Игра в материале
Fez
?Рейтинг
Игромании
8.8Рейтинг
игроков
X360
Жанр: Аркада, Логика, Платформер
Серия: Fez
Мультиплеер:  Нет
Разработчик: Polytron Corporation
Издатель: Polytron Corporation
Дата выхода: 13 апреля 2012
Fez

Fez

В разработке — Fez
«Миядзаки дает вам почувствовать, что ветер прохладный, а воздух — чистый. Я хотел повторить то ощущение благополучия, абсолютного счастья, которым искрятся лучшие его мультфильмы. Потому перед тем, как написать концепцию, просто сел и пе
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
В разработке
Fez

Говорят, если закрыть один глаз, мы потеряем способность воспринимать перспективу: невозможно понять, какой предмет расположен ближе к нам, а какой — дальше. Несмотря на этот факт, именно одноглазый персонаж игры Fez, хромой сварливый старичок, первым смог увидеть то, что другим было не дано: в мире, который остальные обитатели считали плоским, ему удалось разглядеть еще одно измерение!

Точка зрения

Fez — призер IGF 2008 (победа в номинации «Достижение в области визуального дизайна»), самого плодородного в истории инди-игр. Тогда Fez соседствовал с World of Goo, Crayon Physics Deluxe, Audiosurf и And Yet It Moves. Почти все они унесли с собой денежный приз, и абсолютно все — вышли. Кроме Fez. Год спустя мы снова связались с Филом Фишем, дизайнером и главидеологом игры, и поинтересовались, как у него идут дела. Оказалось — неплохо. Сегодня над Fez работает целая компания, Polytron Corporation. Сам Фил успел поработать в Ubisoft, потом уволился оттуда и теперь с жаром критикует прежних работодателей за бездуховность и за то, что уйма народа трудится над одним проектом, а многие сотрудники не знают друг друга в лицо. Fez — тщательно подготовленный ответ бездушным корпорациям.

Смерть героя в Fez обставлена на манер все тех же платформеров: если Гомес вдруг разбился, игра без лишних церемоний возвращает вас на то место, откуда был сделан роковой шаг.

Номинально это — двумерный платформер, стилизованный под восьмибитные поскакушки на NES. Главный герой, мачо в феске по имени Гомес, преодолевает многоярусные уровни, прыгая с одного уступа на другой. Но все, конечно, не так просто.

Fez — двумерная игра в трехмерном пространстве. То есть главный герой, враги и другие персонажи  — 2D, а мир — 3D. И этот самый мир можно крутить вокруг своей оси. Обычный пиксель, будучи перенесен в трехмерное пространство, превращается в куб, у которого имеется четыре грани (верх и низ тут тактично выносят за скобки). У нас с вами есть возможность вращать камеру вокруг каждой из этих граней, но в любом из положений игра остается тем самым двумерным платформером. Любой дом в Fez можно обойти по периметру, однако на экране Гомес все это время будет семенить вдоль абсолютно плоской стены. Но мы-то с вами знаем.

На данном приеме построен весь геймплей Fez. Гомес, жизнерадостный комок пикселей, движется только в одной плоскости. Поворачивая мир вокруг себя, он может проникать в недоступные плоским существам области. Во время каждого поворота в дело вступает прием, известный многим по Echochrome (черно-белая пространственная головоломка для PSP и PS3): обман зрения становится реальностью. Скажем, островок на переднем плане на самом деле висит в нескольких метрах от Гомеса, но в одном из положений кажется, что уступ совсем рядом. Значит — вы сможете до него допрыгнуть. Перспектива тут равна реальности — должно быть, именно поэтому персонаж, открывший Гомесу возможность крутить мир вокруг своей оси, был лишен одного глаза.

Fez — это постоянный, непрерывный вертикальный забег. Гомес карабкается, вращает мир под ногами, чтобы создать еще одну уступку, ступеньку, подножку, и лезет, лезет, лезет.

Два в восьмой

Современные 8bit-игры, которые надо видеть

Cave Story

Без должной подготовки эту картинку можно принять за скриншот из Fez, а в движении сходство даже усиливается. Вот только геймплейная разница между двумя этими платформерами безгранична. Fez — классическая инди-игра с мощной стержневой идеей. Cave Story — самый настоящий фантастический блокбастер, где акцент сделан на взаимоотношениях персонажей, сюжет и исследование мира. Герой попадает в громадную пещеру, знакомится с ее обитателями и раскрывает заговор — все как у взрослых, только в полном 2D.

Noitu Love 2

Термоядерная аркада, играть в которую могут только гонщики «Формулы-1» и пилоты сверхзвуковых истребителей. Некая вспыльчивая девица несется сквозь уровни и в массовых количествах расправляется с несчастными врагами всех цветов и размеров. У этой игры продвинутая боевая система, составленная из разнообразных ударов и движений. Здесь на полном серьезе присутствует прицел (двигаем его мышью), только вместо пули во врага летит сама героиня и бьет его. Гигантские боссы, постановочные экшен-эпизоды вроде вертолетной погони, напряженный геймплей — за ретростилем Noitu Love 2 скрывается полноценный слэшер, который даст фору Devil May Cry.

Воздушные замки

Обратите внимание на разноцветное окаймление дыры. Очевидно, она разверзается прямо сейчас.

Фил Фиш честно признается, что мотив постоянного движения ввысь (а заодно цветовая гамма и общее настроение Fez) аккуратно позаимствованы им у классика японской анимации, Хаяо Миядзаки. «Миядзаки дает вам почувствовать, что ветер прохладный, а воздух — чистый. Я хотел повторить то ощущение благополучия, абсолютного счастья, которым искрятся лучшие его мультфильмы. Потому перед тем, как написать концепцию, просто сел и пересмотрел подряд все его фильмы про небо. Чтобы зарядиться их энергией», — рассказал Фил.

Мир Fez — это один сплошной небесный замок Лапута. Смешные человечки живут полной жизнью в лазурной вышине: на многоэтажных постройках растет трава — по ней бегают карапузы и ходят солидные мужчины в цилиндрах и пенсне, на растянутых под облаками веревках сушится белье. И на всех без исключения персонажах красуется феска (в переводе с английского fez — «феска»).

Турецкая шапочка с косичкой — важнейшая деталь гардероба Гомеса — задорно подпрыгивает на голове Гомеса, когда тот ловко скачет по уровням. Вообще, внимание к деталям — одно из главных достоинств Fez. Тут можно на полном серьезе говорить о лицевой анимации, хотя черты лица некоторых героев состоят из трех пикселей (в момент улыбки их становится пять). Стилизованный под восьмибитные ретроаркады Fez с легкостью демонстрирует, как даже самые примитивные (по сегодняшним меркам) выразительные средства в умелых руках превращаются в мощные художественные инструменты. У Polytron Corporation получается безупречная с визуальной точки зрения игра: светлая, как анимация Миядзаки, наивная, как восьмибитный платформер, и совсем не такая простая, как кажется на первый взгляд.

Одни уровни пройдут в кромешной темноте…

…а другие — в черноте.

* * *

Главный на сегодня вопрос к Fez — насколько глубока его механика? В показанной нам бета-версии практически любую задачу можно было решить простым перебором, ведь положений пространства всего четыре. Стоит покрутить мир, и даже у самой безнадежной ситуации найдется решение, вы обязательно увидите доступную для прыжка платформу.

И тут в дело вступают черные дыры. Отверстия в реальности будут появляться и исчезать на ваших глазах, мешая Гомесу продвигаться к цели. Сам герой сможет подбирать предметы — например, динамит, при помощи которого он создает себе проходы в другие измерения. Наконец, ожидаются уровни в темноте, где придется прыгать в никуда, надеясь, что в последний момент пол все-таки появится под ногами.

Очевидно, что Фил ищет всевозможные варианты, как сделать геймплей разнообразным и увлекательным. И если кто-то из читателей спешит подсказать ему интересное решение — что мир можно крутить не только вдоль, но и поперек, — нам придется его огорчить. Об этом уже догадались испанцы Broken Rules. Рецензию на их искрометную And Yet It Moves можно прочитать в соответствующем разделе.


Будем ждать? Плоский, трехмерный, восьмибитный — Fez, единственный финалист грандиозного IGF 2008, который еще не добрался до релиза. Ждем в этом году.

Процент готовности: 70%

Комментарии
Загрузка комментариев