Неправильный «Город грехов». Обзор Renoir


Близкие по духу
Успех Limbo уже много лет не дает покоя независимым разработчикам. Казалось бы, рецепт хита известен — оригинальная цветовая гамма, ладная анимация, разнообразные головоломки и полная загадок история. Но даже при известных слагаемых затмить Limbo (речь, конечно, о паззлах-платформерах) мало кому удается.
Renoir — еще одно свидетельство тому.
Лед тронулся (или я тронулся?)
Renoir — черно-белый платформер о муках детектива, стремящегося раскрыть собственное убийство (привет, Murdered: Soul Suspect ). Игра появилась на Kickstarter летом прошлого года, но, увы, к требуемой сумме в 39 тысяч фунтов чешской студии Soulbound Games даже близко подобраться не удалось. Проект подхватила украинская Black Wing Foundation ( In Fear I Trust , Chaos Domain ), заручившаяся поддержкой издателя 1C Publishing EU. Стараниями Black Wing Foundation «нуарный платформер» добрался до Steam, а в обозримом будущем должен появиться и на PS4 с Xbox One.
Почему, собственно, «нуарный платформер»? Soulbound Games изначально вдохновлялась голливудскими криминальными драмами середины прошлого столетия, держа при этом в уме Limbo, Braid и The Swapper. Украинцы не стали выбрасывать стартовый концепт на свалку, по делу доработав графику и сюжет.

► Renoir — не совсем обычный «нуар». Здесь нужно гасить не бандитов, а источники света.
Сногсшибательной историю, впрочем, не назовешь. Как и подобает в аркаде с видом сбоку, история линейная и бесхитростная. Коп Джеймс Ренуар, расследующий убийство мэра, неожиданно просыпается у собственного надгробья. Теперь придется ломать череп над тем, кому чиновник и полицейский встали поперек горла.

► Цветовая гамма, понятное дело, напоминает о «Городе грехов» Фрэнка Миллера.
Дальше все согласно заржавевшим канонам жанра — влажные от дождя улицы, роковая особа на каблуках, некомпетентные копы, коррумпированная верхушка города, закулисные кукловоды… Навевает дремоту, не правда ли? Так вот, вдобавок наш Ренуар постоянно бубнит «шутки» и отстраненно философствует, раздражая откровенно проходными фразами. Возможно, сценарист увлечен «Городом грехов» Фрэнка Миллера, но там каждый герой отличается интересной биографией. О Джеймсе Ренуаре такого не скажешь — оформленные в виде комиксов сюжетные вставки мало что проясняют о его прошлом, вредных привычках и хобби.

► Львиная доля уровней в Renoir почти не отличается друг от друга, но отдельные планы все же радуют глаз.
Беспокойся с миром
В Limbo и Inside , при всей непритязательности сюжета, подача истории все-таки производит впечатление, заставляя строить самые невероятные теории и разбираться в хитросплетениях. В Renoir история тоже вроде должна быть запутанной, учитывая основной источник творческих порывов, но на деле исход ясен с первых шагов, а условности отбивают всякое желание верить в происходящее.

► Почти всю игру мы шатаемся в тени. Под некоторыми источниками света (включенными) можно прокрасться, пригнувшись.
Мертвый Ренуар почему-то боится света. Главные враги на его пути — фонарные столбы, лампочки, автомобили с «открытыми глазами» и так далее. Обойти их просто — потяни за рычаг там, нажми на кнопку тут.

► Я был не совсем откровенен. Помимо возни с электрощитками и выключателями, тут еще разрешено крутить вентили, отвечающие за управление лифтами, и лазать по лестницам.
В сложных ситуациях Джеймсу помогают другие люди, застрявшие в лимбе. На пути полно призраков. Ренуар вселяется в них, «записывает» последовательность действий, а затем спускает привидений с поводка. Казалось бы, нас ждут сложносочиненные цепочки событий… Опять мимо! Загадки решаются с полпинка, чаще всего с первого захода. Однообразие жутко приедается: я прошел игру в несколько заходов, потому что пара-тройка часов повторяющихся кликов — натуральный ад. И самое грустное, что в Renoir кроме задачек с фонарями больше ничего нет.

► В Renoir, увы, далеко не всегда понятно, куда идти. Самое время выбраться на балкон и постоять под дождиком.
Вспомните Limbo, Inside и Never Alone — тамошние головоломки отнюдь не назовешь шаблонными (особенно в Inside). Hamlet и The Franz Kafka Videogame Дениса Галанина в этом смысле — вообще пиршество специфических загадок. Или вот еще пример — игра The Mooseman от независимой студии из Перми, повествующая о перемещениях шамана между обычным и призрачным мирами. Ее визуальный стиль навеян преданиями финно-угров, и картинка действительно уникальна, в отличие от «стильного» внешнего вида Renoir.
«Подсевшим» на The Swapper и Limbo также должна быть интересна аркада World of One , которую готовит к релизу индии-команда Grimwood Team из Кыргызстана. В ней реализован занятный подход к «черно-белой как бы страшилке»: герой бродит по круглым (буквально) уровням-планетам, и некоторые механики это учитывают.
* * *
Renoir губит примитивный подход к головоломкам. Графикой игра тоже похвастаться не может — ранняя версия Soulbound Games была выполнена в 2D, а Black Wing Foundation решила сделать модели персонажей и окружение трехмерными. В итоге изображение выглядит бедноватым и бледноватым. Прибавьте слабую оптимизацию и баги — порой «запись» действий для призраков не срабатывает, и решение загадки приходится «режиссировать» заново.

► На этом и поставим точку.
О локализации
Игра снабжена субтитрами и озвучкой на русском языке. Претензий нет, так как о глубоком сюжете с миллионом диалогов тут говорить не приходится.
У Renoir много проблем: странные призраки-клоны (в лимбе все выглядят одинаково, что ли?), похожие друг на друга локации, технические недоработки, утомительный геймплей... Даже просто шагать здесь — уже проблема: персонажи медленно стартуют и нехотя разворачиваются. И еще авторы явно переборщили с фонарями. Что за мода такая пошла: в TurnOn надо было все включать, тут — выключать. Не иначе разработку этих игр спонсировали электрики!
- панорамы ночного мегаполиса.
- однообразные задачки
- «вязкая» анимация
- банальные фразы главного героя
- нет поддержки геймпада.
Во что: игра предоставлена издателем.
На чем: PС
Сколько: девять часов.
«Светобоязнь»
После нескольких часов в Renoir начать передвигаться по квартире, повсюду выключая свет.