05 апреля 2009Игры в разработке
Обновлено 17.05.2023

Dragon Age: Origins

Dragon Age: Origins - изображение обложка

Я — младший отпрыск благородного дома, юноша лет девятнадцати. У меня есть замок и бойцовый пес. Завтра отец со старшим братом уезжают на войну, а меня оставляют за главного. На соседнем мониторе разворачивается совершенно другой сюжет — волшебник-гном, похожий на Ильича, решает какие-то вопросы со своими соплеменниками. Мы с коллегой сидим за одной и той же игрой и слушаем совершенно разные истории.

Сад расходящихся драконов

Dragon Age: Origins — не просто игра. Это логическое продолжение идей, заложенных BioWare еще в Baldur’s Gate. Канадских докторов всегда увлекала сюжетная составляющая и способность истории расщепляться, растекаться по разным руслам. В Origins выбирать дорогу приходится постоянно. И первый, самый важный, выбор вам предлагают сделать в самом начале игры, спрашивая: кто вы такие? Откуда родом? Кто родители? Богат или беден? Чем занимаешься? В Dragon Age есть несколько вариантов происхождения героя, и от этого выбора будет зависеть завязка сюжета и даже место действия первых часов игры. Разумеется, в какой-то момент все сюжетные ручейки впадают в одну большую реку, но все равно — впечатляет.

Чуть позже, разговаривая с нами об основе сюжета, Грег Зещук, один из основателей BioWare, важнейшая для современных CRPG фигура, улыбается: «Безусловно, всегда есть конечное число вариантов развития сюжета. Нельзя нажать на кнопку и уничтожить мир: бум, и никакого вам сиквела». Так, может, есть какие-то другие способы привязать игрока к своей вселенной? «Мы немного сместили акцент с главного героя на его спутников. Они — живые люди, у них по любому поводу есть свое мнение, и, если им не понравится то, что вы делаете, они просто уйдут. А к ним ведь постепенно привязываешься».

Система взаимоотношений между персонажами, впервые опробованная BioWare все в той же Baldur’s Gate, действительно возвращается. Вот наш герой разговаривает с лесным духом — зеленокожей девицей с непроницаемо черными глазами. У нас есть задание, некоторым образом с этой барышней связанное, но та предлагает альтернативный вариант: сделай не так, сделай вот эдак (простите, спойлеры в играх от BioWare недопустимы). Тут в разговор вклинивается один из членов партии. Вроде обычный воришка, но в нем вдруг проснулась совесть — он считает, что раз уж вы дали слово, то надо его держать. Ему возражает волшебница — она согласна с лесным духом, ей не нравится, что вам с самого начала не рассказали всей правды. И в этот самый момент вы вдруг понимаете, что речь идет не просто о выборе сюжетного поворота. Речь идет о серьезном решении: кто из спутников вам дороже, с кем придете к финалу?

Если NPC обижен и вот-вот оставит группу, его можно подкупить подарком. Взять, например, ту самую волшебницу. Особая шкала в описании персонажа подсказывает, что отношения у нас с этой дамой не самые теплые. Вынимаем из рюкзака сережку, отдаем колдунье. Та говорит «спасибо» — шкала ползет вправо, все довольны. Разработчики, впрочем, предупреждают: подарки — лишь вспомогательный инструмент. По их словам, удержать персонажа, чьи взгляды на жизнь противоположны вашим, будет тяжело, даже если завалить его презентами.

С некоторыми героями, как это принято у BioWare, можно будет закрутить интрижку. Как в Dragon Age обстоят дела с межвидовым лесбийским сексом, пока неизвестно, но мы надеемся на лучшее.

Важные числа

История ролевых систем в играх BioWare — как длинный роман о возвращении домой. Условно ее можно разделить на три этапа.

Baldur’s Gate, Baldur’s Gate 2, Neverwinter Nights

Человеку, который никогда не метал d20 и не знает, что такое THAC0, сложновато вникнуть в AD&D. Поэтому BioWare пришлось идти на некоторые компромиссы при адаптации популярной ролевой системы для Baldur’s Gate. И все же это самая сложная из механик, использованных канадцами за прошедшие годы. Параметров тьма: маги и священники должны перед сном заучивать заклинания, которые собираются использовать на следующий день (очень дисциплинирует), многих персонажей в определенный момент можно научить новой профессии.

После Baldur’s Gate BioWare продолжали работать с AD&D еще несколько лет. Последней их игрой, построенной на «Драконах и подземельях», стала Neverwinter Nights. В ней использовалась третья (самая свежая на тот момент) редакция правил.

Knights of the Old Republic, Jade Empire, Mass Effect

Knights of the Old Republic — не только первая консольная игра BioWare, но и первая их RPG, использующая собственную ролевую систему. В ней еще оставалось много элементов, унаследованных от AD&D, но в целом она была проще, и шестеренки у нее не торчали наружу, пугая неопытного игрока. А вот последовавшую затем Jade Empire можно назвать нижней точкой развития ролевых систем BioWare. Базовых параметров здесь было всего три: тело, разум и дух. Еще три — устрашение, интуиция и обаяние — определяли вашу способность убеждать собеседников и высчитывались путем суммирования пар основных характеристик (например, устрашение = тело + дух). Помимо этого, можно было изучать и совершенствовать различные техники боя и… все. В 2008-м вышла Mass Effect, ролевая система в которой оказалась немногим сложнее.

Dragon Age: Origins

Cделать что-то, сильнее напоминающее AD&D (особенно в ее последних инкарнациях), и не получить от юристов Wizards of the Coast приглашение в суд — просто невозможно. Те, кто прошел Baldur’s Gate, почувствуют себя здесь как дома. Впрочем, и остальным не следует бояться Dragon Age — она не пугает рядами чисел и не заставляет держать в голове уровень сопротивляемости всех четырех персонажей к окаменению, удушению, смерти, отравлению и щекотке. Тем не менее у нее очень глубокая, отлично проработанная ролевая система, с которой не стыдно выходить к поклонникам AD&D.

Кровь и сталь

Закончив разговаривать и выяснять отношения, герои Dragon Age обычно берутся за оружие. Сражения, как всем давно уже известно, происходят в реальном времени, но с применением активной паузы. Нажимаете на пробел — стрелы замирают в воздухе, герои изображают морские фигуры разной степени сложности. Вы же в этот момент можете отдавать приказы, лечить подопечных и даже копаться в сумках. Если в Baldur’s Gate обращение к инвентарю автоматически означало, что игра снимается с паузы, то здесь можно посреди боя переодеть героя в новый доспех, а игра и глазом не моргнет.

Во время сражения кровь забрызгивает лицо и одежду героев. Выглядит это одновременно эффектно и курьезно: вот закончился бой, прошло три минуты, пять. Мы бродим по замку, разговариваем с его обитателями. Вот к нам подходит матушка главного героя. Тот, напоминаем, во вражеской кровище с головы до пят. Мама не замечает. Вот герой ложится спать, даже не подумав смыть с лица ошметки врагов. Вот просыпается среди ночи — все еще покрытый чужой кровью. В общем, примерно за полчаса игры мы так и не дождались исчезновения неприятных бурых пятен. В самой Dragon Age прошло часов 12. Сотрутся ли следы былых побед вообще или с главным боссом мы будем драться покрытые несколькими слоями засохшей крови? Скорее всего, первое, но какой простор для фантазии!

А вот впечатления от самих сражений остались неоднозначные. Герои временами своевольничают и не слушаются приказов. Бывает, что персонаж, пытаясь добраться до врага, натыкается в узком коридорчике на другого соперника, и они топчутся на месте, столкнувшись лбами, пока слева или справа кого-нибудь не убьют, освободив дорогу. С момента выхода Baldur’s Gate, напомним, прошло десять лет и четыре месяца. А проблемы все те же.

Но зато — стрелы вонзаются в щиты и остаются торчать в них. Зато сталь звенит, воздух дрожит от боевых кличей. Зато вокруг то и дело полыхают заклинания. Есть драйв, есть зрелищность. Вообще, смотреть на Dragon Age: Origins приятно. Мягкий свет, красивые модели, чудесная мимика. Старый лорд хмурит брови, дриада брезгливо поджимает губы, услышав имя заклятого врага. В BioWare знают, что атмосферу создают именно такие мелочи — незаметные, но страшно важные.

Волшебно

Магия в Dragon Age замечательна тем, что разные заклинания взаимодействуют друг с другом, складываясь в так называемые «магические комбо». Самый простой и затасканный пример — поджигание огненным шаром лужи масла, образованной заклинанием Grease.

Заклинания и специальные способности активируются при помощи пиктограмм на панели в нижней части экрана. Нечто похожее было и в Baldur’s Gate, но в Dragon Age ячеек на этой панели гораздо больше и управлять ими можно с клавиатуры.

Камера центруется на выбранном в данный момент персонаже и вертится в любую сторону. Можно взять крупный план — чтоб было видно, как по виску героя стекает капелька пота, а можно крутануть колесико мыши на себя и получить… Baldur’s Gate с трехмерным движком. Герои одинаково хорошо слушаются как клавиш WASD, так и правой кнопки мыши, поэтому играть удобно в обоих режимах.

А вот инвентарю не повезло — предметы с однотипными названиями и характеристиками не складываются в аккуратные кучки, а лежат порознь. В начале игры этого почти не замечаешь, но со временем, когда герои накопят добычу, у вас наверняка возникнут проблемы. Сумка, кстати, одна на всех, как в Mass Effect.

Но самое главное — что у Dragon Age: Origins под капотом. И мы это не о движке. О новой ролевой системе ходило много слухов. Говорили даже, что ее практически без изменений перенесут из Star Wars: Knights of the Old Republic. Некоторое сходство действительно есть, но и KOTOR многое заимствовал из некогда любимой канадцами системы AD&D.

Ролевая механика Dragon Age — это воплощенный компромисс. Сложнее, чем в какой-нибудь Jade Empire , но значительно проще «Драконов и подземелий». Базовых параметров, описывающих каждого персонажа, в игре шесть. Помимо них — класс героя, специализация внутри класса и, конечно же, особые способности с заклинаниями, открывающиеся по мере того, как вы зарабатываете новые уровни. Кроме того, ваш персонаж в определенный момент вступает в орден Серых стражей, хранителей мира Dragon Age. О них пока мало что известно, но потенциально это еще один уровень ролевой системы.

Современная CRPG: инструкция по применению

01 — Если огонь горит, значит его кто-то зажег. Возможно, это был наш герой или один из его подручных. Если правильно комбинировать заклинания, еще и не такое может получиться.

02 — Интерфейс сделан очень аккуратно и не заслоняет от вас действие, но при этом все необходимое всегда находится под рукой. Конкретно эта панель — быстрый доступ к основным меню: характеристики персонажей, сумка, карта и т.д.

03 — В группе может быть до четырех персонажей. Это очень активные ребята — у них по любому поводу есть свое мнение, и они не стесняются его высказывать. Даже собачка нет-нет да и тявкнет что-нибудь.

04 — Панель для быстрой активации заклинаний и способностей у каждого героя своя. Выбираете персонажа — и внизу отображается перечень трюков, которым он обучен.

05 — Крупные враги в бою не просто размахивают руками и топают ногами. Они хватают героев, швыряются тяжеленными камнями и вообще — ведут себя очень невоспитанно.

06 — Магия — неотъемлемая часть мира Dragon Age. Без колдуна группа разваливается, враг торжествует, а вы — проигрываете.

* * *

Видно, что BioWare старается сделать Dragon Age самой гибкой и дружелюбной CRPG. Не важно, каков был ваш предыдущий игровой опыт, на чем и во что вы играли, — здесь каждого встречают улыбкой. Обычно попытки расширить аудиторию RPG ни к чему хорошему не приводят, какая-то ее часть обязательно чувствует себя лишней на празднике жизни. Но с Origins у BioWare вроде бы получается как надо.

Чего Dragon Age пока не хватает, так это яркого злодея. Зубастые «как бы орки» — это прелестно, но BioWare обычно ставит во главе вражеских орд одного очень мощного и харизматичного персонажа, которого одновременно и любишь, и ненавидишь. В Baldur’s Gate это был Саревок, в Jade Empire — Мастер Ли, до времени прикрывавшийся императором и Рукой Смерти, в Mass Effect — демонический корабль «Властелин». В Dragon Age серьезного врага пока не видно, но он наверняка появится. Со временем.


Будем ждать? Классическая CRPG для всей семьи: глубокая ролевая механика тут соседствует с дорогущими спецэффектами и внушительной постановкой. Определенно, главное жанровое событие этого года.

Процент готовности: 75%

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь