04 мая 2009
Обновлено 17.05.2023

Tom Clancy’s EndWar

Tom Clancy’s EndWar - изображение обложка

[[BREAK]]

Tom Clancy’s EndWar появилась на свет под оглушительный рев рекламных слоганов. «Nextgen-стратегия от Тома Клэнси!», «первая консольная стратегия с голосовым управлением!» — кричали они. Издатели подогревали интерес, постепенно скармливая публике пафосные ролики про то, как, например, русские громят Париж, или наше любимое видео, в котором в EndWar играли два попугая.

Ну а после релиза с игрой произошел эффект, который в английском языке называется словом overhype — то есть игра оказалась не настолько хороша, как нас старались убедить пиар-менеджеры Ubisoft. На консолях тем не менее ее встретили довольно тепло: голосовое управление было реализовано отлично, и благодаря ему срабатывал очень интересный «эффект крутого вояки» — когда ты одной лишь фразой посылаешь в бой войска, это очень здорово, по крайней мере в первые полчаса.

А потом Ubisoft допустили трагическую ошибку — они выпустили EndWar для РС, платформы, где стратегический жанр традиционно чувствует себя очень вольготно. Причем выпустили без каких-либо изменений, со всеми наследственными признаками консольной игры. Поэтому еще на входе EndWar неловко споткнулась, распласталась на полу, расшибла в кровь коленки, а потом ее, кажется, еще и избили.

Буря в стакане

Причины, по которым это произошло, было не так уж трудно предсказать: дело в том, что как стратегия EndWar довольно примитивна. Голосовое управление на РС (с которым, кстати, тоже не все гладко, но об этом мы поговорим отдельно) не бог весть какое преимущество, без него вполне можно обойтись, зато все недостатки, которые на консолях можно было простить — игр в жанре все-таки немного, — здесь выросли до размеров Эвереста и нахально лезут в глаза.

По геймплею и по духу EndWar очень напоминает кастрированную версию World in Conflict. Взять хотя бы сюжет. Завязки не постеснялся бы и Том Клэнси (хотя сам он сценарий, конечно, не писал — Ubisoft просто обзавелись соответствующими правами). Итак, в 2016 году на Земле кончилась нефть и мировые державы решили по этому поводу друг друга перегрызть. Во вступительном ролике — торжественная музыка, полки российской армии (как заведено у Клэнси, Россия выступает в роли агрессивной и амбициозной державы), чеканящие шаг на Красной площади, и огромный детина на фоне флага с изображением медведя и аршинной надписью «Спецназ». Подается это все, конечно, с самым серьезным лицом.

Но после такого замечательного старта сценарий как-то запинается и неожиданно сморщивается: Третья мировая показана с размахом варгеймов из бюджетного сектора, так что дальнейшие события представляют собой бормотания губастых негров и карикатурных генералов между миссиями.

После прохождения небольшого пролога (по несколько сражений за каждую из наций) вам дадут выбрать сторону: Россию, США или Европу (последняя фигурирует как единая держава). Тут вроде бы должны начаться масштабные боевые действия: вам на руки выдают карту земного шара, на которой, по идее, вы вольны делать что заблагорассудится. Свобода, увы, оказалась мнимой: в действительности вам придется выбирать разве что между парой-другой городов, на которые в данный момент можно напасть. Макростратегии здесь не больше, чем в Command & Conquer 3.

Мелкие города можно захватить в один заход, крупные берутся в три этапа: сражения в окрестностях, штурм, а затем — оборона захваченной местности от контратаки противника. Что интересно, планетарный режим доступен и в мультиплеере, но смысла в этом — ноль целых ноль десятых, все превращается в набор никак не связанных между собой битв. Линия фронта от ваших побед или поражений сдвигается, но количество подконтрольных вам городов в любом случае ни на что не влияет.

Шарик, голос!

Во время сражений в дело и вступает пресловутая система голосового управления. Как было известно еще с прошлогодней Ubidays, она способна распознавать только лаконичные и четкие команды. В голосовом интерфейсе предусмотрено несколько своеобразных подуровней, из которых впоследствии выстраивается команда целиком. Сперва необходимо назвать номер нужного вам отряда, затем действие, которое он должен совершить, и, наконец, цель. Выглядит команда в итоге примерно как «Unit one attack hostile three». Существенный недочет заключается в том, что все команды тут строго стандартизированы: Unit 1 — он Unit 1 и есть, вы не можете обозвать его ни «вертолетом», ни «ближайшим к центру карты отрядом», ни как бы то ни было иначе. Та же история с отрядами противника — так что перед отдачей распоряжения приходится наводить справки: кого там назвали hostile one, танки или пехоту? С подуровнем действий та же история — предусмотрены только банальные «атаковать, отступить» и т.д. К тому же нельзя задать отряду последовательность действий — если вам нужно, чтобы ваши БМП, скажем, расстреляли вражескую пехоту, а потом отправились к точке альфа, нужно сперва отдать приказ об атаке, подождать, пока БМП его выполнят, а уже потом приказать сменить позицию. Нюанс тут в том, что о второй команде можно банально забыть, отвлекшись на другие дела.

Что касается непосредственно распознавания речи, то тут проблем почти не возникает — мы тестировали систему, нарочно картавя и говоря с сильным акцентом, но хитрому алгоритму все нипочем. А вот с чем действительно могут возникнуть трудности, так это с самим микрофоном: некоторые из них игра напрочь отказывается воспринимать, у некоторых возникают проблемы с системой распознавания. Мы тестировали EndWar на трех микрофонах, так вот: на одном из них голос не распознавался в принципе, на другом компьютер почему-то в упор не воспринимал отдельные числительные: вместо цифры 2 ему слышалось что угодно — 5, 3, 12, 10, но не то, что нужно. В результате нам пришлось вручную выбирать номер отряда в подменю, иллюстрирующем отдачу приказа (к счастью, такая возможность предусмотрена). Причем этот досадный казус случился при использовании дорогой стереогарнитуры, зато на самых дешевых микрофонах все было в порядке. На консолях, что характерно, таких конфузов не случалось.

Но здесь есть проблема, о которой мы уже говорили выше: на РС голосовое управление может быть просто не востребовано. Если на консолях управлять несколькими взводами двумя стиками довольно неудобно, то на компьютере есть привычная и понятная резиновая рамка. Первые две-три миссии голосовыми командами еще пользуешься забавы ради, но после бросаешь это занятие, обращаясь к микрофону разве что для того, чтобы быстро перемещать камеру от отряда к отряду.

Что касается самих битв, то они представляют собой практически точную копию World in Conflict (или, если хотите, « Операции « Багратион »): вы получаете энное количество отрядов на руки (чаще не больше пяти) и выполняете различного рода тактические задания — либо уничтожаете противника, либо обороняете ключевой объект до прибытия подкрепления, но чаще — захватываете контрольные точки. На них же можно, потратив некоторое количество командирских очков, вызвать подкрепления. Особой тактической глубины не ждите, схема тут проста: танки боятся вертолетов, вертолеты — зенитчиков, пехота — танков и так далее. И тут мы опять вынуждены указать на недостаток, который становится очень заметным на РС, — в сравнении с большинством стратегий такая система выглядит слишком бесхитростной. С другой стороны, для кого-то это может быть плюсом: великим тактиком может почувствовать себя даже тот, кто с играми этого жанра не дружит в принципе.

Еще один пагубный пережиток консольного прошлого — совершенно невменяемая камера, в борьбе с которой приходится проводить 80% времени. Она, видите ли, намертво липнет к отряду, который на данный момент у вас активен. В итоге вы вынуждены в основном лицезреть деревья, заборы или дома, но никак не поле сражения. Авторы, похоже, и сами это понимали, поэтому предусмотрели режим тактического вида, с которого можно более-менее оценить ситуацию на карте в целом. Управлять юнитами можно, в принципе, прямо из него, но это немногим интереснее, чем пытаться разглядеть что-то через нагромождения зданий.

Кстати, эти самые здания даже не дают толком подорвать — все карты в EndWar, похоже, вылиты из сплава титана, разве что порой обрушивается какая-то незначительная мишура вроде антенн. Учитывая, что вашему тактическому гению тут все равно развернуться негде, а за большими взрывами надо идти в Dawn of War 2 , самое точное описание здешних баталий: скука смертная.

Внести какое-то оживление в битвы призвана богатая система апгрейдов. Во-первых, юниты тут со временем накапливают опыт, во-вторых, за специальные очки, получаемые в ходе успешно выполненных операций, можно улучшать стандартные отряды. Апгрейды условно делятся на три типа: атака, защита и маневренность. Всего получается около трех сотен различных модернизаций, но толку от них, если честно, не очень много — как вы какой-нибудь танк ни улучшайте, ничем большим, кроме как «танком, но мощнее», он не станет, а значит, преломить пресловутую систему «камень-ножницы-бумага» не удастся, как ни старайся.

А еще в одиночной кампании почему-то очень глупо себя ведет AI. Точнее, о какой-то тактике с его стороны здесь и говорить не приходится — обычно вражеские отряды просто приближаются к вам на минимальное расстояние и открывают огонь, не прекращая его до тех пор, пока не будут полностью уничтожены (отступать враг отказывается даже при десятикратном превосходстве с вашей стороны). Зато в мультиплеере таких проблем быть не может, поэтому там играть чуточку веселее.

Если вас это утешит, спешим сообщить — при всех недостатках игра очень неплохо выглядит, да еще и качественно портирована. Даже если оставить за скобками отличные модели и текстуры, восторг способна вызвать одна лишь анимация — за тем, как пехотинцы бегут, стреляют или перезаряжаются (то есть занимаются самыми обычными, в общем-то, для пехотинцев вещами), любо-дорого наблюдать. Сомнение вызывают лишь два момента: во-первых, на картах почему-то очень много пустого пространства, они выглядят пустынно. А во-вторых, пиротехника тут смотрится ну очень бледно — в основном из-за того, что и взрывать толком нечего, даже нефтяные заводы как будто накрыты невидимым куполом.

* * *

С EndWar приключилась глупая история — в своем изначальном, заточенном под консоли виде она на РС не нужна: слишком примитивна, поверхностна, а система голосового управления существует в виде необязательного бонуса, военно-полевого караоке для самых маленьких. Ubisoft следовало бы пойти тем же путем, что и с Tom Clancy’s Ghost Recon: Advanced Warfighter 2 , когда под одинаковым именем на разных платформах продавались совершенно разные игры, заточенные под конкретную систему. Но этого не случилось, мы получили игру, знакомиться с которой можно разве что из академического интереса, ибо получить от нее удовольствие будет очень и очень трудно.

ПЕРЕВОД: Русская версия растеряла последние остатки и без того слабой атмосферы. В основном это вина актеров: они зачитывают текст с какими-то картонными интонациями, как будто сами не верят в то, что говорят. Исключение составляет разве что вступительный ролик. Накладка вышла и с той же треклятой системой голосового управления: во время настройки микрофона все команды произносятся на русском языке, в то время как отдавать их можно только на английском.


Реиграбельность — нет

Классный сюжет — нет

Оригинальность — нет

Легко освоить — да

Оправданность ожиданий: 40%

Геймплей: 5.0

Графика: 7.0

Звук и музыка: 7.0

Интерфейс и управление: 5.0

Дождались? На консолях EndWar спасла оригинальная система управления и общий дефицит игр в жанре. На РС ее не спасает ни голосовое управление, ни даже Третья мировая.

Рейтинг «Мании»: 5.5

«Средне»

Рейтинг локализации: 1/3

[[BREAK]] Там, далеко-далеко…

На консолях дела со стратегиями обстоят куда лучше, чем принято считать.

Halo Wars

Последняя во всех смыслах игра знаменитой студии Ensemble Studios (авторов серии Age of Empires ), вышедшая недавно для Xbox 360. С точки зрения управления Halo Wars заслуживает уважения хотя бы потому, что не стала ужиматься до каких-то камерных форматов и представляет собой, по сути, классическую компьютерную RTS, которая управляется с геймпада. Главная проблема тут, конечно, как у всех стратегий на приставках: к ней надо привыкнуть. Зато если уж наловчитесь, то вообще забудете, что когда-либо играли в подобные игры с помощью мышки. Похожим образом (круговые меню, где выбор осуществляется стиком, и т.п.), кстати, управляются на консолях и последние игры серии Command & Conquer.

Civilization Revolution

По поводу переноса «Цивилизации» на приставки возникло в свое время множество споров: мол, игра Сида Мейера может существовать только и исключительно на экране монитора, а те версии, что легли на прилавки для Xbox 360 и PS3, чужды и противны духу серии. Конечно, Civilization Revolution была проще в некоторых аспектах экономики и вообще развития, но главного у нее не отнять: это «Цивилизация», в которую можно играть, забравшись на диване под теплый плед. Дальше — больше: версия для Nintendo DS позволяла захватить мир, сидя в самолете (Александр Кузьменко, например, в восторге). Что касается управления, тот тут у Revolution есть несомненный плюс: все здесь происходит не в реальном времени, поэтому привычное копание в подменю не раздражает и не мешает.

Stormrise

Грядущая консольная RTS (даром что и на PC тоже заглянет) от Creative Assembly , создателей серии Total War. Вселенная Stormrise особого оптимизма не внушает: будущее, роботы, мутанты и черт знает что еще. Как это будет управляться, тоже не совсем понятно: авторы говорят что-то про сложную тактику и то, что придется, на манер Dawn of War 2 , холить и лелеять каждого отдельно взятого юнита, но есть подозрение, что игра скатится до минимализма EndWar и война на деле будет представлять собой вялые потасовки «три на три».

Шепни мне на ушко

Три игры, в которых голосовое управление было до Tom Clancy’s EndWar.

Seaman

Игра, которая поставлялась в комплекте вместе с микрофоном для Dreamcast. По сути это симулятор развития смешной рыбки с человеческой головой, которая воспринимала самые простые команды и могла отвечать на примитивные вопросы в духе «Как у тебя дела?».

LifeLine

Фантастический экшен для PlayStation 2, управляющийся голосом от начала и до конца. Главная героиня понимала более 5 тыс. слов и 100 тыс. выражений, благодаря чему LifeLine до сих пор считается одной из самых удачных игр с микрофонным управлением.

Will of Steel

А вот вам и стратегия — с EndWar ее объединяет не только необычное управление, но и схожая механика: в Will of Steel тоже не было никакого строительства и сбора ресурсов, только битвы. К сожалению, распознавала речь игра из рук вон плохо: банальную команду атаковать она воспринимала хорошо если с третьего раза.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь