Call of Duty
Есть на свете такое слово — “амплуа”. Кто-то делает игры про Цезаря и гладиаторов, кто-то про Ганзу, пушнину и бородатых купцов, кто-то про мохноногих героев книжицы “Властелин колец”, а кто-то — про культовых персонажей советских анекдотов. У всех свое амплуа, у всех свои козыри и отличительные знаки. Когда индустрию захлестнула мода на Вторую мировую, большинство разработчиков принялось спешно делать из Цезаря — Гитлера, из купцов — эсэсовцев, а из хоббитов — роботизированных убер-зольдатен. Иногда получалось забавно, иногда — смешно до истерики. **
**
Спокойствие, друг, — “нихт шиссен” значит “не стрелять”. Про “не бить прикладом в челюсть” никто не говорил.
Сотрудники Infinity Ward (на 80% состоящей из выпускников конторы 2015 — создателей легендарной Medal of Honor: Allied Assault ) даже не думали гнаться за модой. Тема Второй мировой — их главный конек и единственная золотоносная жила для промышленной разработки. Это как в рекламе — “доверьтесь профессионалам, и они все сделают хорошо”. Так вот: доверьтесь, амигос, и они выдадут на-гора Call of Duty — лучший WWII-экшен из ныне существующих. А я сказал — “мотор”! Как ни крути, но опыт разработки Medal of Honor сделал свое черное дело: в Call of Duty отовсюду торчат уши Allied Assault. С первых же минут игры раздается решительное авторское “нет” роликам на движке, сопливым сюжетам, пространным диалогам и прочей околотематической шушере, характерной для нынешних экшенов. Все как и раньше: три безымянных персонажа (то, что коллеги по цеху иногда окликают их “Джонни” или “Вася”, еще ни о чем не говорит), набор из никак не связанных между собой уровней, а также скрипты, скрипты и еще раз скрипты. В качестве привычного десерта — полный боекомплект всех жанровых развлечений: потешные аркадно-танковые заезды, веселый отстрел самолетов из наземных артиллерийских установок, зимние снайперские забавы среди дымящихся развалин и веселый тир с видом из кузова армейского грузовика. Кушайте, не запачкайтесь. Но главный изюм — не в этом. Если бы парни из Infinity Ward сделали “еще один Medal of Honor”, эта игра сейчас пылилась бы где-нибудь в дальнем чулане наших “Кратких обзоров”. Все гораздо сложнее: Call of Duty — это идеи Allied Assault, помноженные на два… Нет, на три… четыре… короче — черт знает, на сколько. Последний гвоздь в дощатом мостике между Голливудом и индустрией игр. И если, скажем, Max Payne 2 — это Финчер или Тарантино, то Call of Duty — самый настоящий Спилберг. Такую зрелищную игру мир увидит еще очень не скоро. На каждом уровне вы воюете в окружении двух, трех, десятка, а то и сотни AI-коллег. Их работа — изображать активные перестрелки, гибнуть под пулями, взлетать на минах, хрустеть под гусеницами фашистских танков, отчаянно орать “ура” во время наступления и изображать панику во время неожиданных вражеских атак. Они нужны для того, чтобы вы ни минуты не чувствовали себя одиноко на поле боя. Невидимый режиссер дергает за ниточки сотни статистов, направляет их по тысяче заранее заготовленных скриптовых рельсов,
В сталинградском бою лучше не поднимать голову выше чем на метр — вмиг отрежут пулеметной очередью.
отдает миллионы приказов в секунду. Приказ на взрыв того моста, приказ на гибель этого солдата, приказ на атаку вон тех ребят… Call of Duty — натуральный блокбастер “про войну”, бесконечно затянувшийся “Враг у ворот” без перерывов на разговоры и сентиментальные сцены. Все заранее продумано, все качественно срежиссировано: повторное прохождение игры не принесет ровным счетом никаких новых эмоций. Но в первый раз — гарантируем — культурный шок обеспечен. Политрук лжет! Разнообразие действия, постоянная смена обстановки и безостановочный экшен. Эта игра — как набор красочных зарисовок (с языка чуть было не сорвалось — открыток) “с полей сражений”, увлекательнейшая экскурсия по основным достопримечательностям Второй мировой. Сцены сменяют одна другую: американская зачистка немецких тылов в Нормандии, штурм фашистских укреплений, атака на эсэсовские подворья, лихая погоня на трофейном “Мерседесе” — автомат-в-окно… Потом эстафетная палочка переходит к англичанам: ночной десант во Франции, взятие моста, саботаж на дамбе, гонки на грузовиках, отстрел вражьих истребителей на военном аэродроме, штурм морского крейсера. Замыкают парад-алле советские освободительные войска c главным козырем в этой атласной колоде — подборкой сталинградских уровней… Совершенно новые ощущения — война, которая пугает. Пугает по-настоящему, без дураков. Как может напугать только Бабай в глубоком детстве, как пугают только лучшие образчики жанра survival-horror. Забудьте высадку на Омаха-бич из Medal of Honor. По сравнению с местным форсированием Волги — это так, репетиция.
“Алло, Кремль?.. Товарища Буденного мне!.. Кремль, алло! Товарища Буденного!.. Как пошел на…?”
Попробуйте представить: вы медленно плывете по реке на пароме, накрытом облезшим тентом. Вокруг — два десятка испуганных лиц и замызганных шинелей. Политрук в фуражке ходит по мостику с листком и мятой воронкой матюгальника: “По приказу Верховного главнокомандующего товарища Сталина…” Где-то рядом рвутся снаряды, вверх поднимаются многометровые столбы воды. “…Всякий, кто призван в ряды защитников Родины, исполняет свой священный долг…” Взрыв уносит куда-то в небо паром слева. “…Во что бы то ни стало остановить наступление немецко-фашистских захватчиков…” Сверху гудит нацистский истребитель, человеческое стадо протяжно охает, пулеметная очередь насквозь прошивает брезент, и чекист на носу парома плюхается в воду. Начинается паника, кто-то прыгает за борт, политрук орет: “Огонь, смерть предателям!”, треск ППШ, взрыв, снова взрыв, еще взрыв, новый взрыв, уши закладывает, перед глазами темнеет, паром погружается в холодную реку, и одуревшая толпа выносит твое тело на берег. Смершевец подгоняет пистолетом: “Шевелись, сволочь!” Впереди чекист, стоя на ящиках, раздает винтовки. Как и положено — каждому третьему. Когда подходит очередь, тебе достается пять патронов к “Мосину”. И все. “Не страшно, — успокаивает дядя с нашивками. — Оружие отними у врага, добудь в бою!” Сзади напирает толпа, спереди — взрыв, справа — накрывает землей, слева — продолжает надрываться матюгальник. Или их уже два? “Каждый, кто повернет назад — считается предателем и будет расстрелян!” — “Они там, они там!” — “Польитрюк льжет! В германьском пльену вас нье мучают, нье убивают, а обращаются с вами карашо”. — “Пошел, пошел, быстрее пошел!” — “Красьноармейцы, переходите к намь!” — “Подкрепление, пятый, пятый, твою мать, сектор, где артиллерия?!”
Пока перепуганные солдаты получают винтовки, смершевец приободряет их перечислением всех подрасстрельных статей.
От происходящего начинает серьезно мутить, голова дуреет, на полном автомате ты совершаешь глупейшие поступки и каждый раз бесславно гибнешь под огнем. Где-то на холме трещат фашистские пулеметы, над головой гудит самолет, берег покрыт воронками от взрывов, а по склону несутся сотни одуревших солдатиков. Самое масштабное наступление на Восточном фронте в истории компьютерных игр — такого в экшенах не было еще ни-ког-да. В этот момент уже хочется позабыть о всех приличиях, с силой рвануть на груди рубаху, встать во весь рост и с первобытной яростью заорать гимн на музыку Александрова с неважно какими словами. Хочется свалить с полок ПСС Василя Быкова или Льва Николаича Толстого и жестоко драть, драть на цитаты про “русский дух, единственный и крепкий”, “солдата, который в одних портянках добежит до Берлина”, “наших воинов, что сражались за…”. Это — цепляет. Это — настоящее. No shit, как говорят у нас на Бруклинщине. Конечно, на каком-то очень глубоком подсознательном уровне прекрасно понимаешь, что все это — красивый театр, гениальный маскарад, а драные зеленые шинели носят не твои товарищи по несчастью, а тысячи бездушных ботов-статистов. Но когда рядом ухает бомба, взрывной волной тебя относит на несколько метров, а под ногами тревожно бегают земляные фонтанчики от пулеметной очереди — становится действительно страшно. В происходящее начинаешь верить так сильно и истово, что, когда тебя снова убивают и экран заливает красным цветом — очень удивляешься, почему вместо святого Петра с ключами в руках перед носом появляется кнопка Restart… Хотя, казалось бы, все, что нужно сделать на первом сталинградском уровне — пробежать от одного укрытия до другого, познакомиться с лихим сержантом, спрятаться за мешками и подождать, пока артиллерия не сметет фашистские пулеметные гнезда. Не нужно ни одного выстрела, ни одного убитого врага — ничего! А за душу берет — будь здоров. **
**
Индиане Джонсу и его другу мистеру Спилбергу еще долго будет икаться от подобных сцен.
А дальше… дальше будет еще взятие сталинградской “Красной площади” под фашистским огнем спереди и смершевскими пулями сзади, будет снайперская дуэль среди развалин, будет вылазка в затхлые городские канализации, будет оборона печально знаменитого “дома Павлова”, будет зима, будет снег, будет Польша, будет Рейхстаг… Определенно, эту игру стоит пройти хотя бы ради пресловутой “русской темы” — сцена водружения красного знамени над штаб-квартирой Третьего рейха совершенно точно порадует всех юных патриотов. Тем временем в наших пещерах… Теперь — внимание: начинается плач Ярославны. Call of Duty не может стать игрой с большущей буквы “И” по одной простой, но крайне обидной причине: по причине графики. Движок Quake 3 , пусть улучшенный, модифицированный, с запахом лимона и вкусом лесных ягод, — это даже не вчерашний день, а почти прошлая эпоха. Если запустить на двух соседних мониторах Allied Assault и Call of Duty, то различия между картинками придется выискивать с микроскопом. Модели каменного века, анимация в стиле “а наш-то, глянь, бегает, как в штаны накламши” и мутные, невзрачные текстуры низкого разрешения. Единственное, что радует, так это очень симпатичные взрывы, зрелищный огонь и некоторые занятные спецэффекты вроде временной “контузии” от взрыва. В остальном же — апофеоз кубизма, торжество спрайтов и лубочных пейзажей. В таком движке есть только один плюс — на рекомендуемой конфигурации игра свободно пойдет в разрешении 1600х1200 со всеми выкрученными на максимум спецэффектами. Страшно подумать, что бы произошло, если бы в распоряжении ребят из Infinity Ward вдруг оказался движок от Unreal II. Впрочем, после победного шествия Call of Duty по прилавкам им теперь наверняка хватит средств на лицензирование чего-нибудь более стоящего.
Тир “Веселый охотник на истребители”. За пять минут в нем можно сбить больше фрицев, чем Покрышкин за всю свою карьеру.
То, что не удалось художникам — получилось у композиторов. Местный чрезвычайно пафосный саундтрек длинным багром вытягивает всю игровую атмосферу и не дает ей затонуть в пучине общей технической отсталости, а очень реалистичные звуки живо дополняют общую картину. Главная прелесть местной музыки — ее своевременность: оркестр вступает тогда и только тогда, когда срочно требуется вышибить слезу у сидящего по эту сторону монитора. Простой пример: уровень с обороной моста где-то в середине игры. Если отбросить мысли о том, что он практически один в один списан с затертой до дыр финальной сцены “Рядового Райана”, то обнаруживается весьма занятный эффект. Представьте: наши силы сходят на нет, немчура прет со всех сторон, сержант орет: “Танк, еще один танк!”, ты устало тянешься за “панцершреком” — и вдруг в ушах начинает тихонько наигрывать печальная мелодия. Крики затихают, звуки приглушаются, музыка играет все громче и буквально через две минуты, когда враг разбит, а к бункеру у моста подходит подкрепление, заканчивается таким патриотическим крещендо, что внутри невольно просыпается какая-то неведомая гордость за страну Британию, владычицу морей. Сильный, очень сильный эффект. Напоследок — еще одна животрепещущая тема. Слепить такой разнообразный коллаж на тему Второй мировой и не допустить ни одной помарки — задача, скажем честно, нетривиальная. Можно поставить под сомнение реализм всего происходящего на экране… да что там “можно” — нужно! Просто-таки необходимо. Ибо “реалистичность” и Call of Duty — понятия несовместимые. Не удивительно, что сразу после выхода игры из числа особо эстетствующих геймеров выделился целый клан ярых противников Call of Duty. Им, дескать, надоели задания “пойди туда и уничтожь всех” и линейный, как железнодорожные рельсы, геймплей; им режут глаз многочисленные исторические ляпы: серп с молотом на флаге над Рейхстагом нарисованы задом наперед, трое английских коммандос пускают на воздух целый фашистский аэропорт, а американцы в арденнских лесах храбро изничтожают полумифические “Фау-2”…
Водружают.
Поймите одно: эта игра — военный боевик, а не скрупулезный спецназовский симулятор. Здесь не важны исторические детали вроде точного местоположения ночного горшка Амина в его кабульском дворце. Call of Duty — просто затяжная “вариация на тему”, где Вторая мировая — всего лишь хороший фон для демонстрации всей богатырской удали спецэффектов, да и вообще отличный повод побегать с винтовкой наперевес под взрывы и выстрелы. Если научиться воспринимать игру как голливудский попкорн-блокбастер, тогда и наступит Счастье. Что же касается многочисленных истерик… Это очень похоже на то, как некоторые личности кричат о том, что невозможно питаться в “фаст-фудах” и с придорожных лотков, и тем не менее ежедневно лопают гамбургеры, пьют “колу” и покупают шаурму у наших кавказских гостей. Никто и не скрывает правды: Call of Duty — идеальный продукт “Макдоналдса” нашей индустрии; сдобный, круто прожаренный гамбургер с густым кетчупом и вкуснейшими кусками мяса внутри. Приятного аппетита! Улыбка - бесплатно. *** Call of Duty — игра с очень сложным, почти девичьим характером. Секунду назад вы были готовы убить ее за непотребную графику, а едва ввязавшись в первую перестрелку — уже любите до синяков-засосов и полного физического истощения. После погони на “Мерседесе”, после взятия Красной площади в Сталинграде, после обороны злополучного дома Павлова невидимые демоны скандируют в уши: “Де-сять ба-ллов, де-сять ба-ллов!” Но приходится брать себя в руки и отписывать половинки, как будто покупая индульгенцию и замаливая несуществующие грехи перед этой замечательной игрой. 0.5 — за скрипты, 0.5 — за разнообразие, 0.5 — персонально за Сталинград, 0.5 — за… На цифре 8.5 наступает ступор. Больше никак нельзя. Не прорыв, не веха. Просто очень крепкая и хорошая игра. Милая, как мультик про Чебурашку, и зрелищная, как последний фильм со Шварценеггером. Повторюсь — лучший WWII-экшен на сегодняшний день.
Геймплей: 9.0 Графика: 6.0 Звук и музыка: 9.0 Интерфейс и управление: 8.0 Новизна: 6.0 Рейтинг “Мании”: 8.5 Дождались? Лихие янки в Нормандии и Арденнах, британский спецназ во Франции и Германии, заградотряды Смерша на Волге и русские ваньки на крыше Рейхстага. Матерое попурри на заданную тему — самый зрелищный экшен про Вторую мировую. Без дураков. Оправданность ожиданий : 95%