Обновлено 04.11.2025

Обзор игры «Земский собор» — работа над ошибками

Обложка: видеоигра «Земский собор»
Обложка: видеоигра «Земский собор»

«Земский собор» от Cyberia Nova на момент публикации — 4 ноября 2025 года — уже доступен всем российским геймерам на VK Play. Напомним, разработчики решили подарить игру всем владельцам «Смута», так что значительная часть аудитории сможет отправиться в приключения казака Кирши без дополнительных затрат. Мы успели погрузиться в историю этого яркого персонажа и готовы обсудить, удалось ли студии исправить ошибки оригинала и предложить игрокам действительно увлекательный сюжет с интересным геймплеем. И вы не поверите — на этот раз всё получилось куда лучше.

Но давайте разбираться по порядку.

Как Кирша в Москве оказался

Тишину зимнего леса прерывает редкое потрескивание костра.

Источник: видеоигра «Земский собор»

Тишину зимнего леса прерывает редкое потрескивание костра.

Источник: видеоигра «Земский собор»

Бродил он, бывало, снежной зимой по дремучему лесу, да наткнулся на торговцев — те попали в беду. Пришлось выручать. Победил Кирша негодяев, а в награду получил заморский пистоль и вместе с новыми знакомыми отправился в Москву.

После этого короткого вступления, где игрока знакомят со всеми тонкостями боевой системы, начинается основное приключение. Добравшись до Москвы, Кирша вместе с казаками решает помочь в установлении мира на Руси. После Смутного времени страна всё ещё без государя, и на престол метят кто во что горазд: то самозваного Дмитрия выдвинут, то шведскую королеву вспомянут. Неразбериха полная — вот и придётся искать истинного правителя.

Статный герой Кирша.

Источник: видеоигра «Земский собор»

Статный герой Кирша.

Источник: видеоигра «Земский собор»

На этот раз разработчики уделили внимание разнообразию событий, сделали их подачу плотнее и избавились от бессмысленной беготни по карте. Продолжительность игры сократилась — теперь на прохождение уходит около семи часов. Цифра может меняться в зависимости от того, насколько тщательно игрок исследует локации, выполняет второстепенные задания и насколько уверенно чувствует себя в бою. И это, пожалуй, к лучшему: за всё время мы ни разу не успели заскучать, быстро втянулись в процесс и искренне захотели увидеть развязку истории.

Как казакам на Руси жилось

Пейзажи Руси, где тревога живёт в каждом закате.

Источник: видеоигра «Земский собор»

Пейзажи Руси, где тревога живёт в каждом закате.

Источник: видеоигра «Земский собор»

А всё потому, что Кирша, хоть и нередко блуждает по Москве, выполняя поручения, почти всегда сталкивается с какими-нибудь забавными происшествиями: то разбойники устроят засаду, то травница Алёна попадёт в беду, то купцу срочно потребуется помощь с телегой. Так что даже помимо основной сюжетной линии, посвящённой созыву Земского собора, в игре хватает дел.

Рукопашные схватки, армрестлинг, игра в голанцы (по очереди снимаем со стола от одного до трёх камней, пока победитель не заберёт последние), помощь простому люду в их повседневных заботах — то курицу поймать, то товар у разбойников отбить. Многие из этих активностей сопровождаются QTE-сегментами: нужно успеть нажать нужные кнопки, чтобы добиться успеха. Ничего сверхъестественного, но работает.

При этом игра не перегружена точками интереса и очень бережно относится ко времени геймера. Развлечений ровно столько, сколько нужно, — ни больше, ни меньше. Мы «пылесосили» все локации подряд и даже при таком вдумчивом исследовании не успели устать.

Торговая площадь оживает под холодным солнцем.

Источник: видеоигра «Земский собор»

Торговая площадь оживает под холодным солнцем.

Источник: видеоигра «Земский собор»

Здесь стоит сделать ремарку: несмотря на разнообразие занятий, далеко не все из них можно назвать по-настоящему уникальными или захватывающими. Однако в качестве своеобразных точек соприкосновения с эпохой они работают — помогают глубже погрузиться в атмосферу и отвлечься от основной истории. Если QTE-моменты предельно просты и понятны, то игра в голанцы уже требует соображалки: без расчёта ходов наперёд победы не видать.

В игре представлена Москва и несколько небольших локаций вокруг неё, куда Кирша отправляется по заданиям. Посетить их свободно нельзя — «Земский собор» всё-таки линейный экшен. В диалогах можно выбирать реплики, немного меняя тон разговора. Боевые эпизоды допускают прохождение как в лоб, так и скрытно. А редкие миссии дают возможность принять особое решение. Например, в задании с упырицей: если послушать девушку и расстрелять висящие черепа оленей из пистолета, раненого стрельца спасти не удастся; промчишься мимо — негодяев зарубишь и мужика выручишь. На этом, впрочем, вся вариативность и заканчивается.

Развлечения для казака Кирши получились достойными: и силой помериться успел, и храбрость проявил, и даже воином тени побывал. Профессионал широкого профиля, не иначе!

Стилизованные сюжетные вставки.

Источник: видеоигра «Земский собор»

Стилизованные сюжетные вставки.

Источник: видеоигра «Земский собор»

К слову, боевая система заметно изменилась: стала быстрее, динамичнее и требовательнее к игроку. Теперь просто зажимать одну кнопку мыши не выйдет — придётся уклоняться от неблокируемых ударов, парировать атаки, стрелять из пистолета, метать кинжалы, пинать противников и вовремя активировать особые навыки. Всё это работает, но не всегда так гладко, как хотелось бы.

Некоторые боссы способны изрядно потрепать нервы — без запоминания их приёмов и доли удачи тут не обойтись. Рядовые враги тоже не промах: в ключевые моменты атакуют волнами, окружают со всех сторон и не дают передохнуть. Атакуют неблокируемыми ударами, будто гиены бесчестные — ни пройти, ни вздохнуть добру молодцу. Зелья в таких ситуациях не всегда спасают: окно для их использования крошечное, а враги не дремлют. Пока не привыкнешь к темпу Кирши, не научишься вовремя уворачиваться и пользоваться пинком, придётся попотеть. Не постоянно, конечно, но в паре сражений испытание будет знатное — тут уж впору уповать на силы небесные.

В глубинах шахты — эхо забытой правды.

Источник: видеоигра «Земский собор»

В глубинах шахты — эхо забытой правды.

Источник: видеоигра «Земский собор»

Дополнительно усложняет бои автоматическое «притягивание» противников во время анимации ударов. Да-да, отошли на метр — враг достанет. Отбежали на пять — достанет всё равно. В схватках с боссами бывало, что мы на ускорении удирали в другой конец арены, чтобы успеть выпить зелье или выстрелить из пистолета в голову. Причём себе… В целом система работает, но ей бы не помешала небольшая доработка. Коряво местами? Да, не без этого.

Стелсовые сегменты, в отличие от многих других игр, не вставлены просто ради галочки. Противники действительно реагируют на громкие действия Кирши, ходят патрулями и могут быть убиты или оглушены со спины. Разница лишь в том, что оглушённых при поднятой тревоге способны разбудить товарищи. О происходящем сообщают маркеры над головами врагов — всё понятно и без излишеств. Ничего выдающегося, но и провалов нет: классический стелс, честный и рабочий.

Продолжение руки Кирши.

Источник: видеоигра «Земский собор»

Продолжение руки Кирши.

Источник: видеоигра «Земский собор»

Не остался Кирша и без прокачки. В процессе выполнения квестов и исследования локаций можно получить улучшения сабли, пистоля, куябриков (ножи), целебного зелья, здоровья, стойкости и скрытности. Для улучшения урона сабли достаточно найти и осмотреть новый клинок, а вот увеличить количество лекарства можно лишь при выполнении заданий травницы, которые никак не отображаются на карте — нужно самостоятельно приходить к ней время от времени и спрашивать о состоянии её дел в городе.

Хороши люди московские

Котик.

Источник: видеоигра «Земский собор»

Котик.

Источник: видеоигра «Земский собор»

Похвалить стоит и атмосферу с визуальным стилем. Костюмы, антураж, окружение — всё дышит эпохой и складывается в цельную картину. С графикой и оптимизацией тоже порядок. Москва получилась проработанной, с множеством мелких деталей: то кошку можно погладить, то за повседневной жизнью людей понаблюдать. Находиться в этом мире приятно. Без изысков, но добротно и с любовью.

В пределах заявленных системных требований у игроков, скорее всего, не возникнет серьёзных проблем — стабильная частота кадров сохраняется. А вот баги местами встречаются. Видно, что мир работает на скриптах, поэтому изредка случаются мелкие ошибки. Например, однажды враги просто исчезли прямо посреди боя. Немыслимая магия местных колдунов, не иначе.

Со звуком теперь тоже порядок. Отличное музыкальное сопровождение, качественная озвучка с приятными голосами, живые реплики без занудства и монотонности. Эффекты звучат к месту. В общем, настоящая услада для ушей.

Вердикт

«Земский собор» — хорошая игра, хоть и не без изъянов. Здесь уже чувствуется более внимательный подход к деталям и честная работа над ошибками с учётом пожеланий сообщества. Разработчикам есть над чем подумать, но прямо сейчас проект вполне заслуживает внимания. Даже опытному игроку стоит провести в нём пару вечеров — особенно если хочется небольшой, но динамичной истории в славянском сеттинге. Пока не идеально, но уже по-настоящему достойно.

Достоинства
👍
  • Занятный сюжет
  • Быстрые бои и работающий стелс
  • Атмосфера эпохи
  • Музыкальное сопровождение и озвучка.
Недостатки
👎
  • Притягивание врагов
  • Чрезмерная хардкорность в некоторых фрагментах
  • Присутствуют технические недочёты.
Как мы играли

Ключ предоставлен разработчиками.

На чём: PC.

Сколько: 7 часов.

Локализация
Игра полностью на русском языке.
Комментарии 1
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
OdinNa1
OdinNa1
Вердикт бомба. Чемодан доехал. Не думал,что игероиномания настолько теперь жопу лижет