Игра в материале
Combat Mission: Shock Force
?Рейтинг
Игромании
?Рейтинг
игроков
PC
Жанр: Стратегия, Пошаговая стратегия, Стратегия в реальном времени
Серия: Combat Mission
Мультиплеер:  Интернет, локальная сеть, hot-seat (2)
Разработчик: Battlefront.com
Издатель: Battlefront.com
Издатель в России: СофтКлаб
Дата выхода: 27 июля 2007
Дата выхода в России: 28 сентября 2007
Combat Mission: Shock Force

Combat Mission: Shock Force

В разработке — Combat Mission: Shock Force
...блиц-шахматы от мира варгеймов. Разработчики отводят на каждое сражение 50-60 минут реального времени (или соответственно 50-60 ходов), но этого хватает за глаза. Плюс, как и любые реальные боевые действия, это прежде всего позиционная война. Схватки с
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
В разработке
Combat Mission: Shock Force

Наряду с английским крикетом, карточным вистом и керлингом варгеймы по-прежнему остаются крайне специфическим, узкоспециальным жанром. Сколько бы ни ждали от них «человеческого лица», они, несмотря на все заверения, по-прежнему остаются уделом избранных. Такая специфика.

Комбат на Миссии

Затаившийся на крыше террорист с красным прицелом готовит теплую встречу американской технике.

Серия Combat Mission — это, с одной стороны, заслуженный ветеран и классика жанра военных игр. С другой — Battlefront.com всегда старались держаться в авангарде. Одними из первых они начали вводить честное 3D (пусть и страшное как смертный грех), пытались скрестить реальное время с пошаговой системой. С каждым разом, надо заметить, получалось все лучше. Но после Combat Mission: Afrika Korps (2004 год) дело почему-то заглохло. Но наше личное знакомство с пресс-версией Shock Force показало — время не было потрачено впустую.

Сюжет Shock Force — типичное политическое теоретизирование, гипотетическая современная война на Ближнем Востоке. Несколько взрывов «грязных» бомб в восточных городах оказываются делом рук сирийских исламистов, и с благословления всего остального мира американские морпехи отправляются туда наводить демократию. Сирийская армия готовится дать отпор чужеземцам. Вооружена она, кстати, АКМ и прочими образцами советско-российской промышленности (тонкий намек). Да что там автоматы — даже передвигаются арабы на чем-то подозрительно напоминающем отечественные «Жигули».

За что Battlefront.com можно похвалить, так это за достоверность. Историческая правда, конечно, отпадает сама собой, но порой складывается впечатление, что Shock Force основана на реальных событиях. Благо у разработчиков перед глазами был наглядный пример войны в Ираке. Сирийцы не лезут вперед, они пытаются оборонять ключевые рубежи (к примеру, закрепиться на берегах Иордана), устраивают засады на городских улицах и предпочитают пускать ракеты из-за барханов. Американцы полагаются на превосходство в технике, расстреливают врага с безопасной дистанции и дорожат каждым бойцом.

Кампания предусматривает лишь американскую версию развития событий, зато отдельные миссии можно сыграть как за тех, так и за других. Разнообразие радует, а для тех, кому такого разнообразия мало, предусмотрен редактор карт.

Восточный колорит

Камера позволяет заглядывать танкам буквально «под юбки». Только вот зачем? Особых красот там не увидишь.

Миссии, доступные на данный момент, объединяет характерная деталь — мы всегда в меньшинстве. Если не численно, так качественно. Юнитов здесь всегда дается немного. Пара танков и БТР для американцев или пять-шесть сирийских пехотных отрядов — вот и все. Карты тоже не поражают размером.

Shock Force — это действительно блиц-шахматы от мира варгеймов. Разработчики отводят на каждое сражение 50-60 минут реального времени (или соответственно 50-60 ходов), но этого хватает за глаза. Плюс, как и любые реальные боевые действия, это прежде всего позиционная война. Схватки слишком скоротечны, чтобы их ход можно было изменить, сражения тут выигрываются еще на стадии планирования.

Зато детализация происходящего, как и положено, на самом высоком уровне. Имеется целая куча параметров, расписывающих едва ли не то, что солдат ел на завтрак и насколько негодяй завхоз разбавил горючее для танка.

Поэкспериментировав с режимами игры, Battlefront.com решили дать геймерам самим выбрать наиболее подходящий. Предлагается два варианта — полный real-time и пошаговый real-time. С первым все понятно: расставляем солдат, нажимаем на кнопочку — и вперед, во славу того, на чьей стороне вы в данный момент воюете. Вот только сражения в таком режиме являются вещью довольно сложной. Во-первых, с местной камерой управиться сложнее, чем с ядерным реактором. Да и найти подходящий вид проблематично — танки то заслоняют весь экран, то превращаются в ползущих по столу тараканов, а золотой середины не наблюдается. Во-вторых, интерфейс тоже оставляет желать лучшего: выбираем юнит, потом выбираем вкладку «Движение», отмечаем, какой именно тип движения нам нужен... А бои в Shock Force, как уже говорилось, протекают стремительно — пока будете возиться, от ваших отрядов ничего не останется.

Услышав, что где-то артиллерия попала под раздачу, американская пехота галопом срывается с места.

Второй режим тоже знаком поклонникам Combat Mission. Здесь можно не спеша, с чувством, с толком провести расстановку, отдать приказы, после чего минуту наблюдать, во что наши команды вылились на поле боя. По окончании хода дают посмотреть повтор — очень удобно, учитывая, что бои зачастую идут в разных уголках карты и поспеть всюду решительно невозможно (еще один аргумент в пользу пошагового режима).

Уже получивший дозу комплиментов реализм Shock Force заключается еще и в отказе от стереотипов. Привыкшие к оружию Второй мировой поклонники варгеймов с удивлением обнаружат, что современная война ведется совсем по другим правилам. Среднестатистический танк может легко пробить через полкарты и оторвать голову зазевавшемуся противнику, так что редкие барханы становятся жизненно важным укрытием. Противотанковое оружие работает не только против танков — приземлившийся в толпе пехотинцев снаряд тоже наделает немало шума. К тому же едва ли не все войска научились ставить дымовую завесу. Умение «пустить дым в глаза» нынче в моде.

Вообще, скорость и мощность заметно выросли. Вряд ли это кардинальным образом скажется на игровом процессе, но чему-то точно придется учиться заново. Что не может не радовать, учитывая постоянный разговор о том, что жанр последнее время застоялся.

Ужасы войны

Вид сверху не слишком красив, зато позволяет хорошо оценить происходящее.

Варгеймы традиционно принято ругать последними словами за графику. Однако в данном случае хочется начать с комплиментов — юниты уже сейчас смотрятся вполне прилично. Это, конечно, не Far Cry и даже не Warcraft 3, но по современным стандартам удовлетворительно. При взгляде на местные отряды поневоле начинаешь испытывать ностальгию по коллекции пластмассовых солдатиков, убранной в чулан. Вот только бегают эти модели по абстрактному пространству, больше всего напоминающему грубо сшитое лоскутное одеяло. Местные здания — кубики, обтянутые текстурами низкого разрешения. Да и количество деталей не радует. Голая пустыня без единого кустика или деревца — зрелище вполне сюрреалистическое. Качественные юниты только подчеркивают безобразность окружения. Но если Battlefront.com подтянет ландшафт к релизу, мы сможем всерьез говорить о каких-то положительных изменениях во внешнем виде варгеймов.

Анимация пока что не вызывает положительных эмоций — ее почти нет, солдаты переходят из положения стоя в положение лежа практически минуя промежуточные фазы. Но это еще что! При виде танка, подскакивающего на барханах, как пущенный с горы валенок, испытываешь настоящее потрясение. Или вот еще момент — указываешь машине с сирийскими боевиками цель через два квартала. Фирменная линия-указатель Combat Missions протягивается до места назначения прямо сквозь дома и заборы. Думаете, автомобиль двигается в обход? Ничего подобного, мчит в соответствии с проложенным курсом, продираясь сквозь ограды и снося углы зданий.

AI для Combat Missions всегда был больным местом, и в Shock Force положение вещей остается неизменным. Особенно забавляет ситуация, когда сирийские автоматчики бросаются врассыпную от колонны танков, и боевые машины, точно так же, врассыпную, начинают гоняться за ними по узким улочкам. Гусеницами задавить решили, что ли? Ваши подчиненные, оставленные без присмотра, действуют более логично (залегают, попав под обстрел, и не вылезают из укрытия без необходимости), но и у них бывают ляпы. Опять же надеемся на исправление.

* * *

Такая противоречивая получается Shock Force. С одной стороны, это типичная Combat Mission и вообще образцово-показательный варгейм: головоломные бои, ворох статистики и жуткие проблемы с графикой. С другой — он серьезно отличается ото всех прочих представителей жанра. Вот только, как говорил герой фильма «Умница Уилл Хантинг», «в мире очень мало людей, способных заметить разницу между нами». Если вы из их числа, то Shock Force нужно обязательно дождаться.


Будем ждать? Свежий взгляд на хардкорные варгеймы при сохранении классической основы. Плюс занимательное политическое теоретизирование, плюс весьма приличная для варгеймов графика. Combat Mission по-прежнему в авангарде.

Процент готовности: 70%

Комментарии
Загрузка комментариев