Stubbs the Zombie in “Rebel without a Pulse“
Стараниями современного Голливуда узкоспециальный и крайне специфический жанр фильмов «про зомби» за последние несколько лет превратился в полномасштабный и приносящий ощутимую прибыль тренд. Поколение MTV познакомилось с классикой («Рассвет мертвецов»), вдоволь нарефлексировалось («28 дней спустя»), посмеялось («Шон против мертвецов») и даже получило удивительно скверный урок от Мастера («Земля мертвецов»). И последнему дошкольнику понятно, что массовое кинопроизводство на заданную тему приводит к аналогичному валу зомби-игр. Произошло, однако, чудо. Первая серьезная игра про ожившую мертвечину (не считая богомерзкого Land of the Dead: Road to Fiddler’s Green ) оказалась вдумчивым, исполненным социальных посылов и правильного юмора шедевром. С зомби по имени Стаббс в главной роли.
Мозги!
К Stubbs the Zombie in «Rebel Without a Pulse» с какой стороны не подступись — получаются сплошь восторги. Во-первых, новобранцы Wideload , оказалось, не ищут легких путей. Вместо того, чтобы сотворить атмосферный зомби-тир, они затеяли игру куда более сложную и нетривиальную.
Для начала — главгерой. Как нетрудно догадаться, в Rebel Without a Pulse вы управляете натуральным зеленым мертвецом. Последний, без лишних раздумий и мотиваций, вскрывает чужие черепные коробки, ест мозг, ломает шеи и отрывает конечности. Т.е. получились все голливудские фильмы наоборот — вы не спасаете человечество, а, напротив, избавляете от него отдельно взятый город. Мало того, к этой вдохновляющей идее Wideload прикрутили вполне себе самобытную игровую механику (за которую проект уже номинирован в соответствующей категории сайтом GameSpot).
Процесс поедания разумных людей, несмотря на видимую простоту, представлен здесь крайне увлекательно. Итак, формально все, что вы делаете в Stubbs the Zombie, — это едите чужие мозги. Как вариант — забиваете несчастных жителей мегаполиса насмерть. Последние согласно традиции тут же встают под ваши знамена и требуют свежих людских внутренностей. В итоге локальный конец света здесь моделируется в считанные минуты. Бывшие полицейские с аппетитом уминают собственных коллег, случайных прохожих буквально рвут на части, а девиц милосердно забивают парой ударов. Изначально вам доступно всего два орудия смертоубийства — свои руки и свои же челюсти. Т.е. можно бить и кусать. Второе сложнее — враги отмахиваются, стреляют и всячески не даются под зуб.
Чуть позже Стаббс, как настоящий предводитель, обзаводится некоторыми выдающимися способностями. Во-первых, извините, газы. Время от времени вы вольны испускать облако нечистот, которое совершенно обездвиживает всех в радиусе пяти-десяти метров. Несчастных можно обстоятельно и без лишней суеты употребить. Во-вторых — гранаты. Стаббс умеет бросаться собственными внутренностями. Последние обладают внушительной подрывной силой — особо удачливым отрывает ноги (после чего они, обернувшись зомби, начинают трогательно ползти в сторону бывших сограждан). Наконец, в-третьих, Стаббс способен отвинчивать собственную голову и запускать ее в управляемый полет. По нажатию ответственной кнопки голова взрывается, обращая всех усопших в, разумеется, зомби. Ну и на десерт — фокус с рукой. Ее можно отсоединять и управлять отдельно. Конечность умеет забираться на вертикальные поверхности, прыгать живым на голову и брать их под контроль. Дистанционно управляемые полицейские под вашим чутким руководством начинают стрелять в своих, кидать под ноги гранаты и в итоге умирают под пулями экс-однополчан.
Периодически Стаббс проявляет чудеса сообразительности и управляет различной техникой. Местный таксопарк представлен трактором, джипом и парой левитирующих агрегатов. Погибшие под колесами враги, к сожалению, в зомби не превращаются.
Мозгиии!!!
Все вышеозначенное счастье подается в совершенно роскошных декорациях и с отменным юмором. Время действия Stubbs the Zombie — так называемое retro-future. Т.е. формально перед нами пятидесятые со всеми соответствующими атрибутами — юбками-колокольчиками, рок-н-роллом и добродушными полицейскими в характерной форме. К этому, впрочем, добавляются роботы, летающие автомобили и футуристическая архитектура.
Как известно, первая волна зомби-фильмов содержала нешуточный социальный подтекст (зомби как метафора третьего мира и т.п.). Так вот, Rebel Without a Pulse неожиданно обернулась антисоциальным манифестом почище скандальных GTA и Postal. Местный потребительский рай описан как по учебникам — от приклеенных улыбок и школьников с начесом начинает тошнить при первой же встрече. Главгерой, как и полагается настоящему бунтарю, неопрятен, ободран и постоянно курит. Плюс ко всему — мертв. В общем, никак не вписывается в идеальное общество. Потребители в ужасе клеймят его обидным «битником», а потом и вовсе сходятся во мнении, что перед ними — самый настоящий коммунист.
Отдельной строчкой хочется отметить диалоги. Горожане очень потешно рассыпаются в стороны, верещат что-то вроде « только не мой мозг! », а подъехавшие чуть позже военные бодро кричат « умри, коммунистская дрянь! ». Зомби, как и положено, всю игру твердят одно лишь слово — « МОЗГИ ». В игре есть совершенно роскошная сцена вдохновляющего выступления главгероя перед свежеиспеченными новобранцами.
Стабсс (на фоне американского флага): МОЗГИ!
Толпа (вопросительно): МОЗГИ?
Стаббс: МОЗГИ! МОЗГИ! МОЗГИ!
Толпа (возбуждаясь): Мозги…
Стабс (на манер Александра Македонского): МОООЗГИИИИ!
Толпа (проникшись): МОЗГИ! МОЗГИ!
К роскошному юмору и атмосфере прилагается также набор синефильских радостей. Игра взахлеб цитирует всю зомби-киноклассику XX века, чем вызывает у просвещенной публики абсолютный восторг. Здесь есть атака укрепленного супермаркета («Рассвет мертвецов»), взятие заколоченного деревенского дома («Ночь живых мертвецов»), а также планомерное поедание военных и ученых («День мертвецов»).
Мозгиииии!!!
Современный Голливуд, безусловно, создал разработчикам богатый материал для вдохновения. Однако Wideload, очевидно, зрили в корень. Т.е. классику.
Ночь живых мертвецов (Night of the Living Dead, 1968)
В 1968 году никому еще не известный Джордж Ромеро за три с половиной копейки снял черно-белый кинофильм, от которого у всего населения земшара зашевелились волосы. Спасаясь от восставших безо всякой причины мертвецов, группа случайных попутчиков закрывается в небольшом деревенском доме, заколачивает окна и решает прождать так до утра. В замкнутом пространстве разворачивается настоящая хичкоковская драма с мощным социальным подтекстом. За первой частью последовал «Рассвет мертвецов» (Dawn of the Dead, 1978), в котором люди укрывались от зомби в укрепленном супермаркете, и «День мертвецов» (Day of the Dead, 1985), где группа ученых и солдат отсиживалась в подземном бункере. В 2005 году Ромеро снял-таки худшую в серии «Землю мертвецов» (Land of the Dead).
Живая мертвечина (Braindead, 1992)
До того как Питеру Джексону доверили половину новозеландского бюджета, а также судьбу «Кинг Конга» и «Властелина колец», он упоенно снимал удивительную помесь физиологического хоррора и мерзкой комедии.
Будучи укушенной в зоопарке, и без того неприятная мама главгероя оборачивается сущей дрянью. Она исподтишка брызжет невестке в суп гноем из локтя, поедает зашедшего на огонек священника и вообще ведет себя крайне непристойно. В итоге любящий сын собирает в подвале целый выводок зомби, убить которых он не в состоянии по причине сыновнего долга. Финал включает в себя сцену распиливания газонокосилкой разбухших до неузнаваемости мертвецов и их же захоронения.
Возвращение живых мертвецов 3 (Return of the Living Dead 3, 1993)
Прознав про отцовские эксперименты с оживлением мертвецов, сын отвозит свою погибшую в автокатастрофе подружку на военную базу, где она оборачивается разумным, но крайне голодным до человеческой плоти существом. Брайн Юзна («Реаниматор», «Извне»), которому доверили снимать триквел весьма посредственной серии, сотворил неожиданно проникновенную драму про непростую судьбу любителей мозгов.
* * *
Ну и пара слов о таких прозаических моментах, как графика и звук. В прогнившей груди Stubbs the Zombie бьется движок… Halo! Об этом напоминают несколько моментов. Во-первых — собственная физика техсредств и трупов, а во-вторых — тормоза. Обладая ладной, но отнюдь не революционной картинкой, игра позволяет себе хамски тормозить на топовых машинах. Совсем как орденоносный шутер Microsoft пару лет назад. С другой стороны, процесс обстоятельного поедания человеческого мозга тут выглядит на твердую пятерку. Стены щедро поливаются кровью, внутренности выплескиваются наружу, конечности отрываются — все как должно.
Зато звук и музыка — выше всяческих похвал. Крики, визг и хруст раскрываемой черепной коробки записаны… гм, аутентично. Отдельной строкой стоит отметить саундтрек. Он специально записан для игры и являет собой творческое переосмысление традиционных хитов 50-x. В исполнении современных indie-rock героев. Кумиры творческой интеллигенции Death Cab For Cutie и Flaming Lips здесь перепевают Lollipop, Mr. Sandman и прочие эстрадные шлягеры времен Элвиса. На самого Короля, к сожалению, денег не хватило.
В итоге Wideload открыли жанр таким роскошным дебютом, что совершенно непонятно, что еще добавить. Здесь есть практически все, за что мы любим компьютерные игры. Stubbs ловко цитирует классику, умно шутит, удачно бунтует и, конечно, ЕСТ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ МОЗГИ!
Реиграбельность — нет
Классный сюжет — да
Оригинальность — да
Легко освоить — да
Оправданность ожиданий: 90%
Геймплей: 9.0
Графика: 7.0
Звук и музыка: 9.0
Интерфейс и управление: 7.0
Дождались? Набитый киноцитатами инновационный экшен про бунтующего без причины зомби в пятидесятых. К роскошному геймплею прилагаются юмор, осязаемая атмосфера и шведский стол с человеческими мозгами (мозги! мозгиии!!! мозгиииии!!!). Пропускать решительно нельзя.
Рейтинг «Мании»: 8.0