Тусовка косплееров. Обзор Bravely Second: End Layer


Близкие по духу

Trials in the Sky
Bravely Default стала образцовой японской ролевой игрой нашего времени: несерьезная, миловидная и на единственной подходящей для жанра платформе — Nintendo 3DS. Ей удалось воспроизвести настроение JRPG с первой PS, когда к простой, но трогательной истории привлекали внимание за счет ярких и запоминающихся персонажей, шуточек, лавстори и фансервиса.
А еще была прокачка, гринд и все боссы по второму, третьему, четвертому кругу. И так получилось, что одинаковых боссов все запомнили, а эмоциональную тираду про отсутствие чувства стиля в деревенщине — нет. Bravely Second идет по проторенной тропинке: здесь все как будто лучше, чем было, но все же не понятно, это полноценное продолжение или дополнение за полную стоимость.
Опять. Снова
Самое обидное в Bravely Second упирается именно в повторение пройденного в мире, где со времен первой игры мало что изменилось. Солдаты кайзера да упавшая с Луны (буквально) девушка Магнолия — вот затравка, которая должна побудить вернуться в уже не единожды пройденные подземелья, заново прокачать героев и заработать денег.
Если Bravely Default могла вырастить из чувства ностальгии сюжет с переворачивающими все с ног на голову событиями, то здесь словно писали бесталанную пародию на него. Только один яркий герой — Эдея из первой части, — а дальше постоянные клише, пустяковые истории ни о чем, несмешные шутки, диалоги за едой («Это так вкусно!» — «Да, очень вкусно!» — «Вот это слов нет как вкусно, что и добавить!»). Если вы ждали большего, оставьте надежду. С точки зрения истории это напоминает книжку фанфиков, в которой найдут утешение только самые преданные фанаты.
Bravely Second — это JRPG старой школы: карта мира, города, необходимость закупаться зельями, заклинаниями, броней и оружием, покорять многоуровневые подземелья и по часу истреблять монстров на локации, чтобы подкачаться для схватки с боссом.
Боевая система опирается на идеи оригинала. Так, каждый подконтрольный персонаж волен пропустить ход, отсидевшись в блоке, и за это в следующий раз получит дополнительное действие, которое можно использовать сразу (то есть два подряд) либо подкопить и использовать потом. Копить при этом необязательно, разрешают сразу использовать четыре действия, авансом, но после этого придется четыре хода пропустить.


► Эдея Ли была одним из самых ярких персонажей оригинала, а уж здесь совершенно точно самая интересная из героев. Иногда она разговаривает как мурлок, но это от переизбытка чувств. ► В роли помощницы на нижнем экране теперь Аньес, чей образ появляется в кулоне на шее главного героя.
Помимо уровней самих героев есть уровни присвоенных им профессий. Их можно менять в любое время: сегодня Магнолия маг, завтра — фехтовальщик, послезавтра — кондитер (позволяет буквально напичкать врага смертоносными тортиками). К каждой профессии прилагается свой набор навыков, применение которым подчас находится не сразу.
В Bravely Second три десятка профессий, но новых из них только дюжина. Некоторые из новых классов и сами смешные, и дают возможность проявить смекалку в сражении — скажем, защитник или экзорцист. Другие будто втиснуты исключительно ради новых костюмов: удваивают урон от магии или оружия, только и всего.
И остальное по-старому
Прочие «уникальные особенности» первой части тоже перенесли во вторую. Раньше нужно было параллельно со спасением мира отстраивать деревню, а теперь — город на Луне. Процесс не изменился: нужно регулярно обновлять через интернет информацию о других игроках, чьи аватары конвертируются в рабочую силу и строят на спутнике полезные в хозяйстве предприятия.
Их можно использовать и в бою для «одноразовой» помощи. А если босс покажется совсем злым, вы вольны прямо в меню игры заплатить деньги и смухлевать: остановить время и нанести злодею больше урона вне очереди. Платить, к слову, необязательно, можно оставить консоль в режиме сна и получить по одному шансу сломать систему на каждые восемь часов отдыха.



► Гибкая боевая система — именно то, что удерживает в игре. Но необходимость заново прокачивать персонажей и их старые специализации на старых же локациях может испортить настроение. ► Тех, кто застал JRPG на первой PS, один только скриншот с такой картой мира может заставить бежать в магазин. Ностальгия!
Прокачка проще не стала — тот же еще гринд, вынужденный и неравномерный, — но ее можно ускорить. В игре позволяется отрегулировать то, как часто вы будете встречать «случайных» противников: сдвинуть ползунок к нулевой отметке и спокойно искать сундуки на локации или подтянуть повыше и натыкаться на них на каждом шагу. После победы над врагом нам предлагают тут же продолжить драку за дополнительный приз, и от этого предложения не стоит отказываться, потому что прокачиваться все равно придется, и скачущий уровень сложности регулярно будет спускать с небес на землю.
* * *
Bravely Second — это больше сорока часов топтания на одном месте для тех, кто в свое время справился с необходимостью победить всех боссов несколько раз, чтобы увидеть настоящую концовку. Замечательная игра как фансервис, она совершенно неспособна удивить чем-нибудь новым, заинтриговать, заставить повторить подвиг и снова потратить на нее много времени.
Если возможность призвать на поле боя кошечку (на самом деле — украсть навык противника) заставляет вас визжать от восторга, то другой такой истории в жанре не найти, и стоит дать ей шанс. Однако если вы обратились к Bravely Second от тоски по классическим Final Fantasy, то, скорее всего, она заставит вас почувствовать себя лишним на тусовке косплееров — и этим лишь сильнее огорчит.
О локализации
Игра не переведена на русский язык. Зато можно включить японскую озвучку и английские субтитры.
JRPG старой школы, редкость в наше время. В Bravely Second заложен колоссальный объем контента, однако значительная его часть так или иначе дублирует содержание первого выпуска. А то, что в игре все-таки обновилось, не способно сильно впечатлить.
- смешные новые специализации персонажей
- интересная и гибкая боевая система.
- очень много повторов с первой части — от локаций до прокачки
- скучный, утомительно анимешный сюжет
- прокачка, не стоящая потраченного времени.
Во что: релизная версия предоставлена издателем
На чем: Nintendo 3DS
Сколько: сорок часов
Дежавю
Пройти подземелье, которое уже проходил два года назад, и что-то заподозрить.