05 апреля 2009
Обновлено 17.05.2023

Играем. Chronicles of Spellborn

Играем. Chronicles of Spellborn - изображение обложка

За годы разработки мы несколько раз порывались взять интервью у создателей The Chronicles of Spellborn , но у них постоянно находилась то одна, то другая хитроумная причина отложить разговор. Они оказались неразговорчивыми почти как Rockstar , которые плевать хотели, пишут о них или не пишут: у Spellborn NV тоже то электричество вырубит, то почта потерялась, то пиар-менеджер забеременела. И это не только с нами — на западных ресурсах материалов по TCoS тоже кот наплакал.

Прошло некоторое время, игра вышла, и разработчики заломили за нерекламированный TCoS подписку, как будто это первоклассная MMORPG по громкой лицензии. Играть дают, правда, все равно не всем — пока релиз был лишь в Европе и прорваться на сервера можно только через прокси. Мы нашли лазейку и выяснили, что разработчики так усердно прячут от чужих глаз и почему тут нужно платить за мир, в который другие с радостью пускают бесплатно.

В поисках самобытности

Дело в том, что Spellborn не обычная MMORPG из разряда «мы били, бьем и будем бить монстров». Больше всего игра напоминает ММО-квест. Тут почти не заставляют гоняться за врагами и снаряжением, а предлагают много общаться с NPC, опрашивать население, отлавливать подозреваемых, искать улики и в конце концов карать виновных (убийцу, вора, изменника или какого другого подлюгу). А вот виновен ли на самом деле тот, кого вы только что казнили, вы никогда не узнаете.

Диалог с NPC в таких условиях — тоже не простая формальность. Приходится вчитываться и много думать: после каждой реплики NPC появляется несколько вариантов ответа, и перепробовать все, как в большинстве других MMORPG, никто не даст. Ответы чаще всего взаимоисключающие, и если щелкать наугад, то можно запросто рассориться с персонажем и провалить важный квест.

Избежать непомерно длинных диалогов нельзя. В игре нет никаких стрелочек, рамок «зона задания» и заметных за километр мерцаний над квестовыми предметами. Всю эту информацию вам выдают ровно один раз, во время разговора с NPC, после этого можно рассчитывать лишь на память и смекалку. Поначалу все это выглядит какой-то чудовищной недоработкой, недосмотром дизайнеров. Но очень скоро понимаешь, что таким довольно варварским способом нас пытаются заставить думать, как раньше, а не сразу бежать в указанную зону, чтобы перебить там очередную толпу монстров.

Наконец, сведены к минимуму различия между персонажами. Три предельно стандартных класса (воин, маг и разбойник), две расы, которые отличаются лишь внешне, никаких профессий. Любой персонаж при желании может изготовить абсолютно любой предмет, достаточно лишь потратить немного времени и отыскать необходимый рецепт. Рецепты можно получить, убив монстра или подобрав сломанную вещь: отнесите ее NPC-ремесленнику, и за небольшую мзду он починит все что угодно, а попутно еще и расскажет, как смастерить нечто подобное. Все сводится к тому, чтобы срезать всю наносную мишуру и заставить игрока включить фантазию.

Эпические новички

Подобный подход к геймплею практически обесценивает и экипировку персонажа. В The Chronicles of Spellborn одежда и оружие — это некие дополнительные атрибуты, можно один раз найти неплохую броню и хороший меч, а после этого на долгие недели забыть об экипировке.

Здесь единственный стимул переодеваться — эстетика, никаких дополнительных выгод от смены брони вы не получите, а мощь атак и эффективность обороны зависит от умений, а не от оружия. Игре все равно, разите вы врага коротким кинжалом, двуручным мечом или тяжелым боевым топором.

Улучшить оружие можно, вставив в него специальные камни (sigils) с магическими эффектами. Они никак не отображаются внешне: персонаж, одетый в слабую на первый взгляд броню, вполне может оказаться очень опасным противником. Вероятно, со временем за этими камнями будут гоняться так же, как и за эпическими вещами в других MMORPG, но пока сражения никак не зависят от одежды.

Криворучки

Из России и СНГ в Spellborn зарегистрироваться пока не так-то просто: нас туда деликатно не пускают. Первое время переправляли на сайт американского издателя, а теперь и вовсе пишут: «Простите, у нас пока нет издателя для вашего региона» — мол, бывайте, не поминайте лихом!

На самом деле издатель у нас уже есть (« Руссобит-М » запустит сервера этой весной), но пока игра вышла только во Франции, Германии, Скандинавии и странах Бенилюкса — открыть страницу регистрации могут лишь игроки с соответствующим IP-адресом. Пользователи торрент-сетей тоже долго раскочегаривались: пару месяцев на большинстве сайтов висел одинокий файл с не очень вдохновляющим сопроводительным текстом: «Я единственный сидер, нахожусь в Чехии в студенческой общаге, половина портов закрыта (не знаю почему). Кому очень надо, могут скачать откуда-нибудь еще».

Тем не менее выход есть! Вас выручит анонимный прокси-сервер, который можно найти, например, на www.proxy-list.org. Понадобится это только один раз, при регистрации, клиент игры к IP безразличен (пока!), и в интернете полно инструкций, которые помогут разобраться с установкой. Но лучше, конечно, дождаться официального релиза.

Как мышь под веником

В таких условиях никак нельзя предсказать силу соперника. Насколько силен враг, вы не узнаете, пока не увидите его в деле, — все прямо как в жизни. Разработчики всеми силами старались сделать сражения, победа в которых зависит не от качества экипировки, а исключительно от тактики и грамотного применения умений. Никаких автоатак, никакого автоматического захвата цели. Один клик мышкой — один удар, прицеливаться нужно вручную, стоит промахнуться, как этим немедленно воспользуется противник, а вас ко всему прочему еще и оштрафуют за неточный удар. Маги так и вовсе могут подпалить сами себя и благополучно скончаться прямо перед носом у изумленного врага.

Помимо этого бои усложняются тем, что вы не можете использовать одни и те же умения раз за разом. Прежде чем воевать, придется вынести скиллы на специальную панель боя, которая выглядит как барабан. Иконки умений, расположенные в ряд на видимой стороне барабана, связаны одним кулдауном (временем перезарядки). Как только вы наносите удар, барабанчик прокручивается и показывает ряд новых иконок. Использовали что-то из этого набора — барабанчик снова перевернулся. Задумывалось, что игрок будет распределять умения по барабану до того, как напасть на монстра, — сортировка скиллов отнимает уйму времени. На каждую сторону барабана нужно поставить лечение, просчитать, чтобы усиливающие умения выпадали раньше атакующих, а атакующие вставали в определенном порядке, чтобы слиться в комбо-удар, — в общем, готовьте карандаш и бумагу.

Прирожденные пацифисты

Непростительная ошибка разработчиков состоит в том, что, создав такой замечательный задел для PvP, они совершенно не мотивировали игроков сражаться друг с другом. Специальных зон или арен для PvP в игре нет, а из поверженных противников даже не выпадает никаких полезных предметов.

В результате охота на себе подобных надоедает уже через несколько дней и большая часть игроков переключается на выполнение квестов и охоту за монстрами, которые в Spellborn значительно умнее, чем в подавляющем большинстве других MMORPG. Тупых болванчиков, бредущих на смерть со спокойствием жертвенного тельца, тут не найти. У монстров есть строгая субординация, они даже знают разницу между воином и магом: твари, у которых много здоровья и силы, рвутся между вами и хиленькими монстрами с магическими способностями — прикрывают их грудью. На рожон, правда, не лезут: если зверюга намного слабее вас и видит, что вы пытаетесь ее выцелить, она кидается в сторону, трусливо поджав хвост.

Проявляя чудеса смекалки во время ближнего боя, монстры при этом сильно тупеют, когда вы начинаете от них удирать. Ваш персонаж бодро перепрыгивает через кочки и овраги, а вот монстрам этот трюк не под силу, они почти всегда обегают препятствия и, соответственно, быстро отстают.

* * *

The Chronicles of Spellborn — прямая наследница неторопливых текстовых RPG с их замысловатым сюжетом, увлекательными квестами и стратегическими выкладками. Игроки, привыкшие к стремительным блокбастерам современности, где победа в PvP зависит от скорости реакции и умения быстро давить на клавиши, здесь ничего для себя не найдут. TCoS рассчитана на людей, которым нравится неспешный геймплей и которые любят тщательно планировать каждое задание. Всех остальных здесь просто не ждут.


Геймплей: 8

Графика: 8,5

Звук и музыка: 7

Интерфейс и управление: 6,5

Дождались? MMORPG для настоящих ценителей: атмосферная, красивая, умная. Если неторопливый геймплей вас не смущает, то ни в коем случае не проходите мимо.

Рейтинг «Игромании»: 7,5

« Хорошо »

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь