Обзор TES IV: Oblivion Remastered — идеальный симулятор ностальгии

Страшно представить, но впервые даэдрические врата разверзлись в Сиродиле аж 19 лет назад! С тех пор игровая индустрия шагнула далеко вперёд, масштабные RPG с открытым миром перестали быть диковинкой, да и сама серия The Elder Scrolls сильно преобразилась. И пока преданные фанаты с надеждой ждут шестую номерную часть, Bethesda совместно со студией Virtuous выпускает обновлённую версию легендарной четвёртой: с новым визуалом и точечными изменениями в геймплее, но с полным сохранением сюжета и «того самого» духа оригинальной игры.
Нужна ли кому-то в 2025 году The Elder Scrolls 4: Oblivion или проще накатить модов на подлинник 2006 года? Разбираемся спустя несколько десятков часов в новом-старом Сиродиле со всеми обязательными атрибутами этого приключения: закрытием врат Обливиона, тесным знакомством с Шеогоратом и убийством Восторженного поклонника.
Старые раны, новая боль
Начнём с терминологии. Несмотря на полную переработку всего, что касается внешнего вида игры, перед нами всё же ремастер, а не полноценный ремейк. За рендеринг графики здесь отвечает Unreal Engine 5, но сердцем проекта так и остался старый добрый Gamebryo. А значит, и ощущения от геймплея будут вполне идентичны тем, что можно было получить в далёком 2006-м.
Отсюда вытекает сразу несколько неприятных особенностей. Самая очевидная — Oblivion, который и 19 лет назад считался проблемным с технической точки зрения проектом, выглядит совсем уж комично на фоне игр 2025 года. Персонажи по-прежнему застревают в стенах, говорят половину своих реплик невпопад и могут забаговаться на ровном месте без каких-либо на то предпосылок. Кто-то назовёт это «ностальгическим экспириенсом», но любого современного игрока такое положение дел будет скорее раздражать.

Без персонажей, говорящих боком или сквозь стену Oblivion не был бы собой.
Доходит даже до того, что часть квестов (причём сюжетных, обязательных для понимания центральной истории) можно пройти лишь с помощью прописывания специальных консольных команд. Они, в свою очередь, отключают систему достижений в Steam и, фактически, вынуждают бежать на Nexus Mods, чтобы самостоятельно пофиксить всё это безобразие без участия разработчиков.
И если к чудаковатостям Gamebryo за столько лет уже можно было привыкнуть, то относительно свежий Unreal Engine 5 заставляет разозлиться на The Elder Scrolls 4: Oblivion по-новому. Игроки со всего мира массово жалуются на постоянные графические баги, фризы, бесконтрольные вылеты и ужасно долгую прогрузку текстур и объектов. На видеокарте Geforce RTX 4060 Ti всё идёт более-менее сносно, но даже с не самыми высокими настройками графики в случайные моменты появляются статтеры — особенно часто при езде на лошади. Стоит ли говорить, что автору этого обзора пришлось покорять Сиродил пешком просто ради стабильной картинки?

Странную мини-игру на улучшение отношений с собеседником, к слову, оставили. Теперь разбираться в ней стало чуть проще.
Быстрее, плавнее, удобнее
Впрочем, ремастер не обошли и приятные нововведения. Недостаточно значительные, чтобы Oblivion ощущался чем-то совершенно новым, но достаточно весомые, чтобы играть стало приятнее. Например, теперь персонаж может спринтовать, а анимации бега и прыжка стали куда более плавными. Удары оружием (особенно это заметно с видом от первого лица) обрели вес и отдачу, здоровье начало автоматически восстанавливаться вне боя, а стелс и стрельба из лука наконец-то стали удобными.

Врата Обливиона в ремастере особенно хороши. За шикарным визуалом быстро забываешь об их однообразном наполнении.
В общем-то многие «новые» фишки перекочевали в обновлённый The Elder Scrolls 4: Oblivion прямиком из Skyrim. А мы и рады — поколенческая пропасть между этими двумя играми с релизом ремастера очень резко сократилась. Из пятых «Свитков» пришло и заклинание «Ясновидение», которое помогает быстро найти обратный путь из запутанных подземелий. Критически важная штука для игры, левел-дизайн которой не предусматривает коротких путей и хоть сколько-нибудь удобную навигацию внутри замкнутых пространств.
Отдельно переработали прокачку персонажа. Теперь все навыки, которые вы используете, увеличивают общий уровень героя, а при повышении нам дают свободно раскидать 12 очков характеристик между тремя категориями на выбор. Порог максимального уровня подняли с 50 до 80, а баланс прокачки слегка сместили в сторону удобства. Играть стало проще и немного приятнее.

Помимо расы, герою теперь можно выбрать происхождение. Оно толком нигде не отображается и не влияет на диалоги, но немного меняет стартовые характеристики.
А вот ненавистный фанатами автолевелинг никуда не делся, хоть и стал чуть менее злым. К финалу прохождения даже разбойники-оборванцы начнут ходить в элитной даэдрической броне, сводя на нет всё, через что прошёл герой за десятки часов прохождения. Поправить это, как и адекватно выставить сложность, к сожалению, пока нельзя — либо слишком легко, либо мучительно трудно. Третьего не дано.
Впрочем, на подобные несправедливости быстро закрываешь глаза, потому что приятных нововведений всё же оказалось больше. Как минимум, в The Elder Scrolls 4: Oblivion теперь вполне удобно пользоваться инвентарём и играть с видом от третьего лица. Раньше таким могли похвастаться только сборки с десятками модов на улучшение качества жизни.

В оригинальном Oblivion инвентарь был кошмарным. Ремастер сохранил его структуру и основу UI, но при этом заметно упростил.
Мечта для фаната
Главная киллер-фича ремастера — новая визуальная составляющая. Улучшенный Сиродил, без преувеличений, выглядит потрясающе и моментально погружает в себя. Разработчики добавили тысячи новых деталей в окружение, полностью переработали освещение, доработали систему погодных условий, осовременили дизайны персонажей и стилистически приблизили Oblivion к Skyrim. Но при этом умудрились сохранить все узнаваемые и важные для идентичности игры образы.

Даже царство даэдрического принца безумия преобразилось. Фантастика!
Стоит сказать, что проделанная Virtuous работа вызывает невероятный эффект. С одной стороны, на протяжении всего прохождения не отпускает чувство «Это тот самый Oblivion. Такой же, каким я его помню!». С другой стороны, всё вокруг кажется новым и интересным, побуждая практически с лупой изучать каждый сантиметр игровой карты. А как теперь выглядит Шеогорат? А снегопады в Бруме всё такие же красивые? А будет ли шлем из моего сета адекватно смотреться на персонаже-аргонианине? Если вы играли в оригинальный Oblivion на релизе, то подобные вопросы будут возникать сотнями. И, можем уверить вас, ответы на них в большинстве случаев будут радовать.

К слову, выглядит он так.
Помимо этого, разработчики обновили и меметичный редактор внешности персонажа. Да, теперь в нём можно без особых проблем создать симпатичного героя, но при этом ползунки настроек остались такими же безумными, как и в 2006-м. Поэтому не стоит удивляться, что Чемпион Сиродила на скриншотах в Сети почти всегда будет выглядеть как чудовище из самых страшных ночных кошмаров.
С этим связан и другой неоднозначный момент. Unreal Engine сделал графику The Elder Scrolls 4: Oblivion сверхреалистичной и добавил в образы персонажей множество новых деталей, но их до нелепости комичная мимика никуда не делась. И если в статике обновлённые NPC выглядят достойно, то в динамике вызывают лишь хохот вперемешку со рвотными позывами. Пожалуй, это единственный элемент, в котором разработчикам не удалось адекватно подружить старую и новую стилистику.
В остальном же, к визуалу ремастера сложно придраться. Теперь игра выглядит в разы лучше The Elder Scrolls 5: Skyrim — Dawnguard и The Elder Scrolls Online: Gold Edition, а заодно и даёт нервно прикурить относительно свежему Starfield. Новым игрокам будет просто приятно провести в ней время, а для старых всё это превратится в ностальгическое путешествие мечты. И даже знакомый до мельчайших деталей уровень в канализации под Имперской тюрьмой теперь будет восприниматься совсем по-новому.

В зависимости от освещения игра генерирует совсем разные пейзажи. И все они по-своему великолепны.
Старый TES лучше новых двух
Главное достижение авторов ремастера — они не испортили то, что уже хорошо работало. Даже спустя почти 20 лет Oblivion всё ещё великолепен и может с пугающей лёгкостью украсть до сотни часов вашего времени. Интересные гильдейские ветки, бесчисленные подземелья с добычей и прорывное даже по сегодняшним меркам дополнение «Дрожащие острова» подарят невероятные эмоции и невольно заставят задаться вопросом, потрясывая морщинистым кулаком: «А почему таких игр сейчас уже не делают?!». А с обновлённым визуалом и точечными улучшениями геймплея Oblivion и вовсе превращается в игру мечты для старых ворчунов, которые уже отчаялись оживить свои прохождения классики.

С выходом ремастера в Сети появилось много мемов про новую модельку огненного атронаха. И да, она настолько горяча!
Конечно, поставить ремастер в один ряд со свежими релизами 2025 года вряд ли получится. Виноваты и технические проблемы, и неисправленные баги 20-летней давности, и отсутствие официальной поддержки модификаций. Однако проходить мимо этой игры категорически нельзя. Как минимум, стоит ознакомиться с ней как с важной вехой в истории индустрии. А как максимум — дать ей шанс стать вашим новым любимым приключением в открытом мире.
Oblivion Remastered позволяет заново полюбить одну из важнейших RPG этого столетия и красиво презентовать её молодому поколению геймеров. Это совсем не идеальное, но вполне достойное осовременивание классики, которому совершенно точно стоит дать шанс.
- потрясающая графика
- верность идеям и образам оригинала небольшие, но очень приятные улучшения игрового процесса
- исправленный редактор персонажа
- игра от третьего лица наконец-то не вызывает боль.
- ужасающая мимика NPC
- нетронутые баги и проблемы оригинального движка
- отсутствие официальной поддержки модов
- основной сюжет с закрытием врат Обливиона всё такой же пресный.
Копия игры куплена на собственные кровные. Прохождение на PC заняло порядка 60 часов.