01 апреля 2007
Обновлено 17.05.2023

Руководство и прохождение по "Gothic 3"

Руководство и прохождение по "Gothic 3" - изображение обложка

[[BREAK]]

Как вы, наверное, помните, вторая часть «Готики» завершается на довольно оптимистичной ноте: главный герой расправился с драконами, набил корабль золотом и вместе с друзьями отправился на материк. Его не волновало, что инфляция, подстегнутая войной, практически обесценила деньги, что орки почти захватили королевство, а возможно — уже стали хозяевами. Наш безымянный герой плыл домой, счастливый и богатый. Пускай и ненадолго. Выйдя на сушу, друзья обнаружили, что портовый город захвачен орками. Недолго думая, они достали мечи и устроили маленькую революцию (напомню, что небольшой отряд состоял из профессиональных солдат, не считая уголовников — ни те, ни другие долго не думают).

Но вот противники мертвы, и вроде бы нужно радоваться. Оказывается — нечему. Орки полностью захватили континент — в руках людей последний город. Повстанцы попрятались по тайным лагерям и вынашивают замыслы по освобождению страны. Старый маг и духовный отец Ксардас, который направлял героя в предыдущих частях, оказался предателем. Именно он уничтожил рунную магию, чем несказанно помог оркам. Паладины и маги, оставшись без заклинаний, не смогли оказать захватчикам достойное сопротивление. Вдобавок пираты угнали судно с золотом.

Чертовски неудачный день. Впрочем, именно с невезений начинались предыдущие части игры. Безымянному герою не привыкать. Судьба постоянно кидает его «из князи в грязи». Но главное — он дома. Долгая история, начавшаяся с заключения в лагерь и пробуждения древнего демона, обещает подойти к концу. Все тайны будут раскрыты, виновные наказаны. Вот только в этот раз виновных предстоит выбирать вам.

Ролевая система

Ролевую систему в Gothic 3 серьезно переработали. Она снова стала бесклассовой. Теперь вы можете творить любых, даже самых невероятных персонажей: хоть магов-кузнецов или воинов-воров. Однако самые большие изменения коснулись навыков. Впрочем, обо всем по порядку.

Убивая монстров и сражаясь с противниками, персонаж зарабатывает очки опыта. Набрав определенную сумму, он переходит на новый уровень и при этом получает десять очков развития. На них можно увеличить один из навыков или характеристику.

Что нужно делать? Найти учителя, который согласится за энную сумму поднять характеристику или обучить навыку. Иногда, правда, одного золота недостаточно, и придется выполнить задание, чтобы заслужить честь обучаться у мастера. Особенно это касается редких навыков. Чтобы выучить навык, потребуется 5 очков опыта; чтобы поднять характеристику на один пункт — одно очко.

Разработчики отказались от системы обучения, опробованной в дополнении к Gothic 2, когда от величины характеристики зависело, сколько очков обучения потребуется, чтобы поднять его на один пункт. Теперь гораздо проще: 1 пункт — 1 очко обучения.

Можно долго спорить о том, лучше получилось или хуже. Но, что совершенно точно, играть стало намного проще. Теперь не приходится производить математические расчеты по оптимальному развитию персонажа. Бывалые игроки помнят про поедание грибов, которые поднимали ману, походы к тренерам, которые бесплатно увеличивали навык, — но эти улучшения можно было производить, только когда характеристика достигала нужной величины.

Впрочем, чтобы увеличить характеристики или изучить навык, не всегда придется тратить драгоценные очки обучения. Иногда что-нибудь получится «за просто так». Достаточно будет прочитать книжку, выпить зелье, получить предмет или выполнить задание. Но это скорее приятное дополнение, исключение из правил.

Характеристики персонажа

Теперь характеристик девять. Рассмотрим их поподробнее.

  • Сила. Чем выше эта характеристика, тем больше урона наносит персонаж в ближнем бою. Также сила определяет, какое оружие вы сможете взять в руки. Чем лучше меч или топор, тем больше силы он требует. Нелогично, но зато сохраняет баланс.
  • Охота. Никакой охотой на самом деле здесь и не пахнет. Почему-то разработчики решили так обозвать ловкость. От нее зависит, какие луки вы сможете использовать. Чем выше охота, тем больший урон наносят стрелы при попадании.
  • Древнее знание. Как вы уже, наверное, поняли, данная характеристика влияет сразу на два параметра: какие заклинания герой может выучить и как они будут действовать. Например, копье льда будет наносить больший урон, а обращение в животное дольше действовать.
  • Кузнечное дело. Характеристика определяет, какие навыки кузнеца доступны главному герою. Поэтому нет смысла поднимать кузнечное дело выше необходимого минимума. Даже если загнать характеристику до заоблачных высот, все равно мечи лучше получаться не будут.
  • Воровство. Ловкость рук и никакой магии. Опустошенные сундуки, исчезающие из карманов беспечных граждан кошельки и другие прелести криминала ожидают умелых воров. От характеристики зависит, какие навыки вы сможете изучать, а какие нет. Поэтому бездумно поднимать характеристику не стоит.
  • Алхимия. Бутылочки, скляночки, травки… всяко-разные зелья и напитки. Одни вредят, другие помогают. Если вы не можете прожить без всего этого, тогда срочно изучайте алхимию. Она позволит выучить навыки, необходимые для того, чтобы варить снадобья.
  • Здоровье. Чем больше здоровье, тем больше ударов сможет вынести главный герой. Бить будут часто, поэтому желательно поднимать здоровье и не скупиться на очки развития. Особенно это важно для воина. Здоровье восстанавливается после сна, еды или принятия целебных зелий. Тут нужно помнить, что целебные зелья и еда восстанавливают не определенное количество очков, а процентное отношение от максимального количества. Поэтому при максимальном здоровье, равном 100 единицам, Healing potion восстановит 50. А при здоровье 200 единиц — все 100.
  • Мана. Ментальное здоровье персонажа. Магам при наложении заклинаний приходится много думать, что сильно утомляет. Можно придумывать много интересных теорий вида «что такое мана, или как сочинить правдоподобное объяснение». Но нам-то главное знать, что мана расходуется при наложении заклинаний. Для мага это одна из важнейших характеристик. Мана, так же как и здоровье, восстанавливается особыми зельями. И тоже в процентном отношении от максимума.
  • Выносливость. Это одна из новых характеристик, которую добавили в третьей части. Выносливость уменьшается при беге и в бою. Поэтому, если вы планируете размахивать любимым двуручным мечом, позаботьтесь, чтобы ваш персонаж был не только сильным, но и выносливым. Иначе в самый интересный момент — например, когда к вам радостно подбегает второй отряд орков, — вы не сможете убежать или дать бой.

Характеристика важна для всех персонажей, но более всего — для воина и лучника. Выносливость восстанавливается, если просто постоять и что-нибудь выпить. Отлично подойдет обычная вода, хотя есть средства и помощнее.

Защита от урона

Здесь также нет ничего сложного. Есть шесть характеристик, и чем выше значения, тем меньше урона получит персонаж при атаке такого типа. Давайте познакомимся с ними поближе.

  • Защита от режущего оружия ;
  • Защита от дробящего оружия ;
  • Защита от стрел ;
  • Защита от огня ;
  • Защита от холода ;
  • Защита от электричества.

Чаще всего будут бить топорами и мечами. И вроде бы в первую очередь нужно позаботиться о защите от режущего оружия. Но при тщательном рассмотрении оказывается, что у всех доспехов одинаковая защита как от режущего, так и от дробящего оружия.

У амулетов, колец, щитов и шлемов — одна из новинок в «Готике 3», о которой мы поговорим позже, — показатели тоже одинаковые, а два-три исключения ситуацию не меняют. Вот и получается, что задумываться «а какую защиту мне улучшить», не приходится.

С защитой от стрел практически идентичная ситуация. Доспехов не так много, и опять же показатели защиты — примерно одинаковые. Но здесь частично ситуацию исправляют амулеты и кольца. Есть один амулет, повышающий защиту на 20 пунктов, и кольцо, повышающее ее же на 10 пунктов. Если вы играете воином, советую задуматься над тем, как побыстрее их достать. Лучники встречаются часто и доставляют массу проблем. Особенно персонажу, который предпочитает драться вблизи.

Магам и лучникам данная защита не так актуальна, но тоже требуется. Что касается остального… Защита от огня, холода и электричества — это, конечно, полезно и нужно. Однако противники, которые наносят данный урон, встречаются не так часто. Поэтому советую подбирать доспех с соответствующей защитой тогда, когда вы будете точно знать, что вскоре вам предстоит встретиться с врагом, который бьет электричеством, огнем или холодом.

Так какие предметы поднимают защиту?

Броня. У воинов и лучников — это доспехи, у магов — всяческие мантии. Вообще, никто не запрещает магу одеть, например, тяжелую броню паладина. И он может относительно легко до нее дослужиться (подробнее об этом поговорим в главе про фракции). Но пользы от этого мало, потому что мантии дают приятные плюсы, которые делают жизнь мага намного легче.

Шлемы. Со шлемами — беда. Их всего шесть видов. Поэтому приходится экипироваться по принципу: что нашел, то с радостью натянул на голову.

Щиты. Здесь тоже небогатый выбор: 8 типов щитов. Они предназначены только для воинов, которые ставят защиту на первое место. Например, у Royal shield — 40 очков защиты от режущего оружия, дробящего и стрел. Хотя это лучший экземпляр. Обычно встречаются щиты поскромнее.

Амулеты и кольца — этого добра тут как грязи. И толковые среди них не редкость. Выделить что-то универсально-выдающееся трудно, поэтому предлагаю изучить таблицы «Амулеты» и «Кольца».

Навыки

Вот мы и подошли к одному из самых значительных нововведений в «Готике» — навыкам. Они были и во второй, и в первой части, но тогда их можно было сосчитать по пальцам одной руки. И выражались они в процентном отношении. То есть воин с навыком «двуручный меч 70%» значительно превосходил бойца с этим же навыком в 30%.

Теперь все изменилось. Навык или есть, или его нет. И никакого процентного соотношения. Количество навыков, кроме того, серьезно выросло. Теперь их ровно 70 штук. Они разделены на семь основных групп: боевые, охотничьи, волшебные, кузница, воровские, алхимия и прочие.

Что же дает навык? Возьмем для примера Master swordsman. Выучив его, герой начнет быстрее махать мечом и получит возможность использовать оружие, которое требует этого навыка. Да, теперь именно так. Положили глаз на огромный топор? Приготовьтесь выучить Large Weapons II или даже Large Weapons III.

Думаете, это все? Как бы не так. Накопили денег, есть пять очков обучения и учитель, готовый поделиться знаниями (хотя для редких навыков найти учителя — большая проблема)? Этого мало. Убедитесь, что характеристики на нужном уровне и выучен предыдущий навык.

Вернемся к Large Weapons III. Чтобы выучить его, нужно иметь 250 силы и навык Large Weapons II. Для него потребуется 200 силы и Large Weapons. Неплохая концепция, которая не позволяет игроку в первые же дни игры отыскать большой меч и убивать монстров пачками. Давайте пройдемся по всем навыкам и разберемся, для чего они нужны.

Боевые навыки

Swordfighter (100 силы), Strong swordfighter (150 силы, Swordfighter), Master swordsman (200 силы, Strong Swordfighter). Навыки отвечают за скорость атаки одноручным оружием. Чем выше скорость, тем больше шансов перебить атаку противника. Иногда получается забить противника, не получив ни единой царапины.

Правда, есть небольшой парадокс. В игре нет меча, который требовал бы навыка Master swordsman. Да, только El Bastardo требует Strong swordfighter и при этом дает в качестве плюса навык Master swordsman. В чем парадокс? Ведь есть мечи намного лучше El Bastardo, которые наносят больший урон. Не спорю — есть. Вот только неизвестно где. Лучше него вы найдете только Flame sword. И он практически предел. Многие игроки до конца игры бегают с оружием, которое добыли на 8-10 уровне.

Остальные мечи, вероятно, можно добыть в бою или выковать. Но пока это никому не удалось. На фанатских сайтах давно кипят дискуссии о том, где отыскать вторую катану, чтобы выковать Master sword. На момент сдачи статьи ответ не найден.

Fight with two blades (сила 150, охота 150, Strong swordfighter), Master of two blades (сила 200, охота 200, Fight with two blades). Бой обеими руками. Два меча наносят больше урона. Отрубленные конечности так и летят в разные стороны. На мой взгляд, бой обеими руками нужно изучать обязательно. Это вершина карьеры воина.

Orc Slayer (сила 150). Орки получают дополнительный урон в рукопашном бою. Приятный и полезный навык. Изучать нужно в обязательном порядке, потому что драки с орками не избежать в любом случае.

Large Weapons (сила 150), Large Weapons II (сила 200, Large Weapons), Large Weapons III (сила 250, Large Weapons II). Персонаж дерется двуручным оружием, которое наносит больший урон, но проигрывает одноручному в скорости. Каждый навык поднимает скорость атаки.

Вообще, двуручное оружие производит крайне удручающее впечатление. Найти нормальные мечи или топоры достаточно сложно. Урон, конечно, наносится большой, но силы требуется великое множество. По сравнению с двуручным оружием, одноручное имеет лучшие показатели. Особенно если выучить навык боя двумя мечами.

