08 марта 2009
Обновлено 17.05.2023

Микростоковая фотография

Микростоковая фотография - изображение обложка

Сто лет назад позволить себе семейное фото могли только очень богатые и знаменитые люди. Пятьдесят лет назад альбом, полный черно-белых фотографий, был показателем статуса. Десять лет назад обладатель цифрового фотоаппарата с настоящим ЖК-дисплеем казался всемогущим волшебником, пять лет назад цифромыльницы уже наводнили привокзальные комиссионки, а еще через пару лет каждый любитель считал своим долгом приобрести зеркалку и повесить в окошке статуса гордую фразу «серьезно занимаюсь фотографией» или что-то в этом роде.

Все это привело к тому, что сегодня у каждого из нас накопились гигабайты фотографий, которые в беспорядке валяются по разным папкам и хаотично висят на десятке-другом фотосайтов. Снимки эти разного качества и содержания, и разница между фотолюбителем и профессиональным фотографом лишь в том, что любитель вывешивает свои карточки в бесплатных фотоальбомах (и получает, в зависимости от ситуации, стандартные «афтар жжот» или «горизонт завален»), а профессионал загружает снимки в фотобанки и живет припеваючи.

Сегодня мы вновь расскажем вам, как стать миллионером в интернете. На этот раз речь пойдет о микростоковой фотографии.

Откуда взялись фотобанки

Фотобанки вообще появились довольно давно, в 60-х годах ХХ века: к тому моменту у фотостудий и отдельных фотографов накопилось множество снимков, а количество заказов все увеличивалось. Спрос на фотографии резко подскочил (научно-популярные журналы требовали все больше качественных, ярких иллюстраций и архивных снимков), а фотографы просто сбивались с ног, самостоятельно пристраивая работы. Примерно в то же время издатели осознали, что покупать готовую фотографию гораздо дешевле, чем самостоятельно арендовать студию или засылать спецкоров куда-нибудь в Новую Зеландию.

Так появились посредники — фотобанки, которые бесплатно забирали фотографии у корреспондентов, группировали их по темам, придирчиво отбирали лучшие и предлагали их издательствам. Первые фотобанки открылись при информационных агентствах, потому что к тому времени у них уже собрался внушительный фотоархив. Система работала просто: покупатель выбирал снимок, платил фотобанку, тот отчислял фотографу проценты, а N-ную сумму оставлял себе «за заботу».

На рубеже веков классические фотобанки переехали в интернет. Многие из них, например Associated Press Images ( www.apimages.com ), по-прежнему закрыты для простого смертного: чтобы хотя бы просмотреть фотографии, нужно пройти муторную процедуру регистрации и не раз объяснить инспекторам, зачем вам нужен доступ к их эксклюзивным фотографиям. А некоторые архивы доступны без авторизации: в старейшем российском фотобанке ИТАР-ТАСС ( www.tassphoto.com ) можно свободно просмотреть эскизы фотографий последних лет.

Банки, но не для варенья

Вслед за классическими фотобанками, поставляющими «серьезные» фотографии — портреты политиков и снимки думских заседаний, репортажи с Олимпийских игр, горячих точек, фотографии со спутников, — пришли микростоковые фотобанки (микропейментовые стоки, стоковые банки).

Микростоки — это все те же хранилища изображений (фотографий, иллюстраций, иногда даже видео), которые свободно принимают их от любого желающего и за символическую плату любому желающему продают. Каждое изображение стоит от нескольких центов до пары долларов, чем качественнее и больше по размеру снимок, тем выше цена. Конечно, сколотить состояние, продавая фотографии по 15 рублей, невозможно. Но в этом-то и соль микростоков! Благодаря Royalty Free-лицензии (о ней ниже) продавать фотографию можно бесконечное количество раз, и чем лучше кадр, тем больше денег он принесет. При этом все права на изображение остаются у фотографа, и он продолжает продавать фотографию, а покупатель получает только право на ее использование (фото можно печатать в журнале, публиковать на сайте, вмонтировать в коллаж и т.д.).

Сейчас все чаще говорят, что микростоки — это бизнес для ленивых, работа XXI века: я отдыхаю, мои фотографии продаются, а денежки все капают!

Просто и легально

Микростоковый бизнес родился в Северной Америке (первый фотобанк iStockphoto открыл канадец Брюс Ливингстон (Bruce Livingstone), поэтому правовая сторона вопроса проработана с соответствующей дотошностью. Чтобы продавцы и покупатели не судились почем зря, в микростоках существует несколько видов лицензий.

Royalty Free

Royalty Free (лицензия без дополнительных отчислений) — основной вид лицензии на микростоках, и о ней мы расскажем поподробнее. В целом по этой лицензии фотография может продаваться неограниченное количество раз. После продажи все права на изображение остаются у автора, а покупатель получает карточку и возможность использовать ее по своему усмотрению с незначительными ограничениями. Фотографу при этом выплачивается фиксированный гонорар, который не может быть изменен в дальнейшем, пусть даже его фотографию напечатают на борту первого межгалактического корабля или буклет со снимком разойдется миллионным тиражом.

Достоинства Royalty Free-лицензии:

  • низкая стоимость фотографий (обычно до $2);
  • простота покупки;
  • большой выбор неплохих снимков (в микростоках собраны миллионы и миллионы кадров на одну тему);
  • можно продавать фотографию бесконечное количество раз.

Недостатки Royalty Free-лицензии:

  • быстро обогатиться невозможно;
  • качество изображения во многих микростоках оставляет желать лучшего;
  • изображение не эксклюзивно: сегодня его купили вы, а завтра — ваш конкурент;
  • ограничение на тираж и способы использования снимка (нельзя использовать фотографии в рекламе, в порно и т.п.);
  • на территории РФ понятие «Royalty Free» пока — пустой звук. Если вы хотите легально продавать и покупать фотографии в России, извольте заключить с агентством бумажный договор на передачу имущественных прав с подробным их перечислением. Западные микростоки, разумеется, к такому не готовы, и российский покупатель, пользующийся благами зарубежных фотобанков, изначально покупает карточку на свой страх и риск. Случись что — российский суд без колебаний встанет на сторону фотостока. То же самое и с российскими фотографами: нет бумажного договора — нет прав, ничего ты им не продавал и ничего они тебе не платили.

Как бы то ни было, этот вид лицензии основной, он чаще всего используется в микростоках: покупатель не несет никаких скрытых затрат (деньги уже уплачены, сумма оговорена окончательно), а фотограф волен легально продавать карточку где ему заблагорассудится по сто раз на дню.

Extended Royalty Free

У обычной Royalty Free-лицензии есть существенный недостаток: купленные таким образом фотографии нельзя использовать там, где они становятся частью коммерческой составляющей товара — на кепках, книжках, футболках, кружках, календарях и т.п. Это логично: купив привлекательную карточку за пару долларов, покупатель поместит ее на обложку и заработает куда больше денег. Для защиты фотографов придумали Extended Royalty Free — расширенную лицензию без дополнительных отчислений.

Принцип работы у нее тот же: деньги выплачивают единоразово, все авторские права остаются у фотографа и он может продать свою карточку еще хоть миллион раз, зато покупатель волен помещать изображение куда угодно и печатать его любым тиражом. Стоит это не очень дорого — $20-50, однако покупатель должен понимать, что за дешевизной охотится не он один: иногда уважаемые компании покупают снимки одной и той же модели по лицензии Extended Royalty Free, а потом удивляются, что реклама у них одинаковая.

Right Managed

Для умных и опытных дизайнеров существует лицензия Right Managed. По ней тоже можно продавать карточки сколь угодно много и часто, но, как правило, только в одном фотобанке, который еще и хранит историю покупок. Это гарантирует покупателю относительную безопасность: вот он, список купивших фотографию, ваших конкурентов в нем нет, зато есть повод отдать $200-300 за понравившийся снимок. Открытые микростоки такую лицензию обычно не используют — это удел классических фотобанков и более традиционных ресурсов вроде http://alamy.com.

Exclusive Buyout

Вот они, наконец, пухлые пачки долларов! По лицензии Exclusive Buyout вы можете продать фотографию только однажды, зато сразу за $3000+. Есть только один минус — уж очень редко на фотостоках берут снимки за такие суммы: на эти деньги можно и собственного фотографа нанять.

Плюс ко всему эксклюзивные права распространяются на всю серию фотографий. Если вы месяц снимали одну и ту же машину или весь день прыгали вокруг одной и той же модели, не смейте выставить всю серию по Royalty Free-лицензии, а самую удачную фотокарточку продавать эксклюзивно. За такие вещи не только штрафуют, но и банят: изволь уважать тех, кто платит тебе такие деньги. Причем «шанс» нарваться на бан довольно велик: некоторые фотобанки не дают удалять фотографии, пока они не провисят на сайте определенное время (больше 3 месяцев, например). И если в этот период у вас кто-то купит карточку по эксклюзивной лицензии, вы сами себя загоните в угол.

Большинство стоковых фотографов эту лицензию боготворят, но в ее светлое будущее не верят. Где гарантия, что в других фотобанках, пусть менее известных, карточка из этой серии не продается по обычной лицензии и что ее уже не купили все желающие? Гарантии нет. Более того, в 50% случаев нет даже гарантии, что эту фотографию снимут сразу после того, как вы ее купили.

Editorial

Это хитрая лицензия для тех, кто хочет всего и сразу, в нашем случае — хорошую фотокарточку за небольшие деньги, чтобы, скажем, проиллюстрировать новостную заметку или колонку, а не использовать ее в корыстных целях. Стоит снимок по лицензии Editorial недорого, а все изображенные люди не имеют права требовать с покупателя какое-либо вознаграждение, однако Editorial исключает любое коммерческое использование фотографии. На стоках такие карточки обычно не продаются — спрос на них низкий, да и предложение невелико, уж больно мало за них платят.

Сколько накапало?

Фотобанки очень гибки в смысле оплаты — они переводят деньги через сервисы PayPal , Moneybookers , оформляют гонорары банковскими чеками и переводами. Некоторые стоки, правда, заморачиваются с выплатами, только когда у вас на счету накапливается определенная сумма — например, больше $100 или $500. За сколько вы сумеете сколотить состояние? Стокеров можно условно разделить на несколько категорий:

  • Любитель. Выложил 50-200 снимков среднего качества, в месяц добавляет 10-20 изображений и зарабатывает около $50-300 в месяц.
  • Продвинутый любитель. В портфолио 200-300 фотографий довольно высокого качества или до 1000 средних фотографий. В месяц добавляет 50-100 новых снимков и получает до $1000.
  • Матерый стоковец. Собрал от 1000 карточек приличного или от 500 снимков очень высокого качества, постоянно пополняет портфолио и зарабатывает $1000-4000 в месяц.
  • Стоковый монстр. Это стоковая элита, таких людей во всем мире не больше пятисот. У них в портфолио 5000+ снимков, они непрерывно его пополняют и расширяют тематические рамки. Монстры зарабатывают от $4000, но стоки для них — самая настоящая работа, они впрягаются в эту лямку каждый день.

Кому и зачем все это нужно?

Теперь вы знаете основные виды лицензий, и пора поговорить о вашем потенциальном покупателе. Кому нужны ваши непрофессиональные, неэксклюзивные карточки?

Перво-наперво, нам — дизайнерам, издателям, журналистам. «Игромании» еще хорошо живется, мы ведь иллюстрируем статьи скриншотами, и найти или сделать их не так уж и сложно. А представьте тяжелые будни редактора, который год за годом ищет фотографии для журнала «Я люблю готовить» или «Девичьи истории»? Ведь в каждом номере сотни иллюстраций, и все они однообразные: там — морковка и половник, здесь — сплошь зареванные физиономии и ноги, торчащие из-под одеяла. А ведь есть еще и интернет, который пожирает фотографии с невероятной скоростью!

Микростоки — самое настоящее спасение, тут иллюстрации обновляются с бешеной скоростью, за качеством следят придирчивые эксперты, да и платить нужно на порядок меньше, чем традиционным фотобанкам или, упаси боже, собственным корреспондентам.

Во-вторых, стоки, особенно в кризис, — манна небесная для всех фрилансеров, фотографов-любителей и даже профессиональных журналистов. Последних, конечно, совсем не радует продавать карточки по десять рублей за штуку, но отказаться тоже выше их сил.

В-третьих, фотобанки выгодны собственным владельцам. Ведь гонорар фотографа — это 30-70% с каждой продажи, остальную сумму фотобанк забирает себе и, поверьте, тратит ее не только на зарплату экспертов и содержание серверов.

Почему именно фотобанк

Отчего пару лет назад вокруг фотобанков начался такой ажиотаж? Во многом потому, что это реальная возможность заработать деньги, занимаясь любимым делом и живя в своем ритме, — никто ведь не заставляет вас ходить в офис и ежеквартально отчитываться красномордому боссу по итогам продаж. А продажи тем временем растут: вы становитесь известным стоковым фотографом, к вам приходят новые клиенты, вы становитесь востребованным, у вас заказывают фотосессии… Более того, деньги приносят не только карточки, сделанные в последние несколько месяцев, — фотографии двух-, трех- и даже пятилетней давности отлично расходятся.

Фотобанки — это тот самый пассивный доход, о котором мечтают миллионы. Ведь стоки — это интернет, а он работает без новогодних праздников и перерывов на обед. Снимки продаются даже тогда, когда фотограф спит, кутит и курит кальян. Более того, фотобанки существенно расширяют границы вашего рынка. Даже так — они просто стирают границы. Ваши работы могут купить где угодно и для чего угодно, но денежки неизменно упадут вам в кошелек.

Как продавать?

О том, как самореализоваться в фотобанках, можно написать несметное количество книг. Но чтобы продать свою первую карточку, вам достаточно знать лишь самые простые вещи.

Внимательно читайте текст лицензии: принципы работы везде одинаковые, но некоторые фотобанки изменяют в условиях буквально пару предложений, и суть от этого меняется.

Ни за что, ни под каким предлогом не публикуйте чужие фотографии. Все карточки должны быть вашими и только вашими. Люди, которые продают фотографии своих друзей-приятелей или давно умершей родни, есть, но, чтобы получить это право, им пришлось изрядно повозиться, да и фотографии эти всегда уникальные. Если же простого смертного уличат в том, что он «одолжил» снимки у соседей по локалке, — это клеймо позора, штраф и безвременный бан.

Никогда не тратьте время на фотографии, которые вам «просто хочется разместить в своем портфолио». Фотобанки — враждебная среда, выживает в ней сильнейший, быстрейший и умнейший, то есть тот, кто знает своего покупателя в лицо. Перед тем как залить снимки в банк (а еще лучше — перед тем, как вообще брать в руки фотоаппарат), представьте, для кого вы работаете? Это журнал о животных, женский журнал или сайт, посвященный вкусной и здоровой пище? А если целевое издание посвящено декору приусадебного участка, то почему три четверти вашего портфолио — самолеты с последнего «МАКСа»?

Самые ходовые фотографии — это снимки людей (младенцев, счастливых девушек и женщин, деловых мужчин), интерьера (в основном предметов на белом фоне), еды, воды, животных крупным планом; от иллюстраторов требуются в основном текстуры или ни к чему не обязывающие, нейтральные фоны для веба.

Впрочем, не стоит себе льстить: даже если вы отберете самые лучшие снимки из своего архива, это не значит, что они сразу попадут в фотобанк. Прежде чем оказаться у вас в портфолио, все снимки проходят через инспекторов — специально нанятых людей, которые следят за наполнением фотобанка и качеством фотографий. О качестве надо поговорить отдельно.

Говорю — «качество», думаю — «фотобанк»

Вы, конечно, будете смеяться и показывать пальцем, но архивы фотобанков — собрание самых лучших фотографий, которые только есть на планете. За качеством тут следят очень строго: четкий фокус, правильная экспозиция, кадрирование, отвечающее замыслу, никаких шумов, артефактов, горячих пикселей, пятен и пальцев на объективе, высокое разрешение и высокое dpi. Снимайте для фотобанков в идеальных условиях — и получите идеальные фотографии. И снимайте, пожалуйста, на цифру, по возможности в RAW и с максимально возможными настройками — фотобанкам не нужны сканированные карточки и размытое в Photoshop зерно.

У каждого в душе сидит червячок, который хочет надуть дядьку-инспектора: вот тут я сейчас подрежу, там штампом чью-то голову уберу, уровни подправлю, резкость повышу, наведу лоск — и попробуй только отказать, гадина! Инспектор не оценит, он отклонит снимок с лаконичной формулировкой «резкость, шумы, кадрирование». И в результате вы останетесь с карточкой, над которой сидели полдня, а в дело так и не пустили. Даже если вам удастся обвести вокруг пальца инспектора (все мы люди, и он может быть в хорошем настроении), то уж покупателя вы точно не проведете. Напоровшись пару раз на снимок с искусственно завышенной резкостью или на скан с пленки, нормальный бильдредактор просто поставит крест на вашем портфолио: зачем ему платить деньги врунишке?

Снимайте на цифру так, как будто вы попали на Луну и у вас пленочный фотоаппарат, — то есть дотянуть что-то на компьютере вы не сможете. Общее правило — не теряйте время с плохой карточкой, себя не обманете.

Стоки, кстати, здорово помогают развиваться в профессиональном плане: требования к качеству фотографий очень высоки, инспекторы рассматривают снимки при большом увеличении, и многие, начиная снимать для стоков, резко повышают свое мастерство.

Нишевая фотография

Некоторым особняком в микростоковом бизнесе стоит нишевая фотография, когда фотограф выбирает себе некую отдельную узкоспециализированную тему и работает только в ее рамках. О ней нам расскажет «конный» фотограф Ксения Римская (Tristana, www.tristana.ru ), которая всему миру продает фотографии лошадей (все «лошадиные» снимки в этой статье сделала она):

[Ксения]: Нишевая фотография — это одна из крайностей, в которые впадают стокеры. Одни стараются максимально разнообразить портфолио, фотографируя самые продаваемые сюжеты — бизнес, гламур или предметная съемка, — а другие сосредотачиваются на конкретной теме.

Одним из самых ярких и успешных нишевых фотографов я считаю бельгийца Эрика Исселе (Eric Isselée). На некоторых микростоках у него скопилось уже 7000 снимков, и все они посвящены одной и той же теме: животные на белом фоне, от золотых рыбок до слонов. Он в буквальном смысле этого слова монополизировал это направление.

Хорошо или плохо быть нишевым фотографом? Вот несколько доводов за и против:

  • узкоспециализированное портфолио легко находится покупателем, и почти всегда он что-нибудь у вас купит — выбрать-то не из чего. Однако и круг покупателей ограничен;
  • фотограф, делающий что-то эксклюзивное в рамках нишевой фотографии, волен назначать любую разумно высокую цену и при этом быть уверенным, что снимки будут продаваться;
  • монополизировав ту или иную нишу, можно не бояться, что перерыв в работе на месяц-другой сильно отразится на доходах. Владельцы универсальных портфолио вряд ли могут этим похвастаться.

Впрочем, нишевая фотография вряд ли подходит начинающим: чтобы создать достойное портфолио, нужно научиться чувствовать и даже предчувствовать желания покупателя, очень четко представлять себе особенности микростоковой фотографии и вообще микростокового рынка.

Вывести некий универсальный алгоритм поиска нужной темы для нишевой фотографии мне сложно, он слишком индивидуален. Сама я стала снимать лошадей неслучайно: однажды заглянула в список самых востребованных запросов и заметила, что туда неизменно входит слово «лошадь», но в топе лучших фотографий лошадей нет. Я решила, что спрос есть и он очень высок, но предложение далеко от идеала и не способно этот спрос удовлетворить. Я попробовала обычную «конную» фотографию, широко представленную в фотобанках, подогнать под наиболее популярные на микростоках способы обработки, цветовые и композиционные решения — много света, белый фон и т.д. И у меня получилось!

Я думаю, что сейчас микростокам остро нужны макрофотографии живой природы. Да, любой фотограф, регистрируясь в фотобанке, тут же увидит напоминание: «Мы не нуждаемся в фотографиях цветов, ваших собак и кошек, пейзажей и т.д.». Тем не менее кошки и собаки Эрика идут нарасхват, а уж пейзаж а-ля Windows с этим его голубым небом и травяным ковром принес не одну тысячу долларов не одному стоковому фотографу.

Подводные камни

Головная боль стокового фотографа — это фотографии людей. С одной стороны, это самые нужные снимки, а с другой — вам обязательно получать разрешение на продажу карточки ото всех, кто есть на фото. И уж будьте уверены, что инспектор с вас три шкуры сдерет, но заставит принести расписку вон от того парня в серой кофте, который качается на тарзанке на другой стороне реки. Именно из-за этого требования на стоках не продают репортажные снимки: не бегать же по трибуне, предлагая каждому зрителю подписать ваши бумажки. Даже если это фото — ваш собственный портрет в зеркале, извольте выписать самому себе разрешение и найти свидетеля, который бы его заверил. Да, это сложно, путано и нелогично, но вы же помните, что фотобанки родились на самом правильном и либеральном континенте мира?

Разрешение на продажу (или релиз — Model Release/Model Agreement) должна подписать сама модель и, если вы фотографируете детей, еще и их родители или опекуны. В общем случае текст примерно такой: «Я, [ФИО модели], подтверждаю, что фотограф [ФИО фотографа] имеет все права на эти изображения. Разрешаю ретушировать и изменять их любым образом, а также продавать и использовать как угодно». Полный текст релиза лучше скачивать с того фотобанка, куда вы заливаете снимки.

Зарубежные микростоки требуют релиз на английском языке, но чтобы обезопасить себя в России, дайте человеку подписать документ на русском (или любом другом родном для него языке). Ведь если ему не понравится, как вы пристроили его изображение, он всегда может сказать, что не понял, что за бумажку ему подсунули. Наконец, если вы снимаете туземца из Гвинея-Бисау и не знаете его родной язык, заставьте аборигена нацарапать на релизе, что он в достаточной мере знает английский и понимает, к чему вы клоните.

Все — теперь этот документ вы фотографируете или сканируете, посылаете в фотобанк и живете спокойно. Если не подделывать релизы и не продавать фотографии по одному лишь устному разрешению, проблем у вас не будет.

Подводный камень второй — объекты авторского права, попавшие в кадр. Никогда и ни за что не присылайте фотографии, где есть логотипы, торговые марки, рекламные растяжки, запатентованные дизайны и тому подобные вещи. Фотографию не возьмут, даже если у модели из-под ворота свитера выскочил ярлычок от футболки, а на нем — название фирмы. Сочтут за рекламу и завернут, какого бы качества ни был снимок.

С архитектурой тоже нужно быть осторожным: многие здания можно снимать днем, но нельзя — ночью, когда на них включена подсветка. То же самое относится к картинам, скульптурам, татуировкам, коллекционным игрушкам, наброскам, письмам, рисункам — в общем, к любым объектам авторского права. Перед тем как выставлять их в фотобанке, придется подписать все то же разрешение на продажу (в этом случае — Property Release), даже если этого милого пластилинового солдатика слепили вы и коммерческой ценности в нем никакой не видите.

Наконец, если вы вдруг снимаете обнаженную модель или модель, которая как-то откровенно на вас смотрит или одета чересчур вызывающе, обязательно вместе с релизом отсылайте в фотобанк еще и фотографию ее паспорта: пусть все знают, что она совершеннолетняя. Как показывает практика, людей младше 18 лет вообще лучше не снимать: не дай бог кто-то решит, что на фотографии есть нечто эротическое, — проблем не оберетесь. А так как во многих фотобанках закупаются американские покупатели, эротическое они разглядят во всем, уж будьте уверены. Многие фотографы даже перестали снимать голеньких младенцев — некоторые фотобанки заворачивают фотографии с убийственными комментариями вроде «голая попа, педофилия».

Выбери меня!

Впрочем, качество снимка и изображенный объект — это даже не 10% успеха. Доходность вашего портфолио зависит от тематических категорий, которые вы присвоите карточке, и ключевых слов, которыми ее опишете. Поисковики ведь не умеют еще нормально индексировать изображения, поэтому фотографам приходится придумывать описание на английском языке (вас ведь покупает весь мир, помните?).

Скажем, яблочко на блюдечке с голубой каемочкой нужно описывать следующим образом: red, apple, healthy, food, diet, doctor, blue, light, saucer, kitchen, woman, women, small, nice, pretty, health, medicine, girl, plate и т.д. Это здорово развивает мышление, ведь для одних людей красное яблоко может быть просто яблоком, а для других — символом здоровой пищи, сексуальности или еще невесть чего.

Кстати, что касается любых слов с корнем sex — к подобным шуткам на микростоках относятся со всей серьезностью. Следите, чтобы в одном наборе ключевых слов они не складывались во фразы вроде «sexy baby» — вылетите из фотобанка со свистом.

Лучше всего писать максимальное количество слов, доступных в вашем банке. Во многих стоках карточек — миллионы, и, чтобы покупатель нашел именно вас, нужно правильно прописывать ключевые слова. Поначалу можете хитрить: просто заходите на крупный фотобанк вроде www.shutterstock.com и смотрите, какие ключевые слова прописаны у фотографий, подобных вашей.

Заповеди стокера

Как и во всяком ремесле, в микростоковой фотографии есть свои секреты. О том, как зарабатывать на микростоках, мы спросили Сергея Пристяжнюка, основателя российского Клуба стоковых фотографов и иллюстраторов ( www.zastavkin.com ). Отсюда, по словам директора фотобанка «Лори» ( http://lori.ru ) Ирины Терентьевой, выросли все значимые и интересные российские стоковые фотографы, а модераторы многих фотобанков, в том числе придирчивого iStockphoto, дают здесь консультации.

Вот что посоветовал нам Сергей.

  • Делайте качественно : качество в стоковой фотографии — нечто само собой разумеющееся. Оставьте в прошлом промахи с фокусом, смаз от шевеления камеры, пересветы, пятна на матрице, цифровой шум, хроматические аберрации, артефакты, незакрытые пути и прочие несуразности. Картинка должна быть технически безупречной и при 200-кратном увеличении. Гарантированное качество — визитная карточка стокового фотографа, иллюстратора, аниматора, видеооператора. Покупатель не вернется в ваше портфолио, один раз проколовшись с качеством.
  • Качество лучше количества : если снимков у вас много, покупатель чаще натыкается на них при поиске нужного. Но что он купит? То, что нужно именно ему, и то, что качественнее. Одна работа, выполненная на профессиональном уровне, может продаваться чаще, нежели сотня других посредственных изображений того же сюжета, а алгоритмы сортировки в фотобанке будут поднимать эту работу выше и выше. Стоки выросли из детских штанишек: время, когда можно было взять только количеством, проходит.
  • Стоки — не художественная галерея : фотографии на стоках покупают не для того, чтобы повесить на стену и любоваться. Они нужны для иллюстрации статьи, идеи, как элемент дизайна и т.д. В большинстве случаев они покупаются лишь как заготовка или основа другой работы. То, что ваши знакомые искренне восхищались фотографией пейзажа, вовсе не означает, что он будет востребован на стоках. Научитесь разделять понятия «художественность» и «стоковость».
  • Работайте постоянно : стоящий упадет, идущий отстанет, бегущий останется там, где был, и только несущийся впереди постоянно наращивает продажи. Нельзя послать в фотобанк разово кучу изображений и остановиться, ожидая дивидендов. Нужно регулярно, еженедельно пополнять свое портфолио. Многие покупатели просматривают только новые поступления и, найдя интересные снимки, берут автора на заметку.
  • Не копируйте сюжеты, будьте оригинальны : делайте поисковые запросы по нужному ключевому слову и сортируйте по популярности. Уловили идею, которая объединяет тематические хиты? Развивайте эту мысль в своих фотографиях, не копируя имеющиеся снимки.
  • Примечают по превьюшке. Выделяйтесь! Открыв страницу с эскизами изображений, выданных по запросу, покупатель не будет увеличивать каждое. Он попытается по этим мелким картинкам найти то, что ему нужно, а уж затем развернет увеличенный вариант. Из множества сходных вариантов он кликнет на ту картинку, которая попалась ему на глаза раньше других. Отсюда мораль: фото должно содержать минимум деталей, эскиз фотографии должен быть ярким, снимок должен кричать: «Я именно то, что ты искал!»
  • Не смешивайте понятия : фото девушки, говорящей по телефону на белом фоне, будет более востребованным, нежели фото девушки, говорящей по телефону в купе поезда во время поедания печеной курицы. Но если цель — изобразить вкусную курицу, то все остальное лучше променять на легкий пар, ароматно поднимающийся от золотистой корочки. Своего покупателя найдет любое фото, но вам ведь не хочется ждать этого годами? Разделяйте понятия!
  • Мыслите общими категориями : если на фото изображен доктор, то это не должен быть доктор 2-й районной больницы деревушки стокеров, что следует из таблички на заднем плане. Это должен быть просто доктор. Конкретизация сильно сужает область применения изображения и его востребованность.
  • Будьте настоящими : не клепайте фальшивки. Если модель на фото улыбается, она должна это делать искренне, а не искривив соответствующе рот. Если на голове наушники — в них должна звучать музыка, если в руке бокал с шампанским, в нем должно быть именно шампанское. Если в руке девушки яблоко, она должна желать его надкусить. Заставьте моделей поверить в ваш сюжет! Не каждый покупатель заметит мелкие несоответствия, но фальшь видна сразу.
  • Обменивайтесь опытом : сотрудничество дает больше пользы, нежели тихушничество и конфронтационная конкуренция. Пролистайте, например, портфолио самих продаваемых российских фотографов, у них всегда можно спросить совета: Павел Лосевскийhttp://us.fotolia.com/p/4300 , Аннушка (anouchka), администратор iStockphoto — https://secure.istockphoto.com/user_view.php?id=490112 , Эльнур (Elnur), создавший одно из крупнейших в мире портфолио по предметной съемке, — www.shutterstock.com/gallery-67766p1.html.

Куда продаться?

Наконец, главное — куда продаться начинающему стокеру? Советуем не размениваться по мелочам, а идти сразу на самые именитые и уважаемые фотобанки — там сделать карьеру микростокового фотографа легче.

Серьезные фотобанки требуют пройти экзамен — прислать инспекторам десяток фотографий, чтобы они удостоверились, что вы умеете держать фотоаппарат в руках. Это, к сожалению, не пустая формальность: отбор строгий, заваливших экзамен просят попробовать через месяц, и так до бесконечности. В принципе, посылать фотографии на экзамен вы можете хоть всю жизнь, но лучше подойти к делу ответственно, ведь за месяц можно уже что-то заработать.

Идеальное решение — найти фотографа, который работает с выбранным вами микростоком, и попросить помощи. Обычно стокеры не отказывают: если при регистрации вы указываете, что пришли в банк по рекомендации бывалого, фотобанк выплачивает ему небольшой процент за каждую вашу продажу (от своей доли, не от вашей). Найти опытного стокера можно, например, в российском Клубе стоковых фотографов и иллюстраторов ( www.zastavkin.com ).

А теперь — каким фотобанкам стоит доверять.

Shutterstock.com

Это один из двух крупнейших мировых микростоков, физически находится в Америке; тут лежит 5 млн изображений, а каждую неделю добавляется в среднем 40 000. Фотографии здесь покупают по подписке (до 25 фотографий каждый день за $249 в месяц или 5 любых изображений за $49 в год). С каждой продажи фотограф получает фиксированный гонорар, который растет в зависимости от того, сколько карточек он продал.

Так как в каждом фотобанке сидят свои тараканы, стоит рассказать, где и за что отклоняют снимки. Shutterstock не любит смазанный фокус и едва заметные шумы, не принимает любые кадры с намеком на эротику, не берет «чересчур художественные» снимки.

В отличие от остальных фотобанков, Shutterstock проверяет на грамотность ключевые слова, которыми снабжена фотография, поэтому удобнее загрузить снимки сначала сюда, а потом куда-либо еще.

iStockphoto.com

Это канадский фотобанк, самый придирчивый и самый непримиримый. Кажется, инспекторы тут работают по принципу «все в сад»: заметят любую обработку — отклонят. Очень строго тут относятся к количеству света на снимке, ставить эксперименты с фотографиями в низком или высоком ключе себе дороже.

При этих зверских требованиях работают на iStockphoto безумно медленно, карточки проверяют месяцами, на загрузку стоят строгие лимиты: на первых порах — не больше 20 снимков в неделю.

Fotolia.com

Это очень неприхотливый французский фотобанк, который уже набрал 4,5 млн фотографий и с каждой неделей продает их все лучше. Полная противоположность iStockphoto — проверяющие тут куда вежливее и по доброте душевной даже позволяют фотографу смотреть, кто купил его карточки. Многих это здорово мотивирует: не каждый день вот так легко продаешь что-то крупной компании вроде Adidas , Future Publishing или Apple.

Dreamstime.com

Не слишком раскрученный фотобанк, поэтому пока относится к фотографам по-человечески. Например, показывает примерное время, которое придется ждать до рассмотрения фотографий, а завернутую по той или иной причине карточку почти всегда разрешает загрузить вне очереди.

StockXpert.com

Это первый среди развивающихся фотобанков, во многом потому, что с ним приятно работать. Несмотря на обязательный экзамен, StockXpert редко отклоняет карточки (на худой конец, делает это уж всяко реже, чем iStockphoto!), а если и отклоняет, то однозначно те, что никогда бы не продались хорошим тиражом. Плюс ко всему тут очень удобно сделана загрузка фотографий, им можно присваивать категории даже тогда, когда карточки вовсю продаются.

Вдогонку

Как вы понимаете, фотобанков очень много и описывать их все просто не имеет смысла. Если вы всерьез решили заняться стоковой фотографией, советуем загружать снимки еще и вот на эти ресурсы: http://alamy.com, http://lori.ru, www.rosfoto.ru, www.crestock.com, www.123rf.com , www.bigstockphoto.com , http://albumo.com , http://yaymicro.com , www.canstockphoto.com.

* * *

День ото дня в мире открываются новые журналы и сайты, бильдредакторы сбиваются с ног, выискивая фотографии для обложек и буклетов, и стоковый бизнес с его пассивным доходом становится все привлекательнее. Вы все еще уверены, что Flickr.com лучше, чем Shutterstock.com?

P.S. За советы и предоставленные фотографии редакция благодарит Ксению Римскую, Сергея Пристяжнюка, Данила Чепко (фотобанк «Лори»), Ричарда Блакера (Fotolia), Павла Лосевского (Fotolia), Ольгу Лябкину (Fotolia) и фотографа ioannis kounadeas (Fotolia).

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь