Обновлено 20.10.2025

Обзор BALL x PIT — затягивающая бездна

Обложка: видеоигра BALL x PIT
Обложка: видеоигра BALL x PIT

Для любителей «рогаликов» 2025 год явно стал чем-то наподобие праздника. Только подумать — чуть ли не каждый месяц фанаты получают первоклассный проект. А осень и вовсе оказалась по-хорошему сумасшедшей: достойные новинки выходят еженедельно и взрывают чарты Steam по продажам. И пока у жанра не случилось перенасыщения (что может произойти довольно скоро), стоит получать от происходящего максимум удовольствия.

Тем более, новый повод для этого уже есть. Нашумевшая ранее своей демоверсией BALL x PIT добралась до релиза и стремительно захватывает умы геймеров. Простая на первый взгляд игра с элементами градостроя может вызвать зависимость — стоит лишь запустить её один раз.

В чём кроются причины успеха — рассказываем в нашей рецензии.

Спуск в яму

Когда-то Валвилон выглядел именно так.

Источник: видеоигра BALL x PIT

Когда-то Валвилон выглядел именно так.

Источник: видеоигра BALL x PIT

Всегда, когда слышишь, что над инди-игрой работал один человек, хочется из каких-то эмпатичных побуждений сделать скидку. Но в случае с BALL x PIT этот факт, пожалуй, немного преувеличен в Сети. Да, Кенни Сан значится ведущим разработчиком и действительно долгие годы корпел над своими проектами в одиночку, но на этот раз при создании BALL x PIT ему помогала команда из шести человек. И это заметно: если в случае с Megabonk хотя бы очевидно, что над игрой мог трудиться один энтузиаст, горящий своим делом, то в BALL x PIT перед глазами открывается уж слишком большое количество самых разных механик.

Причём кардинально разных. Проект описывают как «brick-breaking, ball-fusing, base-building survival roguelite» — то есть здесь и аркадные отскакивающие шары, и выживание, и элементы рогалика, и полноценное строительство базы. И всё это — в обёртке очаровательного пиксельного визуала.

Декорации в локациях разительно отличаются по мере спуска вниз в бездну.

Источник: видеоигра BALL x PIT

Декорации в локациях разительно отличаются по мере спуска вниз в бездну.

Источник: видеоигра BALL x PIT

Авторы даже умудрились добавить какой-никакой, но всё же сюжет. Согласно легенде, герои, отправляющиеся в очередной забег, исследуют руины древнего города Валвилон, уничтоженного ударом чего-то внеземного. На его месте осталась лишь бездонная воронка, по виду и концепции напоминающая аниме «Созданный в бездне». Именно в эту бездну спускаются бесстрашные искатели приключений в поисках богатств и разгадок тайн.

Очевидно, что всё это нужно лишь затем, чтобы оправдать безумную зарубу шарами. Но завязка интригующая.

Аддиктивность арканоида

А вот противники по механикам оставляют желать лучшего.

Источник: видеоигра BALL x PIT

А вот противники по механикам оставляют желать лучшего.

Источник: видеоигра BALL x PIT

А исследовать подземелье весело — и порой чревато бессонными ночами. Итак, игровой процесс BALL x PIT делится на две фазы: развитие собственного убежища-города и спуск в бездну с отстрелом противников. Во время последнего герой — а их тут, кстати, немало, и все они со временем разблокируются — автоматически стреляет выбранными шарами, отскакивающими от стен и рикошетящими во врагов. Как и в большинстве представителей жанра, атаки происходят автоматически; игроку же остаётся управлять направлением и движением персонажа, а также собирать кристаллы.

Враги постепенно продвигаются вниз, а после уничтожения взрываются — лутаем опыт, ресурсы и золото. Собранный дроп позволяет прокачиваться, и тут открывается настоящая вкуснятина для любителей разнообразных билдов: новые типы шаров, пассивные бонусы, усиливающие атаки, вампиризм, стойкость и многое другое. На первый взгляд кажется, что лимит установлен на третьем уровне прокачки каждой способности, но позже два шара можно значительно усилить, объединив их во что-то куда более мощное. Происходит это при подборе реактора слияния. Именно через «Развитие» и «Слияние» происходит улучшение оружия, а также существует «Расщепление», позволяющее повышать уровень сразу нескольких способностей.

Городок растёт и развивается довольно быстро.

Источник: видеоигра BALL x PIT

Городок растёт и развивается довольно быстро.

Источник: видеоигра BALL x PIT

Система апгрейдов открывает невообразимый простор для экспериментов: каждый забег можно выстраивать под уникальный билд — и либо радоваться, если он сработает, либо печалиться оттого, какое неработающее дерьмо получилось. Хотите сыграть через вампиризм? Пожалуйста — вариантов несколько. Предпочитаете лазерные лучи, устраивающие на поле боя настоящий диско-хаос? И такое предусмотрено. А если ближе саммоны, то и их можно призвать на помощь.

Экран быстро заполняется шарами. Противники исчезают, мячи мечутся из стороны в сторону, боссы осыпают героя лавинами стрел, сгустками огня и прочими смертельными сюрпризами, а персонаж (или персонажи) то и дело уворачивается и обрушивает на них град атак. Это весело, а главное — за счёт разнообразия героев кор-механика не приедается даже спустя двадцать часов игры.

При помощи этого механизма мы и спускаемся: его можно апгрейдить.

Источник: видеоигра BALL x PIT

При помощи этого механизма мы и спускаемся: его можно апгрейдить.

Источник: видеоигра BALL x PIT

И это ещё не всё. Дальше начинается самое интересное. После каждого забега герой возвращается в посёлок Новый Валвилон. Здесь стартует вторая геймплейная фаза: строим базу мечты и занимаемся ресурс-менеджментом. Собранные материалы и чертежи позволяют возводить новые здания — фермы, мельницы, шахты, леса и дома, в которых можно нанимать персонажей. Город разбит на сетку, по которой размещаются поля пшеницы, деревья, каменоломни и другие участки для добычи ресурсов. Собирают их те самые герои: мы буквально запускаем их об стенки, по которым они рикошетят, собирают добычу и достраивают намеченные здания. За счёт валюты их можно прокачивать, причём часть из них апгрейдить действительно необходимо, иначе проходить уровни будет сложно. С другой стороны, если переборщить — на поле боя героям не будет равных.

Постройки нужно располагать с умом: ресурсы лучше размещать рядом со зданиями, чтобы отскоки происходили чаще. Небольшая мини-головоломка, но приятная.

Так одно за другим складывается гиперувлекательный геймплей, от которого невозможно оторваться. Герои открываются один за другим, а когда появляется возможность брать сразу нескольких, BALL x PIT удваивает веселье и усиливает ощущение собственной мощи у игрока.

Со временем появляется возможность использовать сразу нескольких персонажей в забеге.

Источник: видеоигра BALL x PIT

Со временем появляется возможность использовать сразу нескольких персонажей в забеге.

Источник: видеоигра BALL x PIT

Всё это — в приятной ретро-стилистике классических аркад. При этом игра украшена неожиданными готическими оттенками: портреты героев выглядят мрачновато, у части — пустые глазницы, у других — явно не человеческие черты. Некоторые и вовсе отсылают к фэнтези-литературе. Всё ярко, пёстро, но, если честно, не во всех персонажах чувствуется харизма. А учитывая их количество и общий уровень проработки, хотелось бы, чтобы герои запоминались сильнее.

И вроде бы всё складно, но временами чувствуется, что небольшая команда пыталась разнообразить геймплей вширь, местами забывая о глубине — особенно когда дело касается противников. Визуально они различаются, но механически почти не навязывают новых паттернов: бегай, уворачивайся, стреляй. Боссы тоже не представляют особой угрозы — до них просто нужно дожить. К концу прохождения сложность становится плёвой из-за накопленных бафов.

Больше шаров!

Источник: видеоигра BALL x PIT

Больше шаров!

Источник: видеоигра BALL x PIT

Вот из таких, казалось бы, мелочей и складываются те самые небольшие минусы, что у игры есть. Перечислять их все было бы просто оскорбительно по отношению к создателям BALL x PIT — но не упомянуть о них нельзя.

Это ничуть не мешает «рогалику» быть одним из самых ярких и приятных событий октября. Но если разработчики не забьют и продолжат развивать игру в будущих обновлениях, хотелось бы, чтобы они уделили внимание именно этим аспектам.

Вердикт

BALL x PIT — roguelike, в который проваливаешься, как в чёрную дыру: быстро, неожиданно и с концами. Простая идея, но какой изумительный и безумно увлекательный хаос, который поддаётся контролю. Геймплей понятен интуитивно, но глубины в нём больше, чем кажется на первый взгляд. Да, сюжета почти нет, а к финалу герой становится неприлично сильным, но разве это мешает получать тот самый кайф, что был заложен в изначальную формулу? Нисколько.

Достоинства
👍
  • Забег за забегом
  • Богатая система билдов
  • Стреляем, строим
  • Приятный визуал
  • Высокая реиграбельность.
Недостатки
👎
  • Поверхностные и повторяющиеся противники
  • Низкая сложность к концу игры
  • Персонажи не фактурные.
Как мы играли

Ключ куплен автором.

На чём: PC.

Сколько: 21 час.

Локализация
Игра переведена на русский язык.
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь