Обзор Night in the Woods. Жить в моей голове

Провал. Фиаско. Полный отстой.
Вот так — возвращаешься домой после долгого отсутствия, а тебя никто даже не думает встречать! На дворе ночь, с автобусной станции не выпускает хмурый уборщик, возящийся с дверью. А впереди еще пешая прогулка через запущенный лес, заваленный мусором и перегороженный проволочными заборами…
«Родители тебя забыли!» — пишет в своем дневнике кошка Мэй, вернувшись в родной городок Опоссум-Спрингс. Потом, конечно же, она узнает, что это не так. Потом много чего окажется совсем не таким, каким виделось с первого взгляда. Включая саму игру Night in the Woods.
Четыре года осени
— Мы можем поговорить о чем-нибудь другом?
— Конечно!
— …
— …
Много месяцев назад несколько разработчиков объединились в студию Infinite Ammo , чтобы в формате платформенной головоломки рассказать о жизни черной кошки. Обозначив сюжет, набросав характеры персонажей и придумав депрессивный город со страшной тайной, создатели вышли на Kickstarter , запросив относительно скромную сумму в полсотни тысяч. Случилось это осенью 2013 года.

Нынешних подростков не впечатляет крутость Мэй. Вроде взрослая, а водительских прав нет, пиво еще не продают…
Первоначальная цель была достигнута почти что в первые сутки, а к концу кампании на счету Infinite Ammo было в четыре раза больше денег, чем они изначально хотели собрать. Выпуск проекта был намечен на начало 2014 года, к списку платформ добавилась PS4…
И вдруг все пошло наперекосяк. Игру переносили по меньшей мере пять раз, так что она обрела статус инди-долгостроя. Лишь недавно Night in the Woods все же добралась до релиза. И оказалась не совсем тем, чего мы ожидали.

Мэй радуется возвращению домой. А между тем самое страшное уже совсем рядом!
Исходя из анонсов, мы представляли, как энергичная молодая кошка будет под нашим руководством совершать акробатические прыжки, забираться в труднодоступные места, решать сложные головоломки и в нужные моменты «включать» собственную астральную проекцию, чтобы с ее помощью получать доступ в закрытые локации.
На деле же мы получили эдакий «День сурка» в угнетающем осеннем антураже. Мэй просыпается, проверяет сообщения, общается на кухне с матерью, затем навещает друзей на работе, возвращается домой, общается с отцом, проверяет сообщения и ложится спать. На следующее утро все повторяется. И еще раз. И еще, и еще, и еще…
Да, безотказный способ передать унылую рутину городка из американского «Ржавого пояса» (так называется промышленный район на Среднем Западе США) — это погрузить в такую же рутину игрока. Страницы в дневнике Мэй мало-помалу заполняются рисунками, записями и исправлениями, а вы так же, постепенно, втягиваетесь в неспешный темп игры.

Все, что происходит, Мэй записывает в дневник. Так ей посоветовал психотерапевт, он же заодно и стоматолог.
Связи нет, но есть Wi-Fi
— Люди не понимали, что такое Земля, и представляли ее китом.
— Я тоже много чего не понимаю, но я же не представляю всё китами.
Команде из трех разработчиков, живущих к тому же в разных странах, не так просто выпустить по-настоящему масштабный и сложный проект. Экономия средств, сил и времени ощущается с момента выхода игры. Поддержка мыши отсутствует даже там, где пригодилась бы, ни один из персонажей не озвучен, экраны-локации совсем небольшие, и на них почти ничего не происходит, но каждый раз при переходе приходится любоваться экраном загрузки.

Часть города перекрыта из-за дорожных работ. Вот только не понятно зачем.
А что там с кошачьей акробатикой? В самом начале вас научат выполнять тройной прыжок. С его помощью Мэй переберется через ограду… и забудет о нем навсегда. В умирающем городке Опоссум-Спрингс не так много мест, где Мэй могла бы применить свои таланты в паркуре. Забраться можно только на несколько крыш, да и то лишь для того, чтобы посетить уроки астрономии у бывшего учителя Мэй.
Единственное, что даст свободное шатание по городу, — короткие диалоги с прохожими. Их тоже намного меньше, чем можно было ожидать. По существу, во всем городе содержательно поговорить можно только с поэтессой Сельмой да с безработным котом. Прочие же появляются лишь чтобы бросить пару философских или забавных реплик, а после навсегда исчезнуть. Никакой проработки второстепенных персонажей нет и в помине. Даже о родителях Мэй, каждый день сидящих на том же месте в той же позе, после всех возможных диалогов вы мало что сможете сказать.

Вечеринка определенно не задалась. По целому списку причин.
Сразу после приезда Мэй заходит в комнату, заставленную какими-то коробками. Отец обещает, что в скором времени очистит ее, но к концу игры ничего и не меняется. Возможно, так и было задумано, а возможно, у разработчиков были идеи касательно комнаты, но времени или сил на реализацию не хватило.
Или же это задел на продолжение?
Кошка на проволоке
— Мы все умрем, если не будем жить!
— Это ты на бампере прочла?
То, что провинциальный городишко медленно умирает, вы узнаёте из рассказов местных и даже видите, как время от времени закрываются закусочные и магазинчики. Но особых поводов для грусти это не дает. Ведь осенний город ярок и прекрасен в своей стилизованной условности, по нему ездят смешные автомобильчики и носятся юркие белочки, а под лапами у Мэй вихрятся опавшие листья и гулко поют провода.
Опоссум-Спрингс будто застрял вне времени: мобильной связи в нем нет, и медведь Ангус до сих пор торгует видеокассетами, но зато прекрасно работает интернет. У создателей получилось пространство, пропитанное ностальгией по восьмидесятым и девяностым. Легко представить, как по улицам Опоссум-Спрингс гуляют, например, герои сериала «Очень странные дела».
И то, что самой Мэй очень плохо, вы замечаете не сразу.

Беа — единственная, у кого есть машина. Поэтому ей приходится регулярно доставлять Мэй домой.
В неспешной будничной рутине, когда раз за разом повторяются одни и те же маршруты и одни и те же встречи, каждый праздник должен быть поводом для радости. Для всех. Но только не для Мэй. Вечеринка в лесу? Полный провал. Вылазка в пиццерию? Проблемы с туалетом. А после Хэллоуина и вовсе происходит нечто жуткое и странное, о чем она и рассказать-то не решается.


При всей своей двумерной простоте игра порой выдает просто фантастические виды.
Мэй вечно делает все не так: добровольно отказывается от учебы в колледже, ругается с родителями, грубит соседям, ее постоянно арестовывает полицейская кошка. Она старательно пытается бунтовать, будто подросток, хотя сама давно уже не ребенок, и этот нарочитый бунт кажется таким же нелепым и бесполезным, как тинэйджерская пряжка для ремня, украденная ею в универмаге.
И лишь друзья принимают ее такой, какая она есть, — и с ними Мэй такая, какой мечтала бы быть.
Девять кошачьих жизней
— Вы так интересно рассказываете!
— Спасибо. Я просто читаю с телефона.
Night in the Woods поначалу кажется слоеным пирогом, который уронили на пол. Пресные пробежки по одному и тому же маршруту и ритуальные диалоги с «живыми» обитателями города перемежаются этапами, больше похожими на видеоигру в привычном смысле. Но стоят они как-то особняком.
Время от времени друзья собираются для репетиций группы. Мэй играет на бас-гитаре, и в эти моменты Night in the Woods превращается в подобие Guitar Hero. Впрочем, можно и не пытаться попадать по струнам. Живые выступления рокерам-любителям не светят, и все достижения гитаристки Мэй так и останутся зарисовками в ее дневнике.

Еще одна закусочная закрылась. Город постепенно приходит в упадок.
Учитель астрономии разрешает Мэй посмотреть в телескоп. Она может попытаться «открыть» парочку звезд, ориентируясь по сигналам. А потом выслушать длинную легенду о том, как то или иное небесное тело получило свое название. Старый учитель не прочь поболтать, но, даже если его не навестить, ничуть не обидится. Да и на прочих аспектах игры астрономические опыты никак не сказываются.
У себя в комнате Мэй может поиграть на лэптопе. Да, в игру создатели умудрились засунуть еще одну игру. Demontower — «рогалик», где пиксельной кошке предстоит уничтожать толпы монстров, продвигаясь к вершине башни, пока не кончатся девять жизней. Довольно прозрачная метафора всего, что творится с главной героиней.

Промахиваться мимо струн очень неприятно. А Мэй еще и стыдно.
По ночам ей снятся кошмары, и это еще одна прослойка, мало связанная с основным повествованием. Астральная проекция Мэй (так вот как разработчики реализовали эту задумку!) попадает в странный и мрачный мир с висящими в воздухе окнами и громадным монстром. В первый раз, чтобы с ним справиться, приходится расколотить битой все, что можно. Но после встречи с друзьями все меняется.
Ночные кошмары Мэй более всего похожи на типичный платформер. Довольно простой, ведь Мэй не боится падений с большой высоты и без всяких тройных прыжков справляется с любым маршрутом. В каждой фантастической локации ей просто надо разыскать всех четверых приятелей. Каждая из астральных проекций друзей «вооружена» музыкальным инструментом и сразу после нахождения дополняет своей партией милую фоновую мелодию. В конце получается прекрасный небольшой оркестр, «развеивающий» очередной страх.
Дружба — как во сне, так и наяву — не только не дает пропасть самой Мэй. Она еще и прочными тросами связывает всю игру, не позволяя ей развалиться на отдельные разнородные куски.

В диалогах зачастую можно выбрать реплику. Вроде бы они ни на что не влияют. Или влияют? Еще один повод пройти игру заново.
Просто LUV U
— Ребята, спасибо, что пришли!
— Вообще-то это наша квартира.
Неторопливый медведь Ангус — верный и надежный друг, совесть бесшабашной компании. Он может бесконтактно починить ноутбук Мэй, ему суровая Беа безбоязненно доверяет свою машину. Он не особенно разговорчив и не склонен к авантюрам. Очень нескоро он поделится с Мэй своими переживаниями и проблемами.
Его бойфренд Грегг — полная противоположность обстоятельному Ангусу. Этот лис буквально кипит жизнью и в любую секунду готов сорваться навстречу приключениям. Но его беззаботность обманчива. Они с Ангусом надрываются на работе и отказывают себе во всем (кроме пончиков и пиццы), чтобы иметь возможность уехать в прекрасный город, где по ночам люди гуляют по улицам.

Страх-страх, я тебя не боюсь! Еще один «ночной» уровень благополучно завершен.
Беа приходится заниматься семейным бизнесом, поскольку больше некому. Она ненавидит его и всерьез подумывает сжечь магазин хозтоваров, чтобы получить страховку. Когда-то они с Мэй были лучшими подругами, но потом их пути разошлись. И от черной кошки потребуется много сил, времени и фантазии, чтобы вновь заслужить доверие Беа.

Развлечения с Греггом частенько бывают рисковыми. Поединок на ножах еще вполне безобиден.
Герои вышли настолько живыми, что почти слышишь их голоса, несмотря на отсутствие озвучки. Все диалоги в игре хочется растаскивать на цитаты, ставить в статусы на Facebook и зачитывать друзьям по телефону. Но даже в этих россыпях остроумия и неожиданных философских аллюзий весь алмазный фонд честно поделен между компанией друзей. Ну разве что необузданный Грегг урвал себе долю побольше.
Да, есть еще Герм. Свою роль, и весьма важную, он сыграет, но по-настоящему мы его так и не узнаем.
Приключения, на которые Мэй отправляется с Беа или Греггом, — вне всякого сомнения, лучшие части игры. И тут разработчики схитрили: каждый раз нам приходится выбирать, с кем пойдет кошка. В дневнике остаются пустые страницы, и узнать, чем можно было бы заняться, сделай вы другой выбор, можно лишь при повторном прохождении.

У всех друзей свои дела. А Мэй приходится в праздничный вечер прозябать в одиночестве.
Охота за привидениями
— Всё, чего ты боишься, такое скучное!
— Но ведь самые скучные вещи обычно самые страшные.
В городе творится что-то странное, местами даже страшное. А Мэй кажется, что у нее кто-то живет в голове и все портит. Возможно, это как-то связано. Кто знает, может, над городом и вправду висит ведьмовское проклятие из хэллоуинского спектакля? А вдруг мир еще не окончательно сломался и четверо друзей могут его починить?

На городском знаке приходится уточнять для новоприбывших, что они не заблудились, это правда и есть город.
Игра неспешно и обстоятельно ведет нас к главной сюжетной загадке. Путь пролегает по очень взрослым темам и очень точным деталям, собранным с большим вниманием и любовью. Уже такой знакомый город на пересечении разных эпох, живые персонажи и блестяще выстроенные диалоги готовят к тому, что финал будет потрясающим.
И обманывают.
В начале игры часть Опоссум-Спрингс перекрыта из-за дорожных работ. Строители в ярких жилетках так откровенно намекают, что надо подождать, и откроется нечто удивительное, что в привычку входит каждое утро бежать проверять, не окончился ли ремонт. Ближе к концу рабочие уходят, и оказывается, что в той стороне ничего интересного нет.

На кладбище друзьям предстоит встреча с макбетовскими ведьмами. Или резвящимися подростками?
Точно такие же чувства охватывают, когда разогнавшееся к концу действие выводит нас к разгадке главной тайны города. А она оказывается пришитой к тончайшей атмосфере такими грубыми стежками, что та едва не рвется под тяжестью.

Помните демоверсию? Нам вновь позволят соединять звезды в созвездия. Но на этот раз без мышки. И без компании друзей.
Так легко объяснить, что в Night in the Woods вышло неудачным, недоделанным, неубедительным и не оправдало надежд. Намного сложнее вычленить момент, когда блестяще написанные диалоги, тоскливые виды городка, любимые друзья и старающиеся быть заботливыми родители вдруг взяли и навек поселились в голове. Наверное, потому, что у каждого этот момент будет свой.
Night in the Woods потребует большой кредит доверия и в итоге не оправдает всех ожиданий. Но то, в чем ей действительно удастся преуспеть, искупит разочарование сполна.

Хорошо 7,5 Оценка Игромании Самое сложное в этой игре — осилить тоскливую, медленную рутину первых дней. Night in the Woods требуется время, чтобы зацепить игрока своими крошечными крючками. Но после этого вам уже не вырваться.
- простая, но эффектная картинка
- живые герои
- блестящие диалоги
- музыка.
- игра собрана из отдельных несвязанных частей
- разгадка тайны прилеплена впопыхах
- унылая рутина.
Во что: игра куплена автором.
На чем: PC
Сколько: около десяти часов.
НЕТ, НЕ КОБЕЙН Я!
Провалить все репетиции, зачитавшись текстами песен.