Обзор The Alters: ты — твой худший (и лучший) союзник

Долгожданный релиз The Alters состоится 13 июня 2025 года — игра появится сразу на всех актуальных платформах: PC, PlayStation 5 и Xbox Series X/S. Ещё с момента анонса три года назад проект привлёк внимание как оригинальной концепцией, так и обещаниями глубокого сюжета и сильной ролевой составляющей. И вот игра на пороге выхода — фанаты заждались, а мы запрягаем телегу, чтобы рассказать вам о том, каким получился проект.
Пристёгивайтесь покрепче, мы отправляемся на просторы неисследованной планеты в самой чудокаватой компании из возможных.
Чужак на планете чужой

В подавляющем большинстве выживалок сюжет — это что-то вроде приятного, но не обязательного фона: он есть, но быстро перестаёт волновать, когда ты в третий раз за ночь гоняешься за едой или пытаешься разжечь костёр под дождём. Обычно достаточно пары строчек, и игрок уже на автомате собирает камни и крафтит топор. Но The Alters — совершенно иной случай. Это та редкость, когда сюжет не просто важен, а критически необходим для восприятия игры. Без него всё остальное — механики, альтеры и сама идея взаимодействия с ними — потеряли бы эмоциональный вес. История The Alters — стержень всего.
Сюжетная завязка знакомит нас с главным героем — Яном Дольски, инженером и шахтёром, который после крушения корабля оказывается единственным выжившим на неизвестной планете. Таинственная катастрофа уничтожила весь экипаж, и Ян остаётся в отчаянном положении: через десять местных дней взойдёт одно из нескольких солнц этой системы, и его смертельная радиация сожжёт все живое. У героя есть лишь мобильная база да горстка припасов.

Однако у Яна на руках имеется ключ к спасению: найденный рапидий — редкий инопланетный элемент, открывающий доступ к экспериментальной технологии создания «альтеров». Это позволяет ему буквально вырастить альтернативные версии самого себя. У каждой из них собственные качества, уникальная личность и крайне важные для выживания, незаменимые навыки, завязанные на просчёте возможных разветвлений жизни оригинального Яна в решающие моменты. По сути, Ян создаёт себе компаньонов из параллельных версий собственной судьбы. «Альтеры» необходимы, чтобы выжить и найти способ вернуться домой. Но легко ли ужиться с другими версиями самого себя? Каждый альтер в команде Яна — это не клон, а самостоятельная личность, сформированная другим жизненным выбором. Например, один из потенциальных альтеров мог в юности пойти по стопам отца-шахтера, другой — посвятить себя науке, третий — стать механиком, оставшись когда-то в семье, а не уехав в колледж. Подобные разветвления судьбы привели к появлению людей с одинаковым лицом, но разными характерами, скиллами и взглядами на мир.
В игре это отражается прямо: каждый альтер обладает уникальной специализацией и приносит ощутимую пользу на базе. Один лучше разбирается в добыче ресурсов, другой — в науке и исследованиях, третий — в техническом обслуживании оборудования. По геймплею это реализовано как своего рода классовая система, где игрок сам решает, какого «Яна» воссоздать для решения той или иной задачи. Но вместе с пользой приходят и проблемы: альтеры — не безвольные боты, а полноценные персонажи со своими эмоциями, потребностями и непростым характером. Именно взаимодействие между ними становится сердцем повествования: конфликты, сотрудничество, обиды и примирения между Яном и вариациями его альтер-эго задают глубокий драматический, но чаще юмористический тон игре.

Звёздные дальнобойщики
Разработчики из 11 bit studios (создатели знаменитых This War of Mine и Frostpunk) обещали сосредоточиться на нарративе — и The Alters действительно уделяет большое внимание истории. Темы самопознания и раскаяния пронизывают сюжет: временами борьба за выживание отступает на второй план, и в такие моменты Ян становится вынужден столкнуться с альтернативными версиями своих собственных ошибок и побед. Философская подоплёка заметна: как решения, принятые в прошлом, формируют нашу личность? Можно ли продолжать терзать себя за некогда допущенные промахи, если встретиться лицом к лицу с их последствиями — в виде новых людей? У них те же голубые глаза, тот же нос и лёгкая ухмылка, но всё остальное — другое. В том числе собственные неудачи и победы.
The Alters подаёт эти вопросы без излишнего морализаторства, через живые диалоги и ситуации. В какой-то момент вы действительно увидите, как герой спорит сам с собой — буквально: один Ян может разругаться вдрызг с другим, не согласившись по какому-то принципиальному вопросу. А затем они же способны помириться на кухне за совместной лепкой вареников или кружкой чего покрепче — даже суровым космическим дальнобойщикам не чужда потребность иногда поговорить «по душам». Такие сцены добавляют проекту человечности и неожиданной теплоты, разбавляя суровый научно-фантастический сеттинг искренними моментами связи между персонажами.
Гражданин в галактике

В плане геймплея The Alters сочетает выживание, менеджмент базы и элементы социальной ролевой игры. Главный герой располагает мобильной базой — огромной сферической конструкцией на колёсном ходу, напоминающей колесо обозрения, внутри которого размещены отсеки. Эта база служит одновременно убежищем, транспортом и центром операций. Из-за безжалостного солнечного излучения база должна постоянно перемещаться в теневой зоне планеты: играть приходится в своеобразные прятки с восходом. Каждый игровой день на вес золота — время летит стремительно, и если за отведённое время не успеть добыть нужные ресурсы и укрыться от солнца, экспедиция может закончиться плачевно. Такое давление таймера привносит в игру ощутимое напряжение: планирование становится критически важным. Отправляясь исследовать очередной сектор планеты, нужно заранее рассчитывать маршрут, чтобы успеть вернуться в безопасность, не столкнувшись с повышающимся радиоактивным фоном.
Передвижная база — это целый дом на колёсах, требующий управления и развития. Внутри можно строить новые модули: жилые отсеки, мастерские, научные лаборатории, хранилища, спортзалы и многое другое. Пространства мало, и нужно грамотно размещать комнаты внутри круглого корпуса, чтобы использовать каждый дюйм. Постепенно, расширяя базу, игрок открывает новые возможности — от ускорения производства и добычи до улучшения защитных экранов от радиации. Но все улучшения требуют ресурсов, а их ещё надо успеть добыть. Планета, на которой застрял Ян, богата разными полезными ископаемыми, но собрать их — отдельный челлендж. Придётся заниматься добычей минералов (металлы, руда и тот самый рапидий), органических веществ для пропитания и производства, а также других материалов. Некоторые ресурсы лежат прямо на поверхности — достаточно подойти и собрать. Другие спрятаны глубоко под землёй: например, местную органику нужно сначала обнаружить с помощью сканеров, ориентируясь по клубам биогаза, выходящим на поверхность, а затем проложить трубопровод от залежей к базе, чтобы перекачать драгоценное сырье.

Подобные механики приятно разнообразят привычный процесс «собери N ресурсов», делая игрока не только добытчиком, но и исследователем. Собранные материалы идут на поддержание работы базы и создание новых предметов. The Alters предлагает продвинутую систему крафтинга: в мастерской Ян и его команда могут создавать инструменты, запчасти и даже, мать его, гитару. Причём часть предметов разрабатывается специально под нужды конкретного альтера.
Постоянно приходится балансировать: ограниченные запасы заставляют решать, что важнее прямо сейчас — новая солнечная панель для энергообеспечения или, скажем, комната отдыха, чтобы поднять моральный дух команды во время долгой космической ночи. Взаимодействие с альтерами превращает обычную выживалку в нечто большее. Создав нового напарника, нельзя просто поставить его работать 24 часа в сутки. Хотя, честно говоря, вы не раз заставите их кранчить сверх меры. Каждый альтер имеет свои потребности: он может устать, проголодаться или даже впасть в отчаяние, осознав положение, в котором все оказались. Поэтому игрок фактически выступает менеджером небольшой общины — нужно следить за настроением и состоянием каждого. Интерфейс предоставляет удобные инструменты для этого: отдельный экран показывает эмоциональное состояние членов экипажа, их уровень удовлетворённости, усталости и здоровья. При игнорировании этих показателей возможны непредсказуемые последствия: обиженный или доведённый до нервного срыва альтер может отказаться подчиняться приказам, саботировать работу, а то и устроить открытый конфликт.
Настолько живыми ощущаются эти персонажи — порой забываешь, что это, по сути, искусственно выращенные другие версии героя, а не разные люди. Чтобы поддерживать боевой дух и просто не сойти с ума от напряжения, иногда нужно спускать пар. И поэтому альтерам не чужд совместный досуг. The Alters удивляет мелочами: члены экипажа могут перекинуться парой фраз ни о чём за утренним кофе, собраться вечером в кают-компании, чтобы послушать любимую музыку, или даже устроить просмотр старого фильма — благо на базе уцелели записи классики. Но лучшим развлечением становится пив-понг. Заставить напиться альтернативную версию себя — что может быть веселее на всеми забытой планете?
Такие эпизоды уравновешивают общий мрачный тон борьбы за выживание, показывая, что даже в экстремальной ситуации люди (пусть и один человек в нескольких лицах) не теряют способность радоваться мелочам жизни. Одновременно это способствует погружению: начинаешь верить в реальность этих альтеров, переживаешь за их взаимоотношения, как за отношения реальных товарищей.
Уплыть за рапидием

Отдельно стоит похвалить интерфейс игры. Несмотря на обилие систем — от строительства и крафта до мониторинга состояния каждого члена экипажа — управление ощущается интуитивно понятным. Меню логично структурированы, подсказки контекстно объясняют новые механики, а переключение между режимом исследования планеты и управлением базой реализовано гладко и без лишней суеты. Художественный дизайн интерфейса лаконичный, в духе научно-фантастических компьютерных систем, но при этом достаточно яркий и запоминающийся. В тестовой версии на консоли Xbox Series X управление геймпадом не вызвало трудностей: вс кнопки настроены удобно, а строительство ощущается плавным. Производительность на консоли также не подвела: The Alters выдаёт стабильный фреймрейт без заметных просадок, даже когда на экране бурлит экшен или параллельно функционируют несколько модулей базы.
Графика при этом выглядит впечатляюще — игра создана на современном движке Unreal Engine 5 и выдаёт отличную картинку. За пределами базы нас встречают пустынные одинокие инопланетные пейзажи, от которых что-то сжимается внутри: на месте Яна не хотелось бы оказаться даже в тот момент, когда он встречает первые живые зелёные деревья на этой забытой земле. Внутри же царит уютный хаос жилых секций с массой деталей — постеры, чашечки, грязь. Временами кажется, что ещё чуть-чуть, и атмосфера потной мужской раздевалки проникнет через экран. Но, благо, этого не случается.
Особого упоминания заслуживает музыка: композитор Пётр Мусиял создал атмосферный саундтрек, тонко подчёркивающий настроение сцен — от тревожного космического гула во время вылазок по поверхности до меланхоличных мотивов в моменты откровений между персонажами. Звуковое оформление тоже на высоте: рёв двигателей базы, шум бурь снаружи и переговоры альтеров в соседней комнате — вс` это формирует объёмный звуковой ландшафт, полностью погружающий в атмосферу игры.
Дорога славы

The Alters — один из тех редких проектов, которые выходят за рамки жанра, сдерживая внешнюю формулу survival, но при этом рассказывая историю, гораздо более масштабную и интимную одновременно, что в целом удаётся крайне редко у современного геймдева. Да, по механике это всё ещё игра про управление ресурсами, базой и выживанием под палящим солнцем враждебной планеты. Но за этой обёрткой скрывается нечто совсем иное — тихая, почти театральная драма о выборе, раскаянии и множественности «Я».
Это и суровая научная фантастика про борьбу за выживание, но это и философская притча об одиночестве, братстве и тяжких решениях. Альтернативные версии главного героя становятся одновременно союзниками, инструментами и зеркалами, в которых отражается его прошлое, несостоявшееся и утраченные возможности. Этот приём работает: задумка, которая легко могла скатиться в банальность, в The Alters обретает мощный эмоциональный вес.
Есть и шероховатости. Персонажи порой слишком охотно проговаривают чувства, как будто выросли на сессиях групповой терапии, а ритм игры не всегда выдержан — фокус на менеджменте и диалогах может показаться избыточным. Но эти просадки не критичны: они скорее оттеняют общее направление игры, в которой спешка не всегда стоит во главе угла.
The Alters — не про спасение, а про принятие. Не про чужую планету, а про внутреннюю космическую систему одного Яна Дольски, со всеми вытекающими звёздными путями и массой чудесных непохожих друг на друга планет. Это игра, которая предлагает задаться вопросом: кем бы ты стал, выбери другой путь? Ответ можно услышать в тишине между диалогами альтеров, в сюжетных хитросплетениях и в том, как быстро научишься слушать окружающих. Вряд ли игра получит широкую популярность или будет претендовать на звание блокбастера года, но она, безусловно, заслуживает внимания — особенно тех, кому важна не только механическая составляющая, но и смысловая.
- глубокий сюжет
- необычная концепция альтеров
- уникальное смешение жанров
- аддиктивный геймплей
- потрясающий визуал и музыка
- сильные эмоциональные моменты.
- излишне прямолинейные диалоги на тему психологии
- лёгкая затянутость.
Проходили на Xbox Series X. Ключ прислал издатель. К сожалению, скрины не удалось загрузить с консоли из-за ограничений


