Обзор Evil Genius 2: World Domination. Не зря ждали 16 лет
Настоящие суперзлодеи никогда не сдаются. Набив шишки о кулаки сил добра, они опять принимаются за старое: проводят работу над ошибками, собирают команду приспешников покруче и с адским хохотом осматривают своё новое творение — очередную машину Судного дня. Ну вот сейчас-то уж точно они всем покажут, где раки зимуют!
По иронии, настоящие симуляторы суперзлодеев работают точно так же. Разработчики Evil Genius 2 из студии Rebellion после двух неудачных экспериментов ( Evil Genius: WMD для Facebook и Evil Genius Online для мобильных платформ) учли свои ошибки и постарались сделать всё по заветам первой части . А это значит, что пора вспомнить, как возводить секретные базы с ловушками в недрах горы, как похищать и пытать ведущих мировых политиков и учёных… и вообще, где уже, наконец, мой собственный кабинет из чистого золота?! Мировое господство ждать не будет! За дело!
Быть злым — это трудно
Злые гении — цвет человечества. Они умны, красивы, богаты, великодушны (по крайней мере, так говорят их приспешники). Но один недостаток у них всё-таки есть: мир пока им не принадлежит. Про вселенную, в которой разворачивается действие Evil Genius 2, известно не так уж и много, но, судя по всему, добро в ней почти победило. Разрозненные некогда страны сплотились в многополярный мир, состоящий из пяти альянсов. Нет войн, нет конфликтов. Даже коррупции нет — у каждого альянса есть свои знаменитые шпионы, в одиночку способные искоренить взяточничество в правительстве. Отвратительно. Для настоящего злодея бездействовать в такой ситуации — преступление. А так как Злой гений из предыдущей части куда-то пропал, то пришла пора молодой поросли занять свято место.
Для начала нужно облюбовать личный остров, на котором мы будем строить злодейскую базу. Затем — определиться с альтер-эго. На выбор даётся четыре колоритнейших протагониста: копия Доктора Зло, он же самовлюблённый коротышка-суперманьяк Максимилиан из оригинальной игры; технофашистка Залика; бывшая супершпионка Эмма, которая должна была уничтожить зло, а не примкнуть к нему; и Красный Иван — в первой части он был простым телохранителем, а теперь диктатор в собственной стране Ивании.
Знакомьтесь, все четыре соискателя на должность владыки мира. У каждого богатое резюме и самые положительные отзывы с последнего места работы
Каждый Злодей имеет свои особенности, своё супероружие и делает ставки на разные категории миньонов. Красному Ивану дешевле обходится пушечное мясо. Залика быстрее проводит исследования, а её учёные эффективнее лечат и баффают миньонов. Эмма — мастер махинаций: её операции на мировой карте привлекают меньше внимания. Ну а Максимилиан полагается на безотказное золото и численное превосходство.
В отличие от главнокомандующих в обычных стратегиях, нас — суперзвезду преступного мира — мало интересуют мелочи вроде ручного управления юнитами: большую часть действий болванчики выполняют сами. От игрока в первую очередь нужен грамотный менеджмент базы: в Evil Genius 2 больше десятка различных помещений, у каждого из которых своя функция. Например, в сокровищнице мы храним честно украденные у мира деньги, в пыточной достаём секреты у похищенных специалистов со всей планеты, а в зоне отдыха после тяжёлого рабочего дня расслабляются миньоны (те, кто выжил) за просмотром «Злодей-ТВ» — угадайте, кто там главная звезда.
Логово, милое логово. Для нарушителей на входе заботливо приготовлены крематории
К расстановке комнат лучше подойти со всей ответственностью: ту же сокровищницу далеко от охраны лучше не ставить — она в первую очередь становится целью агентов-воров. Если вы или миньоны проморгаете диверсию, а охранники не успеют добежать до улепётывающих нарушителей — наворованные деньги украдут обратно. Придется не только заново копить, но и отстраивать сейфы: агенты не заморачиваются и деньги из-под замка тащат вместе с замком. В комнате-электростанции, помимо генераторов, можно поставить крематории для трупов — а трупов будет много… Недооцените важность ритуальных услуг — поплатитесь лояльностью миньонов. Если бой с вражескими лазутчиками произошёл в оживлённом коридоре или столовой, то неубранные трупы быстро спровоцируют бунт и массовое дезертирство. Придётся отвлекать злого гения от Очень Важных Дел, чтобы он лично занялся массовыми расстрелами и хоть как-то утихомирил распоясавшуюся чернь.
Последствия столкновения с суперагентами — количество трупов зашкаливает. Впрочем, волноваться не о чем. Раз в минуту миньоны пополняются бесплатно. Однако переобучение их в более ценных специалистов всё же займёт время
Узнаю вас в гриме
Как бы ни старалась Rebellion сделать всё по формуле оригинала, без отличий, понятное дело, не обошлось. Прошло 16 лет: игры изменились, графика сделала значительный шаг вперёд, да и аудитория уже совсем другая.
Одна из самых ярких метаморфоз — стилистическая. На первый взгляд кажется, что вроде бы всё на месте: те же костюмы, причёски, саундтрек. Но если оригинал яростно пародировал бондиану, а карикатурностью и цинизмом не уступал фильмам про Остина Пауэрса, то сиквел напоминает… творения художественной студии Pixar.
И дело здесь не только в мультяшной графике: во второй части гораздо меньше жестокости и чёрного юмора. Шутки стали менее острыми, а диалоги, описания предметов и операций на карте чаще вызывают добродушную улыбку, чем циничную ухмылку. Этот подход более массовый, понятный и приемлемый для широкой аудитории, но вот оценят ли такой реверс фанаты оригинала — покажет время.
Большинство механик сохранили, но часть из них подверглась пересмотру. Что-то упростили, где-то подкрутили баланс. К примеру, раньше боевых миньонов требовалось гораздо больше, чем рабочих. Теперь же ценность мирных специалистов возросла многократно: они стали одним из самых важных ресурсов, ведь их жизнями оплачиваются операции на мировой карте. Вдобавок если раньше на задание можно было отправить любых случайных приспешников, то теперь необходимо собрать отряд из строго определённого набора специалистов (к примеру, четыре наёмника, три биолога, пара пропагандистов). Это мотивирует нанимать и обучать самых разных миньонов, а не забивать всю базу вояками.
Зона прикрытия в действии. Не успела группа агентов попасть на остров, а наши переодетые ребята уже объясняют, что им пора
Масштабы происходящего существенно выросли: теперь можно разжиться аж 300 приспешниками против 100 в оригинале. Но, несмотря на увеличение штата, держать всё под контролем стало гораздо проще. Количество характеристик подчинённых, за которыми надо следить, как в The Sims, уменьшили до трёх. Теперь миньонам, грубо говоря, требуется только есть, спать и отдыхать морально, восстанавливая смекалку и лояльность на гипностульях да за просмотром «Злодей-ТВ».
Не стоит забывать, что Злому гению могут досаждать не только приспешники, но и вражеские лазутчики. К счастью, и с ними теперь проще: благодаря новому апгрейду, который открывается после исследований, зонам базы можно выставить метки «как поступить с нарушителем» — от отвлечения внимания до стрельбы на поражение. И это действительно творит чудеса: не успеет очередной агент нагло открыть дверь в логово, а ему в лицо уже уставится с полсотни пушек.
Кроме того, в сиквеле трюки с маскировкой секретной базы под развлекательное заведение действительно работают. В отличие от бесполезного отеля из оригинала, грамотно организованная зона прикрытия в Evil Genius 2 способна выдворить больше половины рядовых лазутчиков. А вот ловушки остались такими же бестолковыми — как поодиночке, так и в комбинациях. Они занимают много места, неудобны в использовании и легко обходятся даже рядовыми врагами. Куда эффективнее работает связка из узких коридоров и прокачанных охранников.
Кампания против свободы
В лучшие минуты Evil Genius 2 напоминает детский конструктор без чертежей: приходится разбираться, как детали складываются между собой, экспериментировать, учиться на своих ошибках. Игра дарит незабываемое ощущение творческой свободы, позволяя прийти к цели своим оригинальным способом. Вот только в одиночной кампании Evil Genius 2 сама же норовит эту свободу придушить.
Злые Гении не всегда думают только о себе. Например, их беспокоит судьба вымирающих видов
Отмучив игрока длинным и дотошным обучением, сюжет и дальше постоянно нажимает стоп-кран и не даёт продвинуться, пока не наймёшь новых прислужников, не украдёшь ненужный хлам на мировой арене, не построишь не менее бесполезные ловушки и так далее. На каждую полезную задачу как будто приходится по две мусорных, не несущих никакого смысла и необходимых только для растяжения хронометража. Например, меня просят построить несколько ловушек, но, чтобы открыть их рецепт, надо провести несколько продолжительных исследований (по 3-5 минут реального времени на каждое). Я точно знаю, что ловушкам не найдётся места на моей базе, вражеские агенты почти наверняка в них не попадут, и я попросту потрачу время. Но игре плевать, и вот я грустно слежу за таймером исследования.
Особенно раздражает, когда кампания принуждает к невыгодным и даже вредным «улучшениям»: например, «найми ещё 30 охранников, прежде чем двинуться дальше». Но зачем мне лишние охранники? В новой миссии не будет задействована и треть, да и к тому же моих сорока хорошо обученных, экипированных и баффнутых охранников уже более чем хватает для отражения любой атаки. Вместо них мне нужны 20 учёных для сбора разведданных, но игре плевать. И приходится вручную избавляться от миньонов, чтобы освободить лимит и довести количество военных до нужного числа.
И даже будучи в двух шагах от мирового господства, без пяти минут диктатор всея Земли вынужден заниматься злодейской бытовухой. Ближе к финалу (на 25-м часу) у меня сложилась такая ситуация: работа главной базы полностью налажена, миньоны сами отражают волны агентов, сокровищницы ломятся от переизбытка золота — необходимости лезть на мировую карту за добычей денег нет, а значит, и внимания суперагентов я больше не привлекаю. Но вместо титров и зловещего смеха за кадром кампания всё тянется бесконечным потоком однообразных задачек «собрать данные — провести исследование — собрать данные — накопить золота — собрать данные». И это — лишь части основного квеста. А ведь для продвижения вперёд зачастую требуется выполнять ещё и побочки, часть которых по факту становятся обязательными.
Пыточная и учебные классы. Здесь они связаны: чтобы открыть новых миньонов и тренажёры для них, информацию предстоит достать из подходящего похищенного специалиста
В любую другую игру с таким подходом к геймдизайну даже до середины кампании пришлось бы тащить себя через силу, не говоря уже о перепрохождении с другими персонажами. Но Evil Genius 2 забрасывать совсем не хочется. Её вытягивает необыкновенная стилистика, цепляющий пародийный саундтрек и приятный юмор (который очень хотелось бы назвать чёрным, но увы). Да и собственный злодейский остров — по-прежнему товар дефицитный и соблазнительный, даже если к нему прилагается ворох надоедливых забот и обязанностей. К тому же для тех, кто хочет играть без рельс, разработчики прикрутили режим «песочница», где, к счастью, рутинной обязаловки не так много.
Оставшись в основе всё тем же симулятором злого гения, что и полтора десятка лет назад, Evil Genius 2 здорово преобразилась в деталях: стала больше, проще, добрее. И пусть не всё изменилось в лучшую сторону, игра способна подарить немало часов увлекательного и творческого геймплея… и отнять не меньше времени на уйму однотипных заданий и гринд.
- возможность отыграть роль Чистого Зла
- узнаваемый саундтрек в стиле бондианы
- отличная пародия на супершпионские фильмы
- злодейская база-конструктор.
- однотипные миссии
- затянутая кампания
- некоторые механики излишне упростили
- игра про злодеев стала добрее.
Во что: ключ предоставлен издателем.
На чем: PC.
Сколько: 30 часов.
«Начинающий благодетель»
Для отвлечения внимания от своей преступной сети устроить благотворительный концерт… в честь начальника полиции.