01 сентября 2007Особое мнение
Обновлено 30.08.2023

Контекст оценки

Контекст оценки - изображение обложка

Некоторые лингвисты утверждают, что художественные произведения принципиально непереводимы на другие языки. Главный довод в пользу этой теории заключается в том, что практически ни одно слово в разных языках не имеет точных соответствий по значению. В словарях есть лишь наблюдения и советы, а точных соответствий быть не может, потому что у каждого слова в каждом языке своя история и свой контекст, и вот их-то при переводе донести нельзя.

Если приплюсовать к этому массу частных особенностей, то картина становится совсем уж безрадостной. Например, в английском языке можно написать текст таким образом, что пол рассказчика будет совершенно непонятен (если только текст не от третьего лица), потому что родовых окончаний в английском нет. На русский язык перевести такое просто невозможно.

Подобных доводов можно нарыть еще много, но общий смысл ясен: как ни изгаляйся, стопроцентно точный и адекватный перевод невозможен.

Какое все это имеет отношение к играм и «Игромании»? Самое непосредственное. У нас (да и любого игрового издания) в качестве такого непереводимого языка выступают оценки и топ лучших игр года. За всю историю нашего журнала не было еще НИ ОДНОЙ сколько-нибудь значимой игры и ни одного топа, который устраивали бы абсолютно всех. Каким бы взвешенным ни был рейтинг, всегда найдутся недовольные.

Язык оценок предназначен для того, чтобы кратко и емко выражать отношение к игре. Если объяснять на словах, чем хороша и чем плоха игра, нужно несколько тысяч, а то и десятков тысяч знаков, а в оценке это можно сделать при помощи пары цифр. Такой рейтинг понятен всем, кто более или менее ориентируется в играх, он требует минимум пояснений.

Придираться к оценке почти всегда бессмысленно, даже если она кажется неправильной. Оценка — это наименьшее из возможных зол. Она выставляется людьми, а не универсальной машиной из палаты мер и весов. На решение же людей влияет множество факторов. Их игровой опыт, характер, темперамент, возраст (замечено, что с годами люди начинают тяготеть к более спокойным играм), обстановка (трудно проявлять благосклонность к играм про Вторую мировую, когда ими завалено все вокруг), мнение друзей и коллег и еще миллион вещей. Одним словом, контекст. Тот самый контекст, перевести который НЕВОЗМОЖНО В ПРИНЦИПЕ.

Таким образом, оценки отражают лишь мнение конкретных людей в конкретном контексте, и ничего больше. Выставить абсолютно объективную оценку просто нельзя.

Та же история с топами. Если годичный топ-20 еще можно составить (хоть и с большим трудом), потому что он охватывает относительно небольшой промежуток времени, то рейтинги 10/20/50/100/1000 лучших игр (да и не только игр — чего угодно) в истории, которыми часто грешат многие издания, — штука в высшей степени бессмысленная. В качестве примера приведем топ-10 лучших игр в истории, составленный недавно авторитетным британским журналом Edge.

  1. The Legend of Zelda: Ocarina of Time (Nintendo 64, 1998)

  2. Resident Evil 4 (GameCube, PS2; 2005)

  3. Super Mario 64 (версия для Nintendo 64, 1996)

  4. Half-Life 2 (PC-версия, 2004)

  5. Super Mario World (версия для Super Nintendo, 1990)

  6. The Legend of Zelda: A Link to the Past (версия для Super Nintendo, 1991)

  7. Halo: Combat Evolved (Xbox-версия, 2001)

  8. Final Fantasy XII (PS2, 2006)

  9. Tetris (1985)

  10. Super Metroid (Super Nintendo, 1994)

Что можно сказать об этом топе? Только покачать головой и посетовать, что в нем есть Half-Life 2 , но нет первой части (значительно лучшей, на мой взгляд). Есть Final Fantasy XII , но нет Final Fantasy VII , которую изо всех «Финалок» вспоминают чаще всего. Про засилье «Зельд» и «Марио», которые надоели еще в начале 90-х годов, и говорить нечего. Вопросов не вызывает лишь тетрис, но это такая игра, которую все почитают, но никто особенно не любит.

Самим сотрудникам Edge этот рейтинг, может, и кажется объективным, но каким, скажите на милость, образом можно оценивать игры для разных платформ и из разных эпох? Трудно даже сравнивать ощущения от двух похожих проектов, которые разделяет небольшой промежуток времени, — впечатления от старой игры со временем блекнут. Это все равно что противопоставлять на конкурсе красоты 20-летнюю девушку и 70-летнюю бабушку: 50 лет назад она тоже была красивой, но кто об этом помнит? Лично я сейчас никак не могу для себя решить, что лучше — The Darkness или Chronicles of Riddick. Обе игры от одного разработчика, и ощущения от них очень похожие, но «Риддик» вышел три года назад (если считать от Xbox-версии), и память о нем уже поистерлась.

Еще контекст сильно зависит от географических факторов. Журнал из маленькой страны в итогах года непременно вставит в собственный топ игры от отечественных производителей. В США ни одно издание не может позволить себе проигнорировать игры про американские виды спорта. Мы тут можем недоумевать, почему какой-нибудь Madden NFL у них в пяти номинациях, а у нас он никому даром не нужен, а дело всего лишь в контексте.

Так что когда в следующий раз соберетесь писать нам гневное письмо по поводу того, что « этот #^ &*@ незаслуженно опустил игру X!!!», подумайте лучше, есть ли в этом смысл. Оценки отражают всего лишь наше видение игры и являются не более чем приложением к рецензии.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. А может и совпадать.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь