Обзор Clair Obscur: Expedition 33 — прекрасно и жестоко

Clair Obscur: Expedition 33 захватила моё внимание с самого первого запуска. Начальный скепсис развеялся почти мгновенно, стоило лишь погрузиться в превью-версию игры. Визуальная красота, интригующая завязка и захватывающий геймплей «Экспедиции» заставлял отсчитывать дни до релиза — а под конец и часы. Подобное предвкушение легко может сыграть злую шутку, обернувшись разочарованием. Но Clair Obscur: Expedition 33 не просто оправдала ожидания — она их превзошла.
Заслуживает ли это ролевое приключение звания главной новинки 2025 года? Теперь, после тридцати с лишним часов в Clair Obscur: Expedition 33, я готов поделиться финальным мнением.
При этом в игре можно провести куда больше времени, занимаясь побочными заданиями и сражаясь с необязательными боссами. Особенно на самом высоком уровне сложности.
Прекрасно
Так много хочется рассказать после финала Clair Obscur: Expedition 33 — и так мало можно, чтобы не испортить впечатление случайным спойлером или даже намёком на него. Чуть ниже я позволю себе чуть больше вольностей, а пока — давайте пройдёмся по основам «Экспедиции». Не покидая знакомых нам берегов, где всё кажется пусть и странноватым, но таким знакомым.
Clair Obscur: Expedition 33 — это фэнтезийное ролевое приключение, созданное французскими разработчиками и пропитанное самим духом Франции. Богатейшее культурное наследие страны прекрасно сочетается с японским колоритом: его здесь ровно столько, чтобы взбодрить, рассмешить, удивить и захватить всё внимание игроков. Авторы «Экспедиции» сотворили настолько многогранное произведение, что перечисление всех источников вдохновения и отсылок заняло бы уйму времени. И чем ближе игра подбирается к финалу, тем чаще внутренний голос восторженно радуется.
Сюжет Clair Obscur: Expedition 33 был описан в превью, поэтому буду краток. Игроки окажутся в фэнтезийном мире, вдохновлённом Францией на рубеже XIX–XX веков — эпохой изящества, перемен и предчувствия катастрофы. Много лет назад здесь произошла масштабная трагедия, Разлом. С тех пор каждый год таинственная Художница выводит на своём Монолите новое число: с ним в небытие уходят все, кто достиг указанного возраста. И каждый год выжившие отправляют экспедиции, чтобы остановить гибель всего живого. Некоторые экспедиции достигают больше остальных, но время идёт, герои погибают, а Художница продолжает рисовать постепенно уменьшающиеся числа.
И теперь бросить вызов судьбе и многочисленным трудностям должна Экспедиция 33.

Участники экспедиции — добровольцы самых разных талантов — давно готовились к этому опасному заданию. Они понимают, что почти наверняка умрут. Но хотят попробовать убить саму Смерть. Отправившись в путь, команда героев полна решимости, но они не представляют, что их ждёт на далёких странных берегах.
Небольшой группе выживших предстоит без всякой поддержки пробираться через почти неисследованные земли, наталкиваясь на обломки прошлых экспедиций, что пытались добраться до Монолита. Хотя кто-то сгинул гораздо раньше. Местные локации полны врагов со своими слабостями и уникальными атаками (сколько же нервов ушло на то, чтобы поймать нужный тайминг для уклонений и парирования!). Но об этом несколько позже. А пока — вернёмся к нашим героям.
Поначалу их четверо: Гюстав, Люнэ, Сиэль и Маэль (кто знает, кого они встретят на своём пути?). Троица первых уже достигла нужного возраста, тогда как последняя ещё совсем юна. Девушке не сидится на месте и она решает отправиться в путь вместе со своим наставником и опекуном. Каждый персонаж проработан с вниманием к деталям — пусть кто-то получился ярче, а кто-то уступает, в целом история держит эмоциональный баланс. Актёры великолепно передают чувства: выразительные взгляды, движения бровей и губ, жестикуляция и язык тела работают на атмосферу. Отдельно стоит упомянуть постановщиков катсцен: они тонко выстраивают мизансцены и мастерски подбирают ракурсы, чтобы усилить драму и акценты.
В какой-то момент мне даже начало казаться, что такую игру — большую, красивую и полную смыслов — просто не могли создать люди из небольшой студии Sandfall Interactive. Разработчики показали и доказали, что они настоящие творцы, художники, писатели, музыканты, программисты — люди, которые любят то, что они делают. И ты уважаешь их за это ещё сильнее.

Тема творчества проходит сквозной нитью через всё произведение, становясь его главным лейтмотивом. Но на этом разработчики не останавливаются: в центре внимания также оказываются семья и дружба, желания и долг, страдания и поиск счастья. И все эти знакомые темы не надоедают. Expedition 33 невероятно затягивает и будто играется с эмоциями и мыслями по ту сторону экрана. Закидывает намёки на происходящее, а потом обманывает ожидания. Вот ты уже подумал, что разгадал сюжет, как вдруг происходит твист, после которого голова начинает пухнуть. И былое понимание улетучивается со скоростью света.
Во время прохождения не раз создаётся ощущение, что финал уже близко. Но проходит минута, за ней сцена, затем ещё одна — и развязка вновь ускользает, отдаляясь всё дальше. Хорошо ли это? В случае Clair Obscur: Expedition 33 — да. Проходя игру, ты не хочешь спешить. И желание разработчиков продемонстрировать новые грани истории откликается внутри тебя. В конце концов, уж лучше так, чем скомканный финал с ощущением недосказанности.
Но раз или два вас точно посетит чувство, что игра становится немного затянутой. Это чувство, впрочем, быстро проходит. Ты остаёшься в «Экспедиции» ещё на несколько часов. А тёплый свет утреннего солнца, разгоняющий ночь, тихо напоминает: пора спать. Но мысли о том, что ждёт впереди по сюжету, остаются с тобой во снах.

Жестоко
Прохождение Clair Obscur: Expedition 33 можно свести к постепенной зачистке локаций: одна за другой, с периодическим выходом на общую карту мира. Здесь наши герои становятся маленькими фигурками, которые поначалу могут лишь ходить по суше (и то не везде) и атаковать встреченных монстров-невронов. Но со временем игрокам открывается всё больше возможностей. И в идеале можно будет без спешки исследовать каждый уголок и иногда возвращаться назад, чтобы дать бой некогда могущественным противникам.
Каждая локация в «Экспедиции» — это уникальный по стилю уголок со своими секретами, особенностями и монстрами. Кто поджидает тебя на дне океана, не встретится тебе на заснеженном высокогорье. А где-то вы и вовсе не встретите врагов: там может находиться музыка для лагеря или, например, испытания на ловкость и реакцию. Пройдёте такие — получите что-нибудь приятное вроде новых костюмов для протагонистов.
И подобные испытания могут по-хорошему бесить гораздо сильнее, чем напряженные столкновения. Например, в местном аналоге Getting Over It пало несколько миллиардов моих нервных клеток. Ради этой миссии пришлось оставить рекомендуемый игрой DualSense и прибегнуть к помощи клавиатуры и мыши. И это того стоило!
Создатели Clair Obscur понимают, что игроки пришли сюда не ради страданий (хотя и ради них тоже — кого я обманываю?). И то и дело удивляют нас чем-то совершенно неожиданным. Ещё минуту назад ты думал о смысле жизни, а теперь невольно улыбаешься, наслаждаясь расслабляющей музыкой, новой мини-игрой, геймплейной механикой или компанией маленьких милых сказочных существ.
Но да. Порадовать себя смогут и любители превозмогать и побеждать с покусанными губами и вспотевшими ладонями. Даже на средней сложности «Экспедиция» даёт прикурить многим играм с пошаговыми сражениями. Но любители хардкора всегда смогут бросить себе дополнительный вызов и сразиться с необязательными боссами. Эти милые и не очень создания потребуют от вас максимальной собранности и точного нажатия клавиш уворота и парирования. Даже одна ошибка может обернуться катастрофой. А их не избежать.

Побеждая в битвах и получая опыт, мы развиваем каждого доступного персонажа: его характеристики (выносливость, ловкость, сила, защита, удача) и навыки. Последние пригодятся в бою для атаки или поддержки союзников: лечения и воскрешения, увеличения мощи и так далее. Игрок постепенно открывает навыки персонажей и волен выбрать любые шесть из них — они будут активными во время сражений. Также всё просто с оружием героев: находим новые, улучшаем их и следим, чтобы характеристики персонажей были достаточно высокими.
Но куда более интересна система пиктосов. Это здешние пассивные умения или бонусы, полезные в сражениях. Некоторые из них позволяют наносить больше урона, другие дают бонус к регенерации, третьи дают дополнительные очки действий и так далее. Пиктосы можно комбинировать как угодно, но каждый герой может одновременно владеть лишь тремя пиктосами (они закрепляются за данным протагонистом). Но со временем используемые пиктосы станут доступны и другим персонажам — не напрямую, а благодаря люминам. Изначально можно запутаться, но со временем понимаешь, что в них нет ничего сложного.
По ходу игры мы находим единицы ресурса под названием люмины. И в лагере мы распределяем их между персонажами, чтобы у каждого со временем было всё больше и больше люминов. Чем больше люминов у данного героя, тем больше дополнительных пассивных бонусов он сможет заполучить. К примеру, изначально у Маэль был активный пиктос, дающий бонус к атаке. Со временем этот пиктос стал доступен в качестве потенциального дополнительного бонуса и другим персонажам. И если у них достаточно люминов, игрок может дать это преимущество и им. Так что по итогу каждый боец в отряде получит бонус, изначально доступный только Маэль.
Другое дело, что люминов всегда не хватает. А пиктосов много. Поэтому приходится с умом выбирать, в какие бонусы вкладывать люмины в каждом конкретном случае. Всё это поначалу может казаться довольно запутанным, но понимание приходит во время игры.

И вот мы наконец подобрались к боевой системе Clair Obscur: Expedition 33. Почти так же незаметно, как игра учит нас подходить к монстрам: бить первым и получать важное боевое преимущество. Ведь такая инициатива позволит либо сразу же ослабить противников, либо и вовсе ликвидировать кого-то из врагов. Можно и защищать друг друга, ведь это тоже важный урок «Экспедиции»: помогай ближнему. Тем более твой товарищ может оказаться невероятно ценным конкретно против данных противников: у него может быть особая магия или умения. В этом плане каждый персонаж игры уникален и обладает собственным стилем.
Битвы в Clair Obscur: Expedition 33 проходят в пошаговом формате, что даёт время на обдумывание стратегии в особенно сложных ситуациях. Но расслабиться всё равно не получится. Во время хода противника важно внимательно следить за его действиями и своевременно реагировать, чтобы избежать урона и негативных эффектов — и только потом переходить в атаку. Звучит просто, но на практике у каждого врага и босса свой ритм, и к каждому приходится адаптироваться заново. Пропуская обидные удары, умирая и загружая заново. Пытаясь попробовать новую тактику. Умирая. И пробуя снова. Но если изучить атаки этого противника, дальнейшие сражения с ним и его собратьями будут в десятки раз проще!
Боевая система в «Экспедиции» продолжает раскрывать новые грани даже после десятков часов игры. И даже в финале, когда, казалось бы, всё уже позади, Clair Obscur найдет, чем удивить. А какое это удовольствие — побеждать опаснейших врагов, щёлкать их как орешки и научиться выходить даже после самых жарких битв лишь крепче и здоровее, чем был!

Но после прохождения Clair Obscur: Expedition 33 ты думаешь не о сражениях. Не о крови, поте или пикселях. В твоей голове остаются мысли и идеи. Вопросы, которые задают разработчики. Ответы на некоторые из них можно найти в самой игре. Но кое-что просто невозможно отпустить. Невольно задумываешься о заложенных смыслах и представляешь потенциал этой вселенной. Как много историй можно рассказать о мире, который лишь в общих чертах обрисовали его создатели.
В самом начале статьи я спрашивал, заслуживает ли ролевое приключение называться лучшей новинкой 2025 года? Тем, кто готовит свои релизы в ближайшие месяцы, придётся изрядно потрудиться, чтобы хотя бы приблизиться к планке, которую задала Clair Obscur: Expedition 33. Это, может, и не безупречная игра, и не проект на любой вкус. Но для многих она станет одним из главных событий в игровом году. Смелая, красивая и до чего же замечательная!
А как вам Clair Obscur: Expedition 33? Делитесь впечатлениями в комментариях!
Clair Obscur: Expedition 33 стала прекрасным дебютом французской студии Sandfall. Созданная с вниманием и любовью к каждой детали, игра точно придётся по вкусу тем, кто ценит европейскую культуру, глубокие истории и нестандартную подачу. А ещё она способна увлечь тех, кто ищет затягивающий и разнообразный геймплей.
- Игра увлекает и держит в напряжении до самого конца
- Многогранный, эмоциональный и заставляющий задуматься сюжет
- Боевая система и прокачка персонажей
- Картинка, музыка и звуковой дизайн
- Работа постановщика и актёров
- Огромный потенциал развития вселенной.
- Встречаются мелкие баги
- Временами игра кажется слегка затянутой
- Поначалу тяжело разобраться в местной терминологии.
Ключ предоставлен издателем Kepler Interactive. Прохождение на ПК заняло чуть больше 30 часов. Но если не торопиться и проходить игру на высочайшей сложности с побочными активностями, финальное время легко увеличится в 2-3 раза.

