Обзор Death Stranding. Самый дорогой пранк в истории игровой индустрии
Death Stranding — самый загадочный и ожидаемый релиз уходящего поколения консолей. Честно говоря, даже слишком загадочный; именно поэтому я отвечу на два главных вопроса прямо сейчас.
Совершил ли Хидео Кодзима революцию в игровой индустрии? Конечно, нет, хотя попытка неплохая.
Заслуживала ли Death Stranding всего этого хайпа, больших ожиданий и конспирологических теорий, которых вокруг неё настроили? Пожалуй, да. Не так сильно, как того хотела бы Sony , скорее всего вложившая в проект баснословные деньги, но всё же заслуживает. В конце концов, эту игру и впрямь не разработал бы никто, кроме Кодзимы: только подлинному гению могло прийти в голову вставить QTE прямо в процесс ходьбы.
Смоляные твари и где они обитают
Людям, которые режиссировали трейлеры Death Stranding, можно хоть сейчас отдать награду BAFTA за лучшее нагнетание интриги. Они отлично замаскировали тот факт, что дебютный проект Kojima Productions — фактически самая простая и понятная игра в портфолио Хидео Кодзимы. А сколько было шума! После первого показа геймплея, где персонаж Нормана Ридуса методично таскал коробки по пасторальным пейзажам, все начали искать в нём второе дно. Ну ведь не будем же мы в самом деле всю игру уныло носиться с посылками! Наверняка Кодзима утаивает какой-то секрет; как в Metal Gear Solid 2, где после пролога на танкере мы играли уже не за Снейка, а за абсолютно нового персонажа.
Но, увы, сюрприз в том, что никакого сюрприза нет. Death Stranding — это действительно «симулятор ходьбы», но не в привычном геймерам смысле, а в буквальном. Этот проект подходит к процессу ходьбы с той же серьёзностью, что и какая-нибудь Microsoft Flight Simulator — к полётам.
Немного странно, что оба вида игрового транспорта (да, их всего два) отвратительно приспособлены к езде по пересечённой местности. Для чего ещё их могли проектировать, как не для травы и булыжников? В мире Death Stranding уже давно не осталось нормальных дорог
В недалёком будущем планета содрогнулась от беспрецедентного катаклизма — «Выхода смерти» (да, так у нас перевели термин death stranding). Загробный мир начал просачиваться в мир реальный, а вместе с ним пришли Твари, способные обращать в кратеры целые города, и темпоральный дождь, который старит всё, чего касается. От США остались лишь руины, а разрозненные кучки людей ютятся по подземным убежищам и вообще не выбираются наружу.
Нужды этих людей обслуживает корпорация «Бриджес»: она доставляет в убежища медикаменты, еду и другие жизненно важные припасы. А мы играем за Сэма — одного из лучших курьеров «Бриджес» и, по совместительству, приёмного сына Бриджет Стрэнд, президента Соединённых городов Америки — нового государства, призванного объединить выживших.
Временами кажется, что Ридуса позвали в проект исключительно ради вот таких дурачеств. Почему в личной комнате можно кривляться перед зеркалом? Потому что почему бы и нет
Незадолго до событий игры дочь Бриджет, Амелия, отправилась на запад страны, чтобы наладить хиральную сеть (по сути, аналог интернета, передающий данные прямо через чистилище, где обитают Твари), но всё пошло наперекосяк. Экспедицию уничтожили, а саму Амелию взяли в плен террористы. Теперь руководство «Бриджес» взваливает на угрюмого Нормана Ридуса почти невыполнимую задачу: в одиночку пройти маршрутом потерянной экспедиции, подключить к хиральной сети построенные на пути аванпосты и вызволить Амелию из заточения.
Take me home, country road!
Death Stranding нисколько не пытается подать работу курьера как увлекательную или романтичную. Путешествие Сэма охватывает два больших региона, и оба проходятся одинаково: вы спускаетесь в терминал доставки, выбираете заказ, загружаете посылку и 5–15 минут топаете к адресату. Потом разгружаетесь, берёте следующий заказ, загружаете очередную посылку, и цикл повторяется, пока игра не прикажет вам остановиться или не включит какую-нибудь катсцену. А потом снова всё то же самое — и так до самых титров, с редкими перебивками на «кино».
Интерфейс тут такой же непролазный, как в MGS V. Куча непонятных цифр, ненужных показателей, иконок… Как будто тонешь в Excel без спасательного круга
Без шуток, если вы когда-нибудь бывали в походах, то геймплейная петля Death Stranding покажется до ужаса знакомой и… скучной. Причём скучной не по ошибке, а по задумке. Словно разработчики хотели создать полную противоположность другим ААА-песочницам — единственный в своём роде «мёртвый» открытый мир.
Никаких случайных событий, никакой динамической экосистемы, побочных заданий, коллекционных предметов или болтовни с NPC. Ничего, что может хоть как-то отвлечь игрока от бессмысленной и беспощадной доставки коробок из точки А в точку Б. Исследовать здесь буквально нечего: во-первых, нет никаких дополнительных точек интереса, а во-вторых, темпы путешествия строго продиктованы сюжетом. Сунулись в не подключённую к сети область раньше времени, без задания по доставке? Извините, обитатель убежища даже не поздоровается — только зря тащились.
Перед рейсом игра услужливо покажет, куда идти и что может поджидать по дороге, а каждую коробку можно прицеплять вручную. Правда, если криво распределить вес, Сэма будет заносить на поворотах. В эти моменты включается QTE, и, если вовремя не прожать нужные кнопки, курьер споткнётся и растеряет всю поклажу
Это не вызывало бы вопросов, если б сам процесс доставки (читай: прогулки) был интенсивным и заставлял игрока быстро принимать решения, адаптироваться, продумывать каждый шаг… Но и здесь мимо. Потенциальных опасностей, вне зависимости от того, где пролегает путь, всегда только две: МУЛы и Твари. Первые — бывшие курьеры, которые сошли с ума, потеряв работу; теперь они нападают на каждого, кто несёт официальную посылку, и складируют награбленное добро в своём лагере. А вторые — те самые невидимые монстры, что хотят утащить каждого встречного человека «на ту сторону».
Про МУЛов, как и про «террористов», отличающихся от них лишь наличием огнестрельного оружия, даже рассказывать особо нечего. Кодзима, конечно, кое-как объясняет их существование сюжетом, но на деле они нужны лишь для того, чтобы в игру можно было вставить ужасно пресную боёвку с однотипными противниками.
Порой игра безумно красива, а порой — просто никакая. А всё потому, что дизайнеры редко работают с освещением: без бликов и мягких теней мрачный мир выглядит совсем уж выцветшим
А вот с Тварями всё куда интереснее: первое время встречи с ними вызывают неподдельную панику. Идёте вы по своим делам, никого не трогаете, и вдруг на небе появляется перевёрнутая радуга. Сразу за ней — дождь, а через пару мгновений трава под ногами начинает расти и тут же вянуть. Ясно, что монстры где-то рядом, но видны лишь их размытые сгорбленные силуэты; рутинная прогулка за несколько секунд превращается в напряжённые прятки. Переждать опасность не получится, а груз сам себя не доставит — нужно тихо, как мышь, прокрасться мимо, ориентируясь лишь на показания детектора. Подобная смена темпа отлично играет на атмосферу, напоминая, насколько опасным стал мир, некогда принадлежавший людям.
Но затем разработчики Kojima Productions берут и собственноручно ломают свои же блестящие идеи. Прежде всего, лагеря МУЛов и ареалы обитания Тварей статичны: они не меняются на протяжении всей игры. То есть безопасное место — горный перевал, равнина, брод какой-нибудь реки — всегда будет безопасным, а это делает маршруты более предсказуемыми. При желании можно легко избежать и тех и других врагов — всё зависит от того, не лень ли вам сделать лишний крюк. А Твари и вовсе появляются только в дождь; если погода хорошая, то и беспокоиться не о чем.
Визуальный дизайн Тварей — лучшая находка Death Stranding, прямо поаплодировать хочется. Silent Hills , может, и отменили, но общение с Дзюндзи Ито явно не прошло даром
А напоследок, чтобы уничтожить даже зачатки угрозы для игрока, Сэм получает оружие, способное убить Тварей. Просто вдумайтесь: студия создала этих существ таинственными, неуязвимыми, непостижимыми человеческому рассудку… а потом вручила вам пушку со словами «на, а то ты что-то слишком напуган». Потому что ААА-игра таких масштабов никак не может обойтись без ненужной боёвки, напрочь лишённой хоть какого-то риска.
Для игры, заявляющей смерть как одну из центральных тем, Death Stranding подозрительно мягко обходится с Сэмом. МУЛы пользуются нелетальным оружием, чтобы вырубить курьера и забрать посылки, а большие и страшные Твари ведут себя абсолютно безмозгло. Они атакуют словно нехотя, нарочно позволяя вам триста раз увернуться, а то и вовсе убежать. Но даже если вы всё-таки умудритесь погибнуть, то спустя пару секунд вернётесь назад в мир живых как ни в чём не бывало. Никакого обещанного кратера (по крайней мере, у меня — хотя, может, дело в том, что меня ни разу не «съедали» Твари), никакого наказания, кроме потери части предметов. Ну и в чём тогда смысл?
Порой на Сэме столько груза, что из-за коробок не видно, куда показывает сканер (сама игра называет это устройство «одрадек»). Приходится переключаться на вид от первого лица
Я вам посылку принёс, только я вам её не отдам
Иными словами, опыт Metal Gear Solid V: The Phantom Pain ничему Кодзиму не научил. Да, там открытый мир служил лишь плацдармом для скрытных операций и предоставлял игроку возможность экспериментировать, подходить к одним и тем же целям с разных углов. Но даже в пустом Афганистане всё равно были всполохи жизни: из-за поворота выруливает патруль — нужно вовремя успеть свеситься с лошади, чтобы не спалить контору. Хотел пройти мимо блокпоста, но у одного из вражеских солдат прокачана какая-то характеристика — теперь нужно менять планы, чтобы утащить перспективного рекрута на базу. Геймплей был органичным, не стеснялся награждать игрока за самодеятельность, а, наоборот, поощрял выход из зоны комфорта.
В подобные моменты возникает желание просто остановиться и слушать журчание воды. Контраст дикой природы и редких следов человеческого вмешательства всегда выглядит эффектно
Death Stranding же вообще не знакома с этими понятиями, особенно с термином «награда». Курьеры «Бриджеса» не получают за свою работу никакой финансовой или материальной компенсации — вместо этого клиенты ставят им «лайки». На итоговую оценку влияет куча факторов, от состояния посылки и времени доставки до сложности проделанного маршрута. Набрав достаточно лайков, вы повышаете уровень, что даёт Сэму едва заметные бонусы к выносливости или грузоподъёмности, и… на этом всё. Никакой видимой и осязаемой пользы — а значит, никакого стимула стараться. А зачем, ради чего? Ради вежливого «спасибо» по голографической связи и хорошего отзыва в местном приложении доставки?
Ладно, я слегка преувеличиваю: польза всё же есть, просто на то, чтобы до неё добраться, нужно потратить неприлично много времени. У каждого убежища есть «уровень связи» с главным героем — проще говоря, репутация. Причём повышается она только одним способом — доставкой посылок в конкретное убежище. Показав его хозяину, что вы замечательный курьер, можно раздобыть предметы разной степени полезности: от брелоков для рюкзака до реально незаменимых вещей, вроде экзоскелетов для ног.
Некоторые сцены будто нарочно поставлены так, чтоб игра быстро разлетелась на мемы. Так и просится подпись в духе «что видит полторашка пива перед смертью»
Но идея вновь проваливается. Всё самое важное и нужное вы и так получите по сюжету, а опциональные награды абсолютно не стоят сил, потраченных на монотонные рейсы в одну и ту же точку. Дополнительные задания, или «стандартные заказы», как их называет сама игра, ничем не отличаются от основных миссий, так что к ним быстро пропадает интерес.
С одной стороны, справедливо: Сэм не легендарный избранный герой, а простой курьер. Он работает, причём работа его — совсем не сахар. С другой стороны, мы играем в видеоигры, чтобы развлекаться, а не работать: рутины всем и в реальной жизни хватает.
Всем, кроме Хидео Кодзимы, очевидно.
Тишина и созидание
Думаю, вы уже замечаете иронию. Death Stranding — это игра с открытым миром, которая активно порицает исследование. При нарочито однообразном геймплее она не пытается ни сделать его хоть сколь-нибудь увлекательным, ни наградить игрока за потраченное время. Удивительно, почему проект, вызывавший столько вопросов до релиза, при личном знакомстве не может внятно ответить на один-единственный: «Зачем мы вообще всё это делаем?»
Дедмэн в исполнении Гильермо дель Торо (к сожалению, озвучивает его другой актёр) в Death Stranding играет роль Отакона из MGS — эксцентричный учёный с тяжёлой судьбой
Если вкратце, то ради самого процесса. Как ни странно, несмотря на всё, что я рассказал выше, за сорок часов прохождения я ни разу не заскучал. От монотонного геймплея получаешь примерно то же удовольствие, что и от рутинной, но умиротворяющей работы в реальной жизни: как от реорганизации полок с одеждой, уборки или разбора старых файлов на жёстком диске. В поисках подобного опыта люди играют, например, в Euro Truck Simulator или занимаются доставкой грузов в Elite: Dangerous и EVE Online — просто чтобы отдохнуть душой. Естественно, это удовольствие далеко не для всех, и многим оно (справедливо!) покажется убийственно тоскливым, однако именно на него Кодзима и делает ставку.
Мир Death Stranding недружелюбен. Он не хочет, чтобы его исследовали, и совсем для этого не приспособлен — но именно поэтому в нём просто-таки хочется __ прокладывать маршруты. Порой заказы заносят вас в места, которые в любой другой игре были бы огорожены невидимой стеной… но не здесь. Поэтому, взявшись за доставку, всегда прежде всего смотришь на карту: где лучше пройти? Где можно срезать? Придётся реально учитывать, например, перепады высот, тип местности и даже глубину рек. Не знаю, почему необходимость переходить водные потоки вброд так радует, но она безумно __ радует; большинство разработчиков редко придают значение подобным деталям.
На пути Великого доставщика (да, это официальное прозвище Сэма) нет непреодолимых преград и невыполнимых заказов. Чем круче склон, тем сильнее торжествуешь, когда наконец взбираешься на вершину
Это чистейшая логистика, и игру абсолютно не заботит, как именно вы доберётесь до пункта назначения: на экране не маячит мини-карта, а компас не показывает кратчайший путь. Вдобавок в этот раз (в отличие от The Phantom Pain) в арсенале Сэма нет лишних инструментов — их, наоборот, немного, но каждый пригодится не раз и не два. Пресловутые раскладывающиеся лестницы, например, — невероятно дельное подспорье в любом маршруте: с ними и на почти отвесный склон можно забраться, и импровизированный мост через реку соорудить.
Это занятно вдвойне, потому что, прокладывая себе путь, вы помогаете и другим игрокам. Здесь в дело вступает социальный аспект Death Stranding; та самая «система связей», которую Кодзима расписывал как революционную. Она, конечно же, ни разу не… если вы хоть раз слышали о Dark Souls , но это не делает её менее интересной — Kojima Productions отлично адаптировали идею под свои нужды. Вы можете оставлять другим игрокам послания, как в «Душах», но это лишь малая часть механики. Все ваши гаджеты и сооружения тоже переносятся в миры других игроков.
Спасибо за ценный совет, незнакомец. Ну ладно хоть не как в Dark Souls, с нетленными «amazing chest ahead» или «try tongue but hole»
Если вы с помощью пяти лестниц, соплей и молитв соорудили тропинку через горный перевал, которая экономит очень много времени и сил, ею наверняка воспользуется кто-нибудь ещё, но уже в своём мире — и скажет вам спасибо, поставив лайки. И наоборот, в своих путешествиях вы будете постоянно натыкаться на следы других курьеров. Заботливо наведённые мосты, стоянки, где можно укрыться от дождя, генераторы для подзарядки батарей… Да даже точки для быстрого перемещения, поставленные вашими коллегами.
Вроде бы мелочь, но эта механика капитально меняет ощущения от строительства и крафта. Вы уже не просто раскладываете лесенки и раскидываете тросы, но занимаетесь инфраструктурой. Каждая постройка делает неприветливый мир чуть более удобным и цивилизованным не только для вас, но и для остальных игроков; вы сразу чувствуете себя частью чего-то большего.
Думаешь, как перебраться на тот берег, а тут здрасьте — кто-то уже соорудил переправу. Благодарствую, милчеловек, держи охапку лайков!
Ваши действия и впрямь способны изменить игровой опыт других людей, и оттого начинаешь гордиться какими-то совершенно дурацкими вещами. Приятно понимать, например, что сеть канатных дорог, на постройку которой я убил часов пять, реально кому-то поможет. Так же приятно не заходить в игру сутки, а по возвращении увидеть, что кто-то построил кусок асфальтовой дороги в проблемном для меня месте. Мир Death Stranding, может, и мёртв, но игроки активно пытаются сообща это исправить, и подобный опыт дорогого стоит.
Жаль только, что сюжет никак не помогает этим проникнуться.
История на 500 IQ
На первых порах Death Stranding не стыдно называть вполне компетентной научной фантастикой. В мир, где люди используют консервированных младенцев, чтобы избегать невидимых монстров из чистилища, гораздо легче поверить, чем в ту же вселенную Metal Gear Solid. Потому что у этого мира есть правила, и он им подчиняется, не пытаясь переизобрести себя на каждом шагу. В конце концов, за Death Stranding не тянется хвост из миллиарда предыдущих игр, комиксов, новелл и иже с ними. А на многие животрепещущие вопросы так или иначе находится ответ, поэтому стоит отдать разработчикам должное: они не нагнетали интригу просто ради интриги.
Кристаллы хиралия, похожие на золото, растут исключительно в форме ладоней. И, как ни странно, игра это вполне адекватно объясняет
Вселенная игры прописана хорошо, так что поначалу в глаза бросается лишь одна сценарная проблема — темп повествования. Люди, мало знакомые с творчеством Кодзимы, обычно упрекают его за то, что «кина» слишком много: пять минут геймплея, десять минут катсцен. С Death Stranding же ситуация прямо противоположная — «кина» неприлично мало. И речь не только о роликах с голливудскими звёздами, но и о сюжете в принципе. Он подаётся обрывками, причём настолько куцыми, что вникнуть в ситуацию Сэма и понять его мотивы почти невозможно. Странно, что игра «о человеческих связях» не даёт толком привязаться к собственно людям: мы слишком редко видим их на экране и почти не общаемся с ними. А оттого моменты, задуманные Кодзимой как драматичные, попросту не работают.
По той же причине улетает в трубу одна из главных рекламных фишек игры — актёрский состав. Приглашённым звёздам негде развернуться: характеры и типажи получились занятными, но поверхностными. Почти никто из героев никак не растёт и не меняется с течением сюжета. У них нет сюжетных арок — ну разве что у самого Сэма (и на том спасибо). По идее, именно желание узнать, что будет с персонажами, должно побуждать игрока двигаться дальше, но это просто не работает. Интересные лица либо едва появляются на экране (Трой Бейкер и вовсе мелькнул лишь пару раз), либо всплывают, когда вы уже успеваете о них забыть. Некоторые «неожиданные повороты» можно предугадать часов за десять до того, как они произойдут, — но из-за того, что ждать их приходится так долго, к моменту откровения вы испытываете уже не удовольствие от верной догадки, а просто скуку.
Трой Бейкер явно наслаждался ролью Хиггса: он один из немногих актёров, кто активно изображал эмоции. Какой шикарный злодей мог получиться…
Однако это, скорее всего, проблема не игры, а лично Хидео Кодзимы. Потому что, когда сюжет наконец-таки наберёт обороты спустя тридцать часов игры , вы будете глубоко разочарованы.
ОСТОРОЖНО, НЕПОПУЛЯРНОЕ МНЕНИЕ!
Кодзима никогда не умел писать сценарии, но в этот раз особенно не сумел. Не потому что он бездарь — всё дело в образе мышления. Японец привык мыслить красивыми сценами: сюжет Death Stranding словно соткан из моментов, которые сначала придумали отдельно (потому что они круто выглядят), а потом уже прописывали в контексте. Точнее, пытались прописать: от мелодраматических диалогов с Амелией вас быстро начнёт тошнить, потому что она из раза в раз повторяет примерно одни и те же слова в одних и тех же декорациях.
Эти беседы, как и многие другие детали, разумеется, полны примитивного символизма. В Death Stranding его хоть отбавляй, потому что тон истории разительно отличается от всего, что японский визионер делал прежде: это уже не попурри из боевиковых штампов, а претензия на серьёзное философское высказывание. Тут смешаны и антропология, и психология одиночества, и теория эволюции, и характерный для творчества Кодзимы околосортирный юмор с проломом четвёртой стены… Только вот в цельную картинку этот калейдоскоп никак не складывается, потому что все свои знания Кодзима аккумулировал путём беглого чтения «Википедии».
Сценарий постоянно талдычит о взаимосвязи «палки и верёвки», о том, как эти концепты важны для понимания игры, но на деле это лишь иллюзия глубокого смысла
Ближе к финалу сюжет попросту разваливается: десятки часов перетаскивания коробок ведут к такому предсказуемому сюжетному повороту, что хочется просто швырнуть геймпад в стену. А хуже всего то, что игра искренне рассчитывает им вас впечатлить. Она наивно считает, что игрок по умолчанию поглощён происходящим на экране и наверняка будет смотреть катсцену с открытым ртом. Плевать, что центральные темы сюжета никак не раскрыты, — эпично же!
Возможно, финал не разочаровал бы меня так сильно, если б Death Stranding не подавала всё, что к нему ведёт, с такой серьёзной миной. Последняя треть игры — шедевр отвратительного геймдизайна, но я сохраню этот сюрприз в тайне. И не только потому, что того требуют условия эмбарго, но и по другой причине: я хочу, чтобы вы точно так же проплавили стул от негодования, как и я.
Да, это Monster Energy. Да, это, скорее всего, реклама. Нет, Кодзима точно не знал, что энергетик давно стал мемом, — иначе банка была бы не зелёная, а Zero Ultra
Кодзиму часто называют «гением», и, похоже, он принял это близко к сердцу. Жаль, что никто в Kojima Productions или в PR-департаменте Sony не намекнул, что «гением» его зовут со здоровой долей иронии.
Death Stranding — ярчайшее тому доказательство. В ней полно необычных идей и внимания к деталям, на которые в условиях современной индустрии хватило смелости и фантазии только у Кодзимы. Но в этом же кроется его главная проблема: он зацикливается на деталях, будто нарочно отказываясь видеть картину в целом.
Death Stranding — по-настоящему смелый эксперимент и, пожалуй, самый необычный (временный) эксклюзив для PS4. Но, увы, хайп сыграл с ним злую шутку: несмотря на бюджеты, это проект далеко не для всех — и он полон проблем, за которые Кодзиму ругают уже не первый год. Его трудно посоветовать как игру, но в контексте индустрии Death Stranding — ярчайшее авторское высказывание. А потому иначе как печальным шедевром его не назвать.
- необычные для блокбастера центральные механики
- поразительное внимание к деталям
- шикарный саундтрек
- любопытный визуальный дизайн.
- мёртвый открытый мир
- скудная подача истории
- предсказуемый сюжет
- нарочито однообразный геймплей
- унылые сражения.
Во что: ключ предоставлен издателем
На чем: PS4
Сколько: 40 часов
Stonks
В шутку разгадать главную интригу сюжета в первый же час игры.