Heavy crossbow (сила 100), Crossbowman (сила 150, Heavy crossbow), Master archer (сила 200, Crossbowman). Даже не думайте изучать арбалет. Пользоваться им категорически запрещено — вредно для здоровья. Только для самоубийц. Они, конечно, наносят громадный урон, но когда главный герой лениво перезаряжает арбалет, двигаться нельзя. Понятно, что противники не ждут и моментально обнуляют здоровье. Иногда — крайне редко — арбалет может пригодиться. Но ради этого не стоит тратить очки обучения и золото.

Shield parry (охота 100, сила 125), Strong shield parry (охота 125, сила 150, Shield parry). Навык средней полезности. Привлекает только возможностью увеличить защиту за счет хороших щитов. Улучшенный навык снижает потери выносливости, когда главный герой закрывается щитом.

Paladin (древнее знание 50, сила 150). Главный герой наносит дополнительный урон нежити и демонам. Полезный навык, спору нет. Однако выучить его трудно. Смотрите врезку « Редкие навыкигде их выучить ».

Regeneration (сила 300). Польза от этого навыка очевидна. Здоровье восстанавливается самостоятельно. Необязательно спать, пить зелья — достаточно немного постоять в уголке и подождать. Вопрос — учить или не учить, отпадает сам собой. Вот только этот навык вы сможете получить практически в самом конце игры.

Охотничьи навыки

Bow (охота 100), Archer (охота 150, Bow), Master archer (охота 200, Archer). Умение обращаться с луком пригодится и персонажу, делающему упор на ближний бой. Поэтому советую выучить хотя бы второй уровень. Вообще, лук специфичное оружие, которое требует привыкания и правильного применения. Поговорим об этом в главе « Бой ».

Game hunter. Выучив навык, герой наносит двойной урон диким животным при стрельбе из лука. Помимо безобидных оленей к диким животным относятся и кабаны. Если вы хоть немного поиграли в «Готику 3», то уже знаете, что это за чудо-зверь.

Строго говоря, этот навык был полезен до выхода патча, который существенно понизил бойцовские способности кабана. Поэтому учить его совсем не обязательно. Разве что вы планируете сделать карьеру лучника. Если вы увлекаетесь охотой на оленей, лучше найти хороший лук и выучить предыдущие навыки. Пользы будет больше.

Big game hunter (охота 150, Game hunter). Герой наносит двойной урон хищникам при стрельбе из лука. Учитывая то, сколько в лесах пасется разных тварей — а некоторые из них опасней отряда орков, — лучнику стоит призадуматься над этим навыком.

Orc Hunter (охота 200, Big game hunter). Орки получают дополнительный урон, удивленно разглядывая вонзающиеся в спину стрелы. Пик развития лучника. Теперь не только хищным тварям, но и мерзким оркам не поздоровится. Главное, чтобы они не поймали храброго стрелка.

Silent hunter (охота 150). Хотите незаметно подкрасться к оленю или кабану и метко пустить стрелу? Тогда этот навык для вас. Не слишком полезный навык, но если вы мечтаете полностью истребить живность в лесах…

Take animal skin (охота 120), Take reptile skin (охота 130), Teeth, claws, and horns (охота 110). Изучив этот навык, вы сможете обдирать животных как липку: шкуры, рога, когти и клыки. Вот ваши трофеи. Можете их продать или использовать как ингредиенты для приготовления зелий.

Магические навыки

Stuff fighting, Stuff fighting II (древнее знание 50, Stuff fighting), Stuff fighting III (древнее знание 100, Stuff fighting II), Magic staves (древние знания 50, Stuff fighting). Первые три навыка повышают скорость атаки посохом. Конечно, основное оружие волшебника — заклинания. Но тратить ману на захудалого гоблина… как-то жалко. Лучше хорошенько треснуть посохом. Благо есть приличные экземпляры.

Еще можно спорить о том, нужны обычные посохи магу или нет. А вот польза от магических посохов очевидна. Регенерация магии, усиления всех огненных, водных и темных заклинаний, существенные плюсы к здоровью и защите… это перекрывает минус от небольшого урона. К тому же, чтобы взять в руки обычный посох, нужно иметь высокую силу. Для мага это, в общем, нехарактерно. Для волшебных посохов проверка идет по древнему знанию, которое у волшебника развито. Поэтому обязательно учите Magic staves, чтобы не было обидно в будущем.

Improve robes (древнее звания 100). Учить, как только вы найдете учителя и накопите денег. После этого вы заметите, что защита мантий выросла в два раза. С надетой Water robe или Fire robe вы получите 90 очков защиты от режущего и дробящего оружия, что практически равно защите доспеха паладина.

Learn quickly (древнее знание 100). При повышении уровня герой получает одно дополнительное очко обучения. Этот навык окупит затраты спустя три уровня. Учите при малейшей возможности и не говорите потом, что вас не предупреждали.

Druid (древнее знание 100). Герой может оставаться в облике животного в два раза дольше. Необходимость превращения в животных, вообще говоря, вызывает сомнение. А польза от этого навыка сомнительна втройне.

Fire mage (древнее знание 200), Water mage (древнее знание 200), Dark mage (древнее знание 200). Усиление огненной, водной и темной магии. Атакующие заклинания наносят больший урон, временные дольше действуют. Нужно учить навык, улучшающий школу волшебства, на которой специализируется персонаж.

Mana regeneration (древнее знание 250). Мана восстанавливается самостоятельно без зелий и отдыха. Причем восстанавливается достаточно быстро, что делает из мага машину смерти. Количество наложенных за минуту заклинаний переходит все разумные пределы.

Самое интересное, что до учителя можно добраться без особых проблем уже в первой половине игры. Единственная проблема: накопить 250 очков древнего знания. Ведь помимо него нужно вкладывать очки развития во многое другое.

Кузница

Smith, Forge Ore Weapon (кузница 25, Smith), Forge weapons from pure ore (кузница 50, Forge Ore Weapon). Три степени мастерства кузнеца. Чем оно выше, тем лучшие мечи вы сможете ковать.

Но не все так просто. Во-первых, нужен молот. Его вы найдете без проблем. Во-вторых, рецепт ковки. Это гораздо сложнее. Особенно трудно найти рецепты, для которых пригодится навык Forge weapons from pure ore. В-третьих, компоненты. Про мифическую вторую катану, которая требуется для ковки меча Master sword, мы уже говорили.

Prospector. Добыча руды идет вдвойне эффективней. Значит, вы сможете ковать больше оружия, что, в свою очередь, увеличит доход. Брать или не брать, вопрос сложный. Доходов от набегов и ковки и так достаточно, чтобы не иметь проблем с деньгами.

Hone blade. После обучения герой сможет затачивать оружие. Для этого нужно найти точильный круг, который стоит в любой кузнице. Теперь любимый меч остер как бритва и наносит больше урона. Вот только одно смущает… А раньше мы что, дрались тупой железякой?

Improve armor (кузница 50). Выучив навык, персонаж получит плюсы ко всей броне. Достаточно существенные, чтобы расстаться с 5 очками обучения и энной суммой денег. Воинам взять на заметку.

Как вы, наверное, уже поняли, кузнечные навыки в основном пригодятся воину. Помимо неплохого заработка с продажи выкованного оружия (а деньги весьма актуальны, бесплатно учить навыкам и поднимать характеристики никто не собирается), воин может улучшить броню и оружие. Особенно приятно, что на кузнечное дело не требуется много очков развития. Даже если вы не собираетесь заниматься ковкой, обязательно выучите Hone blade. Оружие будет наносить больший урон — и это всего лишь за пять очков обучения.

Воровство

Pick simple lock, Pick difficult lock (воровство 30, Pick simple lock), Pick impossible lock (воровство 60, Pick difficult lock). Помните, какая система взлома сундуков была в «Готике 2»? Водите отмычкой вправо-влево и слушаете звук. Тихий щелчок — значит, угадали, громкий щелчок — есть вероятность, что отмычка сломается.

Теперь разработчики упростили процесс вскрытия сундуков до безобразия. Есть три уровня сложности: простой, средний, трудный. Первый навык позволяет открывать сундуки первой сложности, второй — второго, третий — третьего. И никаких вариантов. Или можете, или нет. Но самое интересное, что, открыв сундук, вы расходуете отмычку. Интересно, они что, одноразовые? В общем, вместо одной проблемы возникает другая: постоянно искать новые отмычки, чтобы не оказаться в интересной ситуации, когда злой монстр убит, а сокровища забрать вы не можете, потому что отмычек не хватает. Поэтому скупайте отмычки у всех торговцев и следите, чтобы всегда был запас в десять штук.

Simple pickpocketing, Difficult pickpocketing (воровство 40, Simple pickpocketing), Impossible pickpocketing (воровство 80, Difficult pickpocketing). С воровством та же ситуация, что и со взломом сундуков. Больше не требуется рассчитывать, какие шансы украсть и попасться. Есть три уровня сложности: простой, средний и трудный. Вы сможете украсть, только если выучен навык соответствующего уровня. В противном случае герой скажет что-то вроде: «У меня не получится».

Чтобы попытаться обчистить карманы, заговорите с персонажем и выберите строчку «Воровство». Если такой строчки нет, значит, и красть нечего. Воровать можно не только у «именных» жителей, но и у безымянных стражников, которые обычно в разговоры не вступают. Пускай не у всех, но у большей части.

Bargain (воровство 70). Купи дешевле, продай дороже. После изучения навыка у героя прорежется талант красноречия, от чего торговцы будут делать скидку на товары и доплачивать при покупке предметов.

Make excuses (воровство 30). Если героя подозревают в преступлении, он сможет отговориться от стражников. Наверное, полезный навык. Почему «наверное»? Потому что непонятно, как он работает. Моего персонажа несколько раз останавливали после освобождения чужих сундуков от лишних вещей и тихих убийств. Происходил такой разговор:

— У нас тут вещи пропадают!

— Ничего не знаю, ничего не видел.

— Мы за тобой наблюдаем.

После этого стражник удалялся по своим делам и более не беспокоил. Возможно, именно благодаря Make excuses удалось избежать наказания. Но учитывая невероятные фокусы, которые выдает искусственный интеллект, трудно говорить с уверенностью.

Knock down (воровство 50) , Murder (воровство 90). Два истинно воровских умения. Подкрадитесь к персонажу сзади и нажмите левую кнопку мыши. В первом случае вы собьете персонажа с ног, во втором — убьете с одного удара. Только смотрите, чтобы никто не видел, иначе не избежать боя.

Второй навык полезней. Он позволит вырезать врагов, не поднимая шума. Особенно это актуально, когда противников несколько десятков. Но развить воровство до 90 пунктов не так просто. Всегда найдется, куда потратить очки развития.

Master thief (воровство 100). Подкрадываетесь к спящему персонажу и полностью вычищаете карманы. Конечно, полезно, но есть более простые способы обчистить карманы. Не мучаясь ползанием по ночам, а нагло, среди белого дня и при десятках свидетелей. Поднять воровской навык до 100 пунктов ради Master thief — бездумная трата очков развития и денег.

Sneak. Персонаж лучше крадется, его труднее заметить. При случае можно выучить, особенно если вы решили получить навык Murder. Лишним точно не будет.

Алхимия

Brew healing potion, Brew mana potion (алхимия 20), Brew transformation poison (алхимия 40), Potion with permanent effects (алхимия 60), Make Poison. Варим яды, лечебные зелья, напитки, восстанавливающие ману и превращающие в животных. Для этого, помимо изученного навыка, потребуются ингредиенты, рецепт и стол алхимика. К 100% полезным навыкам можно отнести: лечебные зелья, напитки, восстанавливающие ману, и «с постоянным эффектом».

С первыми двумя, наверное, все понятно. Лечить раны и запас магической энергии лучше своими силами. И дело даже не в деньгах. Путешествуя по континенту, вы найдете столько трав, что не использовать их неразумно. Конечно, травки можно кушать сырыми, но результат будет намного хуже.

Зелья с постоянным эффектом навсегда поднимают одну из характеристик. Здесь со второй части мало чего поменялось. Найти ингредиенты для таких напитков трудно, они хорошо спрятаны, и часто приходится выбирать между зельями. Что поднять: силу, охоту или древнее знание?

Зелья трансформации. Во-первых, необходимости постоянно превращаться в животных не наблюдается. Во-вторых, у зверей мало жизни, как бойцы они никуда не годятся. В-третьих, если хотите побаловаться,пользуйтесь найденными свитками или камнями друидов. Умение варить яд пригодится лучнику, если он решит делать отравленные стрелы. Правда, из-за ошибки скриптов получить навык вам все равно не дадут. Хотя ваши деньги и очки развития при этом израсходуются, и вам даже напишут, что обучение прошло успешно.Но если вы на радостях попытаетесь сварить зелье, игра сообщит, что навык не изучен. Повторный поход к учителю результата не дает. Если вы твердо решили выучить навык Poison blade, ждите патча и берегите бутылочки с ядом.

Poison blade. Отравленное оружие - это чудесно. Противник каждую секунду получает дополнительный урон. Вражеское здоровье стремительно падает. Так и до смерти недалеко, особенно если помочь. Но отравленного оружия немного. А хочется, чтобы любимый клинок был не только острым, но и ядовитым. Навык Poison blade позволяет покрывать лезвия ядом. Для этого нужна бутылка яда. Открываете рюкзак, щелкаете по отраве (спокойно, ваш герой умный, он гадость пить не будет) и выбираете в появившемся списке оружие, которое хотите смазать ядом. Make fire arrows (алхимия 20), Make exploding arrows (алхимия 60), Make poison arrows (алхимия 40). Навыки, предназначенные исключительно для лучника. Травите, поджигайте или взрывайте противников. В любом случае эффект будут лучше, чем от обычных стрел. Однако если вы хотите поставить производство ядовитых стрел на поток, стоит задуматься над изучением навыка Make Poison (правда, это станет возможным, когда ошибку исправят патчем). Иначе яда не напасетесь.

Разработчики позиционировали алхимию как дополнительный навык для мага. Но это далеко не так. Целебные зелья и эликсиры с постоянным эффектом пригодятся любому персонажу. Напитки, восстанавливающие ману, потребуются как магу, так и практически наверняка воину и лучнику.

Создание стрел — навык исключительно для лучника. Создавать напитки трансформации тоже лучше всего получится у лучника. Для них требуются шкуры животных, клыки, рога. А кто сможет достать их без проблем? Точно не маг или воин.

Вот и получается, что алхимия предназначалась для мага, а нужна всем. Но более всего лучнику.

Прочее

Acrobatics. Герой при падении с высоты получает меньший урон. Он также не может разбиться насмерть. Странный навык; от него практически никакой пользы. Особенно если сравнивать со второй и первой частью, где герой благодаря акробатике практически не ходил, а пролетал по несколько метров в секунду.

Endurance of the wolf. После изучения этого навыка герой сможет бежать вдвое дольше. Прием «сверкающие пятки» придется применять часто. Особенно если вы будете гулять по лесам. Монстры, бандиты и орки пощады не знают, поэтому в случае серьезной опасности лучше убежать, восстановить силы и вернуться.

Resistance to cold, Resistance to fire. Увеличивается сопротивление к огню и холоду. Учить, учить и еще раз учить. При небольших затратах вы получите отличный результат и сможете нагло гонять шаманов и прочую нечисть.

Weakness resistance, Poison resistance. Иммунитет к ядам и слабости. Выучите, как только будет возможность. Отравление и слабость — неприятные эффекты, от которых требуется излечиться как можно быстрее. Иначе враги быстро сведут в могилу. Данные навыки помогут раз и навсегда избавиться от головной боли.

[[BREAK]]

Полезные и редкие навыки — где найти учителей

В своих странствиях вы встретитесь с уймой учителей. Они с радостью увеличат ваши характеристики и обучат полезным навыкам. Вот только набор у них однообразный. Выучить такие навыки, как Swordfighter, Heavy crossbow, Large Weapons, Bow, Pick simple lock, можно без проблем. Были бы деньги и очки развития. А наставники всегда найдутся.

Но есть и редкие навыки, для которых учителей найти трудно. Эти учителя не стоят в каждом городе — иногда это уникальный, единственный на всю игру персонаж. И часто помимо денег он потребует выполнить серьезное задание. Или сделать выбор, от которого зависит дальнейший ход игровых событий.

Так где же их искать? Чем задабривать? Что нужно для них сделать? Учителя редких и полезных навыков, мы уже идем!

Боевые навыки

  • Paladin. В паладины вас может произвести только король Робар. Он примет положительное решение после выбора Инноса. Дойдя до конца сюжетной линии, вы поймете, о чем идет речь. Поэтому, чтобы не ломать интригу, опускаю подробности.
  • Regeneration. Король Робар после выбора Инноса. Лидер орков Kan в Faring City. Правда, к нему так просто не зайти, но это уже другой разговор.
  • Master of two blades. Мастерству боя на двух мечах обучают в южном городе Ishtar. Но вам придется заслужить 75% репутации, чтобы доказать свое право на этот навык. Придется поработать на гашишинов. Гордые, но бедные кочевники идут в расход.
  • Large Weapons III. Умению в совершенстве обращаться с двуручным оружием научат только на севере. Ничего удивительного, ведь нордмарцы — лучшие охотники с легким налетом варварства. Боец Hogar из Wolf Clan поделится знаниями, только если вы победите его в поединке. А вот Ugolf из Hammer Clan намного меркантильней и оценивает свои труды в 50 кусков руды.
  • Orc hunter. Помимо умения быстро махать двуручным мечом, Hogar из Wolf Clan расскажет, как правильно бить орков. После наставлений северянина бородатые захватчики поймут, что такое умелый боец со знанием анатомии. Только не говорите им — пусть это будет сюрприз.

Охотничьи навыки

  • Master archer, Orc Hunter. Учителей много, но легче всего найти охотника Candela, что живет рядом с Okara. До него можно добраться практически в самом начале игры. Охотник, ничего не требуя взамен, обучит профессионально обращаться с луком и правильно стрелять в орков. А чтобы не блуждать по лесам, смотрите карту на нашем постере.

Магические навыки

  • Stuff fighting III. Пускай паладины смеются над посохами магов. Но мы-то знаем, что незачем расходовать на гоблина драгоценные заклинания. Целый огненный шар, понимаешь, тратить на мелкую пакость. Ему вполне хватит одного удара промеж глаз. И тому бандиту хватит! И волку не поздоровится… О том, как мастерски драться посохом, расскажет друид Shakyor, которого непонятно как занесло в пустыню. Его вы найдете в окрестностях города Lago, который раскинулся около побережья.
  • Mana regeneration. Мы колдуем и колдуем, а враги все мрут и мрут, не дождавшись, когда закончится мана. А никогда. Потому что восстанавливается безо всяких зелий. Выучить регенерацию маны помогут три мага. Первого вы найдете в храме города Bakaresh. Чтобы туда попасть, придется поднять репутацию до 75%. Второй учитель — Karrypto из Vengard. Третий — водный маг Сатурас на раскопках храма Al Shedim.
  • Dark mage. Хотите в совершенстве овладеть магией Белиара? Сеять среди врагов панику, безумие и забытье? Тогда быстрее бегите в Bakaresh и умоляйте Tizgar вам помочь. Он не откажет, только будьте настойчивы.
  • Learn quickly. Этот навык нужно хватать сразу, как только древнее знание достигнет 100 очков. Учить не только магам, но и воинам. Поэтому не мешкая бегите в Reddock и отыщите Себастьяна. Или загляните к Сатурасу, если оказались в жарких странах.

Воровство

  • Pick impossible lock, Knock down. Говорите, из этого кармана невозможно стащить кошелек? Вы ведь не про этот кошелек, который я держу в руках? После обучения у Лареса из Geldern не останется кармана, куда вы не сможете запустить руку. Этот же вор научит, как правильно бить со спины, чтобы свалить противника с ног.
  • Impossible pickpocketing. Ступайте на фермы города Trelis, отыщите там воришку Peer и попросите обучить вас взламывать сундуки. После кратких инструкций персонажа осенит… И тогда ни один замок не сможет перед ним устоять. Даже самый сложный.
  • Murder. Беспечный противник — мертвый противник. Особенно если подкрасться со спины и одним взмахом перерезать горло. Чтобы воплотить задуманное, нужно заслужить 75% репутации и посетить город Ishtar.

Прочее

  • Acrobatics. Пускай акробатика и потеряла былую славу, вам наверняка захочется взглянуть собственными глазами, как работает умение. Тогда бегите к Kap Dun, отыщите беглого раба и отведите его к охотнику. Если же вы набираете репутацию у хашишинов и отвели беглеца хозяину, придется искать другой способ. Например, можно выполнить поручение Pavel из Silden и попросить научить навыку.
  • Endurance of the wolf. Я все бегу-бегу-бегу по гаревой дорожке… и практически не устаю. Бегать в мире «Готики» очень полезно для здоровья. Особенно если сзади мчится страшный монстр. Поэтому не забудьте посетить Pavel из Silden или друида Torn, стоящего неподалеку от Trelis. Конечно, прежде чем они поделятся таким ценным знанием, придется выполнить их поручения.

Магия

Из мира «Готики» ушла руническая магия благодаря стараниям старого знакомого Ксардаса. Но волшебство не покинуло мир и его не потребуется возвращать, прилагая неимоверные усилия, как обещали разработчики (они, впрочем, много чего обещали, теперь посыпают голову пеплом, извиняются перед игроками, выпускают патчи и мечтают все исправить). Просто магическая система стала другой.

Раньше чтобы получить постоянные заклинания (рунические камни), приходилось вступить в магический орден, узнать рецепты рун и сделать их самостоятельно, предварительно добыв нужные ингредиенты.

Сейчас все гораздо проще.

Сначала открываете колдовскую книгу (она доступна изначально, и в ней расписаны все заклинания в игре) и ищете интересующее заклинание. Смотрите, сколько требуется древнего знания, чтобы выучить колдовство. Если характеристика ниже, отправляетесь к любому магу. Платите ему денежку, и он поднимает древнее знание (траты очков развития прежние: 1 очко — 1 пункт).

Затем отыскиваете нужную статую бога и выбираете из списка интересующее заклинание. За скромную сумму в 500 золотых и 5 очков развития волшебство навсегда поселится в колдовской книге. Пользуйтесь им в любое время суток. Лишь бы маны хватило.

Так как же действует волшебство? Открываете колдовскую книгу и перетаскиваете заклинание на панель быстрого доступа. Выбираете чары щелчком мыши или нажатием на соответствующую цифру на клавиатуре. Прицеливаетесь, если заклинание того требует, и зажимаете левую кнопку мыши. Персонаж какое-то время машет руками (это зависит от типа чар), а потом происходит чудо.

В игре три школы волшебства. Magic of dominance и Summoning magic представляют боги Иннос и Белиар. Огонь и свет против тьмы и смерти. Transformation magic — смесь волшебства друидов и водных магов. Аданосу приходится отдуваться сразу за двоих, что с его мировоззрением неудивительно.

Иннос и Белиар — разные сущности и открыто враждуют друг с другом, но не стесняются в одинаковой степени учить героя заклинаниями. Как-то мелочно получается. За 500 золотых открыть волшебство, зная, что у персонажа колдовская книга набита заклинаниями злейшего врага.

Праздник жизни продолжается долго. В самом конце игры потребуют сделать выбор между божествами и наградят двумя мощными заклинаниями. Аданос, как самый хитрый небожитель, вручит три.

Если вы не хотите тратить очки развития на изучение заклинаний, ищите свитки с чарами. Их можно купить, но проще найти в сундуках. Правда, после прочтения заклятья свиток исчезнет и придется искать новый. Но для воина и этого достаточно.

Magic of dominance

В этой магической школе, несмотря на сомнительное название, преобладают атакующие и защитные заклинания.

Fireball и Meteor — атакующие чары, которые наносят урон одному противнику. Огненный шар станет основным заклинанием на протяжении всей игры. Маны потребляет немного, бьет больно, а создается быстро.

Метеор — волшебство высшей категории, вы получите его в конце игры, когда противники сильно заматереют и огненным шаром их уже будет не пронять. Вот тогда вы и удивите супостатов огромным валуном с небес. Большинству монстров хватает одного попадания, после которого они уже не подают признаков жизни.

Заклинаний, бьющих по площади, тоже два: Flame wave и Fire rain. В первом случае врага обдает огненной волной, во втором с неба льется огненный дождь (в подземелье, что удивительно, оно тоже действует). Эффект такой: все враги, оказавшиеся в радиусе действия, получают урон.

Использовать Flame wave и Fire rain нужно с умом. Эти заклинания произносятся долго, и малейший удар или меткий выстрел лучника перебьет чары, и придется начинать заново. Поэтому важно выбрать, когда колдовать и в какой ситуации. Если бегает куча лучников, лучше даже не пробовать. Ничего хорошего не выйдет. Поэтому советую пропустить Flame wave и сразу выучить Fire rain. А до того времени обойтись огненным шаром.

Из прочих атакующих заклинаний стоит отметить: Summon flaming sword — в руках мага возникает огненный меч, Banish evil — нежити наносится огромный урон, чаще всего она погибает от одного заклятья. Огненный меч — хорошее оружие ближнего боя. Можно использовать, если у мага неразвит навык Stuff fighting.

Остальные заклинания снимают вредные эффекты ( Cure Poison , Strengthen ), лечат героя или друзей ( Healing , Heal other ), освещают дорогу и заменяют факел ( Light ), благословляет оружие, увеличивая его урон ( Bless weapon ) и заставляют любого персонажа помогать герою ( Word of dominance ).

В целом, это магия без особых премудростей. Либо калечим огненными заклинаниями, либо лечим от ран и вредных эффектов. Из интересных заклинаний стоит отметить Word of dominance. С его помощью можно практически любого персонажа заставить перейти на сторону героя. Невольный союзник будет драться насмерть, пока не пройдет действие чар.

Последние три заклинания — Bless weapon, Meteor и Word of dominance — станут доступны, если вы выберете Инноса. Они точно так же учатся при помощи статуи божества.

Transformation magic

Если честно, набор заклинаний особого впечатления не производит. Есть парочка интересных образцов, но в целом — ничего интересного. Эта магическая школа делает упор на призыв союзников. Именно они должны в бою прикрывать мага, пока тот колдует убийственные заклинания.

Кто выступает в качестве поддержки? Разные твари. Можно призвать маленького гоблина ( Summon goblin ) и посмотреть, как его втопчут в землю. Так что лучше, наверное, вызвать ледяного голема ( Summon golem ). Этот монстр гораздо серьезней — он сам кого угодно втопчет.

Но эти заклинания еще нужно выучить. На начальных уровнях можно обойтись заклинанием Tame. Оно берет животное под контроль и заставляет драться на стороне героя. До патча, успев приручить кабана, можно было интересно провести время.

Если хотите, можете сами превращаться в животное ( Animal form ). Время пребывания в звериной шкуре зависит от силы животного и характеристики «древнее знание». Можете порезвиться, побегать волком, носорогом или еще какой-нибудь тварью…

…И понять, что это одно из самых бесполезных заклинаний в игре. У животных мало здоровья, что делает бессмысленным большую силу удара. Что толку от приличного урона, если в бою удается прожить не дольше пяти минут.

А если хотите просто побыть зверюшкой — выполните задания друидов и получите пять шаров. Они позволят обратиться в животное, не изучая заклинание Animal form.

Атакующие заклинания мало чем отличаются от огненной магии. Это ледяное копье ( Ice lance ), которое сильно напоминает огненный шар, волна холода ( Frostwave ) и гроза ( Hailstorm ) — копии Flame wave и Fire rain. В одном случае урон наносится огнем, в другом льдом. Только ледяной взрыв ( Ice explosion ), когда герой запускает ледяные игры, с натяжкой можно назвать уникальным.

Есть одно бесполезное заклинание ( Summon animals ), которое показывает животных, пасущихся неподалеку. Во-первых, зверье и так отлично видно невооруженным глазом. Во-вторых, от того, что вы всех увидели, убивать их легче не будет.

Гораздо интереснее заклинания сна ( Sleep ) и телекинеза ( Telekinesis ). Пускай спящего противника нельзя обворовать, если только вы не выучили воровской навык Master thief. У вас даже может не получиться прокрасться мимо. Стоит подойти поближе — как персонаж подскочит, как будто вовсе не спал. Зато с помощью этого заклинания можно воровать оружие. Легально, среди белого дня, при свидетелях — и не опасаясь получить топором. Делается это так: подходите к персонажу, у которого хотите украсть оружие, и готовитесь произнести чары.

Персонаж сразу становится в боевую стойку. Быстро накладываете чары, и он падает на землю, роняя оружие , которое держал в руках. Спокойно его подбираете. Все, можете разворачиваться и уходить. Таким способом можно быстро собрать уникальный арсенал и заработать приличную сумму денег. Достаточно обойти несколько город и разоружить всех жителей.

От телекинеза пользы меньше, но и он порой может пригодиться. Особенно когда предмет видно, а подобрать его не удается (например, не пускают в комнату). Произносите заклинание и ждете, когда желанная вещица прилетит вам в руки.

Можете поэкспериментировать со временем ( Time bubble ). Это заклинание создает пузырь, в котором персонажи передвигаются оч-чень медленно. Внутри драться неудобно (главный герой тоже двигается как улитка), зато если заманить туда противника, можно безнаказанно обстреливать его ледяным копьем.

Осталось только заклинание, открывающее сундуки ( Open locks ). Оно, конечно, полезное. Можно не учить воровские навыки и не тратиться на отмычки. Вот только получите вы его поздно. Поэтому учитывать его при развитии персонажа нужно, но без воровских умений тоже не обойтись. Pick simple lock и Pick difficult lock придется выучить.

Заклинания — Open locks, Time bubble, Hailstorm — станут доступны, когда вы уничтожите пять артефактов. После этого подойдите к магу Сатурасу и попросите научить чарам.

Summoning magic

Самая интересная магическая школа. Она делает ставку не на прямой урон, а на наложение всяких вредных заклинаний. Потенциал у нее огромный, уже найдены интересные комбинации заклинаний.

Атакующих заклинаний всего два: Lightning Bolt — удар молнией, аналог ледяного копья/огненного шара; Summon lightning — сильный удар молнией (это волшебство вы получите в самом конце игры). Вот и все. Поэтому если Lightning Bolt вам недостаточно, выучите атакующее заклинание из другой школы.

Впрочем, не спешите делать выводы. Прежде чем бить противника, его можно ослабить ( Weaken ) или отравить ( Poison ). Когда проклятья подточат его здоровье, можно от души зарядить молнией.

А чтобы противник не скучал, вызовите скелета ( Summon skeleton ). Хотя если противников много, лучше призвать демона ( Summon demon ). Порождение ада спокойно справится с 6-7 противниками. Правда, обидно, что больше одного вызвать не получится.

С демоном можете попробовать интересный прием. Вызываете его и заходите в город. Если персонажи нейтральны к герою, они будут нападать только на демона. Вам остается стоять в стороне, смотреть на побоище и собирать трофеи.

Зачем это нужно? Например, вы хотите устроить переворот в городе и, чтобы не рисковать, решили уменьшить количество потенциальных противников. И конечно, не забывайте про армию тьмы ( Army of Darkness ). Это заклинание вы получите в конце игры, но оно того стоит.

Но что делать, если вы совершено не хотите драться, а противник не дает пройти? Нашлите на него ужас ( Terror ) и смотрите, как грозный боец, сверкая пятками, исчезает в неизвестном направлении. Или прикройтесь туманом ( Fog ) и, пока враг пытается вас отыскать, быстро скройтесь с глаз.

Но интересней всего работают заклинания Bloodlust — персонаж впадает в ярость и набрасывается на ближайшего человека, и Amnesia — персонаж все забывает.

Когда персонаж впадает в ярость и атакует ближайшего, его действия не воспринимается как агрессивное поведение. Своеобразный поединок — так считают окружающие. И это можно и нужно использовать. Данные действия лучше выполнять, когда вы справитесь со всеми заданиями в городе и репутация у вас будет не ниже 75%.

Подходите вплотную к персонажу, быстро накладываете заклинание Bloodlust. Человек свирепеет и бросается на героя. Он атаковал первым, поэтому руки у вас развязаны. Быстро бьете в ответ и обнуляете ему здоровье.

Когда противник потеряет сознание, собираете трофеи. Затем накладываете на побежденного заклинание Amnesia. Очухавшись, он с удивлением ощупает синяки, посмотрит в пустые карманы и успокоится. Никаких претензий.

Узаконенный грабеж. Если заклинание сна позволяло воровать только оружие, то таким прогрессивным способом можно раздеть практически любого персонажа в игре. И вам ничего за это не будет.

Лишь два заклинания в этом списке вызывают большие сомнения. Первое — обращение ночи в день ( Night to day ). Оно ускоряет время, и сразу наступает рассвет. При этом персонаж восстанавливает здоровье, как будто хорошо отдохнул. Чары работают только ночью.

Какая польза? Затрудняюсь ответить. Да, днем путешествовать приятней. Лучше видно и солнышко радует душу. Но можно обойтись заклинанием свет ( Light ) или взять факел. Чтобы восстановить здоровье? А для чего тогда лечебные зелья? В крайнем случае можно телепортироваться в город, чтобы передохнуть.

Второе — астральное путешествие ( Soul travel ). Душа героя покидает тело и может пройтись по окрестностям. В таком состоянии нельзя драться и подбирать предметы. Ходите и смотрите. Но зачем? Разведка? Так никто не отменял комбинацию quick save/load.

Заклинания Army of Darkness, Summon lighting, Night to day станут доступны, если вы выберете Белиара. После этого ступайте к статуе божества и требуйте положенную награду. Вы ее заслужили.

[[BREAK]]

Список телепортов

Мир «Готики 3» существенно вырос в размерах. А лошадей не завезли. И точно не завезут до самого дополнения. Поэтому приходится ходить пешком, наматывая десятки километров. Хорошо если расстояние до цели небольшое. А если требуется попасть из Fire Clan в Ishtar? Придется мрачно топать через всю карту.

В первый раз прогулка доставит вам удовольствие. Сражение с монстрами, поиски пещер и тайников. Но после шестого-седьмого путешествия хочется лишить разработчиков личных и общественных средств передвижения, чтобы они до конца жизни ходили пешком.

Поэтому во избежание нервного срыва у игроков разработчики сделали быструю систему перемещения. В каждом населенном пункте спрятан камень телепортации. С его помощью вы можете вернуться в город двумя щелчками мыши. И хотя телепорты явно магического происхождения, на перемещение не тратится мана.

Это весьма полезно для воинов и лучников, которые обделены маной. Но телепорты еще нужно найти. Обычно они лежат в укромном уголке и ждут, когда их заберут. Но порой приходится применить силу, чтобы заполучить камень телепортации.

Мы рассмотрим с вами все известные на данный момент камни. Возможно, еще не все найдены, но попасть в любой город «Готики 3» вы точно сможете.

Myrtana

Ardea — на столе, около того места, где начинается игра. Reddock — в пещере внизу лагеря, снимается с тела одного из гоблинов. Cape Dun — на складе торговца; чтобы его заполучить, нужно прокрасться внутрь и своровать. Montera — в заброшенном хижине справа от дома военачальника (интересно, кто там такой богатый, чтобы раскидываться телепортами). Gotha — в доме, где военачальник держит пленника. Камень лежит в сундуке. Чтобы его достать, нужно вызвать начальника на дуэль, победить и, пока он не пришел в чувство, быстренько утащить телепорт.

Faring — внутри первой пещеры, в конце правого туннеля (удивительно, как его рабы не утащили). Vengard Temple — в темной пещере Gotha, среди злобных скелетов. Vengard Throne room — в комнате мага огня, лежит на виду и дожидается героя. Okara — на камне слева от входа, если стоять лицом к лагерю. Silden — к северу от города, в круге камней. Там лежит мертвый шаман, с его тела вы и подберете камень.

Geldern — на ящике около южных ворот; второй камень можно отобрать у персонажа Mirzo. Trelis — в сундуке за статуей Белиара. Выходить нужно через юго-западные ворота. Nemora — выходите из лагеря, поверните направо и немного вверх по холму. Камень лежит в сундуке. Если не можете, найти тщательно обыщите местность.

Varant

Braga — у торговца у северного входа. Чтобы добыть камень, нужно выполнить задание, в процессе которого придется избить торговца. Как вариант, можно наложить заклинание Bloodlust, потом атаковать, забрать камень и наколдовать чары забвения. Ben Erai — лежит на бочке, которая стоит перед шахтами. Чтобы найти камень Lago , ступайте мимо арены на восток, а дойдя до раба Rasul, хорошенько обыщите местность. Камень Ben Sala поищите около кузницы, не ошибетесь.

Bakaresh City — около персонажа Silvio, в западной части города, на крышке колодца. Bakaresh Temple — чтобы попасть в храм, нужно заслужить 75% репутации. Затем спуститесь по лестнице вниз (она в жилой секции) и идите во вторую комнату. Mora Sol — идите на северо-восток от арены и зайдите в дом. Если не ошиблись, найдете на столе телепорт. Ishtar — в этом городе камней хоть отбавляй. Первый — на столе около входа в город. Второй вы найдете в спальне Zuben, это самая дальняя комната за тронным залом. Еще один камень должен быть у персонажа по имени Delazar, но чтобы его достать, придется применить силу. Проще говоря — избить и отобрать. Не слишком изысканно.

Nordmar

Камень Wolf Clan вы обнаружите в доме охотника Ronar — просто забирайте его и уходите. Hammer Clan — в кузнице на скамейке (нет, все-таки какая беспечность!) Fire Monastery — в закрытом ящике, под лестницей на нижнем уровне библиотеки.

Fire Clan — один камень вы точно найдете в доме вождя клана, второй должен быть в каком-то доме. Точнее сказать не могу. Xardas — вот так запросто валяется на столе и ждет, когда его утащат. Не пройдете мимо, даже если захотите.

Про воровство и убийство

Не знаю, какую систему преступления и наказания пытались сотворить разработчики, но только вышла редкостная чушь. После третьей кражи или убийства к герою подходит стражник и предлагает на выбор: отговориться (нужен навык Make excuses), дать взятку или послать доброжелателя в далекие дали.

Выбрав последний вариант, вы спровоцируете драку, в которой поучаствует некоторое количество народу. Дружно получив по зубам, все успокоятся и забудут инцидент. Все — вы снова добропорядочный гражданин. Разве только пострадавшие не будут с вами разговаривать.

Логика железная: раз отбились от стражников — значит, невиновны. Иногда вообще нельзя понять, где ошибки игры, а где кривая концепция. Заходите в хижину посреди дня, нагло вскрываете сундуки и выносите все предметы. И никто ничего не скажет.

Зато освобождая от нежити город Gotha и совершенно справедливо обирая брошенные жилища, я впоследствии получил предупреждения за воровство от только въехавших повстанцев.

И чем дальше, тем хуже. Можно нагло прирезать главаря орков. Стражники, стоящие в пяти метрах от происходящего, даже не подумают вмешаться. Только на выходе пробубнят: «Кто-то прирезал нашего главаря, случайно не ты?» Дав отрицательный ответ, вы с гордым видом выносите трофеи.

Ожидаем патчи? На горизонте уже мелькнул четвертый. Но в городах как царили анархия и брожение умов, так и царят.

Репутация

В «Готике 3» разработчики, не мудрствуя лукаво, увязали на городах практически все задания. Теперь они прикреплены к конкретному населенному пункту. Даже если персонаж сидит в лесу, задание все равно относится к городу. Также теперь за выполненное поручение помимо опыта и золота зачастую одаривают репутацией.

Репутация бывает двух видов: для конкретного города и для какой-либо фракции. В первом случае от нее зависит, пустят ли героя к предводителю. Во всех захваченных орками селениях действует такая система: часть города в свободном доступе — сюда пускают всех, часть для избранных — сюда пустят, только если вы наберете 75% репутации в городе.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь