Обзор Little Nightmares 3 — маленькие кошмарики в коопе



Пока шведские разработчики из Tarsier Studios, подарившие миру две части «Маленьких кошмаров», трудятся над новым проектом в оригинальном сеттинге — Reanimal, — создание триквела, права на который остались у издателя BANDAI NAMCO, было решено передать небезызвестной Supermassive Games. Эта студия отличилась разработкой различных интерактивных фильмов в жанре ужасов, прежде всего — Until Dawn, признанной наиболее популярной и успешной.
Прошлые игры франшизы покорили и игроков, и критиков, получив высокие оценки. Их фирменный стиль — оригинальная эстетика и особый подход к сторителлингу: здешние истории рассказываются без единого слова с помощью визуального повествования.
Получилось ли у продолжения удержать планку, заданную предшественниками? Ответ — в нашем подробном обзоре.
Недожатый кооператив

Частенько проект Supermassive Games использует самоповторы и заимствования из предыдущих игр серии.
Источник: видеоигра Little Nightmares 3
Поскольку Supermassive Games удаётся успешно создавать интерактивные игрофильмы, а предыдущие части Little Nightmares вполне можно отнести к этому жанру, решение привлечь студию к разработке нового проекта изначально кажется вполне оправданным. Более того, при первом запуске Little Nightmares 3 она сильно напоминает оригинальные игры — если заранее не знать, что разработчик сменился, можно легко подумать, что за ней стоит прежняя команда.
Первый сюрприз ждёт игроков уже с самого начала: в новую часть добавили кооператив, тогда как две более ранние игры серии предполагали исключительно одиночное прохождение. В этом, впрочем, и заключался их особый шарм — авторам удавалось мастерски создавать атмосферу давящего одиночества и меланхолии во враждебном, гипертрофированном мире. Тем не менее кооперативный режим в триквеле является опциональным: игру можно пройти и без напарника — его функции возьмёт на себя искусственный интеллект.
Little Nightmares 3 предлагает управлять двумя персонажами — безымянными мальчиком и девочкой. Отличаются они лишь арсеналом, который носят с собой: у мальчика есть лук, позволяющий стрелять по удалённым предметам, а у девочки — тяжёлый гаечный ключ, с помощью которого можно разрушать препятствия и открывать доступ к ранее недостижимым областям.

Преодолевать пропасти по тонким мостикам в Little Nightmares 3 придётся очень часто.
Источник: видеоигра Little Nightmares 3
Именно на этом в основном и строится весь кооператив. Пару раз игрокам даже предстоит поучаствовать в простеньких боевых эпизодах, где один персонаж будет оглушать врагов, а другой — добивать их. Все остальные взаимодействия — поочерёдная активация механизмов, «подсадка» напарника, совместное толкание тяжёлых предметов или, скажем, выдёргивание из стены досок, мешающих пройти, — выглядят одинаково от начала и до конца, не предлагая новых, меняющихся условий для кооперации.
Отдельно можно выделить разве что финальную схватку с боссом, где нужно действовать слаженно и принимать быстрые решения, чередуя действия с напарником. Однако и она использует всё ту же геймплейную формулу, не пытаясь как-то развить или переосмыслить её.
Поэтому кооператив сложно назвать сильной стороной проекта — он до боли прост и прямолинеен. Парадоксально, но проходить игру в одиночку при этом ещё скучнее — чуть позже станет ясно, почему.
Утраченное наследие

Иногда камера в игре кинематографично отдаляется, чтобы охватить как можно большую панораму. Выглядит это обычно весьма зрелищно.
Источник: видеоигра Little Nightmares 3
Окей, а что там с сильными сторонами прежних частей — атмосферой и повествованием? Да, в общем-то, всё не очень.
Поначалу местным миром проникаешься — визуально он, как и раньше, выглядит довольно привлекательно. Но при более детальном изучении игры осознаёшь: слабенько. В первую очередь на эту мысль наталкивает внешний вид противников.
Прошлые игры серии сталкивали игрока с действительно необычными и устрашающими существами — их образы сочетали в себе людские черты и что-то, что людям совсем не присуще: удлинённые конечности, искажённую анатомию, обрюзгшие лица, которые выглядят как маски. Это отлично задействовало эффект зловещей долины — несмотря на мультяшный визуальный ряд, игра могла пусть не напугать, но создать напряжение и даже лёгкую панику.

Первое агрессивно-настроенное существо, встречаемое в игре, имеет, пожалуй, самый запонимающийся образ.
Источник: видеоигра Little Nightmares 3
В Little Nightmares 3 почти каждый встреченный враг не вызывает подобных эмоций — все они куда менее выразительные и запоминающиеся. То же самое и с левел-дизайном: его упростили и сделали ещё более линейным. А коллекционные фигурки, разбросанные по тайным закуткам, почти не мотивируют исследовать каждую область и отклоняться от рельс, предусмотренных разработчиками.
Бессловесная история тоже особо не завлекает — по сути она строится на единственном сюжетном твисте, почти не оставляя привычных белых пятен и поля для поисков скрытого смысла.
Несколько раз игра всё-таки вворачивает в классический геймплей симулятора ходьбы новые условия, заставляя пораскинуть мозгами и адаптироваться. Но большинство времени активные секции будут представлять из себя прятки-догонялки. И с ними в триквеле совсем не задалось.

Графике и постановке камеры в игре стоит отдать должное — картинка хороша, а многие постановочные моменты смотрятся добротно и привлекательно.
Источник: видеоигра Little Nightmares 3
Прошлые части серии всегда оставляли игроку пространство для манёвра — успех зависел от того, как быстро он сможет принимать решения в стрессовых ситуациях. В Little Nightmares 3 же все побеги от противников полностью скриптовые — стоит хотя бы на секунду не попасть в тайминг или отклониться от предусмотренного игрой маршрута, как вас тут же отправят на ближайшую контрольную точку.
Так ещё и с поведением врагов периодически происходит что-то странное: по ощущениям, скрипт их поведения может напрочь сломаться, попросту не позволяя пройти сегмент с «побегушками» до момента, когда всё сработает так, как нужно. В ходе прохождения мы неоднократно встречали ситуации, при которых сначала противник действовал резко и агрессивно, моментально сокращая дистанцию и настигая персонажей. Но уже при следующем запуске этой же сцены тактически отставал, благодаря чему удавалось дистанцироваться и пройти злополучную секцию.
Проблемы, портящие прохождение

Маленькие гноподобные существа, известные по двум предыдущим частям, в триквеле тоже встречаются.
Источник: видеоигра Little Nightmares 3
Неужели всё совсем плохо, и игра совершенно не заслуживает внимания? Ну, не совсем: к ней вполне можно присмотреться, если хочется «навернуть» какой-нибудь кооперативный проект с другом на пару вечеров, а все остальные нашумевшие игры уже пройдены.
Этому отлично способствует короткий хронометраж — прохождение Little Nightmares 3 в среднем занимает 5–7 часов. Благодаря этому она попросту не успевает надоесть: тот самый случай, когда недостаток становится достоинством. Если бы игру искусственно растянули, скажем, вдвое, используя ровно те же самые геймплейные приёмы вплоть до титров, финальные впечатления, вероятно, смазались бы ещё больше.
Однако вещи, которые ухудшают восприятие игры, здесь всё-таки нашлись. Первое — многочисленные баги, причём зачастую критические, не позволяющие пройти тот или иной игровой сегмент. Из-за этого приходилось неоднократно откатываться к чекпоинту, переигрывая сцену с самого начала.

Несмотря на попытку сохранить дух пазл-платформера, Little Nightmares 3 стала куда более прямолинейной и рельсовой.
Источник: видеоигра Little Nightmares 3
Второе — посредственное управление. Игра отвратительно регистрирует нажатие кнопок — особенно это касается платформинга. Здесь предусмотрена отдельная клавиша для захвата за края различных платформ и поверхностей при прыжках. И именно она послужит наиболее частой причиной вашего «пригорания»: ситуации, когда персонаж отказывается цепляться за выступающие фрагменты окружения и срывается вниз, случаются регулярно. Причём проблема, если верить отзывам в Steam, встречается и на геймпадах, и на клавиатуре. И, судя по длительному отсутствию хотфиксов, её так и не исправили.

И вновь — референс к первой части.
Источник: видеоигра Little Nightmares 3
И, наконец, третье — почти троекратно завышенная цена по сравнению с прошлыми частями франшизы. Откуда взялись настолько разительные изменения в ценовой политике — вопрос открытый. Объективно — игра попросту не стоит столько, сколько за неё просят (для RU-региона в Steam — 2849 рублей). За такие деньги сейчас можно приобрести сразу несколько более интересных кооперативных инди, способных подарить десятки часов запоминающегося геймплея. Спасибо, что хотя бы предусмотрели наличие Friend Pass, с которым для прохождения в тандеме достаточно купить всего одну копию игры.
Проект Supermassive Games практически во всём уступает прошлым частям от шведских разработчиков из Tarsier Studios. Достаточно однообразный геймплей, слабые, менее проработанные атмосфера и нарратив, неприятные баги и прямолинейный, скудный по инструментарию кооператив — всё это отнюдь не идёт игре на пользу. По итогу из ключевых плюсов у игры остаётся лишь визуал, эстетика и примечательный сеттинг, который здесь пусть и ощущается слабее, но всё еще достоин похвалы. Если вы ищете совместное времяпровождение на несколько вечеров — присмотреться можно. А вот проходить новинку в одиночку почти наверняка будет скучно.
- Приятный визуал и эстетика
- Попытка сохранить атмосферу прошлых частей
- Редкие, но интересные кооперативные находки.
- Геймплейное однообразие
- Слабый инструментарий для совместного прохождения
- Баги и ломающиеся скрипты
- Завышенная цена.
Игра куплена на деньги автора.
На чём: ПК.
Сколько: полное прохождение заняло 5 часов.