забрать себе. Эти частицы, как правило, позволяют провести особо мощную атаку, требующую наличия в видоискателе не менее пяти целей.
За удачные снимки и победы над призраками вы получаете очки, которые можно потратить на полезные предметы, а также улучшение камеры и линз для нее. У каждой линзы есть своя особенность, и на ее использование тратится собираемая с врагов энергия. Например, можно нанести многократно усиленный урон, восстановить часть здоровья, замедлить или остановить врага.
Наконец, от пленки зависит наносимый урон и то, как скоро можно будет сделать следующий снимок. Быстрые атаки бьют слабо, мощные — медленно, а со всех сторон хорошая пленка оказывается исключительно редкой. Приходится экономить и с умом подходить к выбору «боезапаса» для каждого противостояния.
Все это в большинстве своем справедливо и для предыдущих частей серии, однако фотографировать призраков на удивление интересно и в 2015 году. Особенно потому, что в качестве фотоаппарата выступает сам геймпад, передвижения которого в пространстве в точности совпадают с поворотами «камеры обскура». Эту особенность, впрочем, можно отключить и крутиться при помощи аналогового стика.
► Прикоснувшись к побежденным врагам, можно увидеть, как они лишились жизни.
Ничего лишнего
Многие хорроры конца девяностых — начала нулевых вынуждали игрока не только сражаться, но вдобавок блуждать по локациям в поисках ключей от бесконечных дверей и решать дурацкие головоломки.
Ранние Project Zero не были исключением, зато Maiden of Black Water почти полностью отказывается от этого рудимента и делает акцент на том, что у нее получается по-настоящему хорошо, — на атмосфере и боях. А если путь герою все же преграждает некое препятствие — как правило, нужно сделать фотографию с указанного ракурса. Это заставляет внимательнее изучать локации и отлично сочетается с тематикой.
Игра совершенно не стесняется своей линейности: она постоянно напоминает, что именно нужно сделать, не позволяет выйти из нужной локации и даже предлагает при нажатии определенной кнопки «проводить» вас до цели, как в Dead Space.
► Скандал! Из западных версий пропали чрезмерно откровенные наряды героинь. Противники цензуры шумно хоронят игру.
► Один фансервис вместо другого: взамен рискованных одеяний Юри и Миу получили костюмы Самус и Зельды.
Впрочем, в Maiden of Black Water хватает и совсем архаичных элементов. Скажем, двери, которые нельзя открыть, потому что их якобы «удерживает неведомая сила», — отличительный признак совсем уж ленивого геймдизайнера. Использовать исцеляющие предметы можно только на отдельном экране инвентаря во время паузы — где такое видано в консольных играх 2015 года выпуска?
Ночь сурка
Maiden of Black Water не связана напрямую со своими предшественницами, но определенную преемственность видно: фамилии Куросава и Хинасаки не раз звучали в ранних частях серии.
Сюжет тоже типичен для Project Zero : на некой горе проводились страшные-престрашные ритуалы, после чего она стала проклятым местом, населенным духами умерших, которые склоняют к самоубийству забредших туда живых.
Трое героев, обладающих способностью видеть призраков, отправляются на гору по разным причинам: Миу, дочь героини первой Project Zero , ищет давно пропавшую мать, писатель Рэн хочет понять тайну своих видений, а девушка Юри стремится спасти, кажется, всех подряд без разбора.
► Модельки персонажей замечательные: жаль, что их лица способны выразить от силы полторы эмоции.
Maiden of Black Water не может похвастаться цельным сквозным сюжетом: она сильно фрагментирована, и ее фрагменты чрезмерно однообразны. Стандартная глава проходит по следующему шаблону: кого-то из персонажей злые призраки побуждают уйти на гору и поучаствовать в очередном жутком ритуале, а другой герой отправляется следом, находит беднягу, выручает и возвращается вместе с ним назад. Всего в игре шестнадцать глав. Полтора десятка раз герои идут на гору, полную опасностей, чтобы вскорости вернуться обратно.
И это жутко, кошмарно, невероятно портит всю игру.
И без того не хватающий звезд с неба сценарий растягивается и ударяется в самоповтор. Немногочисленные локации, так радующие взгляд при первом визите, на третий раз теряют всякое очарование. Постоянная беготня по одним и тем же местам превращается в рутину, не имеющую ничего общего с хоррором. Из-за того, что в начале каждой главы герой получает полный запас пленок и лечилок, который не успевает даже потратить толком, менеджмент и даже сбор ресурсов становятся совершенно ненужными элементами, а прохождение — чрезмерно легким.
И оно начинает все больше утомлять: интересного в Maiden of Black Water часов на пять, а длится она едва ли не пятнадцать.
► Глаза Аянэ, как обычно, находятся чуть выше того места, куда вы сейчас смотрите.
А ведь после завершения основной сюжетной линии Maiden of Black Water выкатывает еще одну, где главную роль играет знакомая нам по Dead or Alive ниндзя Аянэ. У нее нет чудо-фотоаппарата, и она вынуждена проходить мимо призраков втихаря, ненадолго ослепляя их фонариком. Для стелса механика пятой Project Zero , прямо говоря, не очень подходит, сюжетная подоплека мытарств Аянэ тоже вышла скучной, и после пятнадцати часов однообразия возвращаться во все те же локации, пусть и играя за новую героиню, не тянет совершенно.
* * *
Поначалу Project Zero: Maiden of Black Water кажется отличным хоррором, способным порадовать как поклонников старых частей серии, так и современных избалованных игроков. Но уже спустя несколько часов интрига исчерпывает себя, накатывает усталость от повсеместных повторов в геймплее и невменяемости в сценарии — и доигрывать приходится уже через силу.
Maiden of Black Water имела немалый шанс стать превосходным хоррор-аттракционом, но, увы, погрязла в самоповторах, а порождаемые ими предсказуемость и скука — смертный приговор для любого ужастика.
- приятная графика и дизайн персонажей
- интересные бои, идеально использующие геймпад Wii U
- нет головоломок.
- разбиение на отдельные (и одинаковые) главы
- игра искусственно затянута
- убогий сценарий
- чрезмерно низкая сложность.
Во что: игра предоставлена издателем.
На чем: Wii U
Сколько: восемнадцать часов.
Личная гигиена
Удержаться от соблазна посмотреть какие-нибудь японские ужастики.