30 апреля 2007
Обновлено 17.05.2023

Resident Evil 4

Resident Evil 4 - изображение обложка

В японской компании Capcom все-таки работают поразительные люди. С одной стороны, они могут и умеют делать выдающиеся, прорывные игры ( Killer 7 , God Hand ), не жалеют на них сил и денег и даже не боятся выпускать эксклюзивы для одной-единственной платформы ( Dead Rising и Lost Planet под Xbox 360). С другой стороны, эти же самые люди демонстрируют удивительно наплевательское отношение к судьбе РС-версий собственных игр. Onimusha CT , Onimusha 3: Demon Siege , Devil May Cry 3: Dante’s Awakening — все эти проекты блистали на PlayStation 2, но до персоналок добрались в искалеченном виде. Когда анонсировали Resident Evil 4 , мы подозревали, что такая же судьба ждет и его, но до последнего надеялись на лучшее. Естественно, зря.

Не прошло и двух лет

Resident Evil 4 разрабатывался дольше, чем любая другая игра этой серии. Предварительные работы велись еще в период 1998-2000-х гг., но в интенсивную фазу перешли лишь в 2001 году. На GameCube игра вышла в январе 2005-го, осенью того же года она добралась до PS2.

C предыдущими играми серии сюжет Resident Evil 4 связан слабо. Прошло шесть лет после событий в Раккун-сити. Злодейская корпорация Umbrella, создавшая мутагенные вирусы, давно похоронена, но покоя Америке все равно нет: кто-то похищает Эшли Грэм, дочь президента. На ее поиски отправляют Леона Кеннеди (дебютировал в Resident Evil 2), бывшего полицейского из Раккун-сити, а ныне — агента президентской спецслужбы.

Прибыв в глухую испанскую деревню, где в последний раз видели Эшли, Леон сталкивается с полчищем обезумевших крестьян. Они не похожи на зомби, но, как потом выяснится, их контролируют паразиты, заражающие человека через кровь. Руководит ими Осмунд Сэддлер, религиозный лидер (точнее, прикидывающийся религиозным лидером), вынашивающий планы мирового господства. Помимо того, Леону предстоит встреча и со старыми знакомыми — Джеком Краузером, Адой Вонг и Альбертом Вескером.

Кроме принципиально нового сюжета четвертая часть явила миру новый геймплей. Застоявшийся было жанр survival horror наконец сдвинулся с мертвой точки. Четвертая часть серьезно сместила акценты в сторону экшена и привнесла две революционные для серии инновации — нормальную систему прицеливания и обсчет точечных попаданий.

Ближайшим PC-аналогом Resident Evil 4 является, как ни странно, ее собственный эпигон Cold Fear. Камера висит сбоку-сзади, предельно близко к персонажу. Поначалу непривычно, но никаких неудобств от этого не возникает, разве что поле зрения получается узким — противник может подобраться со стороны, а ты его даже заметишь. При стрельбе (для этого надо зажать определенную кнопку, а другой кнопкой стрелять) камера устраивается непосредственно за плечом у Леона, на манер Splinter Cell.

Интересно, что для нас описанное выше не является откровением — экшенов от третьего лица с нормальным прицеливанием хватает. Другой вопрос, что Resident Evil 4 делает то же самое, но с потрясающим вниманием к деталям и идеальным ритмом. Патронов выдается ровно столько, чтобы они поместились в инвентарь и вам хватило их до следующей перестрелки. Если не хватило боезапаса или дело дошло до ближнего боя, Леон с легкостью переходит на поножовщину и мордобой. Весь секрет тут в тонких нюансах, к которым мы на PC не то чтобы привыкли. Выстрел в руку вынудит противника уронить оружие (что будет, если в руке у него окажется динамитная шашка, догадайтесь сами). Попадание в ногу заставит его упасть на пол (удобно при перестрелках рядом с обрывами). Пуля в лицо либо убьет врага, либо заставит в истерике схватиться за рану.

На ближних дистанциях происходит вообще страшное: враги хватают Леона за горло, он истерически палит из дробовика в упор, кто-то вопит, схватившись за голову, кто-то падает, получая обойму в живот.

Сочетание такой вот простой, но продуманной механики и высокой интерактивности дает невероятный результат: оторваться невозможно, даже если ты проходишь игру во второй-третий раз. Напряжение колоссальное, нервы вытягиваются в струну практически постоянно. В один момент вы судорожно палите по медленно окружающей вас толпе, в другой — в ужасе запираетесь в ближайшем доме, глотая по дороге лекарство. Внутри начинается чистой воды зомби-хоррор: селяне ломают двери, бьют окна и пытаются пролезть внутрь. Пока вы в панике двигаете шкафы и серванты, раздается жуткий звук: кто-то завел бензопилу. Ты пулей бежишь наверх, опрокидываешь приставленную к окну лестницу вместе с крестьянами, прыгаешь со второго этажа, бросаешь гранату… Где-то в этот момент или наступает неожиданное затишье, или прибывает новая партия врагов.

Время от времени случаются полуинтерактивные сценки, знакомые по Shenmue и Fahrenheit : вам показывают какой-нибудь ролик (Леон убегает от здоровенного валуна, Леон выпрыгивает в последний момент из падающей вагонетки и т.д.), а в определенный момент на экране появляется комбинация кнопок, которые нужно быстро нажать, чтобы герой совершил то или иное действие. Поединки с боссами только на этом и выстроены: бьют они сильно и метко, увернуться от их ударов, как правило, можно лишь за счет таких комбинаций.

Патроны, аптечки, гранаты подбираются с трупов. Оружие покупается у бродячего торговца, незримо следующего за Леоном по всей игре. Этому же торговцу сбываются драгоценности (дурацкая условность, без которой можно было обойтись), которые тут почему-то валяются чуть ли не на каждом углу. Оружие по мере прохождения можно модернизировать (наращивать огневую мощь, увеличивать меткость, вместимость магазина), линейка здоровья со временем тоже растет.

Как и положено игре двухлетней давности (да еще родом с приставок прошлого поколения), выглядит RE4 чудовищно. Персонажи смотрятся еще пристойно, но вот текстуры и освещение совершенно никакие. На телевизоре в силу низкого разрешения всего этого не было видно, но на мониторе смотреть на это без слез невозможно.

Спасает лишь анимация. Японцы тут вообще очень сильны, а у Capcom аниматоры одни из лучших. Самые обычные движения — прыжки, пинки, перезарядка оружия — сделаны настолько искусно, что наблюдать их — удовольствие само по себе. Точно такая же ситуация была с Devil May Cry 3: там Данте был анимирован так, что уже по одним движениям было видно — парень не промах.

Из персонажей лучше всех удалась Ада Вонг, знакомая с Леоном еще со времен второй части. Она выглядит и ведет себя как классическая роковая женщина — обворожительно улыбается, но при необходимости не пожалеет никого ради достижения своих целей ( that bitch in a red dress , как назвал ее Краузер). Однако на деле Ада оказывается куда человечней, чем о ней думают. Она постоянно помогает Леону и делает это не потому, что оно ей выгодно, а потому, что Леон ей явно симпатичен. Вообще, Леон и Ада, наверное, самые интересные персонажи во всей серии, не случайно вторая часть с их участием получилась лучше, чем первая и третья.

Ключевые моменты сценария выстроены довольно четко, но вот события между ними, откровенно говоря, притянуты за уши. На протяжении всей игры (а это 15-20 часов, не считая особо сложных моментов, которые придется переигрывать) интрига поддерживается за счет одного и того же приема: Леон находит дочь президента, потом ее опять похищают, он снова ее находит, ее снова похищают… Ближе к концу от этого уже начинаешь звереть: сколько можно, в конце концов?

Привет из прошлого

Несмотря на то, что Resident Evil 4 сюжетно не связан с предыдущими играми серии (напрочь отсутствуют зомби, мутагенные вирусы и корпорация Umbrella), определенная преемственность все же имеется. Прежде всего, это относится к двум центральным персонажам игры — сотруднику неназванной спецслужбы Леону Кеннеди и таинственной шпионке Аде Вонг. Оба они дебютировали во второй части сериала (1998), которую многие поклонники считают эталоном классического Resident Evil. Тем, кто второй части в глаза не видел, адресован наш краткий экскурс в историю.

Все началось с проектов фармацевтической корпорации Umbrella, занимавшейся, среди прочего, созданием биологического оружия. Для этой цели служила одна из секретных лабораторий, замаскированная под старинный особняк и расположенная в лесу близ города Раккун-сити. Но однажды, как водится, что-то пошло не так и вирус вырвался на свободу. Первыми его действие на себе испытали сами ученые, а затем и фауна окрестных лесов.

Когда вести о жестоких убийствах в черте города прочно обосновались в заголовках местных газет (пресса, в отличие от городских властей и полиции, видимо, не входила в сферу интересов Umbrella), на выяснение ситуации отправили элитный отряд полиции S.T.A.R.S. Руководить операцией был назначен капитан Альберт Вескер, являвшийся на самом деле одним из сотрудников Umbrella (его работодателям не составляло труда протолкнуть своих людей в полицию). Цель была следующей: заманить подчиненных в злополучный особняк и испытать на них эффективность нового биологического оружия. Но капитан недооценил возможности S.T.A.R.S. — трое его членов (Джилл Валентайн, Крис Редфилд и Барри Бертон) выжили в схватке с мутантами и зомби. В довершение ко всему они уничтожили самую ценную боевую единицу — Тирана. Сам же Вескер, не видя иного выхода, ввел себе вирус, что позволило ему сымитировать свою смерть. Лаборатория в конечном счете была взорвана, но самое страшное было впереди — вирус вырвался на свободу.

Шесть лет назад (а именно столько времени разделяет события второй и четвертой частей) Леон Кеннеди был обычным полицейским в неприметном американском городке Раккун-сити. Служба, правда, продлилась для него недолго — в первый же день произошло событие, навсегда изменившее его жизнь. Город в одночасье захлестнула эпидемия смертоносного вируса, в результате чего заразившиеся люди (а таких было большинство) превращались в плотоядных зомби, искавших, кем бы перекусить.

Вместе с другой выжившей по имени Клер Редфилд (сестрой Криса Редфилда) Леон оказался в самом центре кошмара, который представлял собой захваченный живыми мертвецами Раккун-сити. В итоге герои вместе с десятилетней школьницей Шерри благополучно спаслись, а сам очаг заражения был стерт с лица земли ядерным ударом. Но мысли и чувства Леона в тот момент были поглощены отнюдь не планами на будущее и даже не симпатичной спутницей. Прежде чем покинуть город, Леон повстречался с роковой красоткой Адой Вонг, выдававшей себя за одну из выживших. Но леди в красном явно была не так проста: ее целью было добыть образец того самого вируса, который и вызвал эпидемию, и это ей удалось. Образец предназначался не кому-нибудь, а Альберту Вескеру, собиравшемуся использовать его в корыстных целях. В самом конце Resident Evil 2 шпионка якобы погибает и колба с вирусом отправляется вслед за ней в пропасть. Но перед этим Ада успела основательно вскружить Леону голову, и ее мнимую (как оказалось позже) смерть он переживет очень тяжело.

Горя желанием окончательно покончить с Umbrella (и кошмарными воспоминаниями), Леон покидает полицию и поступает на работу в одну из секретных служб США. Через несколько лет службы ему поручают самое серьезное задание в его жизни — найти и спасти похищенную президентскую дочь. Тут как раз и стартует Resident Evil 4.

* * *

Ну а теперь о том, почему в итоговой графе стоит сразу два рейтинга. Как мы уже говорили в начале статьи, портирование было произведено отвратительно. И дело даже не в жутковатой графике, а в управлении. На клавиатуре играть в RE4 очень сложно — прицелом предлагается управлять при помощи WASD (!), мышь не используется. Можно, конечно, приспособиться и проковылять так всю игру, но нервов будет потрачено на пять лет вперед. Зато если подключить геймпад, все проблемы сразу отпадают и от игры вас уже будет не оттащить. Проблема лишь в том, что наличие геймпада у РС-игроков скорее редкость, чем правило.

И второе: к нам на РС зачем-то портировали PS2-версию, ухудшенную по сравнению с версией для GameCube. В последней все ролики были сделаны на движке игры, чего PS2 позволить себе не могла, так что их пришлось переводить в видеоформат. При портировании на РС эти ролики по-хорошему стоило бы перекодировать в высокое разрешение, но никто этим почему-то не озаботился. Ощущение от здешних заставок такое, как будто тебе их показывают сквозь мутное, сто лет не мытое стекло.

Тем не менее RE4 — игра знаковая, и поиграть или хотя бы посмотреть ее нужно каждому, особенно если у вас есть геймпад. Это единственная игра за последние три года, которую лично я прошел дважды (при нашей работе уделять так много внимания какой-то одной игре обычно не получается), но даже после этого играть в нее было по-прежнему интересно.

P.S. Локализация у «Нового диска» получилась неважнецкая: переведены только субтитры, да и те так себе. Такое ощущение, что толмачи переводили текст, не видев самой игры: например, там, где герои, по идее, должны быть на «ты», они обращаются друг к другу на «вы».


Реиграбельностьда

Классный сюжетда

Оригинальностьда

Легко освоитьда

Оправданность ожиданий: 20%

Геймплей: 9.0

Графика: 5.0

Звук и музыка: 8.0

Интерфейс и управление: 2.0

Дождались? Одна из трех лучших игр 2005 года добралась до РС порядком искалеченной. Но даже в таком виде оторваться от нее невозможно. При условии, что у вас есть геймпад, конечно.

Рейтинг «Мании» (с геймпадом): 8.0

«Отлично»

Рейтинг «Мании» (без геймпада): 5.0

«Средне»

Рейтинг локализации: 1/3

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь