Из пепла. Обзор Halo Wars 2

Пятнадцать лет назад, открыв передовицу профильной прессы, вы почти наверняка увидели бы в списке лучших игр какую-нибудь стратегию в реальном времени. Тогда жанр, развивающий традиции Westwood , находился на верхушке львиной доли рейтингов. Поклонники виртуальных миров топтали выжженную землю Азерота, следили за Command & Conquer и ждали, что же такого интересного выйдет из очередного продолжения не стареющей душой Dune.
Сегодня все иначе. Настолько, что нам в недавних «Итогах года» пришлось объединить в одну номинацию две совершенно разные по тональности стратегии — Civilization VI и XCOM 2. Но тут на горизонте появилась Halo Wars 2… И это, пожалуй, самое важное событие в жанре RTS за многие годы.
В релизном ролике разработчики показали, с чего начнется новая история во вселенной Halo.
Кусочек истории
Первая часть этой замечательной серии появилась в те славные времена, когда компания Microsoft всеми силами пыталась угодить и нашим, и вашим. Ее консоль Xbox 360 должна была стать местом, где выходят совершенно разные игры: от хардкорной jRPG от легендарного Хиронобу Сакагути до отвязной RTS в духе Red Alert.
Halo Wars находилась где-то посередине. С одной стороны, она была достаточно привычной для многих игроков, но с другой — ставила своей целью доказать, что консоли ничем не хуже PC. Дескать, им все жанры покорны.
Тогда на PC еще выходила масса разнообразных RTS, каждая из которых по вполне очевидным причинам привлекала своего игрока. Ситуация дня сегодняшнего комична и проста одновременно. В век фактической смерти массовых стратегий (народно-корейскую StarCraft 2 оставим за скобками) продолжение Halo Wars производит впечатление спасителя всего жанра. И мы не шутим!

Злодей из Halo Wars 2 напоминает о существовании «Планеты обезьян».
Когда это кажется важным
Уже при первом запуске Halo Wars 2 очаровывает — видно, что на разработку не поскупились. Отлично поставленные видеоролики, интригующая завязка про космический корабль… Если бы не год выхода, Halo Wars 2 можно было бы принять за какую-нибудь успешную компьютерную RTS из прошлого — настолько здесь все ладно скроено. Впрочем, первое впечатление обманчиво, поскольку разработчики пошли по очень скользкой дорожке — принялись улучшать и развивать игровой процесс.
Позвольте пояснить. Правила классических стратегий в реальном времени сложились еще во времена Dune 2, первых выпусков C&C и Warcraft. Согласно им, игроку нужно уничтожить базу противника, защитить свою и в предельно короткий срок создать непобедимую армию. Разумеется, с течением времени непреложные основы обогащались новыми механиками (вроде постройки ложной базы), но суть, по большей части, оставалась неизменной.

Тема продвинутого ИИ не обошла стороной и эту игру.
Однако Halo Wars 2 — в первую очередь сюжетная стратегия. Что хорошо для «обычной RTS», не подходит для этой игры — титульная вселенная как-никак обязывает. Именно поэтому не стоит удивляться, наткнувшись в одиночной кампании на задание в духе «освободите солдат из плена и защитите такую-то точку». В этот момент игра ненадолго превращается в подобие какой-нибудь Cannon Fodder. Спартанец во главе отряда, с пулеметом в руках, устраивает тотальную зачистку, добирается до пехоты, уничтожает силовое поле, сковывающее нескольких мехов, и прорывается вперед. Знакомый сценарий, не находите?
Еще один яркий пример — миссия с захватом контрольных точек. Такие сценки вызывают в памяти игры жанра MOBA и… Battlefield. Цель — занять три контрольных пункта, обозначенных буквами A, B и C. Разумеется, противник не сидит сиднем и пытается помешать, то нападая на вашу базу, то отбивая с трудом завоеванное добро.

Парадокс в том, что Halo Wars 2 можно было бы смело продавать и без привязки к известной вселенной. Просто потому, что это качественная RTS.
На этом примере, кстати, хорошо видно, с какой ответственностью геймдизайнеры подошли к своей нелегкой работе. На каждой миссии дается ворох дополнительных заданий. Однако здесь, в отличие от многих других игр, их выполнение и впрямь способно облегчить жизнь. Например, решив уничтожить базу противника в эпизоде с захватом точек, вы значительно сократите время восстановления вражеских войск. Тогда опорные пункты не будут переходить из рук в руки со скоростью света, и вам не придется выставлять дозорных, на создание которых тратятся дополнительные ресурсы.
Звучит непросто, но на деле все это понимаешь на интуитивном уровне. Радует еще и то, что все миссии отличаются по-настоящему хорошим (по меркам жанра) сюжетом. Завязка проста до неприличия: где-то в космосе объявляется космический корабль, экипаж которого считался погибшим.
Потом команда находит искусственный интеллект, узнает, что бал тут правит некий отступник из Ковенанта, чем-то напоминающий гориллу… В общем, наблюдать за всем этим балаганом занимательно даже в отрыве от продуманной вселенной Halo.
На этот раз главным героем трейлера стал главный враг человечества Атриокс.


А с другой стороны…
В те минуты, когда Halo Wars 2 не прикидывается модерновой RTS, она способна напомнить PC-игрокам о тех славных деньках, когда походы в компьютерный клуб ради очередной битвы в Red Alert 2 занимали в их жизни неприлично много времени.
В основу всего положены классическая постройка базы и создание юнитов. Механика сражения будет понятна всем, кто хоть раз запускал что-нибудь из классики. Авиация эффективно работает против техники, техника — против пехоты, а пехота уничтожает авиацию. Освоиться здесь можно за считанные минуты. Впрочем, сложно ждать иного от студии, подарившей нам замечательную серию Total War.
Пожалуй, единственное упущение во всей этой греющей душу истории касается управления. Мы играли на Xbox One, и порой у нас возникали проблемы. По сравнению с прошлыми стратегиями для консолей, в Halo Wars 2 удобная, но все же не идеальная схема.

Наличие знакомой техники — бонус приятный, а порой и полезный. Джипы, например, могут таранить противников.
Хорошо, что разработчики не стали заострять внимание на микроконтроле. Скажем, здесь нет традиционного дерева развития базы. Щелкнув по главному зданию, вы увидите круговое меню, с которым можно управиться аналоговым стиком. При нажатии на LT (левый бампер) вы выбираете одну из особых способностей, вроде лечения соратников с помощью дронов.
Еще элегантнее реализован выбор юнита. По умолчанию клавиша A отвечает за активацию одного из отрядов. Двойное нажатие на эту клавишу позволяет выделить всех юнитов одного типа. Если же хочется поставить под ружье всю армию целиком, следует нажать на клавишу RB. Переключение между важнейшими участками карты при этом закреплено за крестовиной, а управление камерой — за правым аналоговым стиком.
В теории это должно быть удобно, однако на практике в пылу схватки начинаешь путаться. Освоиться-то можно (мы и Warcraft 2 на PlayStation проходили, знаете ли!), но все это напоминает скорее попытку обучить глухого музыке, нежели нормально работающую схему. Однако, положа руку на сердце, едва ли можно придумать управление для консольной RTS удобнее, чем здесь. Чем богаты, тем и рады, что называется.


Устами разработчиков
— В чем, по вашему мнению, секрет создания действительно популярной стратегии в реальном времени?

Это хороший вопрос. Даже в едином жанре RTS есть разные типы игроков, и они хотят видеть в игре совершенно разные вещи. Некоторые любят управлять армиями и ресурсами, другие просто хотят чувствовать, что они контролируют могучую силу, которая уничтожает их врагов.
В Halo Wars 2 мы сосредоточились на управлении, на том, чтобы игрокам было удобно играть. Ведь если управление не работает или не дает вам достаточно свободы в любой игровой ситуации, это будет только раздражать. Нам повезло, что Ensemble Studios в первой Halo Wars заложила серьезный фундамент, с которым можно было успешно двигаться дальше. И в Halo Wars 2 мы добавили новые способы контролировать бой, например, разрешив назначить несколько армий на разные группы кнопок на геймпаде или перемещаться по карте с помощью горячих клавиш или быстрой прокрутки.
— У вас есть планы по развитию Halo Wars 2 как киберспортивной дисциплины?

У Halo долгая киберспортивная история, и это определенно нам очень интересно! Что касается Halo Wars 2, то мы будем смотреть, насколько в этом заинтересовано сообщество, хотят ли игроки видеть Halo Wars 2 в числе киберспортивных дисциплин. Нельзя сделать игру спортивной насильно, это всегда должно в первую очередь исходить от сообщества. Кроме того, играть в Halo Wars 2 можно самыми разными способами: «Блиц» 2х2, Deathmatch 1х1 и так далее. Мы хотим подождать и посмотреть, к чему станут больше тянуться игроки.
На полях сражений
Помимо самой обычной сетевой игры, Halo Wars 2 может похвастаться режимом «Блиц». Суть его можно описать так: попытка создать помесь из Battlefield и коллекционной карточной игры. С Battlefield «Блиц» роднят камера и необходимость захватывать контрольные точки, а с карточной игрой — все остальное. Дело в том, что о базе в классическом понимании здесь речь не идет, за вызов войск отвечают карты, а победа засчитывается после достижения одной из сторон лимита очков.

Однако главное достоинство Halo Wars 2 кроется вовсе не в «Блице» и не в сюжетной кампании. Ключевое здесь — сам факт того, что на рынке появилась новая высокобюджетная RTS. В мире, где почти не осталось места для жанра, это дорогого стоит. Halo Wars 2 — игра, способная в случае успеха вернуть стратегии в большую лигу. Хотя бы поэтому пропускать ее будет недальновидно.
По большому счету, авторы Halo Wars 2 достигли всего, чего хотели. У них получилась замечательная RTS, и она придется по душе как игрокам старой закалки, так и новичкам. А для поклонников вселенной Halo это и вовсе обязательная покупка.

Великолепно 9,0 Оценка Игромании Отличная стратегия, которая придется по душе как поклонникам самого жанра, так и ценителям вселенной Halo.
- проработанная механика
- приятная картинка
- разнообразные миссии
- увлекательный сюжет.
- не самое удобное управление на консоли
- долгие загрузки на Xbox One.
Во что: игра предоставлена издателем.
На чем: Xbox One
Сколько: десять часов.
«Возвращение домой»
Разглядеть в Halo Wars 2 шанс на возрождение жанра RTS.