Золотой век

Золотой век

Особое мнение — Золотой век
...что если разница в восприятии — не единственная причина? Что если и вправду «сейчас так не делают»? Может, разговоры о том, что игры стали хуже, не просто старперское нытье? Звучит как бред, но ведь много раз бывало так, что утвержден
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Особое мнение
Золотой век

Игорь Варнавский. Выпускающий редактор

Каждый из нас хотя бы раз в жизни вздыхал по былым временам, к чему бы эти времена ни относились. Фильмы, игры, люди, да и жизнь в целом — все в прошлом выглядит лучше, чем в настоящем. Вспомните хотя бы, что принято говорить о квестах эпохи 90-х годов: «золотая классика», «расцвет жанра» и «вообще, сейчас так не делают».

Самое распространенное и самое правдоподобное объяснение этому — разница в восприятии: прошлое почти всегда выглядит лучше настоящего, а первый опыт, чего бы то ни было, всегда оставляет наиболее яркое впечатление. Первые игры — это знакомство с новым культурным феноменом, а все последующие — с его отдельными проявлениями, поэтому они и не могут уже так удивить. Человек, начинавший свое знакомство, например, с Warcraft II и искренне влюбленный в эту игру, вряд ли испытает столь же сильные чувства от Warcraft III — просто потому, что эти игры разделяет семь с лишним лет.

Но у меня есть еще одна версия: что, если разница в восприятии — не единственная причина? Что, если и вправду «сейчас так не делают»? Может, разговоры о том, что игры стали хуже, не просто старперское нытье? Звучит как бред, но ведь много раз бывало так, что утверждения, выглядевшие бредом, в итоге оказывались правдой.

Наряду с живописью, театром и кинематографом игры являются одним из видов искусства, а значит, их можно и нужно сравнивать. И правда — если посмотреть на историю, то можно заметить одно общее сходство: самые лучшие произведения искусства появлялись ровно в тот момент, когда люди в полной мере осваивались в новой среде. Рисованием люди занимались еще с древнейших времен, но самые выдающиеся произведения живописи были созданы в эпоху Возрождения («Мона Лиза» до сих пор остается самой известной в мире картиной). Театр существовал еще в Древней Греции и Риме, но окончательно оформился лишь в XVI—XVII веках благодаря Шекспиру, идеи которого и поныне остаются каноном.

Еще более показательным примером может послужить история отечественной литературы и кинематографа. В России литература как таковая оформилась только к началу XIX века — и сразу же достигла таких высот, которые до сих пор никому не удалось превзойти (особенно это заметно в поэзии — Пушкин и Лермонтов вот уже почти двести лет остаются вне конкуренции). Что касается кинематографа, то здесь все складывалось несколько сложнее, но, в принципе, по тому же сценарию. Среди отечественных фильмов первой половины XX века были мощные достижения (см. фильмы Сергея Эйзенштейна), но в целом смотреть их сейчас невозможно — слишком уж они устаревшие и (если говорить о картинах советского периода) идеологизированные. Зато в 50—60-х, когда ослабла цензура (но, слава богу, не исчезла полностью), а фильмы, наконец, перестали выглядеть как театральные постановки, советский кинематограф как прорвало. За двадцать лет были выпущены десятки выдающихся картин. В 70-е их поток пошел на спад, в 80-е все стало совсем плохо, а уж про 90-е и первую половину 2000-х и говорить нечего.

Если попытаться примерить эту теорию на игровую индустрию, то получится, что самым лучшим временем для игр были 80—90-е годы. Сами игры появились в 60-е, но вплоть до 80-х ничего особенного из себя не представляли — их еще просто не умели делать, да и техники нормальной тогда не было. Все многообразие жанров описывалось двумя фразами — «аркада обыкновенная» и «текстовый квест». Зато в 80-е случился натуральный бум — игр вдруг начало выходить много, а сами они стали намного разнообразнее и интереснее, чем прежде. Устоявшихся названий для жанров еще не существовало, потому что самих жанров как таковых не было — чуть ли не каждая игра была новым жанром. Так что описывали по-простому: «Игра про человечка с мечом, бродящего по лестницам».

Деление на жанры понадобились позже, когда разработчики расхватали все самые очевидные идеи и придумывать что-то новое стало сложнее. Вот этот период и можно считать закатом золотого века игр. Жанры устоялись и начали расширяться исключительно вглубь, в ход пошли технологии по обогащению и вторичной переработке идей. Новые жанры со временем, конечно, появляются, но, по сути, это гибриды старых (вроде GTA).

В общем, если вы родились в 70—80-е и застали игры 80—90-х годов — поздравляем, нам с вами очень повезло. Если позже — время еще есть, успеете наверстать. У будущих поколений такого шанса уже не будет. Но, с другой стороны, будет что-то другое, чего мы уже не увидим.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. А может и совпадать.

Комментарии
Загрузка комментариев