08 марта 2008
Обновлено 17.05.2023

Горячая линия: игрострой

Горячая линия: игрострой - изображение обложка

24 часа в сутки вопросы по созданию, модифицированию и вскрытию игр принимаются на адрес gamedev@igromania.ru и по SMS на короткий номер 1121 с префиксом dev (в начале сообщения печатаете слово dev, а затем, через пробел, сам вопрос). Стоимость каждого SMS — 10 центов. Обратите внимание, ответы на вопросы даются только в журнале.

При изучении редактора WorldBuilder для Command & Conquer 3: Tiberium Wars наткнулся на непонятный инструмент Border Tool. Пробовал применить этот модификатор на практике — ничего не вышло. Редактор говорит, что инструмент не имеет настроек. Как и зачем он тогда вообще используется?

Инструмент Border Tool служит для определения границ периметра вашей карты. Юниты и другие структуры могут проявлять какие-либо формы активности исключительно в пределах обозначенной игровой территории, за ее пределами — ни-ни. Несмотря на то что базовый периметр на карте обозначается автоматически (оранжевый прямоугольник), вы можете обозначить на уровне еще несколько зон и активировать их, например, при помощи скриптов на время выполнения определенных заданий. Также периметры можно использовать для своеобразного поощрения игрока за успешное выполнение миссии. Выполнил задание — получил доступ к ранее заблокированному участку на карте.

Для определения нового периметра на уровне выполните следующие действия. Активируйте инструмент Border Tool (седьмая кнопка с конца на панели инструментов). Затем ухватитесь левой кнопкой мышки за один из углов рамки и измените границы карты. При этом можете даже не пытаться изменить положение левого нижнего угла оранжевой плоской фигуры — оно намертво зафиксировано.

В октябрьском «Игровом редактировании» вы рассказали о плагине под Obsidian Neverwinter Nights 2 Toolset, который позволяет делать ландшафты на основе черно-белых карт высот. А существуют ли какие-нибудь более простые утилиты для скоростного терраформинга — чтобы весь процесс генерации проходил автоматически?

Для самых ленивых у нас на примете есть один плагин к официальному редактору NWN 2 — M4C Land & Tree Generator. С его помощью вы сможете случайным образом сгенерировать ландшафт местности, после чего выполнить рандомную (то есть случайным образом) посадку деревьев, кустарников и прочей растительности на полученной земле.

Работать с модулем довольно просто — подключаете его к редактору уровней, выбираете из списка плагинов, настраиваете ряд параметров генерации ландшафта/растительности и жмете кнопочку с надписью Generate. Быстро, удобно, но… очень некачественно. Ландшафты, полученные с помощью данного плагина, выглядят, мягко говоря, страшновато — весь рельеф уровня представлен небольшими горными цепями и впадинами, плоских участков практически нет. Где, спрашивается, прокладывать дороги, строить деревни и города, создавать русла рек и котлованы озер? Так что автоматизм автоматизмом, но доводить уровень до ума все равно придется вручную.

На страницах «Игромании» вы часто рассказываете о правилах расстановки источников света (ламп) на уровнях к самым различным играм. Меня интересует следующий вопрос: данные правила распространяются только на сцены, созданные в крупных пакетах 3D-моделирования, или они касаются и обычных игровых уровней тоже, например карт для S.T.A.L.K.E.R.? Что будет, если вообще не устанавливать источники освещения на карту? А если добавить их слишком много?

Вы видели хоть одну игру, где не было бы источников света? Это же не игра получится, а комната страха какая-то. Так что да, те принципы, которые мы разбирали, верны для всех компьютерных игр и для всех движков. В мелочах расстановка ламп может отличаться — например, на просторных уровнях под открытым небом нужен, по сути, лишь один большой источник света (солнце), на закрытых локациях (например, внутри здания) требуется расставить значительно больше источников света, но маленьких.

Насчет того, можно ли переборщить с источниками освещения? Да, и запросто. Это распространенная ошибка любительских карт и модов: когда ламп слишком много, карта получается засвеченной. Иногда из-за этого всего лишь теряется игровая атмосфера, а иногда случаются проблемы посерьезнее: в некоторых комнатах вообще ничего не понятно — столько там понатыкано ламп.

Создавая уровни для трехмерных игр, важно помнить, что источники света — это очень тонкий инструмент, который позволяет нужную атмосферу, определенное настроение у геймера. Правильно подобранное освещение способно вытянуть даже очень слабенькие с точки зрения дизайна локации. И наоборот — плохой свет убьет уровень с гениальным дизайном.

Сделал в редакторе для Titan Quest: Immortal Throne несколько классных, на мой взгляд, уровней, внедрил их в игру. Все нормально, сбоев нет. Но стоило только поиграть с настройкой параметров баз данных игры и заменить ряд текстур самодельными, как перестала запускаться оригинальная игровая кампания — оно вываливается в Windows с ошибкой. В чем проблема?

Никакой проблемы здесь нет, а есть хитрые и коварные разработчики, которые решили, что простым смертным не стоит править своими шаловливыми ручонками базовые настройки игры. Создавать собственные моды на базе существующих моделей и текстур — это сколько угодно. Но если вам захочется сделать, допустим, скелетов размером с дом или карликовых циклопов, которые будут копошиться под ногами, словно крысы, то ничего не получится. Даже текстуры поменять нельзя — мало ли, что вы там удумаете? Может, вы хотите раздеть главного героя и отправить его в таком виде разгуливать по уровням. А настоящие герои, если они, конечно, не Беовульфы, совершают подвиги только в полной экипировке.

Не так давно начал знакомство с 3D-графикой и первым делом решил освоить 3DS Max. В интернете я наткнулся на скриншоты из «Макса», где во всех окнах отображается затекстурированная модель. Подскажите, как добиться такого же результата?

Нет ничего проще. Запустите «Макс», щелкните правой кнопкой мышки по названию любого проекционного окна и в выпадающем меню выберите пункт Smooth + Highlights. Таким образом, вы активируете режим отображения 3D-каркаса и текстуры одновременно. Чтобы в настраиваемом проекционном оконце были видны ребра модели, вновь кликните правой кнопкой мышки по названию вида и в контекстном меню выберите пункт Edged Faces. По описанной нами схеме вы можете включить опцию показа текстур, формы и ребер для каждого из трех оставшихся видов.

Вопрос месяца

На днях решил смоделировать простенькую модель персонажа для S.T.A.L.K.E.R. (уж очень надоели мне местные мутанты, сталкеры и всяческие зверушки). Придумал персонажа, сделал на бумаге набросок, затем погрузился в Maya 8.5 и слепил трехмерную модель. Однако увидеть свой маленький шедевр в игре мне так и не удалось — при приближении к объекту на расстояние более чем в 10 метров игра зависала и вываливалась на рабочий стол с ошибкой. Отсюда у меня и возник следующий вопрос — какие ограничения накладываются на модели персонажей, создаваемых в «Максе» и «Майе», движком X-Ray Engine?

Первое и основное требование к моделям, выдвигаемое движком X-Ray, — число полигонов, затрачиваемых на одного персонажа, не должно превышать 5000 (разработчики настоятельно рекомендуют уложиться в 3000). Требование довольно условно: в принципе, движок X-Ray способен переваривать модели NPC из куда большего числа полигонов, однако если в процессе игры вы встретите с десяток-другой hi-poly-монстров, то готовьтесь к сильным тормозам, которые могут подвесить игру.

Требование номер два — необходимо поместить созданную модель NPC по центру координат в Maya или 3DS Max. Третье требование — при создании персонажа нужно использовать только метрическую систему измерений. Это означает, что габариты созданной вами модели в Maya или в «Максе» должны соответствовать реальным размерам объекта. Например, если в жизни высота персонажа составляет 1,67 м, то и в Maya нужно создавать его по этим же самым размерам.

Требование четвертое — использование UV-разверток текстур, специальных X-Ray-шейдеров и групп сглаживания. Что касается требований к скелету NPC, то тут разработчики настоятельно рекомендуют не использовать соединения (джойнты, joints), содержащие следующие трансформации: scale (масштабирование), rotate (вращение), transform (трансформация). Для присоединения скелета к поверхности лучше использовать только инструмент Smooth Bind (вызывается из меню Skin\Bind Skin\Smooth Bind в Maya).

Ну и, пожалуй, последнее ограничение, накладываемое на модели персонажей движком X-Ray: крайне не рекомендуется использовать в скелете более 54 костей: это может сильно сказаться на FPS в игре. А теперь самое интересное — X-Ray не предъявляет практически никаких требований к анимациям NPC. Это означает, что вы можете при оживлении 3D-модели персонажа использовать все стандартные средства Maya и «Макса» — инверсную кинематику, ограничители, применять физику во время анимирования.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь