29 марта 2024
Обновлено в 21:58

Обзор Alone in the Dark. Silent Evil Within

Обложка: видеоигра Alone in The Dark
Обложка: видеоигра Alone in The Dark

Впечатления критиков от новой Alone in the Dark (2024) разделились удивительнейшим образом. Пока кто-то пел игре дифирамбы, несмотря на минусы, другие не оставляли от новинки камня на камне.

Embracer Group, владеющая THQ Nordic и рядом культовых франшиз, вдохновилась успехами конкурентов, поскребла по своим копирайтным сусекам и тоже решила вдохнуть новую жизнь в один из своих старейших IP.

Вот только там, где Capcom переизобрела жанр survival horror, Alone in the Dark оказалась глубоко вторичной. Но всё же мы её прошли и теперь делимся впечатлениями!

Нестрашный хоррор, скучная головоломка

Начало 20 века, США. Неподалеку от Нового Орлеана, среди болот и мутных рек Луизианы, расположилась лечебница Дерсето. Сюда прибывают два главных героя Alone in the Dark: девушка Эмили Хартвуд и детектив Эдвард Карнби. Их цель — найти дядю Хартвуд, который, сходя с ума, пишет о происходящей здесь чертовщине и каких-то зловещих культистах. Хартвуд-старший выжил из ума или всё действительно настолько плохо? Звучит как задел на как минимум бодрый хоррор в духе сразу нескольких классических проектов: Clive Barker’s Undying, первую Resident Evil или Outlast.

Но это не хоррор. Или просто плохой хоррор. Хоррор пугает или создаёт напряжение, а Alone in the Dark может показаться страшной в самом начале, когда вы не знаете, чего ждать. Да, по ходу игры будет пара моментов, когда сердце забьётся чуть быстрее — но и только!

Разработчики из Pieces Interactive называют своё творение «психологическим хоррором». В последние годы подобный ярлык зачастую означает лишь то, что испуга вам нужно самому представить себе что-то страшное.

В этом смысле Alone in the Dark можно назвать «психологическим хоррором». Если у вас очень живое воображение, возможно, вы испугаетесь сильнее среднего игрока. Но если геймер настроен оценить игру какой она есть, не вкладывая в увиденное скрытого смысла — будет сложно испытать или восторг, или разочарование.

По всем канона жанра, в Alone in the Dark есть головоломки. В новинке есть две модели отношения к загадкам и текстам: игрок либо будет анализировать всё сам, либо оценит упрощенный «современный» режим. Кажется, что в первом случае вас ждут настоящие испытания, но нет — ещё одно разочарование. Alone in the Dark невероятно проста.

Да, придётся побегать и почитать, а для решения отдельных загадок придётся мыслить чуточку более нестандартно или быть капельку внимательнее. Но вы не встретите ни одного настоящего интеллектуально вызова, а значит — и настоящего интеллектуального удовольствия.

Но ведь простоту головоломок можно компенсировать нестандартностью ситуаций? Помните это прекрасное чувство, когда смерть всё ближе, и вам на решение пазла отводятся считаные секунды? Забудьте: в Alone in the Dark нет ничего подобного. За всю игру (!) у вас будет одна относительно сложная ситуация — тривиальный и избитый побег от неубиваемого противника. Будет ещё одна погоня с уже стандартными врагами, но и там никакого драйва или вызова не ждите.

Обзор Alone in the Dark. Silent Evil Within - фото 1

Ни капли не страшно!

Действие Alone in the Dark разворачивается преимущественно в лечебнице. Месте полупустом и, как кажется героям поначалу, заброшенном. При этом, стоит отдать должное дизайнерам уровней, из относительно герметичного сеттинга они выжали максимум: есть и жутковатые открытые пространства, и тёмные подвалы, и неуютные, гнетущие лиминальные пространства.

Но потенциал отличного дизайнерского подхода не реализован даже наполовину. Большую часть времени героям просто предстоит ходить по всем этим залам, подвалам и коридорам в одиночку. Ни тебе безумных пациентов, ни монстров, ни какой-то другой внятной и угрозы. Жаль.

Карта одного из этажей лечебницы. Со временем игроки открывают всё новые двери и находят здесь головоломки, записки и интересные предметы.

Карта одного из этажей лечебницы. Со временем игроки открывают всё новые двери и находят здесь головоломки, записки и интересные предметы.

Сами враги здесь до жути примитивны и разнообразием, мягко говоря, не балуют. Более того, все враги здесь ориентированы на ближний бой. Вы не увидите ни плюющихся, ни отбегающих, ни действующих как-то неожиданно тварей. Летающие, ходящие по земле или перемещающиеся под землёй монстры всегда идут на сближение Единственное, на что они способны — ввести протагониста в ступор, лишив возможности двигаться или совершать хоть какое-либо действие.

Сражаться можно с помощью оружия ближнего боя или огнестрела — для последнего традиционно отсыпают очень мало патронов. С одной стороны у нас пистолет, дробовик и автомат, а с другой — продолговатые и острые предметы с ограниченным запасом прочности: от вёсел до распятия или топора. Сильные удары вблизи останавливают монстров, а в случае серьёзной угрозы можно убежать или уклоняться. Надеясь не натолкнуться на новые баги илизастрять в текстурах.

В Alone in the Dark можно пожаловаться и на проседания FPS. Иногда частота кадров опускается со стабильного максимума до десяти или того меньше. Такое происходит нечасто, но бывает.

Боевая система в Alone in the Dark чрезвычайно проста. Кто-то скажет, что явно недожали. Кто-то — что воспользовались проверенной формулой, добавив в старый рецепт несколько столь же традиционных ошибок. Но по большей части сражения в игре не вызывают проблем (кроме моментов, когда тебя «обездвиживают» или ты застреваешь в текстурах). К расстоянию ударов вблизи быстро привыкаешь, как и к простенькой стрельбе, а чередование оружия позволяет выходить из большинства схваток без потерь здоровья.

Уже упомянутый выше дробовик становится доступным, если игрок найдёт три неких предмета из одной конкретной коллекции. Разработчики хотели, чтобы геймеры внимательнее смотрели по сторонам и искали вещи, несущие некий смысл. И обнаружить все за одно прохождение, видимо, не получится. В любом случае, после первого завершения кампании вы откроете для себя очень и очень многое.

Обзор Alone in the Dark. Silent Evil Within - фото 3

Всё очень медленно!

Геймплей в Alone in the Dark в основном неторопливый, пусть иногда и разгоняется. Разработчики с большим вниманием подошли к визуалу, пусть картинка и далека от красот того же Resident Evil 4 (2023) или Alan Wake 2, и созданию атмосферы. И некоторые сцены действительно радуют глаз. Прежде всего, сцены с погружением во всё большую тьму, поскольку с ярким светом в Alone in the Dark есть очевидные проблемы.

Иногда разработчики будто вспоминают, что им для игры требуются не только спокойные, но и динамичные моменты. И тогда герой (в моём случае детектив Карнби) на некоторое время становится чуть ли не Индианой Джонсом. Такие сцены не впечатлят ценителей экшена, но наверняка вызовут улыбку. Саркастичную или довольную — другой вопрос. Но в моём случае скорее счастливую, нежели язвительную.

И отдельно остановимся на актёрской работе, поскольку издатель и разработчики сделали ставку на Дэвиде Харборе и Джоди Комер. Эти двое прекрасно справились со своей работой. Они не переигрывают, ведут себя естественно, но при желании, конечно, и к ним можно придраться. Если же говорить о других персонажах, то меня поразило, насколько наигранными и фальшивыми получились почти все NPC. Поначалу это мешает воспринимать происходящее всерьёз. И пусть со временем привыкаешь, торфяной осадочек остаётся.

Зато взаимодействие детектива Карнби и Эмили Хартвуд полно юмора и чувств, которые действительно могли возникнуть между героями в столь странной ситуации. Когда один из них пытается докопаться до сути происходящего, оказываясь в других мирах, а вторая, к примеру, считает его просто пройдохой и алкоголиком. Или, если играть за Хартвуд, опытный детектив поначалу будет относиться к ней высокомерно и с пренебрежением.

В конечном итоге Alone in the Dark кажется просто вторичной игрой. Нестрашным хоррором, несложной головоломкой, медленным экшеном и примитивным шутером. Если вы играли хотя бы в один хоррор за последние 20-25 лет и в особенности в недавние релизы, вас не будет покидать ощущение, что подобное вы уже где-то видели, притом в гораздо лучшем исполнении.

А дальше — всё зависит от вас и вашего отношения к этому. Одни раскритикуют новинку, а другие — почувствуют себя как дома, где всё просто и знакомо. И закроют глаза на то, что игра маленькая, несложная и нестрашная. Пройдя Alone in the Dark, я могу понять обе стороны. И не испытываю хоть сколько-нибудь сильных эмоций, чтобы серьёзно ругать или хвалить это в общем-то необязательное произведение.

Вердикт

Alone in the Dark не хорошая и не плохая игра. Вторичная — самое подходящее определение для неё. Всё зависит от настроения играющего: кто-то порадуется знакомой атмосфере и неспешному повествованию, а кому-то просто будет скучно. Получить удовольствие от игры можно, но вряд ли вы захотите вернуться в неё снова или перепройти её за другого героя.

Достоинства
👍
  • Атмосфера
  • Простота и доступность геймплея
  • Дэвид Харбор и Джоди Комер действительно хороши
  • Локации радуют разнообразием
  • «Режим Индиана Джонса».
Недостатки
👎
  • Не страшно
  • Никакого напряжения
  • Скучно
  • Неоригинально
  • Актёры второго плана раздражают.
Как мы играли

Автор провёл в игре на PC около 9 часов (на одно полное прохождение и первую главу второго). Ключ предоставлен издателем.

Локализация
Есть текстовый перевод на русский язык.
Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь