31 января 2009Игры в разработке
Обновлено 17.05.2023

Crayon Physics Deluxe

Crayon Physics Deluxe - изображение обложка

Мятый лист бумаги в клетку. На нем неровными мелками изображено: дерево (две коричневые линии — это ствол, извилистая зеленая дуга — листва, красные кружки — яблоки) и синее кудрявое облако. Курсор мыши — детский фломастер. Это — Crayon Physics Deluxe , обладатель Гран-при Independent Games Festival 2008 , главная игра следующего года по мнению некоторых радикально настроенных сотрудников «Игромании».

Любой человек, который еще не забыл, каково это — быть ребенком и ходить в школу, при первом контакте с Crayon Physics гарантированно почувствует себя пятнадцатилетним подростком, вооруженным мелком. Вопрос о том, что именно нужно изобразить на стартовой «странице», отпал сам собой. Позабытым движением, но ровно, в один росчерк, рука вывела единственный на свете предмет, адекватный данной ситуации (пусть каждый сам вспомнит, что он когда-то нарисовал в подъезде). Предмет возник возле дерева с яблоками, совершил сальто в воздухе и строго по законам физики упал в траву.

На заборе написано

« Мой главный источник вдохновения — книга «Гарольд и фиолетовый мелок », — признается создатель игры, двадцатипятилетний финн Петри Пурхо (наш звонок застал его в Монреале, где он должен был выступать на конференции разработчиков игр). — В ней Гарольду, пятилетнему ребенку, захотелось погулять при луне. Луны не было — он ее нарисовал. Чтобы идти — добавил дорожку; чтобы не было скучно — небольшой лес вокруг; чтобы лес кто-то охранял — дракона. Все кончилось тем, что Гарольд изобразил свою собственную спальню (откуда, собственно, и началось его путешествие) и сладко заснул ». Это — исчерпывающее описание геймплея Crayon Physics Deluxe. Здесь точно так же имеются волшебные мелки, и, подобно маленькому Гарольду, мы с их помощью сами себя развлекаем.

Если попытаться подойти к Crayon Physics с привычными жанровыми характеристиками, то получится двумерная головоломка, по механике схожая с The Incredible Machine , Armadillo Run или недавней World of Goo. Цель игры — докатить кружок до звезды, преодолев препятствия вроде пропастей или стен.

Все меняет тот факт, что арсенал вспомогательных механизмов ограничен исключительно вашей фантазией. Мы сами рисуем все , что заблагорассудится. Нацарапанные мелками объекты тут же обретают физические свойства, исходя из которых определяется поведение фигуры. Круг покатится. Квадрат будет твердо стоять. Упавший с большой высоты объект сдвинет другую фигуру с места. Предметы получаются именно те , что мы нарисовали. Нет никакого трюка или фокуса, они не подменяются относительно похожими трапециями (см. недавний флэш-клон Magic Pencil ).

Кроме того, в дело вступает контекст. Если в границах уже готовой фигуры нарисовать точку, игра воспримет ее как ось. На нее, соответственно, можно цеплять другие предметы, чтобы собирать механизмы: нарисуем окружность — будет колесо; добавим вытянутый прямоугольник — катапульта. Наконец, если соединить две оси одной прямой, линия потеряет жесткость и получится веревка. Crayon Physics использует особый геймплейный язык, но его несложно освоить.

Свобода творчества

Цель каждого уровня — довести шарик до звезды. Казалось бы, тут не за что зацепиться, неоткуда начать постройку. Только не в Crayon Physics Deluxe! Мы покажем лишь три способа решения задачи. Сможете найти еще?

Один островок чуть выше другого. Самый очевидный вариант прохождения — нарисовать мост. Это не наш метод! Протянем между ними веревку, а чтобы шарику было веселее путешествовать — посадим его на машинку (декор транспортного средства — по желанию).

Чтобы механизм не развалился до начала эксплуатации, соедините все детали между собой и обязательно приподнимите конструкцию над землей — нужно место для рычага. Стена на другом острове не даст шарику улететь.

Собрать такое, на первый взгляд, громоздкое устройство — дело одной минуты. Нужно нарисовать стену, перекинуть через нее веревку (на одном конце — кабинка с нашим шариком, на другом — груз). Чтобы снизить трение, добавим два шкива.

В коробке с карандашами

Этот момент приходит не сразу, его нужно глубоко прочувствовать. В голове постепенно укладывается, что можно вот так запросто нарисовать все что угодно. А потом безграничная, опьяняющая свобода захлестывает игрока. От возможностей, которые дает Crayon Physics Deluxe, голова идет кругом.

Охватывает какой-то дикий восторг, неудержимое желание экспериментировать. Сама игра все еще боится отпустить вас, вежливо объясняет свои правила: вот нарисованная пунктиром линия, пожалуйста, обведите ее, получится мостик… К черту мостик! Я нарисую стену, воткну в нее ось, приколю к этой оси здоровенную клюшку и ей ударю по шарику так, что он перелетит через пропасть! Или поймаю его в клетку, положу на катапульту и метну точно в цель! Или устрою веревочную передачу с двумя катушками, сброшу в пропасть груз — он перетянет шарик! Или натяну под ним веревку, а потом уберу противовес, чтобы выстрелить, как из рогатки! Или…

По большому счету, игрок здесь сам создает себе геймплей. Да, тут около семидесяти этапов с различными загадками, но самый знаковый среди них — практически пустой уровень. В нем есть платформа, на которой лежит шарик, а где-то в воздухе висит звезда. И все. Хотите, нарисуйте длинный извилистый туннель, толкните «яблоко» и решите задачу в один ход. А можно уронить сверху здоровенную глыбу, а потом, пока шарик летит в пропасть, попытаться успеть нарисовать под ним пол. Здесь вы сами задаете ритм игры. Вы и геймдизайнер, и дизайнер уровней, и арт-директор.

Эта особенность — главное достоинство Crayon Physics Deluxe и ее же главная беда. Она наивно верит в сознательность игрока. А отнюдь не все готовы искать красивые решения. Кто-то просто загромоздит экран тоннами огромных коробок — вдруг что-нибудь получится!

У Crayon Physics Deluxe идеальный, совершенный внешний вид. Линии выглядят абсолютно естественно. Неприспособленность мышки для аккуратного рисования замечательно вписывается в стиль игры — получаются по-детски неряшливые, простые, очень трогательные картинки. Crayon Physics Deluxe — вершина эволюции строительных пазлов. В The Incredible Machine инструментарий в виде различных механизмов был задан заранее, в Armadillo Run мы собирали предметы из «спиц» и «платформ» — и вот, наконец, от начала и до конца рисуем их сами.

* * *

В завершение нашего разговора мы поинтересовались, чем Петри собирается заняться после Crayon Physics Deluxe. « После? После я навсегда оставлю разработку игр (на другом конце света корреспондент «Игромании» упал со стула).Шутка. Я влюбился в компьютерные игры, когда в восемь лет прошел Super Mario Bros . Уже тогда я понял, чем хочу заниматься всю жизнь. Моей первой работой был текстовый квест, правда, с небольшим багом — его можно было пройти, просто нажимая Enter. Надеюсь, теперь мои игры стали лучше. Создавать их — мое призвание. Это требует больших усилий, занимает много времени. Но оно того стоит! » Ну что тут скажешь. Святой человек.


Будем ждать? Трогательный, вдохновляющий, революционный инди-шедевр про рисование мелками в тетради.

Процент готовности: 90%

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь