06 июня 2023

Обзор ремейка System Shock. Дословное следование классике, породившей BioShock и Prey

Обложка: постер ремейка System Shock
Обложка: постер ремейка System Shock

Уважаемая классика System Shock, вышедшая в далёком 1994 году, отпугивала многих современных игроков устаревшей картинкой и неудобным управлением. А ведь ознакомиться с одним из родоначальников направления immersive-simи прародителем BioShock желали многие. Вот студия Nightdive и решила сделать ремейк — многострадальная разработка заняла семь лет и в один момент даже была перезапущена.

Критики разделились во мнениях, зато в восторге остались игроки. Кому-то не понравился геймдизайн, зато другие оказались рады, что разработчики не ведут игрока за ручку, заставляя пораскинуть мозгами. Давайте узнаем, актуален ли ремейк System Shock спустя десятилетия после выхода оригинала!

Киберпанк 2072

Разработчики решили дословно следовать сюжету, поэтому события ремейка System Shock происходят во всё том же 2072 году. Безымянный хакер планирует дерзкое ограбление корпорации TriOptimum, понадеявшись украсть мощный имплант. Его замыслам мешает исполнительный директор компании Эдвард Диего, обитающий на космической станции «Цитадель». Спецотряд хватает хакера и доставляет его лично Эдварду, чтобы снять этические ограничения с SHODAN — могущественного искусственного интеллекта.

Хакер, которому пообещали бесплатно отдать имплант за выполненную услугу, оказался обманут и должен послужить злодею. Ему вкалывают непонятное вещество, после чего он просыпается спустя полгода. Вокруг ни души, за металлической дверью слышен недобрый рык, а SHODAN обещает уничтожить человечество. Хакер хватает кусок трубы и идёт искать своё спасение.

Дальнейшая история подаётся через записки и аудио-сообщения. Игроки смогут узнать про станцию «Цитадель» и тщетные попытки персонала выжить в этом кошмаре. Внимательное изучение документов и записей даёт понимание того, что надо делать дальше — без внимательности к окружению игрок не уйдёт дальше второй палубы.

Стоит отметить необычную стилистику. В плане цвета и основных особенностей архитектуры «Цитадель» из ремейка едва ли не полностью повторяет оригинал, который может похвастаться элементами ретрофутуризма и киберпанка.

Для некоторых может показаться спорным решение Nightdive сделать модели своего рода «игрушечными», а многие предметы намеренно представить с пикселизацией и вокселями. Тут уже дело вкуса, ведь первоначальная версия, до перезапуска разработки, была гораздо более жуткой и напоминала Dead Space, зато в нынешнем амплуа System Shock обладает уникальной атмосферой.

Цитадель страха

В оригинальной System Shock авторы постарались выжать максимум из технических возможностей того времени, поэтому космическая станция «Цитадель» пестрит разнообразием, хотя на первый взгляд может показаться, что это лишь череда однотипных и бездушных коридоров. Продвигаясь всё дальше и изучая новые палубы, игрок подсознательно подмечает уникальные элементы — преобладание того или иного цвета, наличие технических помещений, наборы врагов.

Например, медицинская палуба, которую можно назвать «обучающей», имеет операционные комнаты и кабинеты докторов, а в расцветке преобладают фиолетовый цвет и выложенные «кубиками» стены. Совершенно другая ситуация на палубе руководства. По ней ходят хромированные роботы, стены отделаны деревом, а убранство полно картин и дорогих декораций. За счёт этого открытие каждого нового уровня на станции заставляет почувствовать дух приключения, а прогулки туда и обратно, со временем становящиеся частым времяпровождением, не вызывают скуку.

Структура палуб тоже невероятно интересна и отсылает к «метроидваниям». Сначала хакеру приходится прокладывать себе путь через череду комнат и коридоров, но постепенно он будет открывать заблокированные двери. При хорошей ориентации в пространстве можно заметно ускорить прохождение, а знание потайных проходов поможет избежать лишних стычек — SHODAN периодически выдвигает из пола капсулы с монстрами.

Совсем необязательно посещать каждое помещение «Цитадели», но изучение локаций стало залогом выживания. На них можно найти новое оружие и ценные ресурсы. Часть комнат заблокирована механически, какие-то придётся открыть с помощью карт-ключей. А вот охранные арсеналы на некоторых палубах, например, открываются лишь через «киберпространство» — небольшую игру внутри игры, в которой хакер перемещает сознание в компьютер и борется с защитными системами для обхода блокировки.

Игрок становится цифровым вирусом и может перемещаться по компьютерной системе во всех направлениях. Тут разработчики не постеснялись включить фантазию и использовать доступные технические возможности. Если в оригинале «киберпространство» выглядело тускло и ему явно не хватало динамичности, то в ремейке авторы заметно переработали цифровые коридоры, а бои с защитными системами прибавили в скорости.

Перемещение между палубами происходит на лифтах (иногда капсулах), которые заменили собой привычные экраны загрузки. В них звучит весёлый и расслабляющий мотив, что довольно иронично смотрится в контексте залитых кровью помещений. Да и прямо перед глазами игрока при открытии дверей лифта может появиться опасный киборг — тут, конечно, хочется нажать кнопку и уехать куда подальше, но такими темпами прохождение далеко не зайдёт…

И один в поле воин

Разнообразие в количестве палуб принесло с собой и различные виды врагов. Их нельзя назвать уникальными, но противники ощущаются опасными из-за неожиданного появления и прогрессии — как только простые зомби и киборги начинают казаться пушечным мясом, на игрока вываливают усиленных мутантов и крупных промышленных роботов. Нельзя забывать и про других обитателей станции: из вольеров рощи, например, сбежало существо, для создания которого скрестили гориллу и тигра.

Сражаться с этой армией чудищ предстоит в одиночку, но на помощь придёт разнообразный арсенал оружия. Стоит отметить, что даже при внимательном изучении локаций высок шанс не найти в укромном местечке мощные пистолет или винтовку, благо разработчики оставили на «Цитадели» несколько одинаковых видов оружия в разных местах.

Увы, «импакт» от пушек практически не ощущается, а дополнительно на этом сказываются «тяжёлая» физика поверженных врагов и невыразительная музыка: она задаёт атмосферу и напряжение, но в пылу битвы мелодии просто не замечаются. Хоть какое-то ощущение мощи даёт расчленение: в особо удачном случае врага можно разрубить пополам или отстрелить ему голову.

Иногда придётся обходить врагов: они реагируют на шум, поэтому можно тихо прокрасться мимо или зайти в спину и нанести удар. При удачных обстоятельствах можно и вовсе завершить свои дела не привлекая внимание противников, либо подложить к их ногам мину и остаться наедине со своей целью. Immesrive-sim собственной персоной.

Что касается пушек, то набор вполне себе джентльменский и в узких коридорах полезный. Если в рукопашном бою можно выделить лишь лазерную рапиру, которая станет грозой всех врагов при умелом использовании, то на «огнестреле» стоит остановиться подробнее.

Часть оружия требует наличия подходящих патронов, в то время как другое расходует энергию. Арсенал может похвастаться наличием винтовок, пистолетов, дробовиков и чего-то поинтереснее. Магнитно-импульсное оружие отлично действует на киборгах, а рельсотрон наносит урон в широком радиусе. На некоторых видах оружия можно менять боеприпасы. Они влияют на ущерб, причиняемый врагам, но разницу редко когда можно назвать значительной — чаще всего один вид патронов сменяется на другой лишь при нехватке боеприпасов.

Но снаряжение хакера состоит и из других полезных предметов. Чипсы и шоколадные батончики мы затрагивать не будем: они выполняют роль приятного бонуса к здоровью, зато по-настоящему полезными оказываются пластыри (патчи). Они дают игроку кратковременные усиления, но в некоторых случаях вызывают побочные эффекты.

Если медицинский пластырь просто восстанавливает здоровье, то «берсерк» увеличивает силу и скорость атаки холодным оружием. Взамен хакеру придётся некоторое время страдать от галлюцинаций. Другие пластыри могут вызвать привыкание, из-за чего их надо использовать с умом, ведь с каждым применением эффективность будет падать.

Также арсенал радует гранатами и минами. Если в случае последних всё предельно очевидно: установил заряд и отправил приближающихся врагов в вечный сон, то гранаты могут действовать лишь на определённых врагов.

Осколочная, понятное дело, наносит урон всем подряд, а вот ЭМ-граната заметно эффективнее против роботов — на короткое время она выводит их из строя, а также ближайшую электронику, вроде дверей и лазерных мостов. Подобным эффектом обладает газовая граната, но её действие распространяется на органических противников и также может погубить хакера.

Элементы immersive-sim прекрасно заметны в бою: можно с креативностью подходить к схваткам, а иногда и вовсе задуматься над тем, как эффективнее было разобраться с толпой противников в предыдущей локации. Но больше всего свобода действий выражается в прохождении игры — начиная с первой палубы и заканчивая успешным завершением своей миссии.

Системный шок

Главное, что повергнет в шок современных игроков — отсутствие каких-либо прямых подсказок и даже упоминания о необходимой цели. По сути, конкретных миссий в игре действительно нет, а структура прохождения больше напоминает квест. Если снизить параметры сложности врагов, головоломок и прочего, то хакеру буквально остаётся лишь спокойно блуждать по атмосферным коридорам и думать о том, как решить ту или иную задачу.

Некоторые из предметов, которые игрок нашёл на ранних стадиях, могут пригодиться в будущем, а о том, что это не бесполезный мусор, говорит лишь отсутствие кнопки «дезинтегрировать». Схожая ситуация с документами и аудио-сообщениями: пропущенная записка с важным кодом может заставить заново оббегать всю станцию, а некоторые коды высвечиваются на мониторах лишь с определённой периодичностью.

Само прохождение полностью нелинейно, но некоторые ключевые моменты можно завершить только после конкретных действий. Понимание того, что надо делать, находится в записях. Учитывая то, что каждая цель требует выполнение множества условий, её достижение чувствуется крупной победой, но вот незадача — SHODAN уже придумала новую подлость, поэтому, казалось бы, близкое завершение сюжета долгое время остаётся на горизонте.

Спектр задач у хакера будет большой, но всё так или иначе сводится к нажатию определённых кнопок или вводу правильного кода. Например, игрокам придётся отключать защиту станции, предварительно введя код в помещении с огромной дозой радиации. Позже надо будет даже отсоединить отдельные палубы от «Цитадели», сходив на каждую из них и вернувшись в зал управления.

Вердикт

Ремейк System Shock дословно следует классике и стал отличным переизданием, которое поможет игрокам ознакомиться с одним из прародителей BioShock, Prey и других проектов, заставляющих искать нестандартные пути к решению проблемы. Впрочем, арт-дизайн игры нельзя назвать выдающимся, а история по понятным причинам до предела проста.

Достоинства
👍
  • Отличное воссоздание антуража из оригинала. Непривычный в современных реалиях игровой процесс. Разнообразие палуб на «Цитадели». Оптимизация и отсутствие заметных багов.
Недостатки
👎
  • Музыка осталась в девяностых. Дизайн со смешением стилей может показаться спорным. Отсутствие импакта у оружия. Маленькие шрифты на русском языке.
Как мы играли

Игра куплена на PC. Сыграно 20 часов на средней сложности с умеренным исследованием необязательных локаций.

Локализация
Текст в игре переведён на русский язык, но на момент выхода обзора страдает от маленького размера шрифтов.
Ачивка редакции

«Плюшкин». Донести до финала десятки патронов и пластырей, всё время ожидая сурового боя — где бережливость, там и богатство.

Комментарии 5
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
GoldenPraud
GoldenPraud
Почему не упомянули в обзоре про совершенно ублюдский инвентарь? Игра в тетрис занимает времени больше, чем все загадки вместе взятые. Игра понравилась, но вот это отвратное копание в мусоре и попытки вместить себе в мешок хотя бы часть пушек реально утомляло и раздражало на протяжение всей игры.
Андрей Андреевич.pxlvj
Андрей Андреевич.pxlvj
Больше всего мне понравилось то, как в игре указана кнопка отключения подсказки на экране. Не смог рассмотреть даже с лупой.
CyRus26
CyRus26
Уважаемая Игромания! Надеюсь, комментарии читаются, внесу свою лепту по поводу "нового дизайна". Неужто вы не видите, что в этот раз дизайн получился действительно перегруженным? Все в куче, слева блок с новостями, посредине обзоры, справа опять какие-то блоки с новостями, одни блоки большие, другие маленькие, глаза разбегаются, мозг сходит с ума. Пожалуйста, прислушайтесь к аудитории! Да, что бы вы не сделали - всегда будут недовольные для которых будет "раньше было лучше", помню, с предыдущим обновлением было так, но в этот раз действительно получилось какое-то нечитабельное месиво...