Что мы сделаем с пьяным космодесантником? Обзор Battlefleet Gothic: Armada
Близкие по духу
В Battlefleet Gothic: Armada Хаос опять показал зубы и схватил нас за жабры. В Готический сектор галактики (безудержно верной Богу-Императору, разумеется) вторгаются предатели-хаоситы, чтобы их тузили ваши флотилии, — а заодно с ними и подвернувшихся под руку орочьих пиратов и читеров-эльдаров.
На том мы и попрощались бы с миром этой замечательной стратегии, если б имперская эстетика не лезла из каждой щели. Дешевые ролики со слайдами изображают деяния суровых служителей Бога-Императора, актеры озвучки аж скрежещут зубами от ненависти к подлым еретикам, а корабли Империума напоминают гибрид католических соборов, сталинских высоток и старинных фрегатов с рядами орудий по бортам.
Про то и игра, в общем-то.
Лавировали-лавировали, да и выпотрошили
Поле для выкорчевывания ереси и недоумков-ксеносов — тот самый Готический сектор, разбитый на несколько округов. В каждом округе — десятки систем, связанных путями. В любом из углов сектора может зацвести вражеская поросль, отобрав у Империума одну из систем, и ваш флот — не испытывая проблем с логистикой — мгновенно прыгает в горячую точку, от звезды к звезды, от округа к округу. Здесь хотелось бы углядеть стратегический режим или хотя бы его тень, но никакого резона в этом нет: в настолке его не было, с чего бы ему быть в электронной версии?
Почти все веселье сосредоточено в проходящих в реальном времени битвах, где ваши могучие дредноуты будут отчаянно утюжить вражеские. Их интерфейс поначалу пугает, и неспроста: хороший адмирал должен просчитать все множество переменных, влияющих на бой.
Так, корабли подчиняются физическим законам: их заносит на поворотах, им непросто притормозить, они разворачиваются медленно и угрюмо. В такие моменты, когда стараешься заманить фрегат эльдаров между двух крейсеров, игра напоминает сразу и о « Корсарах », и о морских баталиях из Empire: Total War.
► Адмирал Спайр, в роли которого мы командуем флотом, родом с планеты бунтовщиков, и его лояльность проверяли по всей строгости.
► Враг забирает системы без боя: видимо, Империум не так уж пристально следит за окраинами сектора.
► Полный веер торпед в один борт — хорошее начало беседы с врагом. Только попасть в цель ими ничуть не проще, чем в какой-нибудь World of Warships.
На этом тонкости не заканчиваются. Суда несут на борту орудия трех типов — макро-орудия, лазерные «копья» и ракеты. Разделение их «обязанностей» привычно для игр на космическую тематику: первые лупят со всей дури, но их урон гасится на расстоянии, вторые режут издалека, без промаха и не то чтобы сильно, а третьи рвут в клочья корпус, минуя энергетические барьеры, а заодно уязвимы к выстрелам в свой адрес.
Логика предсказуема для любого, кто знаком с 4X-стратегиями, только здесь все изображено предельно наглядно. Грозный линкор рывком сокращает дистанцию и разряжает все пушки в упор, иначе его снаряды либо разлетятся кто куда, либо нанесут смехотворной урон. Другой корабль бомбой сносит щиты врагу — и ну его, голенького, распиливать дальнобойными «копьями». Ракеты, к сожалению, редко служат самостоятельным орудием — их, как и запускаемые вручную торпеды, легко сбить.
► При предельном сближении попробуйте десантироваться на судно противника. На абордаж его не взять, но десант наверняка сломает что-нибудь нужное.
Духи машины
В такой базовой комплектации механика производит впечатление не слишком сложной, однако расцветает, стоит лишь заглянуть в порт и пошелестеть чертежами. В трех направлениях разрешено улучшать конструкцию, тратя очки репутации (победоносный адмирал — богатый адмирал).
Улучшения — это пассивные умения, часть которых здорово повышает эффективность дредноута. Уменьшим «деградацию» урона макро-орудий, и кораблю не придется придвигаться на опасно близкое расстояние. Повысим мощность маневровых двигателей, и прежде немыслимые пируэты станут возможными. Вариантов масса, хотя одни из них и не столь эффективны, как другие.
Так и с активными умениями (натурально, skills). Среди них и временная неуязвимость щита (страховка от лазеров), и бомба, срывающая щиты, и квантовый скачок на малую дистанцию, и многое другое. Все, конечно, с собой не унести, но правильный выбор судов с дополняющими друг друга способностями усилит их неимоверно.
► То немногое, что не подлежит улучшению, — вид и количество орудий. Поэтому лучше сразу выбрать те классы, что вам по душе.
Наконец, есть еще и команда, чьи навыки со временем улучшаются, и симпатии одного из подразделений Империума. Их значение не особенно велико, но и совсем забывать про них не стоит.
ЭТО КСЕНОФОБИЯ: мы тут используем в основном имперскую терминологию, что правильно в сюжетной кампании. Вне ее, в одиночных и сетевых стычках, доступны флоты Хаоса, орков и эльдаров, где все названия свои. Справедливости сделанных выводов это, однако, не отменяет.
Вообще, момент в некотором роде уникальный. Перед нами будто бы тактический боевой режим, жестоко выдранный из 4X-титана. Все улучшения и умения могли бы изучаться в научной паутине, а симпатии — добываться с помощью внутренней политики. В текущем же виде все они открыты сразу. Не сказать, что это плохо: тактическое богатство никуда не делось. Могло быть лучше? Да, но за такое не бьют. Бьют за то, что не все отлажено, — и с этим у игры не все слава богу.
Плоский космос
► Не пренебрегайте кораблями эскорта. Хоть у них и слабый корпус, зато три-четыре штуки нанесут весомый урон, а их потеря никак не скажется на вашей флотилии.
► Ярчайший пример: карта с пейзажем безумной красоты — и пугающая пустота.
Из объектов на карте — малые туманности, укрывающие армады от любопытных глаз, астероидные поля (наносят урон) и минные завесы. Все привычно для орбитальных побоищ. Применить по назначению получается лишь туманности, и то лишь в сетевых битвах, поскольку ИИ нападет на ваш след сразу же. В поле астероидов, как и в мину, влететь можно лишь по недосмотру. Вот и выходит, что почти все события на экране зависят только от положения кораблей и их действий.
ЭТО КРАСИВО: космические пейзажи в игре — одни из лучших в индустрии. Такого эффектного сочетания красок, загадочных явлений и тому подобной астрономической радости не было, кажется, даже в EVE Online.
► За проигранную битву тоже награждают, и даже не так уж скудно, если вы крепко покусали противника.
Но и без того возможностей здесь достаточно — другое дело, что их еще нужно доводить до ума. С одной стороны, тут полно режимов: обычная битва, конвой транспортников, штурм боевых станций, защита данных и черт знает что еще. Кампания в этом отношении особенно хороша — в ней уйма сюжетных заданий с интересными условиями (вроде бомбардировки планеты), однако тактика для их выполнения далеко не всегда очевидна. Будет много проигрышей не по причине недостатка тактического мышления, а из-за непонимания условий. Поражения в кампании, кстати, необратимы — лорд-адмирал пожурит вас, добавится какой-нибудь «дебафф», и все, воюйте дальше.
Есть и другие дыры. В миссии по сопровождению транспорта сторона защиты рискует проиграть в самом начале битвы, если расставит все корабли с правого фланга, а атакующий — с левого. Конвоиру всего-то и надо доставить беззащитные корыта к нужной линии, и команда перехвата просто не успеет. Раньше свирепствовали пушки «Нова», через полкарты наносившие огромный урон по площади, но их жестоко ослабили. А вот на все тех же эльдаров активно жалуются, обвиняя в беспощадном доминировании. Виной тому, надо полагать, их высочайшая маневренность вкупе с не такими уж слабыми прочими аспектами.
► Штурм орбитальной крепости особенно непрост — к ней прибывают подкрепления, да и сама база удачно огрызается.
* * *
Пожалуй, все современные игры по вселенной Warhammer отличает один и тот же недостаток: они неплохо сделаны, но, если вам нет дела до вселенной, их можно спокойно пропустить. Battlefleet Gothic: Armada хороша собой, играется в резвом темпе, пропитана духом Warhammer — но выделяется в основном тем, что струсившего капитана разрешено расстрелять на месте без суда и следствия.
Однако винить игроизацию настольной игры в отсутствии жанровых свершений было бы странно: к тому же у нее хватает собственных заслуг, а изъяны невелики и частично поправимы. Наконец, Armada играется с азартом и требует как быстроты ума, чтобы не попадаться в окружение и не собирать на себя все вражеские торпеды, так и планирования прокачки кораблей.
И где еще вы сможете отправить на таран корабль-собор?
Battlefleet Gothic: Armada — всего лишь переложение настольной игры в цифровом виде, однако как тактическая стратегия она не ударила в грязь лицом.
- солидные и яростные тактические бои
- многогранная система развития и улучшения
- убедительный антураж — в каждом кадре, в каждой завитушке шрифта.
- проблемы с балансом, пустые карты
- в первый раз трудно понять цели в сюжетных миссиях
- несмотря на роскошный внешний вид, по роликам заметна ограниченность бюджета.
Во что: ключ активации предоставил издатель.
На чем: PC
Сколько: пять часов в сетевых битвах и одиннадцать — в сюжетной кампании.
Предатели! Предатели повсюду!
Перестрелять всех своих капитанов за косые взгляды.