Обзор Tainted Grail: The Fall of Avalon — когда Skyrim встречает Dark Souls

Казалось бы, от студии Questline, известной лишь благодаря не самому популярному карточному рогалику (Tainted Grail: Conquest), сложно было ожидать амбициозного проекта в духе Skyrim. И уж тем более — успешного.
Однако, когда 23 мая Tainted Grail: The Fall of Avalon покинула ранний доступ, ее встретили с искренним интересом и одобрением. Сейчас у игры почти 11 000 обзоров в Steam, 87% из которых положительные, а пиковый онлайн составил 25 000 игроков — для фактически ноунейм-проекта это очень достойные показатели. Вот уже больше недели она стабильно держится в лидерах продаж. Помимо ПК, пощупать новинку можно также на PlayStation 5 и Xbox Series X/S.
Мы решили узнать, смогла ли игра стать достойной альтернативой легендарной The Elder Scrolls. Рассказываем в нашей подробной рецензии.

Тёмное фэнтези, вдохновленное кельтскими мифами
Tainted Grail: The Fall of Avalon берет за основу вселенную одноименной настольной игры, которая, в свою очередь, предлагает мрачную и оригинальную интерпретацию легенд о короле Артуре. Это классическое тёмное фэнтези в его лучшем проявлении: королевство Авалон балансирует на грани гибели, разрываемое двумя катастрофами.
Первая — таинственная марь, неумолимо поглощающая земли и искажающая все живое. Те, кто попадает под её влияние, превращается в пустые оболочки, лишенные разума, но не утратившие смертоносности. Вторая угроза — Красная чума: беспощадная болезнь, выкашивающая целые поселения.
Много столетий назад король Артур и Мерлин воздвигли менгиры — гигантские статуи, чьё пламя сдерживало наступление мари. Но теперь их огонь меркнет, и безопасных убежищ становится всё меньше. Против чумы же сражаются Красные братья — фанатичный орден, который держит заражённых в своей лечебнице, пытаясь найти лекарство… или хотя бы понять природу болезни.
Именно в подземельях этой лечебницы, находясь на промежуточной стадии заражения чумой, приходит в себя главный герой (его облик можно задать в простом, но функциональном редакторе). Неожиданное спасение приходит от таинственного незнакомца, который дает лишь скупые намёки на происходящее и предлагает следовать за ним — если, конечно, герой сумеет выбраться живым.

Отбиваясь от обезумевших больных и разъяренных Красных братьев, игрок достигает древней статуи. Прикосновение к ней открывает цепь видений, а затем — связь с отголоском души короля Артура. Когда-то могущественный правитель превратился в бледную тень самого себя: память рассыпалась на осколки, а силы оставили его. Но именно он, кажется, знает путь к спасению Авалона.
Отныне король и игрок неразделимы — Артур будет странствовать в его сознании, наблюдая за миром через его глаза. Кроме того, симбиоз излечивает главного героя от чумы. Главной целью на этом этапе становится поиск древних артефактов, связанных с легендарным правителем: в них хранятся утраченные фрагменты его души. Собрав все части, король сможет восстановить память и силу, чтобы спасти свое угасающее королевство от гибели. Или, может быть, ввергнуть его в ещё большую пучину хаоса?
Лор и повествование игры пронизаны духом другой популярной серии — Dark Souls. Здесь точно так же царят безнадега и обреченность, а среди развалин скрываются таинственные сущности, в чьих руках — нити мироустройства и судьбы смертных. Сеттинг артурианских мифов заглядывает в проявления культуры не так часто, поэтому следить за сюжетом в игре и изучать историю местного мира довольно интересно.

Как «Свитки», но с нюансами
Tainted Grail во многом наследует геймплейную основу The Elder Scrolls, но привносит в неё ряд собственных оригинальных решений. Как и в TES, здесь отсутствует жёсткая классовая система — игрок волен прокачивать всё, что пожелает, а навыки развиваются по мере их использования. Однако прогресс уровня персонажа зависит не только от прокачки умений, но и от убийства врагов, выполнения квестов и других активностей.
Чем выше уровень навыка, тем ощутимее его влияние на игровой процесс. Например, атлетика незначительно увеличивает скорость передвижения, владение одноручным или двуручным оружием усиливает соответствующие типы атак, а магия повышает эффективность заклинаний.
При достижении нового уровня игрок получает два типа очков:
- Очки атрибутов: вкладываются в базовые характеристики (сила, ловкость, духовность и т. д.). Их влияние предсказуемо: сила усиливает ближний бой и грузоподъёмность, духовность — магический урон и восстановление маны и так далее.
- Очки талантов: здесь система становится интереснее. Игрок может развивать любые способности, представленные деревьями талантов, даже если соответствующие атрибуты или навыки не прокачаны. Это даёт гибкость в построении билда, позволяя компенсировать слабые стороны или комбинировать неочевидные стили игры.
Однако у системы есть весомый недостаток: большинство талантов сводятся к пассивным бонусам (увеличение урона, живучести и т. д.). Не хватает по-настоящему уникальных способностей, которые бы кардинально меняли геймплей или добавляли новые механики.

Почти в самом начале путешествия игроку становится доступна активируемая способность, замедляющая время, — её дарует дух короля Артура во время первого мистического контакта. Однако это лишь базовая версия умения: по мере прохождения сюжета и обнаружения древних артефактов, способность можно усилить, добавив ей дополнительные свойства. Для этого требуются особые очки прокачки, которые добываются двумя путями: выполнением ключевых сюжетных заданий и прохождением скрытых подземелий, разбросанных по миру и требующих внимательного исследования.
За выполнение побочной квестовой цепочки можно открыть дополнительную ветку талантов, связанную с Красной чумой. Особенность этой ветки заключается в её универсальности — она дополнительно усиливает урон атаки и живучесть, синергируя практически с любым стилем игры.
В целом, ролевая система Tainted Grail не предлагает особых откровений: перед нами действительно узнаваемая интерпретация механик TES с отдельными авторскими дополнениями. К сожалению, вместе с базовой формулой разработчики сохранили и характерные недостатки «Древних Свитков». А именно:
- Линейное развитие навыков: умения улучшаются только количественно (увеличение урона/эффективности), без качественных изменений или новых возможностей;
- Отсутствие уникальных перков: большинство талантов представляет собой простые статические бонусы (+10% к урону и т.п.);
- Слабая синергия между ветками: комбинации разных навыков редко дают интересные игровые стили;
- Вседозволенность: возможность прокачивать любые ветки без ограничений приводит к «всеядным» билдам без ключевой специализации, которые сильны сразу во всем.

Еще один ощутимый минус — ограниченность ресурса для перераспределения очков прокачки. За долгое время игры хочется попробовать различные билды, чему способствует и подбираемая в больших количествах экипировка. Но приходится сдерживать себя и либо оставаться в рамках выбранной специализации, либо гриндить очки без сброса навыков, что довольно утомительно.
Есть здесь и прокачка различных профессий: кулинарии, алхимии и кузнечного дела. И если первые две по своему незаменимы, поскольку позволяют создавать восстанавливающие здоровье расходники, то вот влияние на геймплей кузнечного дела по сравнению с TES ощутимо меньше. Оно скорее выступает этакой побочной активностью по крафту временных доспехов и оружия, потому что наиболее полезные и эффективные элементы снаряжения в игре можно найти, исследуя мир.
Пользоваться другими бенефитами местной кузницы, — заточкой экипировки для повышения защитных и атакующих показателей, снижением веса брони для лучшего менеджмента выносливости и установкой реликвий, накладывающих на шмотки дополнительные особые свойства, — можно даже с единичкой навыка.

Боевая система — бодро, но с болячками
В Tainted Grail: The Fall of Avalon можно сражаться как душе угодно — крошить врагов врукопашную, палить из лука, метать ножи или поливать всё вокруг огнём. Оружие ближнего боя позволяет комбинировать быстрые атаки с мощными ударами, а также блокировать вражеские выпады — правда, с потерей части здоровья. Куда эффективнее в обороне щит, открывающий возможность парирования (нужно блокировать в момент атаки противника). Дополняет арсенал уклонение, повышающее мобильность и шансы на выживание.
Магия работает по принципу «два в одном»: короткое нажатие кнопки активирует базовый эффект, а зажатие — усиленную версию заклинания. Однако эта система не предлагает радикальных отличий от стандартных атакующих способностей, кроме красивых стихийных проджектайлов.
Все действия — от ударов до уклонения — расходуют полоску выносливости, которая есть и у большинства врагов. Грамотная защита позволяет оглушить противника, оставив его беззащитным на несколько секунд, а при низком уровне здоровья можно провести мгновенное добивание.
Как и в The Elder Scrolls, здесь можно комбинировать оружие в обеих руках, создавая уникальные боевые стили. Однако экипировка требует соответствия параметрам персонажа: надеть доспехи можно и без нужных атрибутов, но их особые эффекты (например, усиление урона или регенерации здоровья) активируются только при выполнении условий.

Бои здесь интереснее, чем в «Свитках»: вместо монотонного «закликивания» приходится анализировать противников, чередуя атаки, блоки и увороты. А вот стелс почти так же примитивен из-за слабого ИИ врагов. Главный минус — топорные анимации и отсутствие «веса» в ударах. После нескольких часов однообразные стычки начинают утомлять, хотя общее впечатление от боев остаётся положительным.
Столкнуться придется с совершенно непохожими друг на друга существами: как антропоморфными, так и куда более фантастическими. Бьют враги больно, поэтому бросаться в битву сломя голову грозит быстрым откатом на ближайший чекпоинт. Но сложность более всего заметна на ранних стадиях — аналогично «Свиткам», здесь очень много вариантов «сломать» игру, используя имбовые связки снаряжения и талантов.
С балансом, как и в игре-референсе, в Tainted Grail не задалось в принципе: маг или лучник-стелсер выглядят куда сильнее коллег-воинов, которым приходится по-настоящему потеть и изучать паттерны атак врагов.

Мир игры и квестовые системы
Авалон представлен в игре тремя обширными локациями, доступ к которым открывается по мере прохождения сюжета. Помимо наземных просторов, каждая из них скрывает (за стандартными для жанра загрузочными экранами) множество подземелий.
В каждой из трёх зон есть крупная столица, а иногда — и несколько небольших поселений. Однако с естественностью открытого мира не всё гладко: города лишь имитируют жизнь. NPC существуют в двух режимах — ночью спят, а днем либо стоят на ключевых точках, либо бесцельно блуждают по коротким маршрутам. А кукольные лицевые анимации выглядят дешево и выбиваются из общего визуального стиля. Впрочем, тем, кто помнит The Elder Scrolls, такая картина покажется знакомой.
Враги распределены по карте не хаотично, а с некоторой систематикой: в путешествии то и дело встречаются разбойничьи лагеря, логова монстров и другие точки интереса, требующие зачистки.
Но настоящий сюрприз Tainted Grail приберегла на ночь. В игре реализована динамическая смена суток, и если игрок задержится далеко от безопасных городов, его настигнет марь — мистический туман, искажающий пространство и разум. Под его влиянием обычные враги мутируют в куда более опасных тварей с увеличенным уроном и запасом здоровья. А в дымке то и дело появляются зловещие призраки, особенно смертоносные, когда действуют группой. Атмосферу усиливает тревожный саундтрек, который меняется вместе с обстановкой — в такие моменты Tainted Grail неожиданно приобретает черты хоррора.

Чтобы ненадолго отогнать тьму, можно развести костёр, бросив в него особый ресурс. Помимо защиты от мари, он служит точкой для отдыха (с перемоткой времени), повышения уровня, приготовления еды и даже общения с душой Короля Артура после ключевых событий.
Только ленивый не ругал серию «Древние Свитки» за совершенно однотипные, будто бы сгенерированные нейросетью данжи — получилось ли у Questline избежать этой проблемы? Ну, отчасти.
На самом деле — наиболее привлекательны и уникальны в Tainted Grail лишь сюжетные подземелья. Иногда это может быть не привычная пещера или грот, а целая отдельная локация — разрушенный храм, поглощённый тьмой замок или даже другое измерение. В таких местах геометрия уровня часто строится по принципу простенькой метроидвании, где нужно найти какой-либо предмет, открывающий путь, а после продвижения вглубь разблокировать несколько шорткатов.
Увы, второстепенные локации куда менее оригинальны. Как и в TES, здесь встречаются повторяющиеся ассеты и противники. Однако мотивацию исследовать данжи повышает уникальная экипировка: в отличие от «Свитков», где лучшие доспехи можно было скрафтить за пару часов у наковальни, здесь мощные предметы чаще находятся в глубине пещер или среди руин.

Большинство заданий в игре следует классической формуле «принеси/подай/уберись с глаз долой». Однако разработчики постарались оживить шаблонные механики за счёт глубокой нарративной проработки. Каждый квест — это не просто маркер на карте, а небольшая история с персонажами, которые охотно делятся деталями о своем прошлом или раскрывают любопытные факты о мире.
Tainted Grail частенько предлагает нелинейные решения — причём не только в ключевых моментах сюжета, но и в побочных заданиях. Иногда выбор влияет на отношения с фракциями или открывает альтернативные пути прохождения. В диалогах периодически появляются уникальные реплики, привязанные к тому или иному атрибуту — выбрать их можно лишь в случае достижения персонажем установленного требования по прокачке.
Чтобы получить задание, недостаточно подойти к NPC с восклицательным знаком над головой. Придётся активно общаться: расспрашивать, убеждать, а иногда — зарабатывать доверие персонажей. Это делает мир живее, а квесты — более осмысленными, чем стандартный «фетч-квестинг».

Несмотря на явное вдохновение The Elder Scrolls (особенно Skyrim), Tainted Grail не ощущается как любительская модификация — это полноценная игра с собственной идентичностью. Questline удалось создать атмосферный мир, который, пусть и построен на знакомых механиках, предлагает достаточно уникальных идей, чтобы считаться оригинальным проектом. Пока что Tainted Grail: the Fall of Avalon — неплохая, но сыроватая игра. Она явно могла бы выиграть от дополнительного года разработки и полировки. Однако, если студия учтет фидбек и доработает проект (например, через патчи или DLC, расширяющие лор и доступный контент), у нее есть все шансы стать культовой RPG для фанатов жанра.
- оригинальный сеттинг, глубокий лор и прописанные диалоги
- наследование сильных сторон серии The Elder Scrolls
- условно-открытый мир со множеством точек интереса
- продуманная боевая система
- густая и плотная атмосфера ночью, при появлении мари
- отсутствие уникальных талантов и куча филлерных способностей
- однотипность большинства несюжетных подземелий и даже некоторых боссов
- посредственная оптимизация и множество багов
- неравномерная наполненность контентом.
Копия игры куплена в Steam на кровные деньги. Полное прохождение основной сюжетной линии с кучей побочных квестовых цепочек, в ходе которого удалось пощупать три различных билда, заняло более 50 часов.