30 июля 2007
Обновлено 17.05.2023

BioShock: прямое включение из Лондона

BioShock: прямое включение из Лондона - изображение обложка

ЧТО? Мрачная антиутопия про идеальный мир, погубленный «лженаукой» генетикой. Одна из самых необычных, атмосферных и ожидаемых игр этого года; возможно, мощнейший прорыв в жанре «экшен с идеей» за последние лет пять.

КАК? Замороченным рейсом через Копенгаген и Стокгольм выбраться на одни сутки из плавящейся от ранней жары Москвы в прохладный Лондон. И все ради того, чтобы пережить два культурных шока и один микроинфаркт за три часа неотрывной игры в один из лучших шутеров наших дней.

О BioShock написано уже не меньше, чем о Ленине. Только наш журнал пристально следил за этой игрой со времен самого первого анонса и той завораживающей пятнадцатиминутной демки, которую мы с открытыми ртами наблюдали в наглухо запечатанной комнатушке компании Take Two на прошлогодней Е3. С тех пор мы ловили эту игру по всем мировым выставкам, наблюдали за бешеными скачками главидеолога проекта Кена Левайна во время очередной презентации на X06 и с лупой изучали каждый выпущенный ролик.

Если вы по каким-то удивительным причинам не в курсе, откуда вдруг столько ажиотажа, то поясняем: BioShock вот уже год видится нам чуть ли не главным спасителем жанра «умный шутер», игрой исключительно оригинальной и творческой, но при этом выглядящей как по-хорошему дорогой блокбастер.

BioShock выполнен в редком для нашей индустрии стилистике ар-деко — атмосфере такого своеобразного ретро-будущего, каким оно виделось режиссерам фантастических фильмов 30-х годов. Тут среди небоскребов гигантских ламповых компьютеров прогуливаются дамы в мехах и шляпках с павлиньими перьями, чугунные человекоподобные роботы работают официантами и разносят джентльменам в смокингах сигары и шампанское, а из хрустящего радиодинамика раздаются булькающие звуки танго. Короче, если вы играли в Fallout или видели замечательный фильм « Небесный капитан и мир будущего », то понимаете, о чем речь.

Действие игры происходит в Рапчуре — подводном городе будущего, где в конце 40-х годов прошлого века будто бы поселились лучшие представители рода человеческого. Там же они открыли чудесное биологическое вещество под названием эдам. Принимая даже небольшие дозы эдама, средний человек проходил серию стремительных мутаций и буквально на глазах становился быстрее, сильнее, умнее остальных представителей рода человеческого. Многочисленные генетические эксперименты и попытки жителей Рапчура стать сверхлюдьми в один прекрасный день привели к катастрофе. Умные машины перестали работать, перегорела система искусственного подводного климата, а все население города-сказки разом сошло с ума…

До сегодняшнего дня мы видели BioShock только «из-за плеча»: все пресс-показы игры были заранее спланированы и хорошо подготовлены. И только во время лондонского визита нам впервые удалось по-человечески поиграть в PC-версию (все видео, которое до этого показывали широкой публике, было снято c варианта для Xbox 360).

Океан страха

BioShock — игра, которая полностью проходит под водой, но на самом деле начинается в воздухе. Самолет, перевозивший главного героя через Атлантику, внезапно начинает падать, и после короткой отключки мы приходим в себя посреди океана. Мимо глаз плавно уплывают на дно остатки чьего-то багажа, разлившееся топливо горит прямо на волнах, а в нескольких десятках метров с гулким металлическим скрипом погружается под воду сам самолет. По всем заветам телесериала « Остаться в живых » авиакатастрофа никак не могла произойти в случайном месте — и неподалеку от тонущего героя обнаруживается небольшой островок, который (вот же удивительное совпадение!) оказывается входом в секретный подводный город.

Пока мы на лифте-батискафе спускаемся на морское дно (идти-то все равно больше некуда), на стене включается небольшой проектор и дает первую вводную: « В Ватикане человек принадлежит Богу, в советской Москве человек принадлежит всем! В Рапчуре уже сегодня наступила великая эпоха сверхлюдей — новой расы, вершины эволюции человечества ». Трескучий голос из приемника, рассказывающий о прелестях жизни в идеальном обществе будущего, моментально настраивает на правильный лад и дает нужный заряд атмосферы.

Вообще, в плане антуража у BioShock все предельно хорошо. Рапчур — мертвое, сырое и, честно сказать, довольно жутковатое место, ничего похожего мы с вами еще не видели в компьютерных играх. Подводный город дышит какой-то вязкой, особенной атмосферой, которая буквально сочится из экрана: в каждом утробном скрипе гигантских металлических перекрытий, через заросшие водорослями иллюминаторы, со звуком глухих шагов где-то вдалеке или страшных, нечеловеческих криков — в паутине коридоров. Едва оказавшись там, вы сразу испытывается абсолютно дикие эмоции — смесь детского восторга, ужасного любопытства и искреннего страха.

Конечно, если судить по совсем уж высокому счету, то Irrational Games не изобрели ничего принципиально нового. Они взяли концепцию своей восьмилетней давности игры System Shock 2 (которую, кстати, разрабатывали в сотрудничестве с ныне покойной, но культовой компанией Looking Glass ) и аккуратно перенесли место действия с затерянной космической станции в подводный город. И — вот ведь парадокс! — назвать такой подход неоригинальным у нас даже язык не поворачивается — настолько впечатляюще и свежо выглядит BioShock.

Едва откроются двери лифта, игра стремительно закружит вас в безумном водовороте событий. Сперва местные жители попытаются открыть ваш батискаф, проломив стекло обломками трубы. Затем они попытаются сделать то же самое с вашим черепом. Едва вы успеете схватить случайный разводной ключ и кое-как разогнать мутантов, как по радио с вами выйдет на связь человек по имени Атлас — один из немногих выживших обитателей Рапчура. Без умолку он будет рассказывать вам о том, что за страшная беда случилась с городом, что в нем сейчас происходит и кто все эти вооруженные заточенными крюками и прыгающие по стенам люди. Попутно Атлас немного поработает туториалом, сообщит о других выживших, а также заодно попросит спасти его семью, « которая все еще где-то там ».

Вот еще одна удивительная особенность этой игры: несмотря на всю изолированность мертвого подводного города, вы никогда не почувствуете себя одиноко в Рапчуре. Буквально каждую секунду здесь что-то будет происходить. В тот самый момент, когда вы поймете, что довольно долго находитесь в тишине, дизайнеры уровней заботливо подбросят какой-нибудь сюрприз. Например, устроят классическую шутерную «темную» (вдруг закроют за спиной дверь, выключат свет и вывалят на голову десять визжащих мутантов). Или же озадачат какой-нибудь тривиальной головоломкой (растопить огнеметом лед, чтобы пробраться через завалы). Наконец, просто (чтобы вы не скучали) подбросят леденящий душу аудиодневник одного из бывших обитателей Рапчура.

Надо сказать, что эти монологи бывших сверхлюдей создают чуть ли не половину всей атмосферы BioShock . Стоя по колено в воде в заброшенном морге, очень, знаете ли, душещипательно слушать откровения доктора Штайнмана, пластического хирурга, который возомнил себя Пикассо и помешался на идее сделать при помощи скальпеля внешность всех своих клиентов идеальной. В конце второго уровня мы с ним даже встречаемся. Окончательно потеряв человеческий облик, с воплем: « Исправить, исправить лицо! », доктор выхватит автомат Томпсона и будет гонять нас несколько минут по коридорам Рапчура. Сердце во время этой встречи колотится с космической скоростью, а от всего происходящего внутри становится по-настоящему жутко.

Иррациональный подход

Во время лондонского показа BioShock нам удалось пообщаться с одним из идеологов игры — директором Irrational и просто хорошим человеком Джо Макдонахом. Вместо отведенных по протоколу пятнадцати минут мы проболтали чуть ли не час. Мистер Макдонах, обильно жестикулируя и не стесняясь через каждое предложение сыпать словами на букву « f », говорил, что современные шутеры как жанр фактически зашли в тупик: « Они превращаются в гремящие и мигающие лампочками аттракционы — пока ты катаешься, тебе хорошо и весело. Затем карусель останавливается, пять минут ты находишься в состоянии дежурной эйфории, а потом — бах! — и в голове снова пусто ».

По словам Джо, люди просто забыли, что экшены могут не только повышать уровень адреналина в крови, но и, например, заставлять игроков думать, пытаться изучить и понять окружающий тебя мир, а не просто проломиться по нему с шотганом, попутно стреляя во все, что шевелится.

Irrational пропагандируют принципиально иной подход к играм, нежели большинство современных разработчиков.«Почему мы сделали шутер в стиле ар-деко, действие которого происходит под водой? Да потому что, блин, никто до нас не делал шутеров ар-деко под водой! При выборе сеттинга, мира игры, многие думают: «Так, все покупают фэнтези-игры — сделаю-ка и я что-нибудь такое про орков». При этом мало кто реально понимает, что игроки ценят прежде всего оригинальность. Любопытство и жажда новых ощущений — слушайте, разве не ради этого люди вообще играют в компьютерные игры?»

Джедаи и мы

По динамике BioShock довольно разнородна: неторопливые, практически медитативные моменты, когда вы бродите по пустым коридорам, изучаете дневники и пересчитываете патроны в револьвере, периодически сменяются резкими адреналиновыми перестрелками с мутантами. Впрочем, интерактивного тира не ожидается — по своей внутренней сути BioShock скорее даже не экшен, а ролевая игра. По ходу сюжета главный герой собирает эдам и при помощи легких инъекций развивает свои параметры, прокачивает дополнительные умения, разучивает перки — в общем, делает все как в серьезных RPG. Похожая система, кстати, существовала в System Shock 2 и в сильно упрощенном виде напоминает прошлогодний Dark Messiah of Might and Magic.

Развивать в этой игре можно и нужно буквально все — даже для стандартных видов оружия (кроме револьвера и автомата мы наблюдали еще и смертельно убийственный дробовик) предусмотрено несколько типов патронов. Обычные, разрывные, бронебойные, электромагнитные — в зависимости от конкретной ситуации вам пригодятся все.

Помимо обычного оружия в игре также будет практически своя «магия». Находя по уровням специальные генетические сыворотки (плазмиды), наш герой сможет развить сверхъестественные способности. В той версии, в которую мы играли в Лондоне, нам довелось пострелять молниями, прямо из рук, щелчком пальцев, высекать целые столбы огня и по-джедайски притягивать предметы на расстоянии (самый простой фокус — схватить летящую на вас гранату и запустить ее обратно в удивленное лицо отправителя). Отдельно от других стоят хакерские навыки, при помощи которых главперсонаж может взламывать охранные системы или автоматы по продаже патронов, аптечек и «хайпа» — генетической смеси, необходимой для пополнения «маны». Сам взлом систем обставлен на манер простенькой головоломки типа Pipe Dream — за ограниченное время от нас требуется собрать «трубу» из разбросанных по квадратному полю кусочков.

Наконец, один из самых разрекламированных аттракционов BioShock — охота за эдамом — на практике выглядит просто феерически. Если вы вдруг не читали наших предыдущих публикаций, то напоминаем, что эдам собирают Маленькие Мертвые Сестрички (Little Sisters), вытягивая его гигантским шприцем из тел погибших обитателей Рапчура. Сестричек охраняют Большие Папаши (Big Daddies) — закованные в чугун и вооруженные до зубов мутанты. Так что если вы хотите добраться до запасов юных собирательниц, сперва придется иметь дело с Папашей.

За время лондонской демонстрации мы дважды бились с ними и можем сказать, что это что-то с чем-то. Разъяренные Папаши наотмашь бьют пудовыми кулаками, пробивают стены, выносят перегородки и крушат все вокруг. Они в несколько раз сильнее и злее нашего героя, так что спасти вас смогут только хитрость, скорость, правильное использование энергии плазмидов и, конечно же, солидный запас бронебойных патронов. На уровне сложности Normal перестрелка обычно длится не менее пяти минут, и, поверьте, эти минуты покажутся вам часами, организм получит годовую дозу адреналина, а по вискам потечет пот.

Кстати говоря, убив Папашу, вовсе необязательно добивать Сестричку. Найдя ее в каком-нибудь темном уголке (обычно по звуку всхлипов), вы встанете перед выбором: свернуть ей шею и забрать весь эдам или же приватизировать лишь небольшую часть и отпустить маленькую мутантку на свободу. Разработчики намекают, что от того, как вы будете обращаться с Сестричками, будут зависеть развитие сюжета и концовка BioShock .

Здравствуй, Папа, новый год!

1. Надели маски кроликов, слонов и алкоголиков. В том, что некоторые обитатели Рапчура выглядят несколько… мм… экстравагантно, нет ничего удивительного. Катастрофа, которая привела к массовому помешательству всего местного населения, случилась ровно в праздничную ночь на новый 1959 год. Так что этот мужчина, должно быть, просто возвращался с маскарада.

2. Кто твой папочка? Мерцающие красные фонари на батискафе Папаши предвещают крупные неприятности. Эти жуткие аквалангисты — самые страшные и живучие противники в BioShock, своего рода мини-боссы. Чтобы завалить одного такого, иногда нужно с выпученными глазами бегать кругами минут десять реального времени. Однако — вот же чудеса природы! — в глубине души все Папаши исключительно добрые и мирные создания и нападают только в случае агрессии с вашей стороны.

3. С добрым словом и автоматом Томпсона. Знаменитый «томми-ган», так хорошо знакомый нам по шутерам про Вторую мировую, — самое универсальное оружие BioShock . Он появляется еще на первых уровнях, но используется чуть ли не до финальных титров. Меткий, быстрый, страшно убойный: зарядите его бронебойными патронами и смело идите на медведя охотиться на Папашу.

4. Сантехника вызывали? Вода в BioShock буквально повсюду. Сверху, снизу, по сторонам. Она льется из прорванных труб, стекает по ступенькам и просачивается сквозь обшивку подземного города. Научившись использовать первую стихию с умом, ее можно легко превратить в грозное оружие. Вот, смотрите: в нашем случае Папаша и его друг топчутся в огромной луже. Если в этот момент убрать «томми-ган» и пальнуть по воде электрическим разрядом (можно прямо из рук — вы же, в конце концов, тоже мутант!), то безжалостные вольты по всем законам физики стремительно распространятся в жидкой среде, и наших друзей натуральным образом замкнет. Папашу — на некоторое время, а мужчину с маскарада, возможно, навсегда.

* * *

Поиграв три часа в BioShock, мы уже сейчас, за два месяца до релиза, можем с уверенностью сказать: это совершенно точно НЕ проходная игра. Неповторимая динамика, выдержанная атмосфера, безумное число тонкостей и нюансов — это очень особенный, ни на что не похожий шутер. Если вся остальная игра будет выдержана так же, как и первые три уровня, то вполне возможно, что в августе нам придется иметь дело с одним из главных претендентов на титул игры года. Ни больше, ни меньше. Главное сейчас — не сглазить.

P.S. «Игромания» благодарит компанию Take Two, а также фирму «1С» (российский издатель BioShock ) за помощь в организации поездки в Лондон.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь